ФАЛЬКОНЕ, ЭТЬЕН МОРИС
ФАЛЬКОНЕ, ЭТЬЕН МОРИС (Falconet, Étienne Maurice) (1716–1791), художник и теоретик искусства, выдающийся мастер французской скульптуры «века Просвещения», автор знаменитого Медного всадника. Родился в Париже 1 декабря 1716 в семье столяра. В детстве занимался резьбой по дереву.
В 1734–1744 обучался в мастерской скульптора Ж.Б.Лемуана. Испытал влияние Дж.-Л.Бернини и П.Пюже. Свойственный манере Пюже напряженный драматизм мускульных усилий отличает и первую значительную работу Фальконе – его Милона Кротонского (гипсовая модель 1744 – в Эрмитаже, Петербург; мрамор 1754 – в парижском Лувре). В 1750–1760-е годы окончательно сформировалась зрелая манера мастера, сочетающая чувственное обаяние рококо с рациональностью классицизма. Он исполнил большое число аллегорических и мифологических фигур, сохранившихся в гипсовом и мраморном либо в одном лишь мраморном варианте (Аллегория музыки, 1752; Амур, 1757; Купальщица, 1757; Пигмалион, 1763; надгробная статуя Нежная грусть, 1763; все работы – Лувр или Эрмитаж либо – в вариантах – в обоих музеях).
В те же годы Фальконе создал много изысканных моделей для севрских статуэток из бисквита, часто повторяющих в малом масштабе его большие работы (Амур, Купальщица, группы на сюжеты Сказок Ж.Лафонтена и т.д.). В 1757–1766 руководил скульптурной мастерской Севрской мануфактуры. Выступил и в сфере монументально-декоративной пластики, оформив своими произведениями парижскую церковь Сен-Рок (до 1765; из них до нас дошла лишь мраморная фигура Христа из сцены Моления о чаше).
Подписав контракт с князем А.Д.Голицыным (действовавшим от имени Екатерины II), мастер прибыл в 1766 в Петербург вместе со своей ученицей М.А.Колло. Здесь он создал главный свой шедевр – памятник Петру I на Сенатской площади (ныне площадь Декабристов). Изобразив императора, который, – как писал Фальконе в письме Д.Дидро (1777), – простер «свою благодетельную десницу над объезжаемою им страной», художник сумел обойтись без слишком сложных эмблем, аллегорий и дополнительных фигур. Историческая коллизия гениально передана пластическими контрастами и созвучиями фигур царя-реформатора (чья грозная голова была смоделирована Колло), его коня и гранитной скалы, служащей им постаментом. Победа нового над старым выглядит как великая драма, позднее получившая образное развитие в Медном всаднике А.С.Пушкина. Утомленный конфликтами с президентом Академии художеств И.И.Бецким, Фальконе, не дождавшись открытия памятника (которое состоялось в 1782), уехал в 1778 в Амстердам, а затем на родину.
Выступал и как теоретик искусства, зачитав в 1760 в парижской Королевской академии свои Размышления о скульптуре, которые вышли отдельным изданием в Амстердаме (1761). Утверждая, что искусство идеально концентрирует в себе красоту, рассеянную в природе, Фальконе подчеркивал особую роль творческого чувства как «души произведения», – тем самым и здесь связывая идеал с чувством и, соответственно, классицизм с рококо.
Умер Фальконе в Париже 24 января 1791.
Зарецкая З.В. Фальконе. Л., 1970
Каганович А.Л. «Медный всадник». История создания монумента. Л., 1982
Ответь на вопросы викторины «Эпоха Возрождения»