СКОТТ, РИДЛИ
СКОТТ, РИДЛИ (Scott, Ridley) (р. 1937), англо-американский кинорежиссер.
Родился 30 ноября 1937 в Южном Шилдсе, Великобритания. Учился в колледже искусств в Хартпулле и в Королевском колледже искусств в Лондоне. Работал декоратором на телестудии BBC, затем – постановщиком телесериалов и рекламных роликов.
Первый же полнометражный кинофильм Скотта Дуэлянты (1977, по роману Джозефа Ф.Конрада) обратил внимание критики, был показан на кинофестивале в Канне и получил приз за лучший дебют. Историческая драма, действие которой происходило во время Наполеоновских войн, по богатству визуального ряда выдерживает сравнение с Барри Линдоном Стенли Кубрика. От молодого режиссера ждут чего-нибудь подобного. И ошибаются.
В 1979 хитом мирового кинопроката стала вторая киноработа Чужой. Картина поставлена в только набирающем (после Звездных войн Джорджа Лукаса, Близких контактов третьей степени Стивена Спилберга и Супермена Ричарда Доннера) популярность жанре фантастики. Точнее сказать, фантастические киноленты снимали с самого возникновения кинематографа (например, Полет на Луну Жака Мельеса), но до выхода в 1977 Звездных войн жанр считался второсортным и не очень прибыльным. Серьезные проекты, такие, как Метрополис Фрица Ланга (1928) и 2001: Космическая Одиссея Стенли Кубрика (1968) в расчет не берутся, они значительно опередили свое время. В Чужом Скотт использовал мотивы дешевых фильмов класса «Б», снимавшихся в США в 1950–1960-е, но придал им крепкую драматическую основу и облек в роскошную визуальную форму. Сюжет фильма разворачивается в 21 в. на космическом корабле, совершающем посадку на далекой планете. Там астронавты обнаруживают заброшенный корабль пришельцев и целую кладку огромных яиц. «Вылупившийся» из такого яйца паразит присасывается к лицу одного из землян. Что в результате приводит к одной из самых шоковых сцен в истории кино – во время обеда в кают-компании корабля из живота бедняги вылезает жуткая тварь, которая затем вырастает до солидных размеров и начинает охотиться за астронавтами. В фильме необходимо выделить три основных достоинства, как раз и сделавших его суперхитом и классикой жанра. Первое: потрясающе созданная режиссером атмосфера клаустрофобии, подчеркнутая мастерским нагнетанием саспенса и уникальными декорациями. И второе достоинство – предельно реалистичные характеры персонажей. Даже у Стенли Кубрика в Космической Одиссее герои – не более чем типажи, второстепенные к визуальному и смысловому ряду фильма. У Лукаса в Звездных войнах и Доннера в Супермене герои – обобщенные образы из комиксов и жанровых кинолент. В Чужом это живые люди, которые разговаривают, ведут себя и реагируют на опасность как живые люди. Немалую роль в этом сыграл превосходный актерский ансамбль – Том Скерритт, Джон Херт, Гарри Дин Стэнтон, Йен Холм. И даже на фоне этих отличных актеров выделяется Сигурни Уивер, для которой эта роль стала билетом в звездный цех Голливуда. Ее Рипли – первая полноценная экшн-героиня в кинематографе, которая умнее и сильнее духом, чем мужчины. Это и есть третье основное достоинство фильма. Чужой получил «Оскар» за новаторские по тем временам визуальные эффекты и номинацию за работу художника.
После столь грандиозного успеха режиссер взялся за сложнейший, невероятно амбициозный проект. Сюжет Бегущего по лезвию бритвы основан на рассказе американского фантаста Филипа У.Дика Может ли присниться роботу электрический козленок?, его действие происходит на Земле в 2019. На планету то и дело прорываются репликанты – роботы, подобия людей, созданные для колонизации других планет. Вследствие какой-то причины они вышли из под контроля человека. Специальные подразделения «бегущих по лезвию бритвы» выявляют и уничтожают репликантов. Но в чем же причина бунта машин? Киностудия «Уорнер Брос», полностью доверяя Скотту, предоставила ему бюджет в 30 млн. долл. и звезду Харрисона Форда на главную роль «бегущего по лезвию бритвы» Декара, ожидая соответственно развлекательный блокбастер. В результате они получили фильм такой визуальной мощи, такой философской глубины, что о некоторых перипетиях сюжета и смысловых и моральных темах до сих пор продолжают размышлять историки кино и фантастики. Визуальный ряд Бегущего превзойти не удалось другим картинам кинофантастики, даже при использовании самых современных визуальных эффектов. Завораживающие виды мегаполиса будущего, с огромными рекламами и летающими машинами, выполненные под неземную музыку Вангелиса, вызывают восхищение и спустя два десятилетия после выхода фильма на экраны. Тематически же Скотту удалось скрестить фантастику с жанром «черного фильма» – популярных в 1940–1950-е детективов, в большинстве которых действовал частный сыщик. Декар в Бегущем – прямой наследник этих сыщиков – разочарованный, циничный, но вместе с тем благородный герой. Главные темы фильма – ответственность человека перед его созданиями, их бунт против создателя и вообще, кто человек – тот, кто появился из чрева матери или тот, кто живет, как и положено человеку, исходя из моральных ценностей или христианских заповедей. Визуальный дар Скотта безупречно поддерживают великолепные актерские работы Харрисона Форда и голландца Рутгера Хауера в роли вожака репликантов. К сожалению, фильм такой сложности не был принят публикой во время выхода на экраны – Бегущий по лезвию бритвы собрал всего 27 млн. долл., хотя и был выдвинут на «Оскар» за визуальные эффекты и работу художника.
В его следующей работе, сказке Легенда, роскошный визуальный стиль полностью довлеет над содержанием. История о противостоянии Добра и Зла в вековечном сказочном лесу завораживающе красива, но чрезвычайно слаба сюжетно и, соответственно, неувлекательна для массового зрителя. Еще меньше собрал романтический детектив Тот, кто меня бережет (1987), с Томом Беренджером в главной роли. Впервые после Чужого зрительской популярностью фильм Ридли Скотта пользуется в 1989 – это боевик Черный дождь, в котором герои актеров Майкла Дугласа и Энди Гарсиа, полицейские, везут из США в Японию жестокого якудза. Большой резонанс в обществе вызывает Тельма и Луиза (1991), история о двух подругах, отправившихся за город на уикенд. Одна из них подвергается попытке изнасилования. Убившие насильника подруги бегут от полиции. Несмотря на хорошую игру Сюзан Сарандон и Джины Дэвис в главных ролях, сам фильм, получивший «Оскар» за оригинальный сценарий (сам Скотт выдвигался за режиссуру), довольно примитивно рассматривающий проблему женской эмансипации, был чересчур переоценен. В 1992, к 500-летию открытия Америки, в Голливуде реализуются сразу два крупнобюджетных проекта. Первый – Христофор Колумб, режиссера Джорджа Пана Косматоса. Второй – 1492: Завоевание рая, Ридли Скотта. Оба фильма провалились в кинопрокате. Но если фильм Косматоса был просто поделкой, то 1492 можно назвать величественной неудачей. Откровенно слабый сценарий и чрезмерная затянутость и монотонность кинокартины губят ее как целостное произведение. Но эмоционально впечатляющие сцены аутодафе и высадки на американский берег, хорошая работа Жерара Депардье в роли Колумба и замечательная музыка Вангелиса не дают признать фильм и полным провалом. Каковым безоговорочно необходимо назвать следующий фильм режиссера – скучную и драматически нелепую морскую драму Белый шквал (1996). Не вызвал восторгов критиков и не оправдал надежд прокатчиков и Солдат Джейн (1998), в котором Деми Мур играла женщину-новобранца морской пехоты. Карьера Скотта была под серьезной угрозой, когда Спилберг предложил ему постановку Гладиатора.
К 2000 жанр «пеплума» – исторического киноколосса времен Древней Греции или Римской империи – давший миру такие кинокартины, как Бен Гур (1959), Спартак (1960), Клеопатра (1963), был практически мертв. Киностудии больше не вкладывали в него огромные бюджеты, а место главного голливудского аттракциона в сердцах зрителей заняли фантастика и боевики. И, конечно же, постановка подобного проекта с бюджетом в 103 млн. долларов, с актером в главной роли, не являющимся звездой (Рассел Кроу тогда звездой не был) и режиссером, имевшем за свою карьеру всего один суперхит (Чужой), была невероятным риском. Но, выйдя на экраны в мае 2000, Гладиатор собрал более 450 млн. долл. в мировом прокате и получил пять премий «Оскар», в том числе за лучший фильм года и главную мужскую роль. В чем же феномен этой кинокартины, ставшей триумфатором вопреки всему? Вероятно, в точном совпадении с запросами зрителя. К выходу Гладиатора он получал либо серьезные, драматические, но не зрелищные фильмы либо постановочные блокбастеры, со сценариями один слабее другого. Фильм Ридли Скотта соединил драматический накал и сильные работы актеров с аттракционом в лучшем смысле этого слова. Во времена Спартака Рим на экране создавали путем строительства декораций, в Гладиаторе его облик воссоздали компьютеры. И визуальный дар Скотта, наконец, раскрылся здесь на полную силу.
Обычно редко снимающий Скотт словно обрел новое дыхание. Спустя всего 10 месяцев после премьеры Гладиатора, в феврале 2001 выходит Ганнибал – продолжение классического триллера Молчание ягнят, неудачный в художественном плане, но собравший огромные деньги в кинопрокате. В декабре этого же года в прокате стартует Высадка Черного ястреба – рассказ о неудачной операции американских войск в Сомали в 1993. Безусловная удача этого потрясающего с визуальной точки зрения фильма в том, что Скотт сознательно уклоняется от какой-либо оценки событий, показывая просто невероятные в своем кошмаре перипетии происходящего. В 2003 Скотт неожиданно берется за жанр комедии и снимает Великолепную аферу, довольно посредственный, несмотря на хорошую игру Николаса Кейджа, фильм.
В 2003 получил от британской королевы Елизаветы Второй титул сэра.
Фильмография (режиссерская)
Автомобили Z (Z Cars, 1962, ТВ-серии), Мальчик на велосипеде (Boy on a Bicycle, 1965), Адам Адамант жив! (Adam Adamant Lives!, 1966, ТВ-серии), Осведомитель (The Informer, 1966, ТВ-серии), Дуэлянты (The Duellists, 1977), Чужой (Alien, 1979), Бегущий по лезвию бритвы (Blade Runner, 1982), Легенда (Legend, 1986), Тот, кто меня бережет (Someone to Watch Over Me, 1987), Черный дождь (Black Rain, 1989), Тельма и Луиза (Thelma & Louise, 1991), 1492: Завоевание рая (1492: The Conquest of the Paradise, 1992), Белый шквал (White Squall, 1996), Солдат Джейн (G. I. Jane, 1998), Гладиатор (Gladiator, 2000), Ганнибал (Hannibal, 2000), Высадка Черного ястреба (Black Hawk Down, 2001), Кино 16 (Cinema 16, видео), Великолепная афера (Matchstick Men, 2003).
Михаил Водопьянов
Paul M. Sammon. Ridley Scott: The Making of His Movies (Close Up). Thunder's Mouth Press; 1999
Brian J. Robb. Ridley Scott. Trafalgar Square; 2001
Richard A. Schwartz. The Films of Ridley Scott. Praeger Publishers; 2001
James Clarke. Ridley Scott. Virgin Publishing; 2003
Ответь на вопросы викторины «Наше кино»