РОБЕР, ГЮБЕР (ЮБЕР)
РОБЕР, ГЮБЕР (ЮБЕР) (Robert, Hubert) (1733–1808), французский художник, мастер классицистического пейзажа руин.
Родился в Париже 22 мая 1733 в семье слуг дворянского дома. Первоначально получал духовное образование, предполагая стать священником. Однако влечение к искусству привело его в мастерские Академии художеств, где он занимался у Ш.Ж.Натуара. В качестве пенсионера академии жил в 1754–1765 в Италии, преимущественно в Риме, путешествовал во стране вместе с Ж.О.Фрагонаром. Познакомился с Дж.Пиранези; испытал влияние последнего, а также Дж.П.Паннини. Поэтика руин, исторической бренности формируется уже в его рисунках сангиной, сделанных на вилле д`Эсте под Римом (Лувр). Вернувшись на родину, жил преимущественно в Париже, в 1785–1787 зарисовывал древности Прованса; наезжал для работы также и в Нормандию.
Его картины, выставляемые в Салонах (Римский порт, 1766, Музей школы изящных искусств, Париж; и др.) быстро завоевали популярность. Д.Дидро хвалил его за «прекрасные и величественные руины». Активно разрабатывал модную тему, создавая как штучные произведения, так и циклы, рассчитанные на оформление больших интерьеров (Интерьер храма Дианы в Ниме, Храм Юпитера в Риме, 1760-е годы, Лувр; и др.). Органично сочетал элегическую мечтательность образов, тонкие световоздушные и перспективные эффекты с повседневными жанровыми деталями. С годами все активнее обращаясь к окружающей его реальности, стал также одним из лучших мастеров «пейзажа-события» – с изображением значительного публичного происшествия типа стройки или катастрофы (Пожар в Опере, 1781, Музей Карнавале, Париж). Принял участие в реконструкции парка в Версале (1775). С 1784 был хранителем луврской картинной галереи.
Запечатлел ряд эпизодов Французской революции (разрушение Бастилии, королевских надгробий в Сен-Дени и т.п.). Заподозренный в нелояльности к новому режиму, был арестован и заключен в тюрьму. Однако продолжал работать и во время заключения (1793–1794), оставив ряд живописных образов тюремного быта. Вскоре был восстановлен в должности куратора Лувра, который в ту пору преобразовывался из королевского дворца в музей.
Позднее варьировал прежние мотивы, в новых же вещах все чаще сочетал достоверные виды с придуманными деталями (Разрушение моста Нотр-Дам, 1786–1788, Музей Карнавале, Париж; и др.); иногда склонялся к романтической фантастике, представляя в виде руин вполне сохранные здания (в том числе Лувр). В 1790-е годы написал серию видов Большой галереи Лувра. Его картины украсили многие дворцы, а затем музеи Европы, в том числе и в России, где его вещи охотно приобретали, начиная с эпохи Екатерины II. В старости был практически забыт, однако его образы с их тонким ощущением контрастного взаимодействия разных исторических эпох оказали большое влияние на развитие романтизма.
Умер Робер в Париже 15 апреля 1808.
Г.Робер и архитектурный пейзаж второй половины 18 века (каталог). Л., 1984
Дерябина Е.В. Живопись Г.Робера (1733–1808) в музеях СССР – В кн.: Франция. Век Просвещения. СПб, 1992
Ответь на вопросы викторины «Эпоха Возрождения»