ЕВРЕИНОВ, НИКОЛАЙ НИКОЛАЕВИЧ
ЕВРЕИНОВ, НИКОЛАЙ НИКОЛАЕВИЧ (1879–1953), русский режиссер, драматург, критик и теоретик театра, автор музыкальных произведений. Родился 13 февраля 1879 в семье инженера путей сообщения и обрусевшей француженки. Вместе с братом устраивал домашний театр, в семь лет написал свою первую пародию – Обед с министром. Учился музыке, играл на нескольких музыкальных инструментах. В 13 лет появился на арене бродячего цирка в роли клоуна под псевдонимом «Бокларо».
Учился в Псковской гимназии, затем в Императорском училище правоведения в Петербурге. В любительском кружке училища поставил свою первую пьесу Репетиция, на каникулах участвовал в Пскове в спектакле под псевдонимом «Горкин». В 1899 написал и поставил в училище оперу-буфф Сила чар. После окончания училища (1901) определился в канцелярию министра путей сообщения, в том же году поступил в Московскую консерваторию по классу композиции к Н.А.Римскому-Корсакову. В 1905 в «Новом театре» с Л.Б.Яворской в главной роли была поставлена написанная в 1902 трехактная комедия Евреинова Фундамент счастья. В 1907 вышел первый сборник его драматических произведений. Совместно с историком и деятелем театра бароном Н.В.Дризеном создал «Старинный театр» (1907–1908, 1911–1912), занимался реконструкцией спектаклей средневековья и испанского Возрождения. Зимой 1908 В.Ф.Комиссаржевская пригласила Евреинова в свой театр на Офицерской, сыграла заглавную роль в его спектакле Франческа да Римини. Следующий его спектакль, Саломея О.Уайлда, был запрещен самим Николаем II. Вскоре с Ф.Комиссаржевским Евреинов создал «Веселый театр для пожилых детей», где состоялась премьера его арлекинады Веселая смерть. «Переносить самого зрителя на сцену» определил Евреинов задачей монодрамы в брошюре Введение в монодраму (1909). Первой монодрамой, ставшей основанием и отправным пунктом для его теоретической работы, стало Представление любви.
В 1910 Евреинов ушел из министерства путей сообщения и целиком отдался занятиям искусством. Став главным режиссером, драматургом и композитором театра А.Кугеля и З.Холмской «Кривое зеркало», поставил около сотни пьес, четырнадцать написал сам, в том числе Ревизор в пяти режиссерских построениях, сатиру на театральные штампы того времени: сцена Ревизора показывалась последовательно в традиционной постановке провинциального театра, Московского художественного театра, Гордона Крэга, Макса Рейнгардта и шаблонной кинокомедии. Не было ни одного традиционного театрального жанра, который бы не фигурировал в «Кривом зеркале». Битва русских с кабардинцами, или Восточные сладости (муз. И.А.Саца) – пародия на оперную кавказскую экзотику (Демон А.Г.Рубинштейна, Кавказский пленник Ц.А.Кюи др.); Восторги любви высмеивали шаблоны опперетки, Гастроль Рычалова – сатира на халтурные спектакли с участием столичных премьеров; Чествование Козьмы Пруткова было направлено против богоискательских, теософских и антропософских воззрений В.В.Розанова, Д.С.Мережковского и З.Н.Гиппиус, которые были объединены под именем философа Межерепиуса.
Ставились в театре и монодрамы. «Самой оригинальной пьесой в мировой истории театра» была монодрама В кулисах души (1913), действие которой разыгрывалось в грудной клетке человека, где, по общему мнению, обитает душа. Пьеса была переведена на несколько иностранных языков. Прием Ревизора Евреинов повторил в пьесе Эоловы арфы (совм. с Б.Ф.Гейером), в которой показан сугубо индивидуалистический подход критиков к одному и тому же спектаклю. С 1908 по 1911 Евреинов руководил драматической студией, воспитывая артистов «Театра будущего». Участвовал в выставке «Треугольник» со своими эскизами сценических постановок, его картина Пляшущая испанка была помещена в журнале «Столица и усадьба» с объяснением, что она «является первым футуристическим произведением мира, созданным до опубликования манифеста футуристов...». Одновременно с практической деятельностью занимался теоретическими исследованиями. В 1913 вышли книги Театр как таковой, в которой формулируется понятие «театрализация жизни» как «инстикта вечного преобразования», действующего и за пределами театра и во многом определяющего мышление и быт человека, и Pro scena sua (сборник театральных публикаций предыдущих лет). В 1914–1915 вышли второй и третий тома его драматических произведений, в 1915 Театр для себя с рисунками Н.И.Кульбина.
В 1920 Евреинов принимал участие в организации массового зрелища Взятие Зимнего дворца. В 1922 и 1923 ему удалось выезжать в Берлин и Париж. В эти годы появляются постановки его пьес за рубежом: в Париже Жак Копо ставит Веселую смерть в театре «Старая голубятня», Шарль Дюллен в «Ателье» показывает пьесу Самое главное, она идет и в Нью-Йорке в театре «Гилд», пьесы Евреинова ставятся в Польше. В 1925 Евреинов эмигрировал, жил во Франции, из немногих русских в эмиграции продолжал активную творческую деятельность. Его пьесы шли по всему миру. Пробовал себя в кино, сотрудничал с «Русской оперой» в Париже. В предвоенные годы написал сатиру Партбилет коммуниста и «антисталинскую драму» Шаги Немезиды (где вывел Каменева, Зиновьева, Рыкова, Бухарина, а также Сталина, Ягоду, Ежова), которая не была поставлена. Ставил спектакли в Сорбонне, вместе с С.Лифарем поставил балет Витязь в барсовой шкуре, издал Историю русского театра, закончил рукопись книги В школе остроумия.
Умер Евреинов в Париже 7 сентября 1953.
Каменский В. Книга об Евреинове. Петроград, 1917
Евреинов Н. Драматические произведения, тт. 1–3. М., 1998
Ответь на вопросы викторины «Наше кино»