СЦЕНА
СЦЕНА (от греч. skene – балаган, подмостки; лат. scaena, франц. scene, англ. stage, нем. buhne, исп. escenario), место для исполнения театрального представления.
В действах древнейшего ритуально-обрядового, а затем фольклорного предтеатра таким местом была, с одной стороны, окружавшая человека реальная природная, производственная, бытовая среда его жизни (лес, поляна, холмы, горы, дорога, улица, крестьянский двор, сам дом, его внутренние помещения и т.п.), с другой, специально очерченная площадка (круглая, квадратная – соответственно мифопоэтическим метафорам солнца, земли), а также разные сооружения в виде плывущего корабля, ладьи, лодки или повозки, телеги, воплощавшие модель мироздания, Вселенной. Эти места стали прообразами последующих форм сцены. В средние века использовались помещения храмов, их паперти, передвижные английские двухъярусные педженты или разной формы подмостки, выстраивавшиеся на городских площадях. В эпоху Ренессанса – итальянские дворцы и палаццо, испанские гостиничные дворы-коррали, площадные подмостки, на которых разыгрывались представления комедии дель арте, наконец, в 20 в. – самая разная современная «окружающая среда»: заводские цеха, сараи, музеи, вокзалы и автобусные остановки, улицы, площади, стадионы.
Самый первый вид специального построенного для театра архитектурного сооружения под открытым небом – античный древнегреческий – сочетал в себе оба типа сцены: круглую (ею была орхестра) и квадратную, модификацией которой стала замыкавшая орхестру прямоугольная площадка перед проскением (так называлась стена с тремя дверьми, которая перекрывала пространство скены). Сначала она была чуть приподнятой над уровнем орхестры, имела небольшую глубину и служила для появления из дверей персонажей. Затем она расширилась до 5 метров глубины, а в эпоху эллинизма (3 – 1 вв. до н.э.) поднялась до уровня возвышавшейся над орхестрой на 2,5 – 3 метра плоской крыши первого яруса скены. В древнеримском театре площадка для игры уже полностью заменила орхестру (на которой теперь находились кресла для знатных зрителей), она была приподнята на 1,5 метра, имела глубину 6 метров и называлась словом «сцена».
В эпоху Ренессанса сцена окончательно обрела прямоугольную форму. Елизаветинская модель театра (в котором игрались пьесы Шекспира) отдаленно напоминала древнегреческую, только существенно трансформированную: открытая прямоугольная сценическая площадка занимала половину орхестры (на второй половине стояла часть зрителей, другая же их часть располагалась на ярусах галерей, окружавших актеров с трех сторон) и еще использовались верхняя сцена в глубине (своего рода аналог античной скены) и скрытая от публики нижняя сцена. Такая трехчастная конструкция была отражением вертикальной модели мироздания (основная площадка – «земля», верхняя – «небо», нижняя – «преисподняя»), которая, однако, десакрализировалась в духе ренессансного понимания и воплощала шекспировский образ: «весь мир – театр».
Напротив, т.н. сцена-коробка, архитектура которой сложилась в итальянском театре барокко, была предназначена для изображения картин конкретных мест действия – с помощью декораций и в обрамлении «рамы» театрального портала. Ради выполнения этой художественной задачи она оснащалась самым разнообразным техническим оборудованием, постоянно модернизируемым. В 20 в. режиссеры начали поиски выхода из замкнутого пространства сцены-коробки, чтобы более тесно приблизить действие спектакля к зрителям: увеличивался и выдвигался в зрительный зал просцениум; создавались проекты театров, в которых сценические площадки располагались вокруг зрителей; строились здания со сценой-ареной, окруженной публикой, как когда-то в античности. И хотя вариантов такого рода экспериментов было много, тем не менее продолжают успешно использоваться и всевозможные виды сцены-коробки, как доставшиеся современному театру в наследство от минувших веков, так и конструируемые архитекторами заново, в строящихся новых зданиях.
Виктор Березкин
Ответь на вопросы викторины «Наше кино»