ХОВАРД, РОН
ХОВАРД, РОН (Howard, Ron) (р. 1954), североамериканский режиссер, актер, продюсер. Один из самых заметных постановщиков Голливуда, работающих в в развлекальном, зрелищном кино.
Рон Ховард родился 1 марта 1954 в Дункане, штат Оклахома, в актерской семье. Первую роль сыграл в возрасте 18 месяцев в вестерне Женщина с границы. После окончания школы поступил в Университет штата Оклахомы на факультет драматического искусства, не окончив его, перебрался в Нью-Йорк и продолжил учебу в школе актерского мастерства.
В конце 1960-х-начале 1970-х Ховард сыграл в ряде фильмов разных жанров, создавая при этом один и тот же образ простоватого и обаятельного парня из глубинки. Самая значительная роль того периода – в малобюджетной постановке Джорджа Лукаса Американские граффити (1973), неожиданно ставшей одним из рекордсменов проката и представленной к номинации на «Оскар» как лучший фильм года. Одновременно с актерскими работами Ховард пробует себя в качестве режиссера. Первая постановка – комедия Дид из Даринг-Ду, снятая на студии легендарного Роджера Кормана, мастера дешевых киноподелок класса «Б» (термин применяется к фильмам, поставленным на независимых киностудиях на малом бюджете), у которого начинал ряд прославленных в настоящее время режиссеров и актеров Голливуда, таких как Фрэнсис Форд Коппола, Джек Николсон, Джо Данте и др. В 1970-е гг. Ховард работал в качестве режиссера в основном на телевидении.
Первый успех приходит к Ховарду-режиссеру в 1982 (к этому времени Рон практически перестает работать в кино как актер), с кинофильмом Ночная смена, о приятелях, решивших устроить в морге, где они работают, бордель. Довольно странный сюжет на самом деле лишь повод для создания яркой и веселой комедии. Его следующая работа в кино (также в комедийном жанре), история любви незадачливого владельца овощной компании и русалки, Всплеск становится одним из лидеров проката 1984, собрав 62 млн. долларов и рождает новую голливудскую звезду, актера Тома Хэнкса. На следующий год режиссер снимает одну из этапных для кинематографа 1980-х гг. картин, фантастическую мелодраму Кокон, о контакте инопланетян и обитателей дома престарелых. Фильм получил премии «Оскар» в номинациях: актер второго плана (Дон Амиче) и визуальные эффекты. Довольно успешной получается и следующий фильм Ховарда Ганг-Хо (1986), комедия о конкуренции американской и японской компаний.
В 1988 продюсер (и режиссер фильма Американские граффити, в котором Ховард сыграл свою лучшую роль в кино) Джордж Лукас предлагает Рону постановку фильма в жанре «фэнтэзи» о карлике, охраняющем младенца от козней жестокой королевы. Уиллоу вызывает противоречивую реакцию прессы. Но время расставляет все на свои места и в настоящее время Уиллоу по праву считается культовой классикой и одной из лучших кинокартин в жанре «фэнтэзи».
Свою несколько подмоченную репутацию кассового режиссера после фильма Уиллоу Ховард восстанавливает на следующий же год, сняв комедию Родители о большой, проблемной, но в целом очень дружной семье. Сильный актерский ансамбль (Стив Мартин, Дайана Уист, Рик Моранис, Том Халс, Киану Ривз, Джейсон Робардс и др.) и остроумный сценарий (номинация на «Оскар») обеспечили ленте большой успех у зрителя. Решив попробовать себя в более жестком жанре, в 1991 Ховард снимает драму о буднях пожарников Обратная тяга, которая снова имеет успех в прокате и выдвигается на «Оскар» за звук, монтаж звуковых эффектов и визуальные эффекты. Еще во время монтажа Тяги суперзвезда Том Круз предлагает режиссеру постановку крупнобюджетной эпической драмы о судьбе ирландских эмигрантов в Америке, фильма Далекая страна (1992). Том планировал занять в картине свою супругу Николь Кидман. Судя по всему, это была просто работа на заказ, которую Ховард выполнил по-ремесленнически – честно, но без малейшего вдохновения. Результат оказался удручающим: Далекая страна не слишком удачно прошла в прокате и была разгромлена критикой.
Раздосадованный неудачей, Ховард решает вернуться к проверенному жанру комедии и снимает Газету, блестящую и мастерски сыгранную сатиру на прессу. Несмотря на то, что Газета не имеет особого успеха у зрителя, студия Юниверсал соглашается выделить режиссеру 52 млн. долларов на экранизацию бестселлера Джима Ловелла и Джеффри Клюгера Аполлон 13, о едва не закончившейся трагедией космической экспедиции NASA на Марс в 1970. Все профессиональные качества Рона Ховарда как постановщика: умение внятно и увлекательно рассказать историю, безукоризненная работа с актерами (надо признать, это ему удается больше всего) и оптимистический посыл проявились в этой картине сполна. Выйдя на экраны США и Канады летом 1995, на праздник День Независимости, Аполлон 13 собрал в прокате 172 млн. долларов (3-е место по итогам года) и был представлен на соискание «Оскара» в 9 номинациях, уступив, правда, статуэтку за лучший фильм года историческому эпосу Мела Гибсона Храброе сердце.
Любопытно, что именно своего конкурента в борьбе за «Оскар» Мела Гибсона Ховард снимает в своем следующем фильме, мастерски поставленном триллере Выкуп. Фильм стал хитом осенне-зимнего сезона 1996. Однако следующую работу режиссера, сатирическую комедию Телевидение Эда (1999), ждал сокрушительный провал и у зрителей, и у критиков. Возможно, отчасти неудачу можно объяснить схожим по сюжету фильмом Питера Уира Шоу Трумана с Джимом Кэрри в главной роли, который вышел на экраны раньше Телевидения Эда, и основная идея сюжета – человеческая жизнь в живом эфире – уже не воспринималась как свежая и оригинальная.
Но Ховард остается Ховардом, и поэтому ему удается вернуть себе зрителя следующим же фильмом. Гринч, похититель Рождества, экранизация «графической новеллы» Доктора Сюсса о вредном, но добром в душе зеленом существе, благодаря чувству юмора режиссера и уникальной актерской работе Джима Кэрри стала одной из лучших рождественских киноисторий Голливуда Америка была покорена этой удивительной, волшебной кинолентой.
Еще не закончив съемки Гринча, Ховард и его постоянный продюсер Брайан Грэйзер начинают работать над проектом Игры разума, о жизни математика Джона Нэша, страдавшего от тяжелой формы шизофрении, но справившегося с болезнью и удостоенного Нобелевской премии. Перед Ховардом была поставлена, видимо, самая сложная задача за всю его карьеру – превратить историю душевнобольного ученого в фильм, который мог бы с удовольствием посмотреть любой зритель и обойтись при этом без чрезмерной сентиментальности, зачастую свойственной голливудским лентам, рассказывающим о силе человеческого духа. И снова режиссера выручили его чувство юмора, легкость повествования и удивительная работа с актерами (он превратил неукротимого «гладиатора» Рассела Кроу в скромного, хотя и не совсем вменяемого, математика). Результат превзошел все ожидания: Фильм Игры разума (2001) получил четыре премии «Оскар», включая две главные: за лучшую режиссуру и лучший фильм года. Это безусловный триумф Рона Ховарда, через все свое творчество, невзирая на жанр, в котором он работал, сумевшего пронести заразительную уверенность в том, что человек способен преодолеть любые, пусть самые тяжелые невзгоды и остаться самим собой.
ФИЛЬМОГРАФИЯ (РЕЖИССЕРСКАЯ)
Дид из Даринг-Ду (Deed Of Daring-Do, 1969); Суперавтомобиль (Grand Theft Auto, 1977); Леденец из хлопка (Cotton Candy, ТВ, 1978); Скайворд (Skyward, 1980, ТВ); Через волшебную пирамиду (Through the Magic Pyramid, 1981, ТВ); Ночная смена (Night Shift, 1982); Невзрачные люди (Littleshots, 1983, ТВ); Всплеск (Splash, 1984); Кокон (Cocоon, 1985); Величайший дар (No Greater Gift, 1985, ТВ); Ганг Хо (Gung Ho, 1986); Держи пять (Take Five, 1987, ТВ); Уиллоу (Willow, 1988); Родители (Parenthood, 1989); Обратная тяга (Backdraft, 1991); Далекая страна (Far and Away, 1992); Газета (The Paper, 1994); Аполлон 13 (Apollo 13, 1995); Выкуп (Ransom, 1996); Телевидение Эда (Ed TV, 1999); Гринч, похититель Рождества (How The Grinch Stole Christmas, 2000); Игры разума (A Beautiful Mind, 2001); Последний рейд (The Missing, 2003/I); Нокдаун (Cinderella Man, 2005); Код Да Винчи (The Da Vinci Code, 2006).
Михаил Водопьянов
Ответь на вопросы викторины «Наше кино»