САНКХЬЯ-КАРИКА
САНКХЬЯ-КАРИКА (санскр. ), канонический текст санкхьи, составленный в 4–5 вв. Ишваракришной, благодаря которому это древнейшее направление индийской мысли стало одной из классических систем-даршан. Сведения об Ишваракришне незначительны, известно только, что он был, возможно, брахманом из Кошалы (Северо-Восточная Индия), ставшим странствующим аскетом.
Санкхья-карика содержит от 69 до 73 стихов (у различных комментаторов) в сложном размере арья. Карики 1–2 констатируют порабощенность индивида тремя видами страдания (от себя, от живых существ и «свыше») и задают установку на освобождение от них. В кариках 3–7 кратко «записываются» все 25 начал санкхьи (через атрибуцию им возможности и невозможности модифицироваться или быть модификациями), учение об источниках знания и сферах их применимости. Карики 8–20 представляют онтологию санкхьи: учение о предсуществовании следствия в причине (саткарья-вада), характеристики «проявленного» и «непроявленного» уровней трехгунной реальности, самих трех гун – конечных ноуменов бытия, проявляющихся в аспектах просветленности, активности и инертности, обоснование Пракрити (Непроявленное) как единства трех гун в качестве Первоматерии мира, существования атмана-пуруши как «чистого субъекта» и его множественности, а также ложной взаимоассимиляции Пракрити и пуруш. Карики 21–27, 38 посвящены космологии – эманациям всех «проявленных» начал мира из Непроявленного. В кариках 28–37 классифицируются и иерархизируются 10 перцептивных и моторных способностей и 3 «внутренние способности» (антахкарана) – ум-манас, эготизм-аханскара и интеллект-буддхи. Предмет карик 39–55 – механизм трансмиграции тонкого тела (сукшма-шарира) – своеобразного посредника между духовным началом-пурушей и материальными телами – и диспозиции сознания индивида (бхавы), определяющие результаты трансмиграции. Тема карик 56–61 – служение «бессознательной» Пракрити интересам пуруш. Карики 62–68 посвящены «освобождению» пуруши от мира страданий, которое начинается с «реализации» истинного знания (здесь же даются рекомендации по созерцательной практике) и завершается последним развоплощением. При этом само духовное начало, будучи по определению бездейственным, закабаляется и «освобождается» необъяснимым и не совсем логичным образом самой персонифицируемой Первоматерией, которая, будучи бессознательной, каким-то образом осуществляет целеполагающую деятельность в мире. В последних стихах Санкхья-карики излагаются основные «исторические» вехи трансляции учения санкхьи.
Сочинение Ишваракришны пользовалось беспрецедентной популярностью: уже к 10 в. на него было составлено более десятка комментариев, а все оппоненты санкхьи (буддисты, джайны, вайшешики, наяики, ведантисты) опирались в изложении ее учения на Санкхья-карику. Сформулированный им классический дуализм санкхьи стал одним из важных мировоззренческих каркасов космологии Пуран и тантризма.
Комментарии
Комментарии к Санкхья-карике начали составляться, вероятно, непосредственно после создания Санкхья-карики (один из них приписывается некоторыми исследователями самому Ишваракришне). Один из ранних комментариев может быть датирован лучше других: это оригинал китайского комментария, сделанного буддийским монахом Парамартхой в 540–569, который, вероятно, назывался Суварнасаптати-вритти (Толкование на Золотое семидесятистишье [Ишваракришны]) и был составлен не позднее рубежа 5–6 вв. Оригинал Парамартхи представлял собой стандартный учебный текст, рассчитанный на прохождение адептами санкхьи «общего курса».
К тому же или чуть более позднему времени относятся два комментария, открытые в 1970-е годы, – краткая Санкхья-вритти (Толкование санкхьи) и Санкхьясаптати-вритти (Толкование Семидесятистишья санкхьи). Если оригинал комментария Парамартхи можно сравнить с общим курсом, то Санкхья-вритти – с курсом элементарным; этот краткий учебный текст для начинающих санкхьяиков обнаруживает еще меньше исследовательской рефлексии, чем предыдущий памятник. В Санкхьясаптати-вритти изложение материала также обнаруживает учебные задачи, но классификации элементов учения здесь уже значительно более развернуты и большее внимание уделяется полемике с другими философскими направлениями.
К 7 в. была составлена, вероятно, Санкхьякарика-бхашья (Комментарий к Санкхья-карике) Гаудапады, весьма популярная в традиции санкхьи. Гаудапада писал очень простым языком и стремился к прозрачно ясному изложению материала, но это не простота учебного пособия: задача состояла в том, чтобы дать максимально стабильную и «экономную» интерпретацию карик Ишваракришны, – с тем, чтобы доктринальная система санкхьяиков была зафиксирована и не «размывалась».
В отличие от названных комментариев Юктидипика принадлежит выдающемуся теоретику, который представил трактат Ишваракришны в историческом контексте (нечастый случай в индийской литературе), защищал его положения от контраргументов основных оппонентов и обосновал его адекватность в рамках «метаправил» научной (шастрической) литературы (см. ЮКТИДИПИКА).
К теоретикам принадлежал и неизвестный нам автор лаконичной Джайямангалы (Благословение победы), писавший, по-видимому, в 7–8 вв.: текст Ишваракришны становится у него исходным материалом для систематизации эпистемологии санкхьи, он пытается выявить и «точки отсчета», лежащие в основе доктрины множественности и, соответственно, единства Атмана в санкхье и веданте.
Зато лишь имитатором теоретизирования предстает писавший, вероятно, в 8–9 вв. автор Матхара-вритти (Толкование Матхары), который демонстрирует в этом (по сути учебном) тексте свою эрудицию в наследии ньяи, имитирует этимологизирование времен ранней брахманической прозы и часто цитирует индуистскую литературу.
Венчает комментаторскую традицию, надстроившуюся над Санкхья-карикой, толкование философа-энциклопедиста Вачаспати Мишра Таттва-каумуди, которое относится к теоретическим комментариям и в ряде случаев подытоживает работу предшественников, принимая некоторые трактовки, отвергая другие и создавая собственные конструкции (см. ВАЧАСПАТИ МИШРА). Конспектом комментария Вачаспати Мишры можно считать Санкхья-чандрику (Лунный свет санкхьи) Нараяна Тиртхи. Названными толкованиями комментаторское наследие классической санкхьи отнюдь не исчерпывается, поскольку трактат Ишваракришны продолжает комментироваться в «живой» традиции санкхьи (ср. Санкхьякарика-бхашья Кришнаваллабхачарьи, изданная в 1933).
См. также АНТАХКАРАНА; БХАВЫ; ГУНЫ; ДУХКХА; ЙОГА-СУТРЫ; ПРАКРИТИ; ПУРУША; САНКХЬЯ-СУТРЫ; ШАШТИТАНТРА.
Владимир Шохин
Лунный свет санкхьи. Ишваракришна, Гаудапада, Вачаспати Мишра. М., 1995
Ответь на вопросы викторины «Философия»