АНТАХКАРАНА
АНТАХКАРАНА (санскр. – «внутренний инструментарий»), в индийской философии, единство ментальных способностей, признаваемое в системах санкхьи и веданты, отличных от духовного начала и от 10 индрий – способностей восприятия и действия.
В Санкхья-карике Ишваркаришны (4–5 вв.) антахкарана включает три компонента (продукты первоматерии Пракрити) в иерархической последовательности. Манас (букв. «мысль», «мышление») – координатор функционирования индрий, ответственный прежде всего за то, чтобы они не происходили одновременно (иначе невозможны раздельные восприятия объектов и, соответственно, познание как таковое). Аханкара (букв. «делание я», «слово я») отвечает за координацию объектов познания, желания и действия с субъектом опыта, соответствует эго-центризму и эго-изму и определяется как «примысливание-себя» (абхимана) к любому познавательному акту. Третий компонент – буддхи (букв. «пробуждение») – высшее ментальное начало, соответствующее способности суждения. Буддхи определяется как «решение» (адхьявасайя), которое можно понимать и как познавательное определение («Это – горшок», «Это – ткань»), и как практическое («Я предназначен для того-то», «Я должен сделать это»). Буддхи является субстратом 8 диспозиций сознания: добродетели, знания, бесстрастия и сверхспособностей с их противоположностями – не-добродетелью, не-знанием, пристрастием и бессилием, и ему же принадлежит то, что можно назвать способностью разума – в частности, установление границ между Пурушей и всем, что отлично от него. Вачаспати Мишра (9 в.) наглядно иллюстрирует место всех ментально-перцептивных начал в опыте: вначале человек различает в темноте смутный силуэт посредством органа зрения, затем с помощью манаса постигает, что это разбойник, аханкара примысливает: «Он идет прямо на меня!», а буддхи принимает решение: «Надо бежать!». Антахкарана, в отличие от индрий, действующих лишь в настоящем времени, работает с объектами всех трех времен; индрии сами составляют его объектную сферу и соотносятся с ним как двери со стражами; они готовят для него познавательный материал, который он передает Пуруше. Между ними установлены отношения субординации: согласно тому же Вачаспати Мишре, буддхи соотносится с двумя с манасом и аханкарой подобно тому, как министр, подчиненный царю (Пуруша), – с начальниками провинций.
В адвайта-веданте антахакарана включает, помимо трех названных начал, также читту (букв. «мышление»). По Таттвабодхе, приписываемой Шанкаре, именно антахкарана является «местонахождением» Незнания-авидьи. Но «внутренний инструментарий» также неоднозначно локализуется: у Шанкары все четыре компонента соотносятся с различными телесными органами, а у его ученика Сурешвары весь «внутренний инструментарий» помещается в сердце. Именно благодаря связи с антхакараной индрии становятся достаточно «прозрачными» для отражения своих объектов. Ведантисты принимают учение санкхьи о том, что антахкарана является продуктом Пракрити, но привносят в его трактовку новый момент: он рассматривается как единство функций, налагаемых Незнанием на чистое сознание Атмана и создающих иллюзию его дробления. Другой ученик Шанкары – Падмапада прослеживает шестиэтапный процесс становления «внутреннего инструментария»: при первом наложении Незнания на Атман (адхьяса) чистое сознание как бы обретает направленность вовне, полагая себя в качестве «свидетеля» (сакшин), на последнем осуществляется определенных наложение внешних условий существования (упадхи) для складывания субъекта реинкарнаций (сансарин).
См. также АТМАН; ВАЧАСПАТИ МИШРА; ПУРУША; САНКХЬЯ-КАРИКА
Владимир Шохин
Ответь на вопросы викторины «Мифология»