ВАСИЛЬЕВ, АНАТОЛИЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ
ВАСИЛЬЕВ, АНАТОЛИЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ (р. 1942), режиссер, педагог, заслуженный деятель искусств России (1993). Родился 4 мая 1942 в селе Даниловка Пензенской области. Окончил химический факультет университета в Ростове-на-Дону, в 1973 – режиссерский факультет ГИТИСа (курс М.О.Кнебель и А.А.Попова), поставив дипломный спектакль Сказки старого Арбата А.Н.Арбузова (1972). Придя после института в 1973 в МХАТ, Васильев под руководством О.Н.Ефремова репетировал в качестве режиссера-стажера спектакль Соло для часов с боем О.Заградника с мхатовскими «стариками» М.М.Яншиным, Б.Я.Петкером, А.Н.Грибовым, О.Н.Андровской, М.И.Прудкиным. В качестве второго режиссера, режиссера-ассистента или руководителя постановки участвовал в работе над спектаклями МХАТа Медная бабушка Л.Г.Зорина (1975), Нина А.Кутерницкого (1976), Путь А.Ремеза (1981). Ряд ярких и многообещающих замыслов мхатовской поры остался неосуществленным: Святая святых И.Друцэ (1975), Король Лир У.Шекспира в переводе О.П.Сороки с А.А.Поповым в роли Лира (1982), О, счастливые дни С.Беккета с М.И.Бабановой в роли Винни (1982). Не увидела зрителя и постановка Виндзорских насмешниц Шекспира с Е.П.Леоновым в роли Фальстафа в театре им. Ленинского комсомола (1981).
В начале своей режиссерской карьеры Васильев осуществил несколько постановок в провинции: Женщина за зеленой дверью Р.Ибрагимбекова (Уфа, 1974) и мюзикл Дж.Германа по либретто М.Стюарта Хэлло, Долли! (Ростов-на-Дону, 1976); десятилетие спустя выпустил спектакль Вариации феи Драже Кутерницкого в рижском ТЮЗе (1987).
В 1977–1982 режиссер театра им. К.С.Станиславского, возглавляемого в те годы Поповым. Поставленные здесь спектакли Первый вариант «Вассы Железновой» М.Горького (1978) и Взрослая дочь молодого человека В.И.Славкина (1979) выдвинули Васильева в лидеры поколения. В работе над этими постановками вокруг Васильева сплотился круг артистов-единомышленников, продолживших сотрудничество с ним и в последующие годы, – Л.Полякова, Б.Романов, Ю.Гребенщиков, А.Филозов, В.Бочкарев. Вынужденный в 1982 покинуть театр им. Станиславского, Васильев на предоставленной ему Ю.П.Любимовым малой сцене театра на Таганке на протяжении трех лет репетирует и в 1985 выпускает спектакль по пьесе Славкина Серсо. К группе артистов Васильева примкнули известные киноактеры Н.Андрейченко и А.Петренко. Значительность новой постановки режиссера для театрального искусства подтвердили и критики, и публика.
С начала 1980-х годов параллельно с режиссерско-постановочной деятельностью Васильев преподает на Высших режиссерских курсах, во ВГИКе и на режиссерском факультете ГИТИСа, неизменно обещая студентам: «Никого не буду щадить. <…> Относиться стану беспощадно, как к себе». Не случайно художник И.Попов, чье сотрудничество с Васильевым началось со спектакля Соло для часов с боем и продолжается по сей день, произнес о нем выразительную в своей лаконичности фразу: «В мягкости я бы его не обвинил».
В 1987 в Москве среди шести новых театров открывается «Школа драматического искусства» Анатолия Васильева, первым спектаклем которой стали Шесть персонажей в поисках автора Л.Пиранделло (1987). Здесь были заняты гитисовские ученики Васильева Ю.Альшиц, Н.Коляканова, И.Томилина, Гр.Гладий, Н.Чиндяйкин и др. Спектакль много и триумфально гастролировал, участвовал во множестве международных фестивалей.
С годами Васильев, во многом ориентирующийся на опыт Е.Гротовского, все более разворачивается от репертуарного театра к лабораторным исканиям, декларируя идеи постоянного профессионального обновления, поиска новой театральной эстетики, возрождения самой культуры театра: «Концепция театра-лаборатории дает возможность ежедневного... эксперимента. Концепция театра-школы расширяет границы поиска, делает этот процесс по сути эволюционным». За время существования «Школы драматического искусства» в результате учебных семинаров и лабораторных поисков были продемонстрированы (весьма узкому кругу лиц) спектакли, вечера, представления, открытые репетиции, посвященные одному автору, или произведению, или теме. Среди них Дюма (1987) и Визави (1988) – главы из романов А.Дюма и Ф.М.Достоевского; Бесы по роману Достоевского (1988–1989); Вечер Мопассана (1988); Диалоги Платона (1988); Разговоры запросто Эразма Роттердамского (1989); Идиот (1992) – главы из романа Достоевского; Вечер Мольера (1992); Каждый по-своему Пиранделло (1993); Разговоры с поэтом по А.С.Пушкину (1994), Гомер. Илиада, 23-я песнь (1997), Товарищам в искусстве дивном по Пушкину (2000), Илиада. Гомер (2001) и др. Был осуществлен также ряд совместных международных экспериментальных проектов.
В своей «Школе драматического искусства» Васильев выпустил спектакли Сегодня мы импровизируем Пиранделло (1990), Фьоренца и Иосиф и его братья Т.Манна (оба 1993), Амфитрион Мольера (1994), Плач Иеремии В.Мартынова (1996), Дон Жуан, или «Каменный гость» и другие стихи (1998), К*** (1999) и Моцарт и Сальери (2000) Пушкина, Медея-материал Х.Мюллера (2001). В этих спектаклях заняты артисты Коляканова, А.Демидова, Л.Дребнева, В.Лавров, И.Яцко, В.Ануров.
Постановки Васильева за рубежом: Маскарад М.Ю.Лермонтова (Комеди Франсэз, Париж, 1992), Дядюшкин сон по Достоевскому (Художественный театр, Будапешт, 1994), Пиковая дама П.И.Чайковского (Немецкий Национальный театр, Веймар, 1996), Без вины виноватые А.Н.Островского (Театр им. Э.Сиглигети, Солнок, 1998). Работал с М.Теречик, Ж.-Л.Буте, В.Древиль (последняя также исполнительница в его московской постановке Медея-материал Мюллера).
Из работ Васильева на радио и телевидении: телеспектакль Степной король Лир по И.С.Тургеневу (1976), видеофильм Дорога на Чаттанугу (Взрослая дочь молодого человека) по Славкину (1992), радиопостановка Портрет Дориана Грея О.Уайлда (инсценировка Славкина и Васильева) с М.Бабановой, И.Смоктуновским, Н.Теняковой и др. (1981).
Анатолий Васильев – кавалер ордена искусства и литературы (Франция, 1989); лауреат премий: им. К.С.Станиславского (1988), критиков Европы «Новая театральная реальность» (Италия, Таормина, 1990), «Хаос» – премия Пиранделло (Италия, Агридженто, 1992), Фонда им. К.С.Станиславского «За вклад в развитие театральной педагогики» (1995), «Золотая маска» (1997), Государственной премии РФ (1999), «Триумф» (2001).
В апреле 2001 театр «Школа драматического искусства» был принят в «Союз театров Европы». Тогда же зритель впервые переступил порог нового помещения театра на Сретенке, созданного по проекту И.Попова и Васильева. Открытие было приурочено к проведению в Москве III Международной Театральной Олимпиады, в рамках которой васильевский театр продемонстрировал собственную чрезвычайно насыщенную программу Узкий взгляд скифа, включавшую в себя три составляющих: Истоки. Корни (мистерии, религиозный ритуал, священный театр, фольклорно-обрядовые традиции в границах евразийского пространства); Отражения. Тени забытых предков (практика современных лабораторных поисков и экспериментов; пограничные с драматическим театром явления в области музыкального перформанса, фольклорного театра и музыкальной драмы); Светское. Исключение из правил (спектакли и проекты, приобщающие зрителя к утерянному опыту мифологического мышления).
См. также МОСКОВСКИЙ ТЕАТР «ШКОЛА ДРАМАТИЧЕСКОГО ИСКУССТВА»; ТЕАТРАЛЬНЫЕ ПРЕМИИ РОССИИ.
Васильев А.А. О физическом действии и других секретах. – В кн.: Режиссерский театр. М., 1999
Смелянский А.М. Предлагаемые обстоятельства. М., 1999
Ответь на вопросы викторины «Наше кино»