КАЛЬПА
КАЛЬПА (пали kappa, санскр. kalpa – «предписание», «правило», «способ действия», «конструирование», «обряд», «желание», «решение вопроса»), в индийском культурном контексте обрядовая практика (кальпа-сутры – ритуаловедческие тексты, составляющие первую дисциплину Веданг), а также безначальные и бесконечные мировые периоды, эоны.
Брахманизм и индуизм.
Индуистские исчисления мировых периодов имеют сложную родословную. Их истоки следует искать уже в поздневедийском периоде (первая половина I тыс. до н.э.), в представлении о том, что заказчик и исполнитель торжественного жертвоприношения (яджня) каждый раз посредством правильно совершаемой обрядовой церемонии, с ее словесной и действенной составляющими, создают заново мир, который нуждается в постоянном воспроизведении и без него неизбежно вернется в состояние изначальной неоформленности. Сами же калькуляции мировых периодов были представлены, вероятнее всего, оппонентами брахманизма в шраманский период индийской культуры, в эпоху «реформаторских» религий середины I тыс. до н.э. Одно из упоминаний о великом космическом цикле в текстах Палийского канона позволяет соотнести соответствующие расчеты с воззрениями главы адживиков Маккхали Госалы, утверждавшего, что каждые 8 400 000 великих мировых периодов (маха-каппа) все – как мудрецы, так и глупцы – освобождаются от страданий подобно тому, как брошенный моток пряжи должен размотаться до конца. В том же корпусе текстов сообщается, что современники Маккхали – «некоторые шраманы и брахманы» (т.е. мыслители различных «конфессий») – обсуждали проблему безначальности мира (наряду с безначальностью Атмана). Положительное решение этой проблемы основывалось, согласно Брахмаджала-сутте, либо на собственном медитативном опыте тех «экспертов» в медитации, которым казалось, что они могут благодаря аккумуляции своей аскетической энергии и особой концентрации сознания проследить события своей «биографии» в течение не только сотни тысяч предыдущих рождений, но даже в течение десяти, тридцати и сорока периодов созидания и разрушения мира.
В индуистских Пуранах кальпа отождествляется с сутками Брахмы, составляющими 24 000 божественных лет, которые, в свою очередь, соответствуют не менее чем 8 640 000 000 человеческих лет, делимых, далее, на 1000 махаюг, каждая из которых снова делится на четыре юги (первичные мировые периоды мифологической космогонии), в течение которых происходит постепенная деградация мира. Каждая кальпа содержит 14 манвантар (циклы Ману) или вторичных космических циклов, каждый из которых длится 306 720 000 лет (соответствуя 71 махаюге) с большими интервалами между ними. Соответственно, каждые 4 320 000 000 человеческих лет составляют день Брахмы, в течение которого осуществляется «развертывание» вселенной; за ним следует ночь Брахмы равной длительности, в течение которой вселенная вновь «свертывается», после чего начинается новая кальпа. 100 суток Брахмы соответствуют жизни Брахмы или «великой кальпе» (махакальпа), равной 311 040 000 000 000 человеческих лет, по истечении которой, равнозначной «великому развертыванию», наступает «великое свертывание» (махапралая) мироздания, его грандиозная гибель, возвращение всего космоса в состояние хаоса, длящегося столько же, сколько «жизнь Брахмы». Затем рождается новый Брахма, хаос реорганизуется в космос, и начинается новый цикл кальп. Индуисты считают, что «нынешний Брахма» находится на 51 году своей жизни, но на вопрос о том, сколько у него было предшественников, ответа нет, поскольку мироздание как ряд периодических созиданий и разрушений мира (точнее миров – лока) считается не имеющим ни начала, ни конца. В этом смысле слово «кальпа» на сей раз, вопреки своей этимологии, не может трактоваться как «создание мира», поскольку имеет не Автора, но только «диспетчера» космического процесса, обеспечивающего «временнóе пространство» для действия «закона кармы».
Если на начальном этапе индийской философии эта основная космогоническая проблема служила предметом оживленных дискуссий, то классические индийские философские системы-даршаны ее уже не обсуждают. Обсуждались лишь некоторые проблемы в рамках уже безоговорочного принятия учения о кальпах и, соответственно, безначальности мира. Так, в знаменитой Брахмасутра-бхашье Шанкары, при обсуждении доктрины безначальности Вед (в принятии которой адвайта-ведантисты были полностью солидарны с мимансаками и противостояли найяикам, вайшешикам, санкхьяикам и другим), оппонент задается вопросом: как согласовать эту доктрину с положениями авторитетных текстов, согласно которым весь мир, со всеми «именами и формами», периодически полностью разрушается и затем восстанавливается заново? Шанкара отвечает, что и при допущении этих «обстоятельств» положение о том, что мир безначален (анади), остается непоколебимым, а восстановление вселенной после очередного разрушения должно вызвать не большие проблемы, чем бодрствование обычного человека после сна. Оппонент считает все же, что аналогия не совсем точна, поскольку поведение человека, периодически возвращающегося от сна к бодрствованию, вполне последовательно, тогда как в «великом разрушении» мира (махапралая) все предыдыщее «поведение» всех существ уничтожается, а «поведение» в непосредственно предыдущей кальпе не может быть никем удержано в памяти. Шанкара готов согласиться с тем, что «эмпирическое» поведение живых существ действительно уничтожается в «великом разрушении», но для богов такого класса, как Хираньягарбха (Брахма), сохраняется возможность вспомнить совершенное ими в прошлые мировые периоды. Более того, если последовательность мировых периоды обусловливается соотношениями дхармы и недхармы, они каждый раз полностью воспроизводятся заново.
Буддизм.
Палийский вариант санскритской «кальпы» мог означать не только мировые периоды, но и период жизни индивида, того же Будды. Но уже в текстах палийской Типитаки различаются «великая кальпа» (махакаппа), «неисчислимая» (асанкхейякаппа) и «промежуточная» (антаракаппа): каждая «великая» состоит из четырех «неисчислимых». Что касается «промежуточных» кальп, то согласно знаменитому компендиуму религиозных и философских доктрин различных школ классического буддизма, сарвастивадинской Махавибхаше (2 в.), таковых насчитывается 20, среди которых только «погибает» лишь первая, только «возрастает» лишь последняя, а 18 остальных и «погибают» и «возрастают» в разных соотношениях. Будда может появиться только в первую из них, правитель мира чакравартин – только в последнюю, а тот, кто достигает «просветления» лишь для себя самого, – в течение остальных. Однако сарвастивадинам приходилось работать и со значительно бERRORльшими числами. В том же источнике утверждается, что не только будды, но и последователи ложных учений могут припоминать свои прежние рождения; те, кто верит в безначальность мира, способны к припоминанию событий, происшедших с ними 20 000, 40 000 и даже 120 000 кальп назад. Весьма сложные калькуляции были связаны с исчислением срока реализации различных карм. Самая сильная благая карма может иметь действие в течение 80 000 больших кальп, самая сильная дурная – в продолжении 20 промежуточных. В начале каждой кальпы продолжительность человеческой жизни не поддается исчислению, а в конце сжимается до 10 лет: между этими крайними точками имеют место четыре этапа прогресса и регресса в связи с долгожительством, количеством населения земли, материальными условиями жизни и нравственными качествами. Немаловажное место мировые периоды занимают и в исчислениях достижений лучших адептов буддизма: чтобы стать бодхисаттвой, следует потрудиться не менее трех «неисчислимых» кальп; для достижения быстрого «освобождения» следует потратить три срока жизни, но для более «медленных» требуется от одной кальпы до сотни; лучший ученик должен набраться терпения для достижения высшего результата в течение 60 кальп, а тот, кто «освобождается» только для себя, – все 100. О значительности этого «инкубационного периода» свидетельствует тот «факт», что за худшее из злодеяний – подрыв дхармы в мире – положено находиться, согласно Абхидхармахридае Дхармарашми, в страшном аду авичи всего одну кальпу.
Можно предположить, что длительность предлагаемых сроков достижения конечного результата в классическом буддизме стала немаловажным стимулом для концепций ускорения нирваны в буддизме махаяны и ваджраяны. Высший результат, согласно этим направлениям, может быть достигнут «здесь и сейчас»: для этого требуется лишь узнавать в себе истинную природу Будды-Абсолюта, например, в виде «зародыша Будды» (татхагатагарбха), и «реализации» единства сансары и нирваны посредством медитации, действенность которой резко усиливается благодаря помощи будд и бодхисаттв, каждый из которых находится в свободном распоряжении адепта, или магически действенной мантры, а лучше всего посредством комбинирования всех этих средств.
См. также ВЕДАНГИ; ВЕДЫ; ДХАРМА; ИНДИЙСКАЯ ФИЛОСОФИЯ; ИНДУИЗМ; КАРМА; ЛОКА; МАККХАЛИ ГОСАЛА; НИРВАНА; ПУРАНЫ; САНСАРА; САРВАСТИВАДА; ТАТХАГАТАГАРБХА; ТРИПИТАКА; ЧАКРАВАРТИН; ШАНКАРА; ЮГИ.
Бэшем А. Чудо, которым была Индия. М., 1977
Шохин В.К. Первые философы Индии. М., 1997
Ответь на вопросы викторины «Философия»