ЛУВР
ЛУВР (Louvre) в Париже – памятник архитектуры и богатейший музей, не знающий равных себе по разнообразию и полноте собраний, их художественной и исторической ценности.
Первоначально Лувр – это королевский дворец (1546–19 в., арх. П.Леско, Л.Лево, К.Перро и др.; скульптурный декор Ж.Гужона, оформление интерьеров Ш.Лебрена и др.), построенный на месте замка.
В 1793 декретом французской республики Лувр был объявлен общедоступным музеем, а его коллекции стали национальным достоянием.
История строительства Лувра.
Коллекции музея занимают большой комплекс зданий, строительство которых осуществлялось в течение 8 веков. Начало было положено королем Филиппом II Августом (годы правления 1180–1223), по приказу которого была построена крепость, защищавшая подступы к острову Ситэ, где тогда находится центр Парижа. За цитаделью закрепилось название Лувр, возможно потому, что в этой местности издавна водилось много волков, и ее называли «волчье место» – Лувения. Есть и другие версии происхождения наименования замка.
Король Карл V (годы правления 1364–1380) сделал Лувр своей резиденцией, в связи с чем архитектору Р. дю Тамплю было поручено переделать и расширить замок.
При Франциске I, с 1527, начала осуществляться радикальная перестройка здания внутри и снаружи. Средневековые башни были снесены, и замок приобрел вид ренессансного дворца. Главные работы были осуществлены по проекту и под руководством П.Ляско.
В 1563 вдова Генриха II, Екатерина Медичи, поручила Филиппу Делорму возведение нового дворца. Он стал называться Тюильри, так как находился на месте бывшего черепичного завода (tuilerie). В 1871 дворец Тюильри сгорел и больше не восстанавливался. При Генрихе IV (годы правления 1589–1610) был составлен генеральный план, в результате осуществления которого общая площадь Лувра увеличилась в 4 раза. Между Лувром и Тюильри в 1608 вдоль берега Сены была возведена галерея (длина 420 м), получившая название Большой галереи. Она стала основой будущего музея, так как предполагалось, что здесь будут размещаться королевские коллекции.
Во второй половине 17 в. в Лувре были предприняты широкомасштабные работы с целью приблизить облик дворца к архитектуре эпохи барокко. В Париж из Рима был для этого приглашен один из главных создателей этого стиля Л.Бернини. Однако проект, предложенный им, сочли слишком помпезным. Работа была поручена французским архитекторам. К.Перро (1613–1688) построил знаменитую восточную колоннаду в стиле классицизм, которому отдавали предпочтение во Франции. П.Лево (1612–1670) создал ряд интерьеров, в т.ч. зал Августа, предназначенный для размещения королевских коллекций античных статуй, оружия, медалей. После пожара в 1661 Лево заново воссоздал галерею Аполлона, отделку и роспись которой осуществил Ш.Лебрен. По его рисункам были исполнены живописные панно для плафонов, облицовка стен, рельефы, даже замки и ручки – все, вплоть до малейших деталей.
С 1674 Людовик XIV принял решение сделать своей резиденцией Версаль. Работы в Лувре были приостановлены, многие помещения так и остались недостроенными в течение длительного времени.
В связи с тем, что Лувр утратил значение королевской резиденции, его стали постепенно занимать различные учреждения. Здесь отводились помещения для мастерских художников и для квартирантов. В Лувре жили мебельщик Буль, знаменитый декоратор Берен, скульптор Жирадон, разместивший в Лувре собственную коллекцию, в которой даже была египетская мумия.
Лувр становится музеем.
Идея достойного служения идеалам Прогресса и, в связи с этим, превращения Лувра в общедоступный музей наук и искусств, была выдвинута французскими просветителями в середине 18 в. Художник Гюбер Робер предложил проект перестройки Большой галереи с целью создания в ней верхнего освещения через застекленный потолок (проект был осуществлен в начале 19 в.)
В 1793 часть залов Лувра была преобразована, и музей был открыт для публики. Однако работы в нем продолжались. Особенно грандиозный размах они приняли при Наполеоне Бонапарте. Крупнейшие архитекторы этой эпохи Ш.Персье и П.Фонтен значительно расширили площадь Лувра за счет новых пристроек. В это время была возведена еще одна галерея, параллельная Большой галерее.
Работы по реконструкции Лувра и увеличению его площади продолжали осуществляться и в последующие десятилетия, особенно интенсивно они производились в годы правления Наполеона III (с 1848).
После падения его режима в 1870 началась реконструкция зданий Лувра и строительство новых помещений, которое продолжается вплоть до нашего времени. С тех пор как Лувр перестал служить одной из резиденций властей Франции, бывшие административные помещения стали постепенно освобождаться и передаваться музею. Этот процесс затянулся на долгие годы. Только в 1960–1980-е последние административные учреждения покинули Лувр. К 1980-м в распоряжение музея перешел весь комплекс зданий, включая северное крыло, где до недавнего времени располагалось министерство финансов.
Новый этап строительных работ наступил в 1980-е, когда началось осуществление проекта «Большого Лувра», предпринятого по инициативе президента Ф.Миттерана: перепланировка центра Лувра и устройство нового входа в музей. Проект разработал американский архитектор китайского происхождения Ео Минг Пей. Он создал большую стеклянную пирамиду, поднявшуюся в центре Двора Наполеона, а вокруг нее три пирамиды поменьше. Рецепт стекла для пирамид был специально разработан в соответствии с новейшими технологиями так, что эта конструкция излучает свет. Между пирамидами расположился треугольный бассейн из темного камня, едва возвышающийся над уровнем земли. Завершается композиция, которую архитектор назвал «ландшафтом», фонтаном.
В настоящее время вход в музей расположен в большой пирамиде. В центральную колонну вмонтирован лифт. В главном вестибюле расположились различные службы музея, билетные кассы, доска объявлений, гардероб и др. По установленным здесь эскалаторам можно подняться в разные залы музея.
Во время проведения строительных работ под двором Лувра, называемом «кур карре» – квадратный двор, были раскрыты фундаменты, часть стен и помещений старинной цитадели, построенной в 13 в. при Филиппе Августе. Этот комплекс, получивший название «Средневековый Лувр», стал новым подразделением музея.
История приобретения коллекций Лувра.
Уже в 15 в. во Франции пробудился интерес к коллекционированию памятников искусства. В 15–16 вв., во время военных походов в Италию, французские короли не упускали возможности вывезти из этой страны античные статуи и другие художественные ценности. Так, король Карл VIII, захватив Флоренцию в 1494, перевез во Францию многие сокровища дворца Медичи и другие трофеи. Однако подлинным основоположником политики покровительства искусствам и планомерного приобретения коллекций был французский король Франциск I (годы правления 1515–1545). Он не только использовал любую возможность получить произведения искусства (главным образом, работы итальянских мастеров), но и стремился переселить во Францию самых лучших художников. Среди 74 иностранных художников, работавших в это время во Франции, 73 были итальянцами. В числе тех, кто прибыл в эту страну по приглашению короля, были Леонардо да Винчи (годы пребывания во Франции 1517–1519), прославленный ювелир и скульптор из Флоренции Бенвенуто Челлини, Андреа дель Сарто, Россо, Приматиччо, Пармиджанино и многие другие. Леонардо да Винчи умер во Франции, все находившиеся в его мастерской картины были приобретены Франциском I, в том числе знаменитая Джоконда. Тогда же во Францию были привезены Рабы Микеланджело, позднее попавшие в коллекцию Лувра.
Пополнение коллекций продолжалось и в последующие годы. Мария Медичи – регентша при малолетнем короле Людовике XIII заказала П.Рубенсу цикл, состоящий из 21 картины с изображением событий ее жизни. Картины предназначались для Люксембургского дворца, в 1846 они были переданы в Лувр.
Особенный размах собирательская деятельность получила в 17 в. Не только короли Франции, но и многие другие любители искусства имели богатейшие коллекции, например, всесильные министры: Ришелье, Мазарини, банкир Кроза. Большая часть коллекций Ришелье и Мазарини была унаследована Людовиком XIV. Король проявлял исключительный интерес к искусству, по его заказам французскими мастерами были созданы многочисленные картины, скульптуры, произведения декоративно-прикладного искусства, значительная часть которых сейчас находится в разных отделах Лувра. Тогда была приобретена большая часть коллекции картин Пуссена (у Людовика XIV их было 31), а также Рубенса. После смерти Рембрандта в 1669, Людовик XIV распорядился скупить все, что осталось в его мастерской. В течение 3 лет для королевской коллекции покупали картины этого мастера.
Особенно усердно старался приумножить королевские коллекции первый министр короля Кольбер. За годы его деятельности они увеличились с 200 картин до 2000.
Уже не столь масштабные приобретения делались и в последующие десятилетия. Тогда были куплены многие картины нидерландских мастеров 15–16 вв., ранее не привлекавшие к себе внимания.
После французской революции 1789, королевские коллекции, а также собрания, принадлежавшие эмигрантам, были национализированы, некоторые иконы и церковная утварь поступили из храмов.
К 1793 в Лувре насчитывалось 500 картин и 155 других художественных предметов, большая часть из них происходили из королевских коллекций. Располагались они в основном в Большой галерее.
Уже в период Директории было провозглашено, что Франция имеет суверенное право на произведения искусства из других стран, чтобы украшать «царство свободы». Первая партия захваченных французской армией художественных памятников поступила из Нидерландов в 1794. В 1796, после оккупации Италии французскими войсками под руководством Наполеона Бонапарта, из этой страны было вывезено все самое ценное из знаменитых коллекций Ватикана, виллы Боргезе, а также богатейших собраний Флоренции, Венеции и др. В Лувре тогда находились Аполлон Бельведерский, Лаокоон и др. Во Францию были отправлены многочисленные обозы с произведениями искусства из различных государств на территории Германии, из Австрии и др. стран Европы, в которые под звуки Марсельезы входила французская армия.
В военной кампании Наполеона в Египет приняли участие археологи и ученые. Во Францию была отправлена большая партия памятников Древнего Египта, ставшая основой для образования нового отдела Лувра.
Лувр при Наполеоне Бонапарте был объявлен центральным художественным музеем Европы, он стал символом мирового господства и мощи империи. Директором Лувра стал Виван Денон, участвовавший в военных походах Наполеона, в т.ч., в Египет. Виван Денон очень энергично проводил политику расширения коллекций. При нем собрание Лувра было впервые систематизировано по географическому и хронологическому принципу. Для того, чтобы восполнить пробелы собрания музея, в 1811 он отправился в Италию и приобрел произведения Чимабуэ и Джотто, а также картины итальянских художников 15 в., ранее почти не представленных в Лувре. Это был один из первых примеров систематического пополнения коллекции в истории музейного дела.
После падения империи Наполеона Бонапарта многие вывезенные им из других стран коллекции были возвращены, однако далеко не все. Так, почти половина захваченных в Италии картин осталась в Лувре.
В последующие годы в Лувр стали поступать произведения мастеров Франции 19 в:
Давида, Энгра, Делакруа. Многие частные коллекции были куплены дирекцией Лувра или поступили по завещанию, а также в качестве даров. Из этих источников была получена большая часть картин французских мастеров 18 в., а также такие шедевры как Цыганка Франса Хальса (написана в 1625, в Лувре с 1869), Король дураков И.Босха (исполнен в 1500, в Лувре с 1918) и многие другие.
Чрезвычайно обогатили музей французские археологи 19 в. Так, знаменитый ученый О.Мариэтт (1821–1881) производил раскопки в Мемфисе (Египте) и переправил в Лувр 6 тыс. найденных им памятников. Среди них – Сидящий писец. В 1819 французским послом была подарена королю Венера Милосская, найденная на греческом острове Милос крестьянами, а в 1863 была приобретена Ника Самофракийская, обнаруженная французскими археологами. В 1863 была куплена часть знаменитой коллекции маркиза Кампана (другая ее часть была приобретена Эрмитажем), откуда происходят многие знаменитые греческие вазы.
Раскопки, осуществленные в районе Двуречья французским консулом Ботта в середине 19 в., послужили толчком для начала широкомасштабных археологических работ в этом регионе.
Очень важную роль в открытии и изучении цивилизаций древнего Востока сыграли французские ученые, такие как О.Мариетт, Г.Масперо. В связи с их археологическими находками был образован отдел Древнего Востока. В него поступили многие вещи, обнаруженные как французскими исследователями, так и археологами других стран.
Во время второй мировой войны, перед вступлением фашистской армии в Париж, коллекции Лувра были упакованы в 6 тысяч ящиков и спрятаны в тайниках средневековых замков (Шамбора, Монтабана и др.) Они полностью сохранились, и после войны снова вернулись в залы музея. Некоторые коллекции были открыты для посещений уже в 1945.
Главные отделы Лувра.
Отдел Древнего Востока был образован в 1881. В него входят экспонаты, представляющие культуру Шумера, Аккада, Ассирии, Вавилона, Палестины, Финикии, Персии, Урарту и других древнейших цивилизаций Азии и прилегающих к ней территорий. Начало этому собранию было положено консулом Ботта. В 1847 он передал в Лувр найденные им памятники, украшавшие дворец ассирийского царя Саргона II в Хореабаде, древней столице Ассирии. Поступившие позднее многочисленные археологические находки сделали необходимым выделение этой коллекции, ранее выставлявшейся вместе с памятниками Древнего Египта, в обособленный отдел музея.
Культура Древней Ассирии представлена экспонатами из Нимруда (в т.ч. рельеф, представляющий бога с головой орла, 883–859 до н.э.); Хорсабада (в т.ч. две гигантские статуи крылатых быков – «шеду» – из дворца Саргона II (722–705 до н.э.).
Древнейшие памятники отдела были созданы мастерами Шумера и Аккада, первых государств, возникших в Месопотамии (3 тыс. до н.э.). Мировой известностью пользуется часть Стелы коршунов (с изображением тяжеловооруженной пехоты), созданной в честь победы царя Шумера Эаннатума, завоевавшего соседнюю территорию (2450 до н.э.), Стела Нарамеина, царя Аккада (2270 до н.э.), портреты сановника Ебих-иль (ок. 2 500 г. до н.э.), правителя города Лагаша Гудеа (2 150 г. до н.э.). В Лувре хранится 11 изображений Гудеа (всего их сохранилось около 30).
Стела Хаммурапи – царя, правившего 1792–1750 до н.э., дает многообразные и ценные сведения о культуре Древнего Вавилона. Рельеф с изображением героя древних легенд Гильгамеша со львом (VIII в до н.э.) – важный памятник не только изобразительного искусства, но и литературы, т.к. этому герою посвящены многочисленные поэмы.
Памятники Древнего Ирана носят преимущественно придворный характер: мраморная капитель колонны с изображением быков, высотой 6 метров, происходит из дворца в Сузах – административного и культурного центра Персидского царства; на части стены, покрытой цветными изразцами изображены «лучники персидской гвардии» царя Дария I (правившего в 525–485 до н.э.)
В этом богатейшем отделе Лувре хранятся многочисленные предметы из серебра, золота, бронзы, глины, созданные на протяжении нескольких тысячелетий народами Древнего Востока.
Отдел Древнего Египта
был образован в 1826. Первым его возглавил великий египтолог Ф.Шампольон, открывший тайну иероглифов. В коллекции отражены все этапы развития культуры Древнего Египта. Наряду с круглой скульптурой, рельефами, художественными предметами, украшениями, в экспозиции находятся саркофаги, папирусы, живопись и др.
Среди древнейших памятников – кремневый нож из Джебель-эль-Арака, рукоятка которого украшена изображением человеческих фигур (преддинастический период, ок. 3400 г. до н.э.). Имя одного из первых властителей Египта Джета (царя – змея) доносит до нас надгробная стела из Абидоса (ок. 3 тыс. до н.э.).
В Лувре находятся знаменитые портреты: Чиновник из Мемфиса и его жена (ок. 2500 г. до н.э.), Сельский староста, Сидящий писец р и др.
Особенно богата коллекция памятников Нового царства, в которой находятся стелы с надписями, прославляющими победы египетских фараонов, как например, Тутмоса III (1504–1450 до н.э.), портреты правителей: фараона-реформатора Эхнатона (1370–1352), Сети I, изображенного рядом с покровительствующей ему богиней Хатор (1300 до н.э.)
Отдел Древней Греции и Рима был образован в 1800 году. В его основу были положены коллекции античных памятников, приобретенных французскими королями еще в XVI–XVII вв. Однако впоследствии собрание было значительно приумножено за счет трофеев, полученных во время военных походов Наполеона в Италию и другие страны, а также за счет археологических находок.
В античной коллекции находится большое количество подлинных греческих памятников, начиная с эгинской эпохи (т.н. кикладские идолы 2–3 тыс. до н.э.) и до эпохи эллинизма. С большой полнотой в Лувре отражен период архаики. Среди скульптур этого времени Гера Самосская (1 пол. 6 в. до н.э.), Архаический курос (1 пол. 6 в. до н.э.), Аполлон из Пьомбино (нач. 5 в. до н.э.), т.н. голова Рампэн (названная по имени дарителя; 6 в. до н.э.).
Период классики представлен такими выдающимися произведениями, как фрагмент фриза Парфенона (442–432 до н.э.), 2 метопы храма Зевса в Олимпии (460 до н.э.).
Особенно богата шедеврами коллекция памятников эпохи эллинизма, среди которых выделяются Ника Самофракийская (3 – начало 2 в. до н.э.) и Венера Милосская (конец 2 в. до н.э.).
В античной коллекции Лувра представлены многочисленные памятники Древней Италии. Особую группу составляют произведения этрусков, древних обитателей Апеннинского полуострова (1 тыс. до н.э.). На саркофаге из Черветери (ок. 500 до н.э.) изображена возлежащая на нем супружеская пара. В этрусской коллекции много памятников, отлитых в бронзе, как например, зеркало с ручкой, украшенное гравировкой (4 в. до н.э.), статуя богини Тюран (520–510 до н.э.).
Среди памятников Древнего Рима особенную ценность представляет фрагмент Алтаря мира, созданного в честь победы Октавиана Августа, римского императора, над галлами. Алтарь был сооружен в 13–9 вв. до н.э. и находился на Марсовом поле в Риме. (Другие фрагменты находятся в музеях Италии).
Большой выразительностью отличаются многочисленные римские портреты, некоторые из них относят к высшим достижениям римского искусства в этом жанре.
В античном отделе музея хранится большое собрание греческих ваз, фаюмские портреты из Египта 2–4 вв. до н.э. (тогда Египет был частью древнеримской империи); мозаик, как например Суд Париса из Антиохии 2 в. н.э.
Отдел живописи и рисунка
– самый обширный отдел Лувра, его коллекции занимают основную часть комплекса музейных зданий (2 и 3 этаж). Это самое большое в мире собрание, не имеющее себе равных по обилию шедевров, которое позволяет представить развитие европейской живописи от средневековья до конца 19 в.
Две трети коллекции живописи – произведения мастеров Франции. Французское Возрождение представлено произведениями Жана Фуке (среди них известный портрет Карла VIII, ок. 1445); Ф.Клуэ и других известных мастеров. В разделе живописи 17 в. находится более 40 картин Пуссена, большое собрание пейзажей К.Лоррена, большие циклы картин, созданные придворными живописцами Людовика XIV: Ш.Лебреном и П.Миньяром. Портрет Людовика XIV, написанный Г.Риго в 1701, стал эталоном типа королевского портрета для многих европейских мастеров.
В Лувре представлены все создатели изящного и веселого стиля рококо: Ватто, Буше, Фрагонар, Ланкре, а также художники других направлений в живописи 18 в. как Шарден, Перроно, Грез.
Особого внимания заслуживают картины французских художников 19 в., так как на этом этапе Франция определяла пути развития европейского искусства: произведения Луи Давида, Энгра, Э.Делакруа, Т.Жерико и мастеров последующего времени.
В Лувре находится самая богатая коллекция итальянской живописи за пределами этой страны, в которой представлены почти все лучшие мастера Италии, начиная с Чимабуэ и Джотто, основоположников живописи эпохи Возрождения. Мировой славой пользуются 7 картин Рафаэля, полотна Тициана, Тинторетто, П.Веронезе, Бассано. Сельский концерт, начатый Джорджоне и законченный Тицианом, а также другие произведения Тициана повлияли на создание некоторых картин (Олимпия, Завтрак на траве Э.Мане, а также других мастеров Франции). Самая ценная часть коллекции итальянской живописи в Лувре – 5 картин Леонардо да Винчи, это самое большое в мире собрание живописных произведений великого художника.
Произведения художников Болонской Академии (Аннибале Караччи, Гвидо Рени и др.), Караваджо демонстрируют разнообразие направлений и высокие достижения итальянской живописи этого времени.
Другие национальные школы Европы представлены произведениями Гойи, Веласкеса, Дюрера, Рембрандта, особенно выделяется среди них коллекция живописи главы фламандской школы Рубенса. Среди многочисленных его полотен особенное значение имеет знаменитый ансамбль, состоящий из 21 декоративного панно на тему История Марии Медичи.
Отдел скульптуры
начал формироваться в 1817, когда в Лувр было передано собрание музея французских памятников, созданное после революции на базе произведений, изъятых из храмов и покинутых особняков эмигрантов. Позднее в Лувр поступили скульптуры из Фонтенбло, Сен-Клу, Версаля и других королевских дворцов.
Как и в отделе живописи, здесь преобладают произведения французских скульпторов от раннего Средневековья до 19 в. Особого внимания заслуживают произведения лучшего французского скульптора эпохи Ренессанса Жана Гужона (рельефы Фонтана нимф и Фонтана невинных), а также скульптурный памятник Жермена Пилона, заказанный вдовой Генриха II – Екатериной Медичи: три женских фигуры, олицетворяющие добродетели, несут на голове урну, которая предназначалась для сердца короля.
Выдающимися произведениями представлены все ведущие скульпторы Франции 17–19 вв: Куазевокс, Жирардон, Кусту, Пажи, Ж.-Б.Пигаль, Фальконе, Гудон и др.
Из мастеров иностранных школ лучше всего представлены итальянцы, в т.ч. Бенвенуто Челлини, работавший некоторое время во Франции. Созданный им рельеф Нимфа Фонтенбло является одним из самых прославленных шедевров коллекции. Наибольшей известностью пользуются две скульптуры Микеланджело, т.н. Рабы, которые предназначались для мавзолея папы Юлия II в Риме (проект не был осуществлен). Представлены здесь и произведения последнего великого скульптора Италии конца 18 – начала 19 в., Антонио Кановы, как например один из вариантов группы Амур и Психея (другой вариант находится в Эрмитаже, СПб).
Отдел декоративно-прикладного искусства
был образован в 1893. Сюда поступили некоторые памятники, ранее находившиеся в других отделах музея (в т.ч. Древней Греции и Рима), часть происходит из различных церквей (Сен-Дени, Сен-Шапель). После падения режима Наполеона III в 1870, в Лувр были переданы художественные предметы из Тюильри, Сен-Клу и других императорских дворцов: мебель, гобелены, предметы убранства. В 1901 драгоценности из специального хранилища государственных ценностей тоже стали частью коллекций.
В этом собрании экспонаты систематизированы по художественным отраслям и по эпохам. Так, например, в особую группу выделена итальянская майолика, коллекция табакерок, мебель, ювелирные изделия.
В ряде залов экспозиция создана по типу исторического интерьера, в т.ч. связанного с отдельными личностями или событиями, как например, «Музей Наполеона III».
Большую группу памятников составляют предметы эпохи Средневековья и Возрождения. Некоторые из них иллюстрируют важные события французской истории и напоминают о ее деятелях: золотой скипетр Карла V (14 в.) украшенный скульптурным изображением Карла Великого с атрибутами власти был передан в Лувр из аббатства Сен-Дени.
Великолепие французского двора при Людовике XIV стало составной частью политики, соответственно лучшая часть собрания – художественные предметы 17–18 вв. Их высокое качество обусловлено тем, что в их создании участвовали выдающиеся живописцы (как Ш.Лебрен и Ф.Буше), скульпторы (как Фальконе) и архитекторы. В годы правления короля-солнца была организована мануфактура королевской меблировки, во главе которой встал первый художник короля Ш.Лебрен. По его рисункам и под его руководством создавались гобелены, мебель, мозаики, ювелирные изделия, что обеспечило высокий художественный уровень и единство стиля всех предметов убранства дворцов. Многие из этих вещей находятся сейчас в коллекции Лувра. Здесь же находятся лучшие образцы мебели из мастерской Ш.Буля, поднявшего производство мебели на уровень высокого искусства. В них, как и в других видах искусства этого времени, проявился «Большой стиль», присущий французской культуре 17 в.
Ювелирные предметы выставлены в галерее Аполлона. Здесь хранятся короны, кольца, шпаги, предметы культа, украшенные драгоценными камнями. Один из них – алмаз Регент в 137 карат был привезен из Индии и принадлежал принцу Орлеанскому, который после смерти Людовика XIV был регентом при малолетнем короле Людовике XV.
Современный Лувр
непрерывно обновляется, его коллекции постоянно пополняются: при музее работает «общество друзей Лувра», благотворительные организации и фонды, а также частные лица, способствующие комплектованию собрания. К числу недавно поступивших экспонатов относятся археологические находки из раскопок «Средневекового Лувра». Самая замечательная из них – шлем короля Карла VI, найденный в виде осколков и искусно восстановленный.
Наряду с этим осуществляется и перераспределение коллекций между разными музеями Франции. В декабре 1986 на другом берегу Сены был открыт музей Д'Орсэ в переоборудованном здании бывшего вокзала. Туда из Лувра были переданы произведения, созданные художниками с 1848 по 1914. Более поздний этап развития искусства, начиная с фовистов и кубистов, представлен в центре Жоржа Помпиду, открытом в 1977. В Лувре остались экспонаты до 19 в. включительно.
В настоящее время, как и в предыдущие периоды своей истории, Лувр находится в состоянии непрерывной модернизации, совершенствования своей структуры и экспозиции. Залы оборудованы новейшими техническими достижениями. Это позволяет Лувру, как и прежде, оставаться образцом для других музеев мира.
Ольга Морозова
Замятина А. Лувр. – Художник, 1965, № 4
Лувр. Париж. [Альбом]. Сост. и автор текста Ю.К.Золотов. М., Изобразительное искусство, 1977 (Музеи мира, т. 4)
Лувр. Париж. Скульптура. [Альбом]. Сост. и автор текста З.Г.Борисова. М., Изобразительное искусство, 1984 (Музеи мира, т. 17)
Калитина Н.Н. Музеи Парижа. М., Искусство, 1986
Гоинг Лоренс. Живопись Лувра. Введ. М.Лаклотта. Нью-Йорк: Стюарт, Тэборн & Чанг, 1991
Большой Лувр. Сообщение Международного журнала «Museum», 1995, № 1 (183)
The Louvre. [Album]. Paris, Reunion des Musees Nationaux, 1996
Большой Лувр: дворец, коллекции, новые залы. Paris, 1997
Серюльяк Морис, Пуайон Кристиан. Лувр. М., АСТ, 2000
Musee du Louvre. Departement des objets d'art. Paris, Reunion des Musees Nationaux, 2000
Лувр. Автор-составитель Е.А.Останина. М., 2002
Ответь на вопросы викторины «Эпоха Возрождения»