САНКХЬЯ-СУТРЫ
САНКХЬЯ-СУТРЫ (санскр. ), сутры санкхьи, приписываемые древнему философу Капиле, но сложившиеся в окончательном виде не ранее 14 в. Составитель Санкхья-сутр опирается на тематику Санкхья-карики, но создает новую редакцию санкхьи, сопоставимую в определенном смысле с классической, как метаязык и язык-объект: уже в первых сутрах установка Санкхья-карики на избавление индивида от страданий интерпретируется в контексте общеиндийской концепции целей человеческого существования (пурушартха).
Одновременно осуществляется ведантизация санкхьи, выражающаяся уже внешне в интенсивном обращении к текстам Упанишад (имитируется даже формальная особенность организации текстов ранних Упанишад, проявляющаяся в удвоении последней сутры каждого раздела).
Санкхья-сутры составлены как явно полемический текст, отстаивающий положения санкхьи перед лицом всех остальных даршан. Они включают 527 сутр, распределяемых по шести разделам. Раздел I посвящен «закабалению» индивида страданиями и его «освобождению», учению о причинности, теории познания. Раздел II – космическим эманациям Первоматерии, пространству и времени, способности восприятия, действию и мышлению индивида. В разделе III рассматриваются физическое и тонкое тела (сукшма-шарира), сопровождающие духовное начало в сансаре, познание йогинов, четыре состояния сознания, достижение «освобождения» (мокша) и существование того, кто «освободился» уже при жизни. Раздел IV содержит наглядные образы, опорные для медитации по методу санкхьяиков, и «практические» рекомендации. В разделе V собраны контраргументы санкхьяиков, направленные по адресу соперников. VI раздел резюмирует содержание предыдущих и представляет заключительные тезисы о духовном начале и механизмах его «освобождения».
Составитель Санкхья-сутр вводит новые темы, не встречавшиеся в классической санкхье. Среди них, например, проблема статуса универсалий и природа ложного восприятия.
Имеется два основных комментария к Санкхья-сутрам: в 15 в. появилась Санкхьясутра-вритти Анируддхи, в значительной мере опирающаяся на комментарий Вачаспати Мишры к Санкхья-карике, в 16 в. – Санкхьяправачана-бхашья Виджнянабхикшу, давшего истолкование в русле своей синкретической системы (сохранились отрывки и из комментария некоего Ведантина Махадэвы).
См. также ВАЧАСПАТИ МИШРА; ВИДЖНЯНА БХИКШУ; МОКША; ПУРУШАРТХА; САНКХЬЯ-КАРИКА; ШАРИРА.
Сутры философии санкхьи: Таттва-самаса, Крама-дипика, Санкхья-сутры, Санкхья-сутра-вритти. М., 1997
Ответь на вопросы викторины «Философия»