МОСКОВСКИЙ ТЕАТР ШКОЛА ДРАМАТИЧЕСКОГО ИСКУССТВА
МОСКОВСКИЙ ТЕАТР «ШКОЛА ДРАМАТИЧЕСКОГО ИСКУССТВА». Открылся в 1987 спектаклем А.А.Васильева Шесть персонажей в поисках автора Д.Пиранделло. Создатель театра – Васильев Анатолий Александрович, режиссер и педагог.
Васильев, будучи режиссером театра на Таганке с 1982, поставил спектакли, которые стали культовыми, они отличались интересной режиссурой, тщательной работой с актерами и художником. Собственно, в процессе работы над этими спектаклями сложился театр «Школа драматического искусства». Главная идея его создателя – постоянный поиск новой театральной эстетики, дух эксперимента, разрушение театральных стереотипов, соединение драматического, музыкального и пластического начал в спектакле. В первоначальных планах театра значились постановки Короля Лира В.Шекспира, Павла I Д.Мережковского, Пушкинского Дома А.Битова с теми же актерами, с которыми Васильев делал свои первые спектакли. Но сложилось иначе, в труппе театра другие, молодые актеры, а в репертуаре – другие спектакли: Сегодня мы импровизируем Л.Пиранделло (1990); Фьоренца Т.Манна (1993); Иосиф и его братья Т.Манна (1993); Амфитрион Ж.-Б.Мольера (1994); Плач Иеремии – книга Плач Иеремии, положенная на пение, композитор В.Мартынов (1996), (в 1997 спектакль был награжден Национальной театральной премией «Золотая маска» по двум номинациям: «За лучший спектакль» и «За лучшую сценографию»); А.С.Пушкин «Дон Жуан» или «Каменный гость» и другие стихи, (1998), А.С.Пушкин. «К***» (1999), Моцарт и Сальери А.С.Пушкина (2000), в спектакле исполняется Реквием В.Мартынова, Пушкинский утренник (2001). Последняя премьера театра – Медея Материал с французской актрисой Валери Древиль (2001). Шесть персонажей..., Амфитрион, Плач Иеремии представляли театральное искусство России на международном Авиньонском театральном фестивале.
Васильев разработал свою концепцию театра-лаборатории и свой вербальный актерско-режиссерский метод, базирующийся на физическом тренинге и позволяющий актеру добиться передачи тончайших настроений благодаря полному владению своим голосовым аппаратом. Результатом семинаров и лабораторных поисков в «Школе драматического искусства» становятся спектакли, вечера, представления, открытые репетиции, посвященные одному автору, произведению, или же одной какой-то теме. Например, так рождался спектакль Пушкинский утренник (2000). Спектакль сложился в процессе работы актеров лаборатории над двумя темами, предложенными Васильевым: диалогами Платона, в частности, диалогом Пир, и произведениями ранней лирики Пушкина. Творчество Пушкина, особенно раннего периода, насыщено духом античности. Васильевым была поставлена задача: найти в стихах Пушкина образы, общие с образами диалога Пир. С другой стороны, стихи Пушкина внутри наполнены диалогами: с друзьями, знакомыми, женщинами, воображаемыми внутренними разговорами с самим собой. Актеры пытались в этих диалогах раскрыть произведения Пушкина; и с другой стороны, через его стихи прикоснуться к образам античности, почувствовать античность внутри пушкинских стихов. Сложность в том, чтобы в спектакле эти два плана существовали вместе. И в процессе репетиций, и на сцене, при чтении стихов используется специальная вербальная техника, разработанная Васильевым. Работа над Пушкинским утренником продолжалась около двух лет. В театре-лаборатории иногда годами репетируют спектакль, не выпуская его на публику. Здесь могут назвать старый спектакль премьерой потому, что в него введено несколько новых актеров. «Школа» – абсолютно некоммерческий театр. Она больше похожа на монастырь, чем на театр. Васильев принципиально не хочет раскручивать свой театр. Это противоречит его творческим принципам, где эстетика неразрывно сплетена с этикой. Этот театр известен своим аскетизмом и утонченной духовностью.
Много лет театр работал в подвале дома на Поварской, где оборудован микроскопический зрительный зал и сцена – партер, где нет разделения между сценой и залом: все играется со сцены и одновременно из зала. Декорации минимальны, но многозначны, точнее спектакли идут в единой установке, которой в каждом спектакле придается свой метафорический смысл.
В составе труппы в разные годы: А.Филозов, Л.Полякова, Б.Романов, Ю.Гребенщиков, Н.Андрейченко, А.Петренко, Н.Д.Чиндяйкин, А.А.Ануров, Н.Б.Коляканова, Г.С.Гладий, Л.В.Белогурова, Л.М.Бородина, И.В.Яцко. В спектаклях разных лет принимали участие музыканты А.Козлов, Б.Гребенщиков (Серсо), А.Котов и ансамбль древнерусской духовной музыки «Сирин» (Плач Иеремии), группа «Opus Post», руководитель группы Т.Гринденко (Моцарт и Сальери). Постоянный соавтор Васильева – художник И.Попов, с которым Васильев поставил все свои спектакли, в Плаче Иеремии А.Васильев выступил и как сценограф.
В 2001 на базе бывшего кинотеатра «Уран» открылось новое здание театра на Сретенке с несколькими залами (авторы проекта сам А.Васильев и И.Попов, архитектор по первому образованию). При театре создано содружество учеников А.Васильева «Сретенка». Художественные принципы, эстетика, метод, работа учеников связаны с развитием той конкретной театральной традиции (включающей в себя не только технологию создания спектакля и особое понимание природы театральной игры, но и этику театрального дела и осознания Театра в высоком смысле этого слова как предназначения), которую они получили в школе. В 1990 в театре создан класс экспрессивной пластики или класс пластической импровизации Геннадия Абрамова, который с 1999 существует как самостоятельный коллектив.
В лаборатории «Школы драматического искусства» были выпущены спектакли: Дюма – главы из романов Александра Дюма (1987); Бесы по роману Ф.М.Достоевского (1988); Вечер Мопассана (1988); Диалоги Платона (1988); Разговоры запросто Эразма Роттердамского (1989); Оскар Уайльд. Упадок лжи, Критик как художник (1989); Платон-Магритт. Диалоги (1990); Вечер Мольера (1992); А.С.Пушкин. Разговоры с поэтом (1994); Пушкинские вечера, Евгений Онегин, собранье пестрых глав. (А.С.Пушкин – П.И.Чайковский) (1995); Гомер. Илиада, 23-я песнь (1997); Государство Платона (2000); Три сестры А.П.Чехова (2000); А.С.Пушкин. Товарищам, в искусстве дивном (2000); Маскарад М.Ю.Лермонтова , 1995 (Комеди Франсез, Париж) 1996, Дон Жуан или Каменный гость и другие стихи Пушкина, 1998.
В театре были осуществлены международные проекты: Vis-a-vis, (по роману Ф.М.Достоевского Идиот) с центром Кюнстлерхаузбетаниен/Kunstlerhaus Bethanien (Дом художника «Бетания») в Берлине (1992); Я – Чайка, по пьесам А.П.Чехова (1991); Каждый по-своему по пьесе Л.Пиранделло с Римским университетом, Театро Атенео/Centro Teatro Ateneo (Рим) и Театро ди Рома/Teatro di Roma (Муниципальный театр Рима) (1993); с Академией экспериментальных театров/Academie Experimentale des Theatres (Париж), возглавляемой Мишелем Кокосовски (1993, 1996, 2001); с Рабочим Центром Гротовского в Понтедера (1993, 1996, 1999). В 2002 представлены спектакли «Рабочего Центра Ежи Гротовского и Томаса Ричардса»: Акция и Остался один вдох. Акция – творческое произведение, состоящее из нескольких действий актера, организованных с помощью древнего горлового пения. Тексты берут свое начало в иудео-христианской традиции. Спектакль Остался один вдох вырос из проекта Мост: развитие театральных искусств под руководством Марио Бьяджини и Томаса Ричардса. Группа провела обширные изыскания в сфере традиционной китайской культуры (древние китайские тексты, а также медитация, опирающаяся на буддийскую традицию).
«Школа драматического искусства» – участник совместного международного проекта театральных организаций европейских стран «Школа мастеров». В Москве проходили выездные сессии «Школы мастеров» под руководством А.Васильева и М.Лангхофф (1997, 1998).
В апреле 2001 театр «Школа драматического искусства» был принят в «Союз театров Европы», элитарный театральный клуб (от России туда вошел только Малый драматический театр под руководством Л.Додина в С.-Петербурге).
В рамках III Всемирной театральной Олимпиады в Москве «Школой драматического искусства» подготовлены и показаны международные программы Форум и Узкий взгляд скифа (2001). Театр предлагает свой взгляд на театр, в центре которого находится литургический, ритуальный, фольклорный аспекты и их отражение в современном сознании. В 2002 в рамках фестиваля осуществлена программа церковного пения Приидите и Увидите, состоялись премьеры спектаклей лаборатории Кровавая свадьба Ф.Г.Лорки, Питание Богородице В.Мартынова, реконструкция литургической драмы 18 в. Пещное действо, перформанса Гости Гойи из тьмы в постановке хореографа Мин Танака (Япония), где танцоры не объясняют, не иллюстрируют серию офортов Гойи Капричос, а проявляют вызванные офортами впечатления или ассоциации, которые позволяют им проследить мельчайшие движения в собственном теле.
Впервые в новом здании театра на Сретенке прошли спектакли учеников А.Васильева: Бориса Мильграма Воскресение Лазаря (пять глав из романа Ф.М.Достоевского Преступление и наказание в сопровождении джазовой музыки В.Чекасина) и Бориса Юхананова Фауст (по Гете). В спектакле соединены элементы цирка, оперы, мистериальной музыки, драматической игры с моментами свободной импровизации. Это полифоническое зрелище, которое предлагает зрителю экспериментатор, «приверженец альтернативного театра» Борис Юхананов, известный по авангардным проектам и перформансам; сценография и костюмы Юрия Харикова становятся принципиальным дополнением к визуальному решению постановки). Спектакль идет при участии солистов вокального ансамбля «Ave Maria», а присутствие кошек Юрия Куклачева придает истории Фауста особый колорит (их роль в спектакле аналогична той, что играют голуби в Песни Иеремии).
В 1987 Васильев собирался назвать свой театр «Начальной школой драматического искусства». При театре планировалось открыть новое учебное заведение: Академию «Высшая школа драматического искусства» с четырьмя факультетами: режиссуры и актерского мастерства, визуальных искусств, экспериментальных форм обучения и повышения квалификации, театральной журналистики.
Сейчас Анатолий Васильев живет и работает в Париже, а главным режисером театра 3 декабря 2007 назначен его ученик и последователь Игорь Яцко.
В апреле 2008 года ученик Анатолия Васильева и сегодня известный режисер Дмитрий Крымов получил «Золотую маску» за спектакль Демон. Вид сверху, поставленный в театре «Школа драматического исксства». Кроме того, в театре сейчас существует несколько театральных Лабораторий, одну из которых возглавляет Борис Юхананов.
Елена Ярошевич
Васильев А. Открытый урок. – Человек. 1990, № 3
Вайль П., Генис А. Опыт отражения. Размышления о театре Анатолия Васильева. – Театральная жизнь, 1991, № 12
Ответь на вопросы викторины «Наше кино»