ИЛЬИНСКИЙ, ИГОРЬ ВЛАДИМИРОВИЧ
ИЛЬИНСКИЙ, ИГОРЬ ВЛАДИМИРОВИЧ (1901–1987), русский актер. Народный артист СССР (1949), лауреат Государственной премии СССР (1941, 1942, 1951). Герой Социалистического Труда (1974). Родился 11 (24) июля 1901 в семье врача, актера-любителя.
В 1917 выпускник класса Флеровской гимназии Ильинский поступил в театральную студию Ф.Ф.Комиссаржевского и еще студийцем играл слуг, шутов, вестников, стариков в постановках Комиссаржевского, по возможности разрабатывая каждую «роль» самостоятельно. С этого времени путь творческого самопознания артиста отмечен калейдоскопом исканий, проб, увлечений, разочарований и неистощимой энергией. Ильинский совмещал работу в Театре им. В.Ф.Комиссаржевской и в ряде студий, в том числе 1-й Студии МХТ, играл в оперетте, цирке, на эстраде, в бывшей Александринке, «служил» во МХАТе и т.д. Начав с философского романтизма Комиссаржевского, через реставрационные опыты Н.М.Фореггера, условность В.М.Бебутова пришел к Вс.Мейрхольду.
В начале 1920-х годов молодой Ильинский был самым талантливым представителем «левого фронта», одним из ведущих его актеров. Первый и настоящий успех 21-летний Игорь Ильинский узнал в роли Тихона (Гроза А.Н.Островского, Московский Драматический театр, 1922), а затем в роли Брюно (Великодушный рогоносец Ф.Кроммелинка, Государственные Высшие театральные мастерские, реж. Мейерхольд, 1922). Так закончился знаменательный для артиста сезон 1921–1922.
За время сотрудничества с Мейрхольдом (1920–1935) Ильинский сыграл в постановках мастера фермера Гислена (Зори Э.Верхарна 1920), Немца 1 и Соглашателя-меньшевика (Мистерия-Буфф В.В.Маяковского, 1921), Расплюева (Смерть Тарелкина А.В.Сухово-Кобылина, 1922), Аркашку Счастливцева (Лес Островского, 1924), Фамусова (Горе уму А.С.Грибоедова, 1928), Присыпкина (Клоп Маяковского, 1929), матроса Семушкина (Последний решительный Вс.Вишневского, 1931), Ломова в Предложении А.П.Чехова (спектакль 33 обморока, 1934). Игра Ильинского разрушала границу между «малым» и «большим» искусством, «малое» обращала в «большое». Актер достигал сильнейших комических эффектов приемами деформации: внезапная гримаса на равнодушном лице исчезала так же быстро, как и появлялась. Неистощимый изобретатель на сцене, оригинальная личность, обладатель первоклассного дарования, Ильинский всегда подчеркивал свою «современность».
После очередного ухода от Мейерхольда актер начал сниматься в кино, эпоха «великого немого» неразрывно связана с именем Ильинского: Аэлита, Папиросница от Моссельпрома, Закройщик из Торжка (1924), Поцелуй Мэри Пикфорд, Мисс Мэнд, Когда пробуждаются мертвые, Праздник св. Йоргена (последняя лента немого кино, 1929–1930) и др. Об Ильинском-киноартисте писали, что он «здоровее и биологичнее Чаплина». В звуковом кино артист создал незабываемые образы Бывалова (Волга-Волга, 1938), Огурцова (Карнавальная ночь, 1956).
В 1938 Ильинский поступил в Малый театр. На сцене Малого Ильинский дебютировал в роли Хлестакова (Ревизор Н.В.Гоголя, 1938). В репертуаре Островского сыграл Аркашку Счастливцева, Шмагу (Без вины виноватые), Крутицкого (На всякого мудреца довольно простоты, Юсова (Доходное место) и др. Много выступал в современных пьесах. Особенным успехом пользовалась роль председателя колхоза Чеснока в спектакле В степях Украины А.Е.Корнейчука (1949).
Два художественно современных, зрелых создания Ильинского связаны с именем Л.Н.Толстого. Образ ясноглазого старика Акима (Власть тьмы, 1956) в исполнении Ильинского был признан глубоко самобытной фигурой эпического масштаба. Уникальное творение Ильинского – образ Льва Толстого, последняя роль артиста в театре (спектакль Возвращение на круги своя И.Друце, 1978).
В течение всей творческой жизни, начиная с 1919, Ильинский много времени и внимания уделял художественному слову, выступал на эстраде и на радио с чтением басен, стихов, прозы. В его репертуаре были И.А.Крылов, А.С.Пушкин, Маяковский, Чехов, М.Е.Салтыков-Щедрин и особенно любимые Ильинским Отрочество Толстого и Старосветские помещики Гоголя. Почти все литературные концерты Ильинского были экранизированы на телевидении в четырех телефильмах (1968–1970).
Разносторонний талант Ильинского проявился и в режиссуре. Его постановки Ярмарка тщеславия У.Теккерея (1958), Любовь Яровая К.А.Тренева (1960), Честность Сафронова (1961) и др. современники назвали «ценным приобретением для нашего театра».
Умер Ильинский в Москве 13 января 1987.
Ильинский И. К мастерству. М., 1960
Владимирова З.В. Игорь Ильинский. М., 1967
Ильинский И. Сам о себе. М., 1978
Ответь на вопросы викторины «Наше кино»