ДЖАЙНСКИЙ КАНОН
ДЖАЙНСКИЙ КАНОН, собрание джайнских текстов на среднеиндийском пракрите ардхамагадхи (другое название арша – «язык риши»), близком языку начальной джайнской (возможно и буддийской) проповеди. На соборе в Валлабхи (в Гуджарате) в середине 5 в. под председательством Дэварддхи Кшамашрамана они были кодифицированы шветамбарами – представителями одного из двух основных течений джайнизма. Тексты канона обозначаются как «предания» (агамы) и «доктрина» (сиддханта). Если древнейшие среди них в своем первоначальном виде восходят ко времени проповеди Джины Махавиры или по крайней мере его ближайших учеников, то позднейшие были включены в него Дэваррдхи и его сподвижниками. В составе шветамбарского канона, который, как и буддийские, иногда обозначается как «корзины» текстов (пидага), различается несколько групп текстов, включающих, согласно различным джайнским подсчетам, от 45 до 50 единиц.
I. Ядро канона составляют 12 анг (основные «члены» корпуса текстов).
1) Айярамга-сутта (Наставление о правильном поведении) – дисциплинарные правила для монахов в двух частях. В первой основное внимание уделяется обету ахимсы (невреждение всем живым существам делом, словом и даже мыслью), который подробно «расписан» в каждой возможной ситуации. В одном из разделов описываются аскетические подвиги Джины Махавиры. Вторая часть также регламентирует жизнь монахов и монахинь, наиболее подробно – правила принятия милостыни и пищи. Прославляется самоубийство посредством голодовок, «уравновешивающее» бережное отношение к жизни жизнеотрицанием. В завершающих строках второй части описываются подвиги основателя джайнизма.
2) Суйягадамга, или Анга, посвященная различению истинного и ложных воззрений. Основное внимание здесь уделяется тем препятствиям к достижению высшей цели, которые встают перед джайнским монахом: родственные узы, тщеславие и женские чары (этот момент рассматривается наиболее подробно). В резкой критике брахманистского ритуализма составитель текста не жалеет желчи и сарказма: если обрядовые омовения очищают, то самыми блаженными должны считаться рыбы и морские животные, и если огонь имеет священную силу, то к «освобождению» предназначены прежде всего кузнецы. Суйягадамга – важнейший после текстов Палийского канона источник по начальному периоду индийской философии (середина I тыс. до н.э.) Мировоззрение Джины Махавиры предстает здесь как «философия активизма» (кирия-вада), в которой, вопреки детерминистам (акирия-вада), остается поле для свободы выбора. Текст позволяет соотнести уже с первым периодом джайнской философии начала той своеобразной логики, по которой любое высказывание контекстно, а ложные воззрения суть результаты возведения одного из контекстных предикатов в абсолют (анэкантавада). Так, Джина отказывается от категорических высказываний типа «Мир вечен» или «Мир невечен», поскольку каждое из них истинно лишь под определенным углом зрения.
3) Тханамга – различные предметы джайнского учения в нумерологических классификациях в порядке восхождения от единиц до десятков предметов (ср. Ангуттара-никая из Типитаки). Например, раздел четверок включает четыре типа корзин и учителей, четыре вида рыб и аскетов, десяток – 10 математических тем и т.д.
4) Самавайя – продолжение предыдущего текста, в котором предметы учения группируются уже в числах, больших, чем десятки: сюда включаются сами 12 анг, 18 разновидностей шрифта брахми, 36 глав Уттараджджхаяны и т.д.
5) Бхагавати Вияха-паннатти (истолковывается как Возвышенное сообщение о наставлениях Джины Махавиры ученикам) – важный источник по джайнской «догматике», построенный в виде диалога Джины Махавиры с его любимым учеником Гойямой Индрабхути, в котором первый отвечает на вопросы второго; однако изложение материала здесь значительно более «оживленное», чем в предыдущих текстах. В разделе 15 дается подробное жизнеописание основателя джайнизма, в том числе его взаимоотношения с Маккхали Госалой – лидером адживиков, их соперничество и попытки Маккхали устранить Джину. Здесь же воспроизводится полемика джайнов с адживиками; критике подвергаются и другие учения «брахманов и шраманов». Подробно расписываются мучения в адах и блаженства в райских обителях для праведников.
6) Наядхаммакаха (Примеры и повествования о религиозной жизни) – сборник дидактических текстов в 24 главах, включающих по одному рассказу – новелле или легенде. Одним из типичных повествований является рассказ о шести царевичах, которые домогались руки красавицы-царевны, но разумница объясняет своим «искателям», что женская красота является лишь внешней оболочкой весьма неаппетитных телесных субстанций, и они в результате отказываются от своего намерения и находят прибежище в монашеской общине Махавиры. Среди этих рассказов и джайнская переработка истории Махабхараты о браке прекрасной Драупади с пятью братьями-пандавами, повествование о 23 предшественниках Джины – тиртханкарах («создающие переправу» через сансару), среди которых оказывается и женщина – Малли.
7) Увасагадаса (Десять глав для мирян) – наставления для джайнских мирян, в которых рассказывается о подвигах образцовых джайнов, которые должны служить примером для подражания. В одном из лучших диалогов текста – беседа Джины с горшечником Саддалупуттой, мирским последователем Маккхали Госалы: после того как на вопрос Джины о том, как сделаны его горшки, тот отвечает, что сами собой, без всяких «усилий» (ибо их появление предопределено), Джина ставит его в затруднительное положение новым вопросом: как следовало бы поступить с тем, кто их разобьет? Наказать его, как сразу полагает Саддалупутта, было бы неправомерно, ибо его проступок, по логике учителя, тоже неизбежен.
8) Амтагададаса (Десять глав о закончивших жизнь постом) и 9) Ануттаровавайядаса (Десять глав о достигших высшего неба) построены по единому плану: в первой снова прославляются «запощеванцы», достигшие «освобождения» посредством описываемого здесь в подробностях вида религиозного самоубийства посредством голода (саллекхана), во второй разъясняется, как они достигают неба.
10) Панхавагарана (Вопросы и ответы) – катехитический текст, предметом которого являются этические нормы и запреты. Центральное место занимает система пяти обетов: ахимсы, избежания лжи, воровства, нецеломудрия и стяжательства.
11) Вивагасуя (Наставление о вызревании кармы) – поучения, иллюстрирующие действие закона кармы (ср. буддийские аваданы). Текст составлен в форме диалога, в котором Джина наставляет Гойяму Индрабхути о тех «кармических причинах», по которым люди становятся несчастными. Одним из примеров является тяжелобольной, который в одном из предыдущих рождений был врачом, прописывавшим своим пациентам мясную диету.
12) Диттхивайя (Обсуждение различных взглядов) до нас не дошла, но ее содержание известно из других источников. Пять ее разделов были посвящены подготовке к пониманию джайнских наставлений, опровержению доктрин других школ, 14 начальным текстам Джины, легендам о тиртханкарах и других знаменитостях, а также «дополнениям».
II. Вторым по значимости слоем Джайнского канона являются 12 увамг (дополнительные «члены»).
1) Увавайя (О достижении существований) – трактат, иллюстрирующий действие закона кармы (ср. Вивагасуя). В первой части Джина рассказывает царю Кунье о том, как воздаяния за добрые и злые дела соответствуют рождению среди обитателей ада, животных, людей и богов. Во второй Гойяма Индрабхути вопрошает Джину о последствиях действий и выясняет, что каждое существо за злые дела получает воздаяние, а те, кто таких дел не совершал, возрождаются в одном из 12 божественных миров. Обретшие полноту знания (на которую претендовал и сам Джина) благополучно пересекают границы вселенной.
2) Райяпасенаиджджа (Наставление царю Прасенаджиту) – диалог между джайнским монахом Кеси и царем Пайеси (джайнский имидж знаменитого правителя Кошалы), который вначале настаивает на том, что души нет, и пытается обосновать этот тезис экспериментами с приговоренными к смерти преступниками, а затем, выслушав аргументы монаха, отказывается от своих материалистических взглядов и обращается в джайнизм (ср. Пайяси-суттанта палийской Дигха-никаи).
3) Джива-аджива-абхигама (Учение о душе и не-душе) и Паннаванасутта (Наставление о познании) – классификации живых существ и описания океанов, материков, божественных миров, а также этнографические характеристики «арьев» и «варваров».
4) Сурапаннати (Описание солнца), Чандапаннати (Описание луны) и Джамбудвипапаннати (Описание земли) – своды джайнской астрономии и мифической географии.
5) Последние пять увамг объединяются в общий текст – Нирайвали-сутту: содержанием соответствующих текстов являются адские страдания ближайших родственников царя Аджаташатру (сам он как покровитель джайнизма оценивается весьма высоко); значительно лучшая участь десяти их сыновей; почитание спустившимися на землю в колесницах небожителями (обоего пола) Джины Махавиры (ср. параллельные мотивы буддийской Трипитаки); обращение двенадцати царевичей династии Вришниев джайнским праведником Ариттханеми.
III. Десять текстов Паинна – «фрагменты», представляющие собой дидактические поэмы, посвященные и обращению к «четырем прибежищам» джайнизма, – к «святым» (архаты), «совершенным» (сиддха), «благочестивым» (садху), самому джайнскому учению (дхарма), – и способам ухода из мира достигших и не достигших полного совершенства, и неожиданным смертям, и учителям с учениками, и классификациям богов. В Тамдулавейялийе, в диалоге Джины с его любимым учеником, рассматриваются проблемы анатомии, физиологии и джайнской «антропологии» в целом.
IV. Шесть Чхейя-сутт – текстов, систематизирующих дисциплинарные правила (ср. Айяранга и Виная-питака буддийских Трипитак) для монахов. Четвертая, Айярадаса (Десять разделов по правильному поведению), приписывается традицией знаменитому подвижнику и философу Бхадрабаху (около 3 в. до н.э.), но реально является компиляцией трех отдельных текстов. В первом описываются биографии прошлых джин и основателя джайнизма, с мираклями (типа трансплантации его эмбриона из лона одной матери-брахманки в лоно другой – царицы) и красочными описаниями его подвигов едва ли не с рождения (ср. биография Будды в Лалилатавистаре); во втором – список джайнских школ, их «филиалов» и основателей; в третьем – собственно правила для монахов, в частности предписания на сезон дождей.
V. Четыре муля-сутры («корневые сутры»), самая значительная из которых Уттараджджхаяна, состоящая из 36 глав, – религиозная поэма, одно из важнейших достижений составителей собрания Джайнского канона. Это собрание назидательных притч, баллад и дидактических диалогов более всего напоминает палийскую Сутта-нипату. Вместе с тем текст является немаловажным источником по истории индийской мысли, представляя конфронтацию джайнских и «еретических» позиций и критику брахманистского ритуализма. Предмет Авассаганиджджутти – шесть основных ежедневных обязанностей джайна – воздержание от зла, прославление тиртханкаров, почитание учителя, признания в совершенных проступках, аскетические упражнения и избежание чувственных удовольствий.
VI. Неклассифицируемые Нанди-сутта и Ануйогадара-сутта – энциклопедические своды знаний для джайнского монаха. Первый из этих текстов, приписываемый самому Дэваррдхи, посвящен тиртханкарам, главам джайнских школ и учителям. Оба текста содержат свидетельства о неджайнских учениях и дисциплинах знания, цитируя Махабхарату и Рамаяну, Артхашастру, Кама-сутру, излагая философские воззрения вайшешики, буддистов, санкхьи (второй из них дает раритетный список шестидесяти предметов ее учения) и материализма, и являются важными внешними источниками для изучения истории Пуран, теории театра, математики и поэтики.
К этим каноническим текстам джайны иногда добавляют также 36 нигам, соответствующих «упанишадам» (в духе характерной склонности джайнов к имитации реалий и жанров литературы брахманизма).
Начало комментирования канонических текстов восходит уже к раннему периоду: среди первых толкований – стихотворные схолии Ниджджутти (ср. «нирукта» брахманистской традиции), которые атрибутируются самому Бхадрабаху, но, вероятно, более позднего происхождения. Этого рода толкования сохранились в самих канонических текстах, например в муля-суттах. За ними следуют пракритские истолкования вроде нормативных комментариев (бхаса), а примерно с 8 в. и санскритские. Наиболее известным комментатором Джайнского канона был Шиланка (9 в.), истолковавший по крайней мере первые две анги и осуществил перевод всех пракритских источников, которыми он пользовался, на санскрит. Его последователями были Абхаядэва (11 в.) и Малаягири (12 в.).
Дигамбары считают, что тексты, признаваемые шветамбарами, не являются подлинной трансляцией начального учения и замещают их собственным каноном «четырех Вед», непосредственно имитируя сакральную традицию брахманистов. Первая «джайнская Веда», Пратхама-ануйога, включает 24 джайнские пураны (также имитирующие соответствующий корпус индуистских текстов), вторая – Карана-ануйога – космологические тексты, третья – Дравья-ануйога – философские сочинения Кундакунды, Таттвартхадхигама-сутру Умасвати, а также Аптамимансу Самантабхадры (7 в.) с комментариями, четвертая – Чарана-ануйога – сочинения по ритуалу.
Вертоградова В.В. Пракриты. М., 1978
Лысенко В.Г., Терентьев А.А., Шохин В.К. Ранняя буддийская философия. Философия джайнизма. М., 1994
Ответь на вопросы викторины «Новый Год и Рождество»