ЛЕВО, ЛУИ
ЛЕВО, ЛУИ (Le Vau, Louis) (ок. 1612–1670), французский архитектор, один из лидеров классицистского направления в барочном зодчестве 17 в.
Родился в Париже, в семье архитектора Л.Лево. Изучал ренессансно-барочную архитектуру в Генуе и Риме. Испытал большое влияние Ф.Мансара.
Впервые упоминается в качестве главного зодчего в связи с постройкой отеля (т.е. особняка) Ламбер в Париже (1650). Руководил строительством дворца-замка Во-ле-Виконт близ Мелёна (департамент Сена и Марна в центральной Франции; 1656–1661) – для генерального контролера финансов Фуке. Соединив традиционные элементы французского «шато» (высокие кровли, общая композиционная открытость здания) с барочными чертами (овальный в плане центральный салон, пластически развитое архитектурно-скульптурное убранство) и строго централизованной регулярностью общего планировочного решения, мастер по сути создал здесь – в сотрудничестве с А.Ленотром (разбивка парка) и Ш.Лебреном (декор интерьеров) – архитектурное предвосхищение Версаля. Среди его парижских сооружений наиболее значителен колледж Четырех Наций (ныне Институт Франции, или Французская академия; 1661–1665), сыгравший – благодаря монументальным полукружиям фасада, развернутым в сторону Сены и Лувра, – важную роль в формировании ансамблевой структуры центра города.
Получив при дворе Людовика XIV должность «первого архитектора королевских построек» (1654), Лево участвовал в строительстве Лувра (1655–1670), а в 1661–1670 руководил первым этапом сооружения Версальского дворца – взамен прежнего достаточно скромного замка. Определив композицию центрального корпуса с Мраморным двором, обращенным к Парижу, парковым фасадом и Большими апартаментами короля и королевы, Лево заложил основы всего грандиозного комплекса (после его смерти работы продолжил Ф.д'Орбе, а затем Ж.Ардуэн-Мансар). Барочный формальный репертуар здесь еще в большей степени подчинился принципам строгого классицистического отбора: так, отказавшись от купольного покрытия, характерного для ряда предыдущих его зданий (центральный корпус тут увенчан плоским аттиком), Лево усилил то мощное горизонтальное начало, благодаря которому новый дворец стал не только торжественным зрелищем, но и структурой, властно подчиняющей себе окружающее пространство.
Умер Лево в Париже 11 октября 1670.
Всеобщая история архитектуры, т. 7. М., 1969
Ответь на вопросы викторины «Русские художники и скульпторы»