ПУРАНЫ
ПУРАНЫ (санскр. – «[повествования] о древности»), жанр индуистской литературы, относящийся к разряду «преданий» (смрити) и представленный в стихотворных сводах. Пураны традиционно распределяются в соответствии с почитанием трех верховных богов индуизма – Вишну, Брахмы и Шивы и представляют собой энциклопедии индуистской мифологии, ритуала, теософии, космологии и космографии, сотериологии, легендарных и исторических преданий, теории искусства и различных отраслей знания. С традиционной точки зрения, Пураны – это тексты, в которых разрабатываются пять тем: 1) миросозидание (сарга); 2) мироразрушение (пратисарга); 3) генеалогия (ванша) богов и риши; 4) периоды Ману (манвантары), каждый из которых имел своего первого человека; 5) история династий (ваншанучарита), считающих своими родоначальниками божества Солнца или Луны. Некоторые Пураны, правда, не содержат этих тем, тогда как другие обильно восполняют или дополняют их широкой «энциклопедической» информацией (потому отдельные пуранические тексты настаивают на наличии не пяти, а 10 «признаков»). Тем не менее «пять признаков» существенно важны для осмысления происхождения Пуран.
Самое раннее упоминание о «древних сказаниях» и прославлениях героев (нарашанси) содержится уже в Атхарваведе, где о «пуране» речь заходит после четырех Вед. В Шатапатха-брахмане пураны уже «спаяны» с итихасами (букв. «так именно было») – повествованиями о прошлом; здесь они называются «сладостной жертвой богам». В Чхандогья-упанишаде итихасы-пураны следуют в списке «знаний» непосредственно за четырьмя Ведами и даже названы пятой Ведой, а в другом пассаже итихасы-пураны ассоциируются с атхарвангирасами, т.е. с четвертой Ведой. Предполагают, что указанные тексты должны были читаться в промежутках между этапами продолжительных ведийских жертвоприношений типа ашвамедхи, и это подтверждается свидетельством Ашвалаяна-грихьясутры, по которой жрец произносит пурану на восьмой день жертвоприношения, а итихасу – на девятый. Другой класс сказаний, близкий пуранам, обозначался как акхьяны. По указаниям Брахман к ним относились мифы о битве богов и асуров, о Супарни и Кадру, о Шунахшепе и другие. У Яски и Панини (середина I тыс. до н.э.) все три термина означают эпические сказания о битве богов и асуров, о мудреце-риши Вишвамитре, об Ангирасах. Махабхарата неоднократно называет пураной себя, а также отдельные свои законченные эпизоды, например, о прекрасной Шакунтале, о риши Васиштхе, о Намучи, о любви Наля и Дамаянти. Но по Артхашастре (1–2 вв.), итихаса включает пураны, а также итивритту (букв. «так было»), акхьяику (видимо, идентично акхьяне), удахарану (вероятно, назидательные примеры), дхармашастру и артхашастру. Трактовка Артхашастры находит параллели в текстах Типитаки, которые, перечисляя предметы традиционного образования брахманов, называют среди них только итихасу. Законы Ману открываются космогонической картиной, в которой не называются пураны, но присутствуют по крайней мере три из традиционных «пяти признаков»: повествования о миросозиданиях, о мироразрушениях и генеалогия богов и риши. Более поздняя Яджнявалкья-смрити определяет пураны в качестве одного из источников знания о дхарме – трактовка, которая восходит еще к Дхармасутрам, по которым царь, приступая к своим судебным обязанностям, должен руководствоваться Ведами, Дхармасутрами, Ведангами и, наконец, «пураной».
Больше известно о нижней границе наиболее древних Пуран. К последним практически единодушно относят Вишну-, Вайю- и Матсья-пурану. Тот факт, что они в своих «пророчествах» о будущем (которые всегда оказываются в Пуранах ретроспективными) указывают признаки нашествия гуннов, но ничего не сообщают о послегуннских правителях (в том числе о Харше), позволяет считать, что к 6 в. ранние Пураны уже были кодифицированы. Некоторые, притом наиболее важные тексты, например Бхагавата-пурана, были созданы не ранее 9–10 вв., иные имеют вставки позднейшего периода. Курьезный случай представляет собой знаменитая Бхавишья-пурана (Пурана о будущем): текст с подобным названием упоминается уже в Дхармасутрах, а ее наличный материал постепенно обрастал все новыми «пророчествами» (по мере их реализации) вплоть до упоминания королевы Виктории и Махатмы Ганди.
Каноническое число Пуран – 18. В большинстве случаев они перечисляются в самих пуранических текстах в последовательности: Брахма-, Падма-, Вишну-, Вайю- (Шайва-), Бхагавата-, Нарада-, Маркандея-, Агни-, Бхавишья-, Брахмавайварта-, Линга-, Вараха-, Сканда-, Вамана-, Курма-, Матсья-, Гаруда- и Брахманда-пурана.
Классификации Пуран носят «конфессиональный» характер. Так, в Падма-пуране утверждается, что все они вышли из тела Вишну, что подразумевает вишнуитскую интерпретацию их происхождения. В том же тексте они распределяются по трем гунам санкхьи – опять-таки с вишнуитских позиций. А именно, вишнуитские Вишну-, Нарада-, Бхагавата-, Гаруда-, сама Падма- и Вараха-пурана пронизаны гуной просветленности, саттвой, и ведут к «освобождению»; посвященные Брахме Брахманда-, Брахмавайварта-, Маркандея-, Бхавишья-, Вамана- и Брахма-пурана – пронизаны раджасом и могут обеспечить только небо; шиваитские Матсья-, Курма-, Линга-, Вайю-, Сканда- и Агни-пурана – пронизаны тамасом и ведут в ад. Однако это явная схематизация, поскольку Матсья- содержит как шиваитские, так и вишнуитские разделы, Брахмавайварта- посвящена скорее Кришне, чем Брахме, Брахма- является вишнуитско-шиваитским текстом, а Маркандея- и Бхавишья-пурана вообще «внеконфессиональны».
Кроме 18 Пуран, индуистская традиция насчитывает столько же Упапуран («Дополнительные Пураны»), в класс которых включались тексты, которые были пураническими по жанру, но на определенной стадии не смогли занять место в уже «заполненном» списке. Среди них наиболее значительна Вишнудхармоттара-пурана, составленная, вероятно, в 6–11 вв. в Кашмире. Шиваитская Ганеша-пурана (посвященная знаменитому слоноголовому сыну Шивы) проникнута махаянскими идеями каруны («со-страдание»). Самбху-пурана – единственный пуранический текст, посвященный солнцу. В Калика- и Йоги-пуране доминирует почитание богини-матери Камакхьи. Свальпаматсья-, напротив, отражает позиции самого «ортодоксального» индуистского направления – смартов («последователи предания»), а Сарасвати-пурана посвящена прославлению священного озера Сиддхараджа-сарас.
Одной из сложностей в датировке Пуран является то обстоятельство, что они включают множество вставных текстов. Так, Вайю-пурана включала Гайя-махатмью – собрание местных легенд и ритуальных предписаний, связанных с сакрализованным регионом в Бихаре; Брахманда-пурана – Лалитасахасранамастотру или тысячу имен богини Лалиты, наделяемой особой силой и милостью, а также Адхьятамарамаяну – текст позднесредневековой бхакти в сочетании с идеями адвайта-веданты (возможно, написанный в 14 в. Раманандой), рецитируемый рамаитами в предполагаемый день рождения Рамы; Агни-пурана – Ишвара-гиту (Песнь Ишвары), шиваитскую имитацию Бхагавадгиты. Примером аналогичных вставок культовой поэзии в Упапураны служит Ганешагита, включенная в Ганеша-пурану. Однако «вставлялись» в Пураны и вполне внекультовые тексты. Так, в Агни-пурану был включен целый фольклорный сборник Двадцать пять рассказов Веталы, в Гаруда-пурану – пособие по медицине, в Вишнудхармоттара-пурану – трактат по живописи и т.п.
Джайнские пураны
– один из самых популярных видов имитации жанров брахманической литературы в джайнизме (ср. «четыре Веды» канона дигамбаров или увамги, сопоставимые с ведангами у шветамбаров).
Первым опытом был обширный пракритский эпос Паумачария (Падмачарита – Деяния Падмы) Вималасури (3 в.) представлявший собой джайнский вариант Рамаяны («Падмой» или Лотосом здесь именуется Рама) в 118 «песнях». По указанию Джины его любимый ученик Гойяма (Гаутама) Индрабхути рассказывает царю Мадагхи Сении (Биндусара) историю о Раме, которую исказили брахманы. Вальмики был обманщиком, и царь должен знать, что было с Рамой на самом деле. Трактовки истории Рамы у брахманистов неправдоподобны: обезьяны не могли противостоять армии хорошо вооруженных демонов, а царь богов Индра не мог подчиниться их владыке Раване («песнь» 2). Союзники Рамы, обезьяны, были на самом деле полубожественными существами-видьядхарами («обладатели магических формул»), которые лишь носили обезьяньи знаки на своих знаменах. Радикально переосмысляется образ Раваны: свои «сверхсилы», с помощью которых он смог поколебать небо, Равана получил, оказывается, не хитростью или жестокостью, но аскетическими подвигами, а в «песне» 9 он даже обращается в джайнизм – только тогда становится понятной его победа над Индрой («песни» 12 и 13). Джайном становится и царь обезьян Хануман, а сам Рама, следуя истинному, с джайнской точки зрения, пути, достигает нирваны. В начале и завершении своего эпоса Вималасури прямо называет его «пураной», включая в свое повествование признаки Пуран – описание «начала» мира, его состояние в «золотой век» первого Джины, когда были только три варны (без брахманов), происхождение небожителей видьядхаров («песни» 3 и 5), позднее появившихся брахманов («песнь» 4), царей солнечной и лунной династий («песнь» 5).Опыт Вималасури нашел продолжение в санскритских переработках Рамаяны, прежде всего в Падма-пуране Равишены (7 в.), куда, помимо «происхождения мира», включены проповеди джайнского учения. История Рамы, так и обозначенная Джайнская Рамаяна, включена в текст Уттара-пураны, а также в седьмую главу Описания деяний 62 великих мужей Хемачандры (12 в.).
Джайнами был освоен сюжет и другого великого эпоса – Махабхараты. Первым опытом здесь была Хариванша-пурана Джинасены (8 в.). Поэма открывается повествованием о первом джине Ришабхе, затем описываются приключения Кришны и его брата Баларамы. Кузеном Кришны оказывается Неми – двадцать второй джайнский тиртханкар. Кауравы и Карна обращаются в джайнизм, а пандавы принимают монашеские обеты и достигают нирваны. Им посвящена поэма Дэвапрабхасури Пандавачарита (Деяния пандавов) (12–13 вв.) в 18 книгах – в соответствии с композицией великого эпоса, и Пандава-пурана, скомпилированная в 16 в.
Среди других опытов в пураническом жанре следует назвать Тришаштилакшана-махапурану (Великая Пурана о 63 великих мужах) Джинасены и Гунабхадры (9 в.), первый раздел которой, «Ади-пурана», посвящен жизнеописанию первого тиртханкара Ришабхи, второй, «Уттара-пурана», остальных «великих мужей». Как и индуистские Пураны, джайнская пурана претендует не только на мироописание, но и на энциклопедизм: в отдельных главах описываются обряды-санскары, толкования снов, основы науки политики и все, что должен знать джайн.
Из «Вайю-пураны». – В кн.: Хрестоматия по истории древнего мира. М., 1956
Гринцер П.А. Древнеиндийский эпос. Генезис и типология. М., 1974
Посова Т. К. Мифология «Девимахатмьи». – В кн.: Древняя Индия. Язык. Культура. Текст. М., 1985
«Век бедствий» – Калиюга. Харивамша, Матсья-пурана. – В кн.: История и культура древней Индии: Тексты. М., 1990
Сахаров П.Д. Мифологическое повествование в санскритских пуранах. М., 1991
Вишну-пурана. СПб, 1995
Ответь на вопросы викторины «Философия»