КАЗАН, ЭЛИА
КАЗАН, ЭЛИА (Kazan, Elia) (наст. имя Элиас Казанжоглу), (1909–2003), североамериканский кинорежиссер.
Родился 7 сентября 1909 в Константинополе в греческой семье. Ребенком переехал с родителями в Нью-Йорк. Играл в авангардном театре «Груп Театр» (Group Theater). В 1930-х начал ставить пьесы на Бродвее как режиссер. Среди наиболее успешных театральных постановок Казана – Смерть коммивояжера Артура Миллера и Трамвай «Желание» Теннесси Уильямса. Сыграл в фильмах компании «Уорнер броз» (Warner Bros.) Город у ног (1940) и Блюзы в ночи (1941). В 1944 влиятельный продюсер студии «XX век Фокс» Дэррил Ф.Занук заключил с Казаном контракт на постановку нескольких фильмов. Первый же, Дерево растет в Бруклине (1945), трогательная история о работниках цирка в начале века, был удостоен премии «Оскар» за лучшую мужскую роль второго плана (Джеймс Данн).
Большой популярностью и у зрителей, и у критиков пользуется драма Джентльменское соглашение (1947), снятая на злободневную тогда в США тему антисемитизма. Грегори Пек сыграл в ней журналиста, который с целью эксперимента начинает выдавать себя за еврея, не подозревая, к каким последствиям это приведет. Картина получила два «Оскара»: за лучший фильм и лучшую режиссуру. Всего за пару лет Казан стал одним из ведущих постановщиков Голливуда.
Событием в истории кино стала кинокартина Казана Трамвай «Желание» (1951). Пьесу Казан с успехом ставил в 1930-х на Бродвее, так как с материалом он был знаком прекрасно, техникой же кинопостановки к началу 1950-х овладел в совершенстве. Оставалось – подобрать актеров. И Казан попал в точку. Вивьен Ли в роли Бланш Дюбуа и Марлон Брандо в роли Стенли Ковальского не просто сыграли свои роли, они превратили своих персонажей в настоящих, полноценных, сложных людей, в которых буквально пульсирует весь спектр человеческих эмоций – от нежности и наивной мечтательности Ли до ограниченной, мещанской злобы Брандо. Нельзя не отдать должное и умению Казана превратить статичное пространство пьесы в кинематографическую вселенную, живой и абсолютно реальный мир. Трамвай «Желание» был удостоен пяти премий «Оскар», в том числе Вивьен Ли за лучшую женскую роль. Без награды, однако, осталось главное достоинство фильма – уникальная работа Марлона Брандо. Работая с ним, Казан применил вариант «системы Станиславского», пропагандируемый в США Михаилом Чеховым. С Брандо Казан сделал и следующую свою кинокартину, Вива, Сапата! (1952), историю бурной, но непродолжительной жизни одного из вождей мексиканской революции. Трактовка революции у Казана резко отрицательная, бунт обречен на поражение, а его вожак – на моральное разложение.
Год выхода Вива, Сапата! стал роковым в судьбе и карьере Элиа Казана. В 1952 режиссер дал показания Комиссии по расследованию Антиамериканской деятельности, возглавляемой печально известным сенатором Джозефом Маккарти. Казан назвал имена десятков людей, по его мнению, сочувствующих в Голливуде коммунистам. Названные попали в т.н. «черный список», лишились работы, началась их травля в прессе. Этого Казану не простили и после смерти Маккарти в 1957, завершившей «охоту на ведьм», травить начали уже его самого, обвиняя в предательстве. Тем не менее, события 1952 породили, видимо, лучший период в творчестве Казана, мучимого теперь чувством вины и гораздо более глубокими вопросами, чем раньше.
В 1954 Элиа Казан снял, возможно, свою лучшую кинокартину В порту. Основанный на газетных публикациях, фильм рассказывает о коррупции в профсоюзах рыбаков Нью-Йорка. В третий раз работая с Марлоном Брандо (воплотившем образ тугоумного боксера, в котором медленно, но верно пробуждается самооценка и чувство гражданского долга), Казан добивается от него неистовой, яростной и в то же время предельно сконцентрированной игры. Мастерски сочетая предельный реализм повествования (замечательная операторская работа Бориса Кауфмана, исключительно достоверные декорации) с библейскими мотивами самопожертвования, Казан создал этапный фильм не только в истории Голливуда, но и всего кинематографа. В порту получил восемь премий «Оскар», в том числе за лучший фильм, лучшую режиссуру и (наконец!) Марлону Брандо за лучшую мужскую роль.
В 1955, вслед за Брандо, Казан открыл другую яркую актерскую индивидуальность Голливуда – Джеймса Дина. 23-летний актер (погибший в 1956 и возведенный в ранг молодежного идола) создал свой лучший, наполненный энергией и страстью образ в кино в фильме Казана К востоку от рая, экранизации романа классика американской литературы Джона Э. Стейнбека. О цинизме и лицемерии общества говорят фильмы режиссера Куколка (1956) и Лицо в толпе (1957). В 1963 вышла эпическая кинокартина Америка, Америка, о судьбе греческих эмигрантов в США, частично основанная на воспоминаниях Казана. Менее удачна в художественном плане, но принципиальна в нравственном кинолента Сделка (1969), где речь идет о человеке, которого посещают призраки людей, которых он когда-то предал. Сделка – исповедь Казана, так и не простившего себе свою измену. Первым в американском кино Казан обратился (хотя и косвенно) к теме Вьетнамской войны в драме Посетители (1972), о бывших солдатах, мстящих своему сослуживцу за его рапорт командованию о их преступлениях. Последний законченный фильм режиссера – Последний магнат (по роману Фитцджеральда), рассказ о нравах киностудий «Золотого века» Голливуда.
В марте 1999 Элиа Казану был присужден «Оскар» за вклад в киноискусство. Во время вручения 89-летнему режиссеру премии (вручали Мартин Скорсезе и Роберт Де Ниро) часть зала аплодировала стоя, а часть осталась сидеть, демонстративно высказав свое презрение человеку, предавшему своих коллег. Но жизнь художника меряется его творениями, а не поступками, которые он скорее всего, необдуманно, совершал в своей жизни. И Элиа Казан навсегда останется выдающимся кинорежиссером, в центре творчества которого всегда был человек во всей своей невероятной сложности и в борьбе как с подлостью окружающего мира, так и с компромиссом и низостью в самом себе.
ФИЛЬМОГРАФИЯ
Люди из Камберленда (People From Cumberland, 1937); Все для тебя (It's Up To You, 1941); Дерево растет в Бруклине (Tree Grows in Brooklyn, 1945); Море травы (Sea of Grass, 1947); Джентльменское соглашение (The Gentleman's Agreement, 1947); Бумеранг! (Boomerang!, 1947); Розовый (Pinky, 1949); Паника на улицах (Panic in the Streets, 1950); Трамвай «Желание» (Streetcar Named Desire, 1951); Вива, Сапата! (Viva, Zapata!, 1952); Человек на канате (Man on a Tightrope, 1953); В порту (On the Waterfront, 1954); К востоку от рая (East to Eden, 1955); Куколка (Baby Doll, 1956); Лицо в толпе (A Face in the Crowd, 1957); Дикая река (Wild River, 1960); Отражение в траве (Splendor in the Grass, 1961); Америка, Америка (America, America, 1963); Сделка (The Arrangement, 1969); Посетители (The Visitors, 1972); Последний магнат (The Last Tycoon, 1976); За пределами Эйджина (Beyond the Aegean, 1989).
Михаил Водопьянов
Brenda Murphy. Tennessee Williams and Elia Kazan: A Collaboration in the Theatre. Cambridge University Press, 1992
Elia Kazan. Elia Kazan: A Life. DaCapo Press, 1997
Sam B. Girgus. Hollywood Renaissance: The Cinema of Democracy in the Era of Ford, Kapra, and Kazan. Cambridge University Press, 1998
Elia Kazan, William Baer(Editor). Elia Kazan: Interviews (Conversations With Filmmakers Series). Univ Pr of Mississippi (Trd), 2000
Elia Kazan, Jeff Young (Editor). Kazan: The Master Director Discusses His Films: Interviews with Elia Kazan. Newmarket Press, 2001
Ответь на вопросы викторины «Наше кино»