ТЕАТР-КАБАРЕ ЛЕТУЧАЯ МЫШЬ
ТЕАТР-КАБАРЕ «ЛЕТУЧАЯ МЫШЬ», московский театр-кабаре, создан в 1908 из капустников МХТ актером МХТ Н.Ф.Балиевым и меценатом, нефтепромышленником Н.Л.Тарасовым совместно с О.Л.Книппер-Чеховой, В.И.Качаловым, И.М.Москвиным, Г.С.Бурджаловым и другими актерами Художественного театра. Первоначально существовал как клуб актеров этого театра.
Вечера «Летучей мыши» (первый – пародия на спектакль Синяя птица – состоялся 29 февраля 1908 в подвале дома Перцова на Пречистенской набережной) носили характер импровизации и были рассчитаны на артистическую и художественную богему. Они состояли из шуточных выступлений К.С.Станиславского, О.Л.Книппер-Чеховой, В.И.Качалова, А.Г.Коонен, пародий на спектакли театра. Летучая мышь, существо, которое не признают своим ни птицы, ни звери, изображенная на занавесе театра, также служила иронической отсылкой к чайке – символу Художественного театра.
После загадочной смерти Тарасова в 1910, являвшегося душой и спонсором вечеров, Балиев вынужден был сделать представления платными, что повлияло и на состав публики, и на репертуар (к тому времени из-за наводнения 1909 театр переехал в Б.Милютинский переулок, д.14, ныне ул. Мархлевского). Актерский ночной клуб, отделившись от МХТ, превратился в самостоятельный репертуарный театр, ориентированный на образованную состоятельную публику. Его новый статус окончательно оформился в 1912, когда Н.Ф.Балиев, оставшись конферансье, служил и директором, и художественным руководителем театра.
1910-е были временем «кабаретной эпидемии» в театральной жизни России. Вслед за «Летучей мышью» открываются кабаре Б.К.Пронина «Лукоморье», «Привал комедиантов» и «Бродячая собака», «Дом интермедий» В.Мейерхольда в Петербурге. Возникновение кабаре стало феноменом в искусстве театра Серебряного века, вызванным к жизни интересом к пародии и стилизации, который испытывали символисты, художники круга журнала «Мир искусства». «Летучая мышь» стала первой ласточкой. Успехом пользовались стилизованные миниатюры – жанр оживших картин: Вятские игрушки, Бабы Ф.А.Малявина, Японский веер, Китайский фарфор; мелодекламация (стихи П.Беранже), инсценированные романсы (Не искушай, Как хороши, как свежи были розы), буффонады (Скандал с Наполеоном). Актеры Художественного театра по-прежнему охотно выступали в кабаре. Балиев использовал жанр любительских вечеров: танцы, анекдоты, каламбуры, шарады, песенки. Публику привлекал и остроумный конферанс Балиева, который строил свои выступления на «скандале», сталкивании полярных мнений. Его скетчи, репризы, пародии, остроумные объявления номеров были «изюминкой» вечеров. Авторами текстов были: А.З.Серполетти, Л.Г.Мунштейн (редактор журнала «Рампа и жизнь»), Т.Л.Щепкина-Куперник, Н.А.Тэффи с дочерью, поэтессой Е.Бучинской, А.Н.Толстой, И.Г.Эренбург. Будучи театром высокого вкуса, кабаре легко улавливало художественную моду, делало доступным для публики открытия большого искусства.
В театре сформировался тип синтетического актера: чтеца, танцовщика, певца, импровизатора. В составе труппы: В.А.Подгорный, Я.М.Волков, В.Я.Хенкин, Я.Д.Южный, К.Э.Гибшман, Т.Х.Дейкарханова, Е.А.Маршева, А.Ф.Гейнц, Е.А.Хованская и др. Режиссировали В.В.Лужский, И.М.Москвин, Е.Б.Вахтангов, сам Балиев.
С 1914 театр, не меняя названия, по типу приблизился к театру миниатюр. От изящных высокохудожественных пустячков театр перешел к постановке сценических миниатюр, построенных на основе классической оперетты, водевиля (Шесть невест и ни одного жениха Ф.Зуппе, Свадьба при фонарях Ж.Оффенбаха), к инсценировкам произведений классиков: Пиковая дама и Бахчисарайский фонтан А.С.Пушкина, Тамбовская казначейша М.Ю.Лермонтова, Нос, Шинель, Коляска, Миргород Н.В.Гоголя, Жалобная книга, Хамелеон А.П.Чехова, (режиссер А.А.Архангельский).
В 1915 театр переехал в подвал нового доходного дома Э.Нирнзее в Б.Гнездниковском переулке, 10. Это был третий его адрес (ныне помещение Учебного театра РАТИ). Фойе и занавес театра расписал С.Судейкин (впоследствии, в эмиграции он продолжил сотрудничество с театром наряду с М.Добужинским, Н.Анненковым, чья жена, балерина Е.Гальперн, была актрисой «Летучей мыши»). Здесь впервые зазвучал голос В.Барсовой, появились Р.Зеленая, И.Ильинский, выступала Сатирическая капелла под управлением И.В.Москвина, читал стихи В.И.Качалов.
В феврале 1917 откликами на политические события стали обозрение Страницы русской истории, гротеск В 12 часов по ночам. Оперетты Ж.Оффенбаха Прекрасная Елена и Орфей в аду были последними постановками театра при Балиеве (1918). Изящная, но несозвучная революции эстетика кабаре плохо сочеталась с новым временем.
В 1919 Балиев, настороженно относившийся к революции, увез труппу на гастроли в Киев, затем вернулся, но в 1920 уехал с частью труппы уже в эмиграцию, в Париж, затем в Нью-Йорк, где возродил театр.
В России же продолжала работать оставшаяся часть труппы под руководством режиссера К.Кареева. Без руководства и конферанса Балиева это был уже другой театр, хотя репертуар не изменился. Попытками реанимировать былую славу театра явилось приглашение режиссеров А.Архангельского, Н.Евреинова, В.Мчеделова (последний поставил пьесу А.Ремизова Царь Максимилиан, сезон 1921–1922). Спектакль стал удачей театра на фоне целого ряда скучных вечеров и заполненного наполовину зрительного зала. Оставшуюся в Москве часть труппы в шутку называли «засахаренной мышью». В 1922 за неуплату аренды помещения театр навсегда покинул дом Нирнзее, где его место заняло кабаре «Кривой Джимми» (будущий московский театр Сатиры). Часть труппы «Летучей мыши» влилась в состав этого коллектива. И хотя жанр нового театра был родственен театру Балиева, его стиль был острее, грубее, примитивнее тонкой, лиричной, филигранной манеры «Летучей мыши», детища Московского Художественного театра.
В 1989–2001 – Г.Гурвич возродил на сцене Студии киноактера театр миниатюр под легендарным названием (авторы идеи М.Захаров и Г.Горин).
Елена Ярошевич
Швейцер В. Диалог с прошлым. М.,1976
Тихвинская Л. Летучая мышь. – Театр, 1982, № 3
Бессонов В.Я., Янгиров Р.М. Большой Гнездниковский переулок, 10. М., 1990
Венок Балиеву. – Московский наблюдатель, 1992, № 9
Ответь на вопросы викторины «Наше кино»