ЛОКА
ЛОКА (санскр. loka – «свет», «открытое пространство», «мир», «вселенная», «космический регион», «живые существа», «люди»), в индийской и философии, вселенная в ее пространственном аспекте. Представление о локах как мировых регионах, образующих выстроенную по вертикали иерархию, в сочетании с представлением о центре вселенной и в разной степени отдаленных от него регионах, соответствующих принципу деления мира по горизонтали, складывалось постепенно, но в конечном счете было принято во всех трех основных религиях Индии.
Ведизм, брахманизм, индуизм.
Слово «лока», означающее изначально «открытое пространство», ассоциировалось в ведийском жреческом мировидении прежде всего с пространством сакральным, ритуальным, конкретнее, с тем священным местом, в котором осуществляется непосредственное общение мира людей с миром богов при совершении жертвоприношений и которое образует центр концентрических кругов, охватывающих мироздание. Уже в Ригведе различаются три мира – небесный, земной и подземный, – которые и станут основой всех классических стратификаций мирового пространства в индуистских текстах. В Брахманах «локи» уже означают регионы мира, а еще раньше, в Атхарва-веде, мы встречаемся с «Брахмалокой» – миром Брахмана, достижение которого соответствует, согласно древним Упанишадам, обретению вечного блаженства. Нет сомнения, что уже ко времени деятельности Будды брахманисты иерархизировали мир в соответствии со сферами компетенции богов, которые различались по рангам. Эту пирамиду должен был увенчивать «мир Брахмы» (мир же земных богов распределялся на сферы компетенции четырех «хранителей мира» – локапалов).
На начальной стадии индийской философии некоторые «брахманы и шраманы» обсуждали концепции мироздания (лока). Как можно судить по буддийской Брахмаджала-сутте, среди них различались те, кто считал мир, наряду с Атманом, безначальным, полубезначальным (они, вероятнее всего, отстаивали идею периодических созданий мира Брахмой) и случайным, а также считавшие его пространственно ограниченным, неограниченным, ограниченным и неограниченным одновременно и не тем и не другим. При этом некоторые из этих философов приходили к указанным выводам, исходя из своего медитативного опыта, а другие – из чисто умозрительных рассуждений.
Концепция трех миров (трилока) оформляется, однако, лишь в текстах раннего (Махабхарата, Хариванша) и классического индуизма (Бхагавата-пурана и др.). Но здесь три мира уже расширяются до пятнадцати, поскольку верхний и нижний подвергаются дальнейшей, семеричной, стратификации. Так, согласно наиболее популярной версии (ср. Вишну-пурана, раздел II; Падма-пурана, разделы III–IV и более поздние пуранические тексты), семь верхних регионов распределяются в последовательности: земля, населяемая людьми (бхур-лока); атмосферное пространство между землей и солнцем, населяемое «молчальниками»-муни и «совершенными»-сиддхами, но также и душами усопших (бхувар-лока); небо Индры, располагающееся между Солнцем и Полярной звездой (свар-лока); регион над Полярной звездой, населяемый Бхригу и другими риши из рода прародителя богов и людей Праджапати, которые выживают после периодических разрушений первых трех миров (махар-лока); мир Санаткумары и других сыновей Брахмы (джанар-лока); мир божества Вирадж – гермафродитного божественного начала, составляющего половину «тела Брахмы», а также «отрешившихся»-вайрагинов (тапар-лока); мир Брахмы, где обитают погруженные в медитацию праведники, которым гарантировано избавление от дальнейших перевоплощений (сатья-лока). Семь же нижних миров, располагающихся под землей, населены полубогами, полудемонами и демонами: это регион «Великой Иллюзии»-Махамайи (атала – «отсутствие бездны»), Хатакешвары – формы Шивы (витала), царя демонов Бали (сутала – «большая бездна»), демона Майи (талатала – «бездна и не-бездна»), великих змеев (махатала – «великая бездна»), демонических дайтьев и данавов (расатала – «влажная бездна»), царя обожествляемых змей-нагов Васуки, столицей которого считался выложенный золотом город Бхагавати, и его «подданных» (патала). Однако составляющие семи нижних миров значительно варьируют в различных версиях пуранической космографии.
По версии Вишну-пураны, а также других пуранических текстов, отразившейся и в философской литературе, 14 мировых регионов распределяются между семью высшими, шестью низшими и располагаемым в середине земным миром, который именуется «материком Джамбу» (Джамбудвипа). В середине этого срединного мира помещается сказочная священная гора Меру, образующая центр не только Джамбу, но и всей вселенной, от которой отсчитываются все точки пуранической космографии и которая изображается в виде перевернутого конуса или чашечки лотоса. На ее вершину с неба падает река Ганга и растекается по земле; все четыре ее склона сделаны из золота и драгоценных камней и населены богами «индийского Олимпа»; она считается резиденцией Брахмы и местом встречи богов, мудрецов-риши, и небесных музыкантов-гандхарвов, которые принимают там наиболее «ответственные решения». По четырем сторонам света от нее располагаются другие горы, разделяющие и окаймляющие восемь «стран»: к северу от горы Меру расположены страны Куру, Хираньяка и Рамьяка, к востоку – Бхадрашва, к западу – Кетумала, к югу – Кимпуруша, Хариварша и Бхарата. Последняя, «страна бхаратов» – самая южная и главная – населена потомками царя Бхараты, сына царя Душьянты и прекрасной Шакунталы (мотив Махабхараты, разработанный в знаменитой пьесе Калидасы), отказавшегося от трона ради отшельнической жизни и идентичная самой Индии, которая в этом контексте идентифицируется как страна героев Махабхараты. Весь материк Джамбу, достигающий в диаметре 100 000 йоджан (мера длины, 1 йоджнана равна примерно 13–14 километрам), является центром космографической системы, представляющей собой последовательность сказочных океанов (Соленый, Сахарнотростниковый, Винный, Масляный, Сметанный, Молочный, Сладководный), окружающих не менее сказочные материки Шака (где растет дерево тик, льются обильные дожди, и Вишну почитается в виде солнца), Куша (где растет одноименная священная трава, изобилуют минералы и драгоценные камни и более всех почитается бог Агни), Краунча (его орошает тысяча рек, а в его центре расположена одноименная гора), Шалмали (материк одноименного шелкового дерева, где нет ни лета, ни зимы, атмосфера напоминает плотный смог, а люди обеспечиваются любыми яствами), Плакша (материк одноименного ивового или фигового дерева), Пушкара (материк «лотосового озера», разделяемый горным хребтом на «внутреннюю» и «внешнюю» части – по некоторым Пуранам, место ужасов, по другим – сущий рай). Последний океан окружен горами Локалока («Мир и не-мир»), составляющими скорлупу яйца Брахмы, которым окаймляется весь земной мир.
Более экономные классификации предлагалась ведущими философскими направлениями индуизма – санкхьей и ведантой. Так, в комментариях к Санкхья-карике среди «верхних» миров различались миры пищачей (наиболее жуткие демоны), ракшасов (нормативные демоны), якшей (в целом благожелательные духи), гандхарвов, отцов-предков, Индры (иногда Сомы), Праджапати и, наконец, Брахмы.
Буддизм
представил преимущественно «реструктуризацию» брахманистских и индуистских космографических представлений под углом зрения одновременной критики и использования доставшегося в готовом виде материала.
О том, как «палийский буддизм» строил новую мифологическую космографию, свидетельствуют некоторые схемы перегруппировки брахманистских по происхождению мифологических единиц в текстах Дигха-никаи, которые «уплотняются» новыми и становятся, наряду с ними, элементами новых иерархических конструкций.
Исходная иерархическая схема представлена в древней Кеваддха-сутте. Горожанин из Наланды по имени Кеваддха просит Будду выделить какого-нибудь монаха, чтобы тот продемонстрировал преданным общине горожанам какие-нибудь чудеса. Будда возражает, что склонен придавать значение не обычным чудесам, но другим – связанным с магической силой совершенства, знанием о внутреннем состоянии других существ и с наставлением. Он рассказывает об одном монахе, которому не давал покоя вопрос: «Где находят свой конец четыре стихии мира – земля, вода, огонь и ветер?» Сосредоточившись на нем, монах достиг концентрации сознания, позволившей ему «проложить путь» к богам. Ни одна из групп богов, возглавляемых соответствующими верховными божествами, не смогла ответить ему на его сложный вопрос, который в конце концов смог разрешить только Будда (по рекомендации самого Брахмы). Иерархия этих миров, возглавляемых соответствующими группами богов-дэвов вместе с их «лидерами» в порядке качественного возрастания (боги нижестоящие направляют монаха к следующим, которые «превосходнее и достойнее» их), такова:
Группа дэвов | Глава группы |
1. Cвита Четырех Великих Царей | Четыре Великих Царя |
2. Тридцать Три | Сакка |
3. Божества класса ямов | Суяма |
4. Обитатели неба тусита | Сантусита |
5. Божества класса нимманарати | Суниммита |
6. Божества класса паранимитта-васаватти | Вассавати |
7. Обитатели мира Брахмы | Великий Брахма |
Свиту Четырех Великих Царей (чатуммахараджика дэва), хранителей мира (локапалы), образуют гандхарвы, вибхандаки, змеи-наги и якши, составляющие свиты каждого из них – Дхаттаратхи (Индра), Вирулхаки (Яма), Вирупаккхи (Варуна) и Вессаваны (Вайшравана-Кубера). В некоторых текстах называются и их супруги, например Бхунджати – жена четвертого хранителя мира. Эта группа составляет подножие иерархической пирамиды потому, что хранители мира по определению ближе всего к земле, «нижнему миру».
Мир Тридцати Трех божеств (таватимса нама дэва) соотносится с традиционным числом богов, нумерологически означающим полноту, известным еще начиная с пантеона Атхарваведы и Белой Яджурведы. Их, как и в брахманистской литературе, возглавляет первый из хранителей мира, но здесь Индра именуется Сакка (Шакра). Границы между первой и второй группой достаточно условны: четыре хранителя мира присутствуют на собраниях Тридцати Трех, которые проходят в специальном «зале» Суддхама и принимают участие во всех их «божественных делах». Наряду с Саккой их возглавляет и Паджапати (Праджапати), который также восседает там на троне. Среди других членов «коллегии Тридцати Трех» в Дигха-Никае упоминается Виссакамма (Вишвакарман) – знаменитый (еще с ведийской эпохи) божественный зодчий, которому Индра как-то велел построить дворец для Великого Царя Славы – Будды, рожденного от царя Кусавати. Дэвы этой группы могучи и динамичны. Верным ученикам Будды обеспечено рождение в мире Тридцати Трех, где они принимаются с триумфом и славой.
Третий класс дэвов (яма дэва) представляет наибольшие трудности для идентификации потому, что он как будто бы должен соотноситься с богом смерти Ямой, но это соотнесение было бы нелогичным. И даже не потому, что он уже фигурировал в числе Четырех Великих Царей (под именем Вирулхаки), но потому, что здесь нарушается сам принцип иерархичности, ибо Яма – правитель подземного мира, а не того, который возвышается над небом Тридцати Трех. Скорее, этих богов следует связывать с понятием «яма» в значении аскетического самоконтроля, «самоограждения», и в этом случае они воплощают, вместе с их лидером Суяма Дэва-путта, аскетическое совершенство. Их небо, соответственно, выше предыдущего.
Четвертая группа (тусита нама дэва) по своему именованию должна означать богов, в сознании которых преобладает чувство удовлетворенности, спокойствия и радостного мира; в них должен более других преуспеть их вождь Сантусита Дэва-путта. Они возвышаются над предшествующей группой, потому что их состояние спокойствия расценивается выше, чем напряженный аскетизм. Именно на небе Тусита рождаются все будды перед своим воплощением на земле.
Пятый класс (нимманарати нама дэва) означает небожителей, которые «радуются [собственной] креативности» и возглавляются божеством Суниммита Дэва-путта. Поскольку игровой дух почитается буддистами, как и индийцами вообще, как наилучшим образом соответствующий «состоянию божественности» (ср. популярнейший образ играющего Кришны), они стоят на ступеньку выше чем предыдущие «безмятежные» божества, в том числе в космографии.
Шестая группа (параниммита-васаватти нама дэва) походит на предыдущую, так как это те же играющие духи, возглавляемые, соответственно, божеством Васаватти Дэва-путта, но они пользуются уже не собственной креативностью, а чужой – другие существа, в том числе боги, как бы работают на них.
Завершают иерархию богов «божества группы Брахмы» (Брахма-кайика нама дэва) во главе с Великим Брахмой (Маха Брахма). Из прочих обитателей мира Брахмы тексты Дигха-Никаи называют преимущественно Санамкумару (Санаткумара) – «вечного юношу», известного из брахманической литературы, который становится здесь одним из ревностных пропагандистов буддийского учения и поощряет богов низших регионов к его освоению. Санамкумара настолько предан Будде, что даже выступает на его стороне в споре с консервативным брахманом по Амбаттха-сутте, рецитируя стих, говорящий о том, что кшатрии, а не брахманы являются лучшей варной, уступая в достоинстве лишь тем, кто достиг совершенства в мудрости и праведности. Таков высший мир пантеона тхеравадинов.
Изложенная иерархическая схема воспроизводится и в других суттах Дигха-никаи, например в Махаговинда-суттанте. В Джаванасабха-суттанте названы первые шесть классов при опущении седьмого, в Сангити-суттанте опущен первый класс. Здесь же обосновывается сам принцип субординации классов богов. В цитированном отрывке из Махаговинда-суттанты утверждается, что познавшие истину учения Будды в полноте в следующем рождении населяют мир Брахмы, остальные – последующие божественные миры, по мере совершенства. Джаванасабха-суттанта также соотносит заселение божественных миров – с шестого по первый – с успехами после «обращения к Будде, дхарме и сангхе как к прибежищу» (уточняя, что наименее «продвинувшиеся» возрождаются в облике небесных музыкантов гандхарвов). Делаются и более конкретные разграничения: вразумившийся после бесед со знаменитым учеником Будды Махакассапой материалист и циник Паяси возрождается в следующем существовании в мире свиты Четырех Великих Царей, тогда как брахман Уттара, усердный в раздаче даров, удостоился высшего – возрождения в обители Тридцати Трех.
В буддизме махаяны брахмалока, куда попадают, как и в индуизме, только те, кто до конца предан медитации, возглавляет обе сферы сансарного существования – имеющую форму (рупадхату) и не имеющую формы (арупа-дхату). К первой сфере относятся 16 миров (из них девять низших), вторая включает четыре мира и является высшей в сравнении с первой. В мифологии ваджраяны высшим миром считается акаништха (этимология слова не ясна), располагающийся над не имеющими формы, в котором обитает Ади-Будда – персонификация всех сущностей будд и бодхисаттв. Буддийская мифология признает множество брахм, но отказывает самому Брахме в «должности» создателя мира, поскольку он, как и все прочие существа, подчиняется обычному действию «закона кармы» (та же трактовка преобладала и в санкхье).
В целом буддисты полагают, что наш мир является одним из бесчисленных «мировых элементов» (лока-дхату), похожим на другие. Каждое из этих мирозданий представляет собой нечто вроде вертикального цилиндра, верх которого населен людьми, животными, «голодными духами» (прета) и богами, а низ – обитателями адов (нирайя). Выше этих «цилиндров» – миры небесных богов, солнце, звезды и прочие астральные тела, вращающиеся вокруг его оси, точнее – вокруг той же горы Меру. «Физически» каждый мир есть единство трех стихий – земли, воды и головокружительных ветров, скорость которых обеспечивает равновесие каждого из этих сложных «сооружений». Со временем, однако, каждый из них приходит в упадок и в конце концов разрушается, чтобы снова возродиться вследствие действия «закона кармы».
Джайнизм
предложил космографические учения в ряде специальных текстов, вошедших в состав шветамбарского канона: Джива-аджива-абхигама (Учение о душе и не-душе) и Паннаванасутта (Наставление о познании) – классификации живых существ и описания океанов, материков, божественных миров. Пуранической космографии индуизма соответствует отчасти содержание включенной в канон Джамбудвипапаннати (Описание земли). Учение о мирах разрабатывалось также и в неканонических сочинениях.
В джайнской космологии мир, располагающийся в пространстве, отделен от «не-мира» тремя последовательными «оболочками», размеры которых превосходят всякое воображение. Мир состоит из трех усеченных конусов или пирамид, которые соответствуют нижнему миру (адха-лока), срединному (мадхья-лока) и высшему (урдхва-лока). Нижний мир образуется семью дальнейшими пирамидообразными слоями, в каждом из которых расположено множество адов, полных всевозможных нечистот и населенных уродливыми существами, одновременно палачами и жертвами друг друга. Срединный мир имеет форму сплюснутого цилиндра, который держится на центральном круглом материке, называемом, как и у индуистов, Джамбудвипа, от которого, снова как у индуистов, расходятся концентрическими кругами океаны и другие континенты, каждый из которых, как и в космографии Пуран, больше предыдущего. Центр Джамбудвипу образует гора Меру, резиденция богов высотой в 100 000 йоджан и с диаметром основания в 10 000 йоджан, состоящая из драгоценных металлов и камней. Джамбудвипа разделяется шестью горными хребтами на семь земель, самая южная из которых – страна Бхаратов (Индия). В срединном мире живут и обычные люди и «цивилизованные» (арьи), среди которых джины проповедуют свое учение. Высший мир состоит из 10 (у шветамбаров) или 11 (у дигамбаров) слоев, которые делятся на северную и южную половины, являющиеся самостоятельными небесными регионами, а также на подслои, в результате получаются более 60 небесных уровней, в каждом из которых имеется свое число дворцов богов (виманы). Джайнизм знает астрономическое число богов, среди которых различается несколько классов, располагающихся, как у буддистов, по «выверенной» вертикали, но включающих преимущественно персонажей индуистской мифологии (к примеру, джайнская мифология знает несколько индр с их супругами и т.п.). В нижнем мире живут подземные божества бхаванавасины («насельники обителей»), вьянтары – другие подземные божества, в верхнем джйотишка – божества светил – и вайманика – небесные боги, живущие во дворцах верхнего мира. Каждый класс делится на подклассы, последние – на южных и северных; они различаются как физическими, так и моральными качествами. Высшие среди высших богов сосредоточенно почитают джайнских архатов (подобно тому, как персонажи индуистского пантеона стали «служилыми богами» Будды и его учеников). Над высшим миром также возвышается обитель «совершенных» душ (сиддха), которые пребывают в общении друг с другом и «взаимопроникновении». Это место «совершенных» символизируется в джайнском изобразительном искусстве полумесяцем.
См. также АТМАН; БРАХМАДЖАЛА-СУТТА; БРАХМАН; БУДДА И БУДДИЗМ; ВЕДЫ; ДЖАЙНИЗМ; ДЖАЙНСКИЙ КАНОН; ИНДУИЗМ; КАЛЬПА; КАРМА; МОКША; ПУРАНЫ; САНКХЬЯ-КАРИКА; САНСАРА; ТРИПИТАКА; ЮГИ.
Владимир Шохин
Невелева С.Л. Мифология древнеиндийского эпоса (пантеон). М., 1975
Волкова О.Ф. Джайнская мифология. – В кн.: Мифы народов мира, т. 1. М., 1980
Сахаров П. Д. Мифологическое повествование в санскритских пуранах. М., 1991
Сутры философии санкхьи: Таттва-самаса, Крама-дипика, Санкхья-сутры, Санкхьясутра-вритти. М., 1997
Шохин В.К. Первые философы Индии. М., 1997
Шохин В.К. Буддийский пантеон в становлении (по текстам «Дигха-никаи»). – В кн.: Фольклор и мифология Востока в сравнительно-типологическом освещении. М., 1999
Ответь на вопросы викторины «Философия»