УГАНДА
УГАНДА, Республика Уганда, государство в Восточной Африке, расположено в районе экватора между 4° с.ш. и 1°30' ю.ш., к северу от оз. Виктория. Граничит на западе с Демократической Республикой Конго (ДРК), на севере – с Суданом, на востоке – с Кенией, на юге – с Руандой и Танзанией. Площадь 241,1 тыс. кв. км. Численность населения к 2012 превысила 35 млн. человек. Столица – Кампала. Британский протекторат с 1894, Уганда обрела независимость в 1962.
Природа.
Уганда расположена на Восточно-Африканском плоскогорье. Бóльшая часть территории страны находится на высотах от 900 до 1500 м над у.м. Почти со всех сторон Уганду окаймляют горы. На востоке, на границе с Кенией, возвышается гора Элгон (4321 м). На севере на территорию страны заходят самые южные отроги гор Иматонг, или Лолибай. На юго-западе на границе с Руандой и ДРК расположены вулканы Вирунга (Буфумбира). Самые величественные глыбовые горы – Рувензори – поднимаются вдоль западной границы. Расположенные фактически на экваторе, они представляют собой цепь покрытых снегом вершин; многие из них превышают отметку 4550 м, включая самую высокую точку Уганды гору Маргерита (5109 м). За исключением гор Рувензори, все остальные горы Уганды имеют вулканическое происхождение.
Значительную часть территории страны занимают внутренние воды и болота. Выделяется второе по размерам в мире пресноводное озер Виктория (площадь 69,5 тыс. кв. км). Среди других озер – Альберт (5,6 тыс. кв. км), Эдуард и Джордж на западе, Кьога и Кваниа с заболоченными берегами в центре и Бисина и Опета на востоке. Из озера Виктория в районе Джинджи берет начало один из истоков Нила – Виктория-Нил. Устремляясь на север, он преодолевает несколько порогов и водопадов и озера Кьога и Альберт, а дальше течет под названием Альберт-Нил и пересекает границу с Суданом. Другие реки – Асва, Допет, Кафу, Кагера, Катонга, Маянджа, Малаба и Пагер.
Климат Уганды субэкваториальный, смягченный значительной высотой поверхности. Дневные температуры в большинстве районов колеблются от 27–29° до 16–18° С. За исключением небольшой территории на крайнем северо-востоке и отдельных участков на северо-западе, Уганда получает значительное количество осадков, что позволяет крестьянам собирать два урожая в год. Почти повсеместно в среднем выпадает ок. 1000 мм осадков в год, а на юге, в районах, прилегающих к оз. Виктория, и на западе в горах Рувензори – свыше 1500 мм. Самые сильные дожди выпадают на юге в марте и сентябре и приблизительно на месяц раньше – на севере. Четко выражены влажный и сухой сезоны.
Южная часть страны входит в зону влажных тропических лесов, однако в последние сто лет они были в значительной степени сведены в связи с распашкой земель. В северных районах преобладают саванны. На территории плоскогорья растительный покров мозаичен, часто встречаются высокотравные сообщества перистощетинника пурпурного, или слоновой травы, и рощи из дерева мвули. На северо-востоке условия близки к полупустынным, характерны сухие колючие кустарники, акации и эуфорбии. На болотах вокруг озер – заросли папируса и тростника.
Богат и животный мир страны. Для равнинных районов характерны зебра, антилопы ориби и канна, а также ряд других животных. В озерных районах водятся слоны, буйволы и бегемоты. Даже вблизи населенных мест можно встретить львов, леопардов и крокодилов. Было время, когда Уганда могла гордиться множеством хорошо ухоженных охраняемых природных территорий. Наиболее известны национальные парки Мёрчисон-Фолс (или Кабарега) и Куин-Элизабет (или Рувензори). На юго-западе страны имеется фаунистический резерват горилл. В 1970–1980-х годах охраняемым территориям был нанесен огромный ущерб со стороны скваттеров и браконьеров.
Население и общество.
Согласно переписи населения 1991, в стране проживали 16,7 млн. человек. Темпы роста населения с 1969 составляли 2,5% в год. 4/5 населения живет на юге страны, наиболее плотно населены прибрежные районы оз. Виктория. Остальная часть населения живет в северных районах, занимающих 2/5 площади страны. Средняя плотность населения – 90 человек на 1 кв. км. Большинство иностранцев, численность которых не превышает 4%, – выходцы из соседних стран.
В 1991 рождаемость составляла 52 на 1 тыс. человек, смертность – 17. Продолжительность жизни сократилась до 48 лет. Молодежь в возрасте до 17 лет составляет 54% населения. В 1999 численность населения Уганды оценивалась в 21,6 млн. человек.
К 2012 численность населения выросла до 35 млн. 873 тыс. 253 человек (оценка на июль 2012).
Около 50% жителей страны составляют люди моложе 15 лет. Прирост населения в 2012 составил 3,58%. Средняя продолжительность жизни – 53 года. По прежнему очень высока детская смертность: на тысячу рожденных не дожив до 1 года погибает более 60 младенцев.
Сельское население.
В сельской местности сосредоточены 87% населения страны. Большинство из них живет не в деревнях, а в небольших обособленных хозяйствах, обычно включающих 5–6 человек – самого крестьянина, его жену или жен, неженатых детей и родителей. Существуют большие межрайонные различия в плотности сельского населения. В некоторых, преимущественно южных, районах она настолько высока, что наблюдается недостаток земли для самообеспечения сельскохозяйственной продукцей.
Городское население.
Хотя за годы независимости численность городского населения возросла вдвое и достигла 13% в 2010, для Африки этот довольно низкий показатель свидетельствует о незначительном притоке сельских жителей в города. Кампала, единственный крупный город Уганды (1,535 млн. жителей в 2009), является ее духовным и деловым центром. Наиболее важный промышленный центр – Джинджа (86,520 тыс. жителей в 2002), расположенный в том месте, где Виктория-Нил вытекает из оз. Виктория.
Другие относительно крупные города – Мбале (более 70 тыс. в 2002); Масака – 49,6 тыс., Мпиги – 42,8 тыс. и Мбарара – 41 тыс. жителей в конце 1990-х.
Расовый и классовый состав.
Африканцы составляют практически все население Уганды. Максимальной численности неафриканцы достигли в 1959, когда на их долю приходилось чуть более 1% населения страны, составлявшего тогда 6,4 млн. человек. В этом обществе можно было выделить три категории населения. Европейцы, в подавляющем большинстве британцы, занимали высшие административные посты и возглавляли крупнейшие компании. До принятия в начале 1920-х годов решения поддерживать мелкие хозяйства африканцев европейцы владели крупными сельскохозяйственными плантациями. Индийцы, которые начали переселяться со своей родины в Уганду с 1880-х годов, и их потомки занимали положение служащих в среднем звене государственного аппарата, владели небольшими хлопкоочистительными фабриками и занимались розничной торговлей и ремеслами. Двум индийским семьям, Мадхвани и Мехта, удалось создать целые промышленные империи. Когда страна стала независимой, 77 тыс. индийцам Уганды был предложен выбор между британским и угандийским гражданством. В 1972 индийцы были изгнаны из Уганды.
На дне социальной иерархии находились африканцы. Колониальные власти мало заботились об их образовании, они могли заниматься лишь мелкой торговлей. Поскольку в повседневной жизни африканцам приходилось больше сталкиваться с индийцами – мелкими чиновниками, владельцами магазинов и скупщиками хлопка, они были настроены более враждебно к выходцам из Индии, чем к европейцам.
В угандийском обществе сохранилось уважение к традиционным общественным ценностям. Почетной обязанностью для угандийцев остается забота о своих больших семьях. Многие жители по-прежнему не признают равенства между мужчинами и женщинами. Феминистки выступают против полигамных браков, однако большинство угандийцев придерживается мнения, что у зажиточного мужчины может быть несколько жен. Тем не менее постепенно вносятся изменения в законы, дающие только мужчинам право наследовать землю и в случае развода оставлять себе детей. Повсеместно принято носить европейскую одежду, традиционные одеяния угандийцы предпочитают надевать по праздникам. Даже христиане участвуют во многих ритуалах, связанных с отправлением местных традиционных культов.
Язык.
Хотя официальным языком является английский, на нем говорят только образованные угандийцы. Более широко распространен суахили как язык межнационального общения, хотя он и не является родным языком для некоторых этнических групп. Внутри страны угандийцы идентифицируют себя по родному языку и этнической группе, с которой они себя отождествляют. Местные языки, нередко малопонятные для других этнических групп, относятся к четырем семьям: банту, нилотской, паранилотской и суданской. Согласно последней переписи населения, угандийцы принадлежат к одной из 34 этнических групп, между которыми нет четких границ. Межэтнические трения, часто усугублявшиеся языковыми различиями, не раз создавали напряженность в стране.
Приблизительно 2/3 населения говорит на языках банту. Это народы, преимущественно проживающие в южной части страны: баганда (18% общей численности населения), баньянколе (10%), бакига (8%) и басога (8%). 1/6 часть угандийцев говорит на нилотских языках. Это в основном жители северных районов, в том числе ланги (6%) и ачоли (4%). Паранилотские языки распространены на северо-востоке, где выделяются тесо (6%) и карамоджонг (2,1%). Остальное население говорит на языках суданской группы. Это прежде всего лугбара (4%) и мади (1%) на северо-западе страны.
Религия.
В конституции 1995 нет положения о государственной религии. Однако, поскольку с колониальных времен британские чиновники благоволили протестантам, последние до сих пор сохраняют привилегированный статус, за ними следуют католики и потом мусульмане. Свыше половины угандийцев исповедуют христианство, из них ок. 30% католиков и 26% протестантов. Мусульмане, которые составляют ок. 7% населения, обладают, как правило, меньшим политическим влиянием. Большинство угандийцев с уважением относится к местным традиционным верованиям, независимо от того, считают ли они себя мусульманами или христианами.
Образование.
Первые школы в Уганде создавались миссионерами, которые использовали образовательную систему, принятую в Великобритании. В настоящее время школы находятся в введении либо государства, либо частных лиц. Желающих учиться гораздо больше, чем количество школьных мест. Чем выше статус учебного заведения, тем труднее туда попасть. Свыше половины выпускников начальных школ не переходят в средние школы, а свыше трети, окончивших среднюю школу, не имеет возможности продолжить образование. В 1997 правительство страны приняло решение выделить средства для того, чтобы в каждой семье четверо детей могли пройти курс обучения в начальной школе. Эта мера позволила довести число учащихся начальных школ до 5,3 млн. человек, что в два раза больше по сравнению с 1996 и в восемь раз превосходит показатель конца 1960-х годов. По официальным данным, в 1994 показатель грамотности взрослого населения составил 62%.
В 1996 правительство Уганды финансировало 8550 начальных школ, где обучались 2,7 млн. человек. В его ведении находились также 619 средних школ и 156 школ третьей ступени, а также два государственных университета с общим числом учащихся 55,8 тыс. человек. На протяжении 1990-х годов быстрыми темпами росло число частных школ всех уровней, открылись шесть частных университетов. Созданному в 1922 университету Макерере в Кампале оказывается государственная поддержка, тем не менее с его студентов взимается плата за обучение. Университет Макерере – крупнейшее и самое престижное образовательное учреждение Уганды. При финансовой поддержке Саудовской Аравии с 1988 в Мбале действует Исламский университет. Постепенно исчезает преимущество, которым при поступление в учебные заведения пользовались лица мужского пола. Тем не менее в 1991 они составляли 55% учащихся начальных школ, 62% – средних и 76% – высших учебных заведений. Такая диспропорция находит отражение и в показателях грамотности среди взрослого населения; читать и писать умеют 73% мужчин и всего 48% женщин.
Здравоохранение.
В 1994 наибольшую угрозу здоровью населения Уганды представляли такие заболевания, как малярия, респираторные инфекционные заболевания, кишечные гельминты и диаррея. Из-за антисанитарии и загрязненной питьевой воды главной причиной детских заболеваний являются условия, в которых находилась мать в дородовый и послеродовый периоды. Из-за неблагополучного состояния здравоохранения в 1970-х годах выросло число заболеваний такими инфекционными болезнями, как холера, менингит, дизентерия, чума и сонная болезнь. С середины 1980-х годов, когда был выявлен вирус СПИДа, Уганда оказалось одной из стран, наиболее подверженных этой болезни. Благодаря активной правительственной кампании по санитарному просвещению населения со второй половины 1990-х годов наметилось снижение темпов заболевания СПИДом.
Система здравоохранения испытывала значительные затруднения в обеспечении больных медикаментами и оказании медицинской помощи. С 1960-х годов концепция развития здравоохранения изменилась, приоритет был отдан сельским районам. Главная больница страны Мулаго и другие хорошо оснащенные и укомплектованные кадрами миссионерские больницы находятся в Кампале. Почти половине детей в возрасте до двух лет была проведена профилактическая вакцинация. Тем не менее каждый седьмой ребенок в стране умирает, не достигнув пятилетнего возраста.
Культура и искусство.
В современной культуре Уганды большое разнообразие традиционных культур причудливо сочетается с заимствованиями из западных стран, в первую очередь из Великобритании. Со времени провозглашения независимости деятели угандийской культуры стремились создать в литературе, сценическом и изобразительном искусстве нечто цельное и самобытное. Наиболее известным произведением угандийской литературы является поэма Окота п'Битека Песнь Лавино, в которой оплакивается утрата традиционной культурой присущей ей цельности. Автором Властителей Буганды, первого исследования по истории Уганды, стал первый премьер-министр Буганды Аполо Кагва.
Некогда существовавшие на территории Уганды государства оставили богатое культурное наследие в виде таких произведений искусства, как национальные костюмы, музыкальные инструменты, амулеты, плетеные корзины, щиты, копья и проч. Традиционные танцы нередко показывают на сцене. Национальный театр является ведущим культурным центром и покровительствует театральным и музыкальным коллективам. Он опекает также Национальную танцевальную труппу Уганды, которая выступает в самой стране и за рубежом. Ведущий драматург Уганды Байрон Кавадва был убит во времена режима Амина за политическую подоплеку его произведений. В школе изящных искусств им. Маргарет Троуэлл, функционирующей при университете Макерере в Кампале, местные художники изучают приемы европейской живописи и скульптуры. Народная музыка Уганды отличается оригинальным стилем, который в 1960-х годах был определен как «кампальское звучание».
В основанном в 1908 в Кампале Музее Уганды собраны материалы по доколониальной культуре, археологии и естественной истории, проводятся концерты традиционной музыки. Созданное в 1923 научное общество Уганды публикует статьи по истории, науке и культуре на страницах «Уганда джорнал», который издается с 1934. Журнал «Транзишен», выходящий с 1961 в Кампале, публикует острые статьи по политической, литературной и культурной проблематике и получил признание в Европе и США. Его издание в Уганде было запрещено при режиме Амина.
Государственный строй.
В 1962 главой независимой Уганды оставалась королева Великобритании. В 1963 Уганда стала республикой, и ее парламент избрал первым президентом кабаку (правителя) Буганды. После ухода англичан в Уганде была принята псевдофедеральная демократическая конституции, согласно которой одно из входивших в ее состав государства, Буганда, было наделено реальной автономией, в то время как другие – Анколе, Буньоро, Торо и Бусога обладали лишь чисто номинальной автономией. Остальные области страны напрямую управлялись из центра. Принятая в 1967 конституция предусматривала ликвидацию автономных подразделений и создание сильно централизованной системы управления. С приходом в 1971 к власти Иди Амина действие конституции было приостановлено, а после ликвидации диктаторского режима она периодически вступала в силу, а затем отменялась.
После семи лет подготовительной работы и всенародного обсуждения в 1995 был ратифицирован текст новой конституции. В отличие от конституций 1963 и 1967, которые основывались на принципе разделения полномочий между законодательной и исполнительной властью, в новом основном законе страны содержался механизм противовесов между тремя ветвями власти, что делало его в определенной степени сходным с конституцией США. Конституция предусматривала избрание президента и большинства членов парламента на пятилетний срок всеобщим голосованием. Чтобы обеспечить представительство женщин, молодежи, рабочих, военнослужащих и инвалидов в высшем законодательном органе, часть парламентариев избиралась в особых избирательных округах. Все граждане страны старше 18 лет имели право голоса.
Политические партии.
Наиболее противоречивой частью конституции является положение о референдуме, который следует проводить каждые пять лет. На референдумах гражданам страны предоставляется возможность определиться либо в поддержку использования на выборах политической системы, при которой отдельные партии не могут выставлять собственных кандидатов, либо проведения выборов на многопартийной основе. Вместе с тем в конституции содержится положение о том, что в течение первого пятилетия выборы будут проводиться, а правительство действовать на основе надпартийной «системы движений», которая была введена, когда Народная армия сопротивления (ныне – Народные оборонительные силы Уганды) привела нынешнее правительство к власти в 1986. Проведение первого референдума намечено на 2000.
Такая система позволяет Национальному движению сопротивления, которое является политическим крылом повстанческой армии, осуществлять контроль в стране. Каждый угандиец имеет право вступить в ряды движения. По конституции 1995, парламенту предоставлено право определять структуру движения, его полномочия и назначение должностных лиц. В 1997 был принят закон, предусматривающий выборы руководства движения на национальной конференции. Президиум движения назначает политического комиссара, отвечающего за работу секретариата движения.
Государственная политика осуществляется кабинетом в составе президента, вице-президента и министров, каждый из которых назначается главой государства по согласованию с парламентом. В соответствии с конституцией законодательные полномочия возложены на парламент, единственная палата которого состоит из 282 депутатов. В ходе подготовки ко всеобщим выборам 1996 территория Уганды была разделена на 214 избирательных округов. Кроме того, каждый из 45 районных советов направлял одну женщину в качестве своего представителя в парламенте, а оставшиеся 23 парламентских места предоставлялись депутатам от советов, представляющих интересы отдельных групп населения (рабочих, военнослужащих и т.д.).
Конституция предусматривает полную независимость судебных органов от других ветвей власти и устанавливает трехступенчатую судебную систему. Апелляции рассматриваются в Апелляционном суде. Верховный суд является последней апелляционной инстанцией. Конституционный суд в составе пяти членов Апелляционного суда определяет соответствие принимаемых законов конституции. По представлению Комиссии по судопроизводству президент назначает судей, утверждаемых затем парламентом.
Местное самоуправление.
В 1999 территория страны была разделена на 45 областей. У парламента есть полномочия создавать новые области. В соответствии с конституцией 1995 была проведена децентрализация власти, значительные полномочия, в том числе и право сбора некоторых налогов, было предоставлено не только администрациям областей, но и органам местной власти на уровне районов и деревень. Решение многих задач, входивших в компетенцию центральных министерств, теперь стало прерогативой областных органов исполнительной власти. Члены местных советов от областного до деревенского уровня избираются на четыре года, при этом треть мест в каждом совете зарезервирована за женщинами. Конституция предусматривает также создание ряда учреждений, осуществляющих контроль за деятельностью правительства в области гражданских прав. За этническими группами закреплено право сохранять институт традиционных лидеров, но только в духовной сфере: они не должны активно заниматься политикой и участвовать в управлении.
Вооруженные силы
Уганды насчитывают ок. 50 тыс. военнослужащих в сухопутных войсках, а также малочисленные ВВС. Всеобщая воинская повинность отсутствует, и вооруженные силы комплектуются на контрактной основе. Высшее военное начальство принимает активное участие в управлении страной, однако, по конституции 1995, многие функции военных переданы гражданским учреждениям.
Членство в международных организациях.
Уганда – член ООН и ее специализированных организаций, Организации африканского единства (ОАЕ) и Содружества, возглавляемого Великобританией. Кроме того, она является членом Организации исламская конференция и Международного олимпийского комитета. Что касается региональных организаций, то Уганда – член Общего рынка восточноафриканских и южноафриканских стран и Межправительственной комиссии по экономическому развитию и борьбе с засухой.
ЭКОНОМИКА
На протяжении 19 в. главными статьями экспорта Уганды были слоновая кость и шкуры животных. Завершение в 1901 строительства железнодорожной линии от Момбасы на побережье Индийского океана до Кисуму (в совр. Кении) на оз. Виктория позволило сократить расходы на транспортировку экспортных товаров. Миссионеры и колониальные власти протектората проводили эксперименты по выращиванию нескольких сельскохозяйственных культур. Выбор был сделан в пользу хлопчатника. Первый его урожай был получен в 1904, а в следующее десятилетие сбор увеличился настолько, что с 1915 британское казначейство прекратило субсидировать административный аппарат протектората.
В то же время власти всячески поощряли развитие плантационных хозяйств белых поселенцев, которые специализировались на производстве каучука и кофе. К 1920 в Уганде насчитывались свыше 200 таких хозяйств общей площадью 51 тыс. га, правда, почти 3/4 этих земель не возделывались. Когда в 1920–1921 произошло падение мировых цен на каучук и хлопок, многие белые поселенцы оказались на грани банкротства и прекратили производство. В этой ситуации в начале 1923 власти решили оказать поддержку мелким хозяйствам африканских крестьян. Таким образом, в отличие от Кении и Зимбабве, Уганда избежала многих проблем, связанных с засилием белых поселенцев в экономике. В 1920-е годы африканские крестьяне Уганды начали выращивать кофе, и в 1950-х годах эта сельскохозяйственная культура стала важнейшим источником экспортных поступлений, оттеснив хлопчатник на второй план.
В колониальный период и первое десятилетие после обретения независимости правительству принадлежала ключевая роль в экономическом планировании. В 1950-е годы правительством или при его участии были построены такие крупные объекты инфраструктуры, как электростанция Оуэн-Фолс на р.Виктория-Нил в районе Джинджи и рудник по добыче медного колчедана Килембе на крайнем западе страны. Правительство создало государственные корпорации для финансирования проектов развития и упорядочило деятельность кооперативов, распустив те из них, которые были организованы без правительственной лицензии. Благодаря созданию государственных кооперативов африканские фермеры смогли накопить достаточно средств для приобретения предприятий по переработке кофе и очистке хлопка. В период независимости как законно избранные, так и военные представители Уганды значительно расширили государственный сектор и сферу государственного регулирования экономики. Этот процесс продолжался до конца 1980-х годов, когда правительство Движения национального сопротивления (ДНС) начало уменьшать регулирующую роль государства в экономике: прекратило практику установления закупочных цен на сельскохозяйственное сырье и инициировало программу продажи государственных предприятий в частные руки. Правительство ДНС отказалось от административного регулирования курса национальной валюты.
В 1971–1986 национальная экономика оказалась разрушенной пагубной политикой военного режима Иди Амина и двумя войнами, которые велись в течение шести лет после свержения диктатуры. Осуществленная в 1972 по приказу Амина высылка из Уганды индийцев, которым принадлежало 90% предприятий частного сектора, практически его разрушила. Во время правления Амина экономика продолжала деградировать из-за царившего в стране беззакония, экспроприации частной собственности, неспособности правительства расплатиться с крестьянами за экспортную продукцию и поддерживать в порядке дороги. Война 1979, в результате которой был свергнут диктаторский режим Амина, привела к повсеместному росту грабежей, что нанесло экономике не меньший ущерб, чем само правление Амина. Процесс возвращения к гражданскому правлению привел к новой войне в центральной части страны, что создало серьезные препятствия для восстановления экономики. Весь этот период характеризовался ростом инфляции, коррупции и внутриполитической нестабильности. Экономическое возрождение началось в 1990-е годы.
Через семь месяцев после прихода к власти правительство Мусавени стало проводить экономический курс, сорентированный на восстановление государственного сектора. Это привело к невиданному в истории Уганды росту инфляции. В 1987 Уганда согласилась на проведение предложенной Международным банком реконструкции и развития программы структурной перестройки экономики. Вплоть до 1999 правительство в целом придерживалось рекомендаций международных финансовых организаций.
В 1987–1997 Уганда достигла впечатляющих экономических успехов: среднегодовой прирост ВВП был на уровне 6%. В 1997 ВВП Уганды составил ок. 6,5 млрд. долл., а годовой доход на душу населения – 320 долл., что с учетом покупательной способности превышало 1500 долл. Доля денежного дохода составила 77% ВВП. Благодаря строгой и последовательной экономической политике годовая инфляция снизилась с 200% в 1988 до 6–10% в середине 1990-х годов. Значительным стимулом для инвестиций в товарное сельскохозяйственное производство в 1990-е годы стала программа дорожного строительства. К 1999 страна в основном приблизилась или даже превзошла уровень производства сельскохозяйственных культур (за исключением хлопчатника), достигнутый в 1972.
В марте 2007 Соединенные Штаты Америки и Уганда подписали сегодня соглашение на реализацию трехлетней программы, направленной на борьбу с коррупцией. Страна получила $ 10,4 млн. долл. для устранения коррупции путем повышения государственных закупок, улучшению аудита и финансового менеджмента, усилению роли гражданского общества и созданию потенциала для повышения эффективности экономических мер.
Глобальный экономический кризис больно ударил по экспорту Уганды, однако, рост ВВП в Уганде все еще относительно высок из-за прошлых реформ и рациональной экономической политики (6,4 млрд. долл), но, тем не менее рост цен на продовольствие и топливо в 2011 привел к протестам населения. Нестабильность на юге Судана создает дополнительный риск для экономики Уганды в 2012, поскольку Судан является основным экономическим партнером Уганды и, кроме того Уганда стала ключевым местом для суданских беженцев.
Сельское хозяйство.
Основной отраслью экономики Уганды является сельское хозяйство. За исключением сахарного тростника, выращиваемого на плантациях, все остальные культуры возделываются в мелких крестьянских хозяйствах. У большинства из них главным орудием труда остается мотыга, средства механизации используются редко. Основная часть произведенной крестьянами продукции потребляется их семьями, остальное продается на внутреннем рынке или идет на экспорт. В разных районах Уганды нередко бывает голод, но в целом страна обеспечивает себя продовольствием. Основные сельскохозяйственные культуры – бананы на юге и западе, просо или кукуруза – на западе, севере и юго-востоке, маниок – на северо-западе. Повсеместно выращивают батат, сорго, бобовые.
Кофе культивируют преимущественно в центральных и западных областях страны. В 1996 был зафиксирован рекордный объем экспорта этой культуры – 250 тыс. т. В 1997 было экспортировано 18,3 тыс. т чая. Основной район производства чая – запад Уганды. В том же году экспорт табака, возделываемого на северо-западе, составил 9,2 тыс. т. Хлопчатник выращивают по всей стране, однако наиболее благоприятные для него условия существуют на севере и востоке. В 1996 было собрано 20,7 тыс. т хлопка – значительно меньше, чем в начале 1970-х годов. В 1997 поголовье крупного рогатого скота составило 5,5 млн. голов, овец – 1 млн. и коз – 6,3 млн. голов. Во внутренних водах ведется лов рыбы, в 1996 было выловлено 222 тыс. т. В 1990-х годах были построены новые морозильные установки, что позволило наладить экспорт рыбы.
Несмотря на расширение в 1990-х годах номенклатуры сельскохозяйственного экспорта, кофе по-прежнему остается главной экспортной статьей. Постепенно восстанавливается производство традиционных экспортных культур – чая и табака, сбор которых резко упал в 1970-е годы. Если в 1980-х годах доля кофе в экспорте составляла 95%, то к 1998 она сократилась до 56%. Причину этому следует искать как в увеличении экспорта чая (4%) и хлопка (3%), так и в появлении новых экспортных статей – рыбы (7%) и золота (5%). Бóльшая часть золота поступает в Уганду из Демократической Республики Конго. В 1990-е годы правительственные инвестиции направлялись на создание рынков зерна, бобовых, срезанных цветов, кунжута, какао и ванили.
С 1987 по 1997 доля сельского хозяйства в ВВП сократилась с 55% до 43%. После того как на большей части территории страны воцарился мир, многие угандийцы, которые раньше, чтобы прокормить себя, были вынуждены заниматься потребительским сельским хозяйством, теперь получили возможность посвятить себя другим занятиям. Тем не менее доля продовольственных культур в общем объеме сельскохозяйственного производства в 1997 составляла 58%. Экспорт сельскохозяйственной продукции, рыбы и шкур в том же году обеспечил стране ок. 90% валютных поступлений.
Горнодобывающая и обрабатывающая промышленность.
Уганда располагает ограниченными ресурсами полезных ископаемых. Запасы медной руды оцениваются в 4 млн. т, значительно меньше запасы никеля, золота, олова, вольфрама, висмута и фосфоритов. Месторождения медной руды в горном массиве Рувензори интенсивно разрабатывались до 1979, пока работы не были прекращены из-за падения мировых цен на медь и нестабильной обстановки в период правления Амина. В 1970 было произведено 17 тыс. т меди. Планируется ежегодно добывать до 1 тыс. т кобальта из отвалов, образовавшихся за многие годы добычи медного пирита. В юго-западной части страны в незначительных масштабах разрабатываются месторождения других полезных ископаемых. Иностранные компании вели золотопоисковые работы на северо-востоке и юго-востоке Уганды и разведку нефти на дне озер Альберт и Эдуард.
Слаборазвитой обрабатывающей промышленности Уганды был нанесен значительный ущерб в годы внутриполитической нестабильности. Несмотря на рост продукции обрабатывающей промышленности в 1987–1997 с 5% до 9%, она по-прежнему составляет незначительную часть ВВП. Страна вынуждена ввозить бóльшую часть промышленных изделий. Экономика Уганды весьма уязвима и зависит от мировых цен на товары, которые она экспортирует и импортирует. Наиболее крупные предприятия – фабрики по переработке сельскохозяйственной продукции: кофе, чая, сахара, табака, пищевых масел, зерновых, молока и хлопка. Кроме того, имеются мощности по производству пива и прохладительных напитков, автосборочные цеха, текстильные фабрики, медеплавильный и сталепрокатный заводы, предприятия по производству цемента, мыла, обуви, мебели и кормов для животных. Работа многих предприятий дезорганизована из-за отсутствия запасных частей, перебоев в поставках сырья, неудовлетворительной работы транспорта и низкой производительности труда. Тем не менее текстильная промышленность значительно увеличила выпуск продукции.
Энергетика.
90% энергетических потребностей населения и мелких предприятий страны удовлетворяются за счет древесины, преимущественно древесного угля. В 1999 мощность ГЭС на Оуэн-Фолс была увеличена со 180 до 240 тыс. кВт (в 1996 из-за уменьшения внутреннего спроса на электроэнергию она была снижена до 60 тыс. кВт). В Уганде полностью отсутствует нефтеперерабатывающая промышленность. В 1996 импорт нефти обошелся стране в 91 млн. долл.
Транспорт и связь.
Дороги Уганды, некогда предмет зависти других стран Африки, к концу 1980-х годов пришли в плачевное состояние. Международные финансовые организации предоставили средства на восстановление разрушенной дорожной сети. Общая протяженность дорог с твердым покрытием 2,8 тыс. км, грунтовых дорог 23,7 тыс. км. Основная железная дорога связывает Кампалу с центром добычи медной руды Касесе на западе, городами Джинджа (с медеплавильным комбинатом) и Тороро на востоке и портом Момбасу на побережье Индийского океана в Кении. Строительство ее северного ответвления от Тороро к Паквачу, расположенного на р.Альберт-Нил близ оз. Альберт, было завершено только в 1964. К 1999 было приостановлено движение всех пассажирских поездов, кроме маршрута из Кампалы в Кению. Доставка экспортных грузов страны из порта Момбаса осуществляется как автомобильным, так и железнодорожным транспортом.
Единственный международный аэропорт находится близ Кампалы в Энтеббе. В 1976 после ликвидации региональной авиакомпании «Ист Африкэн эйрлайнз», была создана национальная авиакомпания «Уганда эйрлайнз». На озерах Виктория, Альберт и Кьога развито судоходство, однако сообщение между населенными пунктами Уганды, Танзании и Кении, расположенными на берегах оз. Виктория, в последние годы связано с немалыми трудностями из-за быстрого зарастания его акватории гиацинтами, особенно в пределах портов.
Информационная сеть Уганды развита недостаточно, но стремительно расширяется. В 1986–1996 число почтовых отправлений внутри страны увеличилось на 50% и достигло 6,8 млн., количество писем за рубеж – на 20%, достигнув 3,3 млн. За тот же период число телефонных абонентов увеличилось на 30%, до 76,5 тыс. В 1993 на 1 тыс. населения приходился лишь один телефон. В стране активизируется независимая пресса, которая почти целиком сосредоточена в Кампале. Крупнейший тираж в 40 тыс. экземпляров имеет ежедневная газета «Нью вижн», выходящая на английском языке. Этому государственному изданию предоставлена большая свобода в подаче редакционных статей и других материалов. Первый номер газеты вышел в свет в 1986. Ее главный конкурент – ежедневная газета на английском языке «Монитор» примерно с таким же числом читателей. Ведущей газетой на языке мпанда является «Мунно», выходящая с 1911.
Созданная в 1954 государственная радиокомпания ведет вещание на 22 языках. Она является единственной национальной радиостанцией, передачи которой принимаются на всей территории Уганды. В 1990-е годы начали вещание несколько частных радиостанций. С 1963 в Уганде ведется телевещание. Телевизионная служба страны находится под контролем правительства. В 1992 жители Кампалы получили возможность смотреть телепередачи Си-Эн-Эн.
Туризм.
За годы правления Амина была полностью разрушена индустрия туризма, которая динамично развивалась в 1950–1960-е годы, когда создавались национальные парки и строились гостиницы. В 1960-е годы туризм был третьим по значимости источником иностранной валюты. В 1990-е годы эта отрасль стала возрождаться. В 1997 страну посетили 230 тыс. иностранных туристов (в 1971 – 85 тыс. человек). Доходы от туризма в 1997 составили ок. 125 млн. долл. (бóльшие поступления дал только экспорт кофе). Страну посещают главным образом туристы из Великобритании, других стран Западной Европы и США. В Уганду их привлекают исток Нила (Виктория-Нил) в районе Джинджи, национальные парки Куин-Элизабет, Мёрчисон-Фолс со знаменитым водопадом и др., а также место захоронения последних королей Буганды в Кампале.
Внешняя торговля.
После свержения режима Амина почти каждый финансовый год Уганда заканчивала с дефицитом торгового баланса. По мере преодоления экономической разрухи в 1990-х годах увеличивался разрыв между суммой экспортных поступлений и затратами на закупку импорта. В 1998 доходы от экспорта составили 611 млн. долл., тогда как стоимость импорта – 1821 млн. Дефицит торгового баланса покрывался преимущественно за счет иностранных займов и субсидий, в том числе частных. В результате с 1993 по 1997 сумма государственного внешнего долга выросла с 2,6 млрд. до 3,6 млрд. долл. Главные торговые партнеры по импорту – Кения и Великобритания, по экспорту – Великобритания, США и Нидерланды.
Денежное обращение и банковская система.
Право эмиссии денежной единицы страны, угандийского шиллинга, принадлежит Банку Уганды, созданному в 1966. Правительство планирует приватизировать Коммерческий банк Уганды, имеющий отделения по всей стране и обремененный значительной задолженностью. В 1994 начались операции на местной фондовой бирже. В Уганде имеются отделения нескольких иностранных банков.
ИСТОРИЯ
Древняя история.
Охотники и собиратели жили на территории Уганды ок. 50 тыс. лет до н.э. Бантуязычные земледельцы, впоследствии переселившиеся в этот район, ок. 500 до н.э. освоили выплавку железа и в 500 н.э. гончарное ремесло. Возможно, ок. 1000 н.э. основным продуктом питания этих земледельцев стали бананы. К 1300 н.э. относятся первые упоминания о легендарном народе «бачвези». Не исключено, что именно они были предками современных этнических групп скотоводов бахима и ватутси. В середине II тысячелетия н.э. кочевники-скотоводы, говорящие на нилотских языках, несколькими потоками мигрировали с территории современного Судана на юг, в Уганду. Мигранты одного из таких потоков основали несколько государств, в том числе Китара-Буньоро, а позднее – Анколе. Постепенно пришельцы восприняли языки банту. Участники других миграционных потоков создавали объединения, подобные тем, которые были у них в Судане. Социально-политические структуры этих объединений не придерживались жесткой иерархии, характерной для Китара-Буньоро. В результате социоэтнических процессов сложились современные народы ачоли, ланги и падхола. Народы, говорившие на языке атекер, мигрируя на запад, пересекли современную восточную границу Уганды, заложили основы языка и культуры современных карамоджонг и итесот и оказали влияние на ланги.
Создателем государства Буганда, вероятно, мог быть потерпевший поражение претендент на трон правителя Китара-Буньоро. В конце 19 в. расширение территории Буганды происходило за счет владений Китара-Буньоро. Правитель Буганды, или кабака, первоначально был старейшиной рода и постепенно превратился в монарха, наделенного правом назначать вождей. Новый правитель избирался из любого рода и становился главой всех родов, включая собственный. Главы остальных 63 родов сохраняли полномочия, почти равные тем, которые были у вождей, назначенных кабакой. Политическая организация других трех государств данного региона – Китара-Буньоро, Анколе и Торо – мало чем отличалась от бугандийской. Басога создали множество мелких раннегосударственных образований, которые были объединены накануне провозглашения независимости.
Связи с внешним миром.
Установление постоянных контактов между народами, населявшими территорию современной Уганды, и внешним миром относится к середине 19 в., когда торговцы-арабы, появившиеся здесь в 1844, занялись продажей оружия и тканей, покупкой слоновой кости и обращением местного населения в ислам. У европейцев зарождение интереса к Уганде было связано с поисками истоков Нила. В 1862 Джон Спик вместе с Джеймсом Грантом пересек территорию Уганды со стороны Занзибара и стал первым европейцем, установившим местоположение истока этой реки. Сэмюэл Бейкер и его жена, исследуя долину Нила от Каира в южном направлении, в 1864 проникли на территорию современной Уганды со стороны Судана.
В 1877 в Буганду прибыли первые английские миссионеры-протестанты. Спустя два года там появились французские католические миссионеры. Обращение местного населения в христианство шло с большим успехом. Вскоре при дворе правителя Буганды образовались католическая, протестантская и мусульманская религиозные группировки. Их соперничество переросло в междоусобицу, во время которой гонениям и репрессиям подверглись все три группировки. В 1885 был убит английский епископ Джеймс Ханнингтон. В следующем году было заживо сожжено 25 юных католических церковных служек. Борьба за политическое влияние при дворе привела в конце 1880-х годов к «религиозным войнам». С тех пор религия стала важным фактором в политической жизни страны.
Британское правление.
Борьба за контроль над Угандой продолжалась даже после того, как на Берлинской конференции 1884–1885 были официально утверждены правила колониального раздела Африки и признаны границы существовавших тогда колониальных владений. После заключения Гельголандского договора 1890 Германия отказалась от своих притязаний на Уганду, предоставив свободу действий в Буганде и всей Уганде Великобритании в лице Имперской британской восточно-африканской компании. Представитель компании капитан Фредерик Лугард сформировал вооруженный отряд из местных жителей и в 1892 вмешался во внутриполитическую борьбу на стороне протестантской группировки. С тех пор протестанты оказывают наибольшее влияние на политическую жизнь Уганды. Воспользовавшись этой победой, Лугард в 1893 навязал кабаке Буганды Мвангу договор о покровительстве британской компании. Однако вскоре Имперская британская восточно-африканская компания обанкротилась, и в 1894 правительство Великобритании объявило об установлении протектората над Угандой.
Новая британская администрация незамедлительно приступила к расширению территории протектората. В 1894 с помощью армии Буганды было нанесено поражение правителю Буньоро Кабареге. За военную помощь в войне с соседом Буганда получила право включить в свои владения часть территории Буньоро. Эти «утраченные округа» оставались серьезной внутриполитической проблемой вплоть до 1964, когда часть из них была «возвращена» Буньоро. В 1897 Мванга поднял восстание против колонизаторов, но потерпел неудачу и был смещен. Кабакой стал его малолетний сын Дауди Чва. Бежав из заключения, Мванга объединил силы со своим бывшим противником Кабарегой и продолжил борьбу. В 1899 оба они были захвачены в плен и отправлены в изгнание за пределы Уганды.
Установление особых отношений между Бугандой и Великобританией.
Соглашение 1900 между правителями Буганды и британской администрацией поставило сложившиеся отношения между сторонами на договорную основу и определило их взаимные права и обязанности. Вождям и четырехлетнему королю было предоставлено право на частное владение более чем половиной земель Буганды (что противоречило традиционным нормам землепользования), а также право формировать органы местного управления. В свою очередь правители Буганды приняли обязательство быть лояльными по отношению к британской короне и согласились с тем, чтобы колониальная администрация взимала налоги с местного населения. В момент подписания этого соглашения трудно было представить его последствия для будущего страны. Во всяком случае оно обусловило совершенно особый статус Буганды, бугандийских протестантов и всех вождей Буганды вне зависимости от их религиозной принадлежности. В дальнейшем все эти факторы оказывали существенное влияние на внутриполитическую обстановку. На менее выгодных для местных правителей условиях были заключены соглашения с Торо (1900), Анколе (1901) и Буньоро (1933). Бугандийская знать безуспешно боролась против создания в 1921 Законодательного совета протектората, утверждая, что этот шаг нарушает особый характер британско-бугандийских отношений, закрепленных соглашением 1900. Первый африканец был назначен членом Законодательного совета в 1945.
Оппозиция вождям.
До Первой мировой войны британская администрация назначала лояльных вождей из Буганды правителями включенных в состав протектората небугандийских территорий. Жесткая политика назначенных правителей, которые не стеснялись использовать свое положение для личного обогащения, привела к тому, что у многих угандийцев сформировалась глубокая и стойкая неприязнь к Буганде и бугандийцам. Бугандийские старейшины родов были возмущены тем, что по соглашению 1900 в личную собственность вождей перешли земли, где находились могилы предков. Старейшины начали создавать первые политические организации. Недовольны вождями были и бугандийские крестьяне, которые страдали от чрезмерных трудовых отработок и высокой арендной платы за пользование землей. Британская администрация протектората была вынуждена в 1927 ограничить права вождей. По ее настоянию Совет государства принял закон, ограничивавший размер земельной ренты, что дало крестьянам уверенность в том, что у них не отберут землю, которую они обрабатывают. Покупка земли у вождей незнатными людьми подрывала экономическую основу политической власти знати.
Подъем национально-освободительного движения.
Рост антиколониального протеста в послевоенные годы (забастовки в городах и бойкот крестьянами иностранных посредников, скупавших хлопок) вынудил колониальную администрацию расширить участие африканцев в местных органах власти и предоставить им доступ к переработке и сбыту экспортной сельскохозяйственной продукции. В начале 1950-х годов губернатор Уганды Эндрю Коэн, несмотря на возражения кабаки Буганды Фредерика Мутесы II, попытался демократизировать систему местной власти, ослабив роль вождей путем создания унифицированной системы выборных советов. Кроме того, кабака высказал опасения, что правительство Великобритании может включить Уганду в Федерацию Восточной Африки, где будут доминировать белые кенийские поселенцы. В 1953 Коэн отправил Мутесу в ссылку в Великобританию, что вызвало бурю протестов в Буганде. Для восстановления своих пошатнувшихся позиций колониальная администрация была вынуждена пересмотреть условия соглашения 1900 и предоставить Буганде ряд привилегий, отказавшись от унитарной системы управления протекторатом. В 1955 из изгнания на родину вернулся кабака Мутеса, который сразу же стал народным героем Буганды.
Формирование политических партий.
Политические группировки, которые начали возникать в Уганде после Первой мировой войны, выступали с требованиями улучшения положения африканцев. Первой политической организацией, поставившей вопрос о независимости Уганды, стал Угандийский национальный конгресс, созданный в 1952 Игнатиусом Мусази, которого считают основоположником угандийского национально-освободительного движения, и Макерере Абу Маянджей, студентом местного университета. В 1954 вожди-католики и несколько получивших европейское образование угандийцев создали Демократическую партию (ДП). В 1960 от северного отделения Угандийского национального конгресса откололся Народный конгресс Уганды (НКУ). В это же время был создан Союз народов Уганды, ядро которого составили члены Законодательного совета, всенародно избранные в западных районах страны в 1958. В 1961, когда в Буганде больше нельзя было затягивать с проведением выборов, сторонники кабаки сформировали движение Кабака екка (КЕ, Только кабака), запрещенное в 1966. Главными политическими партиями долгое время оставались НКУ, который выражал интересы протестантов и стоял на позициях, близких к правым лейбористам, и ДП, в рядах которой объединились преимущественно угандийцы-католики, сторонники умеренно консервативных взглядов. В 1986 Движение национального сопротивления оттеснило эти партии на второй план.
В 1961 были проведены выборы, результаты которых должны были определить состав правительства. Однако правящая верхушка Буганды, опасаясь скорого ухода англичан и потери своего привилегированного положения, активно бойкотировала выборы. Тем не менее основная часть электората не пошла на поводу у вождей и приняла участие в голосовании. Во всех избирательных округах Буганды, кроме одного, победу одержали кандидаты от ДП. Благодаря успехам на выборах и за пределами Буганды эта партия получила большинство мест в Законодательном совете и сформировала последнее правительство колониального периода. Британские власти сочли результаты выборов неубедительными и решили повторно провести выборы в 1962. В ходе переговоров накануне выборов относительно новой конституции Буганде было предоставлено право избирать своих парламентских представителей не прямым путем, а через местные советы.
Политическая борьба в 1960-е годы.
На выборах в апреле 1962 победу одержала коалиция в составе НКУ и КЕ. Ставший премьер-министром лидер НКУ Милтон Оботе пригласил в свой кабинет нескольких парламентариев из КЕ. 9 октября 1962 была провозглашена независимость Уганды в составе британского Содружества. В августе 1964 правительственная коалиция распалась из-за сопротивления бугандийцев проведению референдума по вопросу об «утраченных округах», о чем ранее было достигнуто согласие на конституционных переговорах. Министры из КЕ вышли из состава правительства. Однако к этому времени НКУ, после перехода в его ряды нескольких парламентариев из ДП, смог удержать власть в своих руках.
Путем парламентских интриг и маневров часть министров от НКУ в 1966 предприняла попытку удалить Оботе с поста премьер-министра. Однако он переиграл своих противников, арестовав зачинщиков заговора и введя временную конституцию. В соответствии с временной конституцией Оботе занял пост президента страны вместо кабаки Буганды, а четыре государства были лишены властных полномочий на федеральном уровне. После того как Совет Буганды заявил о выходе своей страны из состава Уганды, правительственные войска под командованием Иди Амина навели порядок на мятежной территории. Король Мутеса II бежал в Великобританию (где и умер в 1969). Вскоре Оботе перенес сроки выборов на неопределенное время и установил режим личной диктатуры. Тщетно пытаясь расширить ряды своих сторонников, он предпринял ряд мер социалистического характера, в частности ввел 60%-е участие государства во всех крупных компаниях. После неудавшейся попытки покушения на его жизнь в 1969 Оботе ввел чрезвычайное положение на всей территории страны (до этого оно сохранялось только в Буганде) и запретил деятельность всех оппозиционных партий.
Военная диктатура 1970-х годов.
25 января 1971, воспользовавшись отсутствием в стране президента Оботе, армия во главе с Иди Амином совершила государственный переворот. И Оботе, и Иди Амин были выходцами с севера, но если протестант Оботе опирался на военнослужащих из числа ачоли и ланги, то мусульманин Амин больше доверял нубийцам, потомкам суданских солдат, которые с 1890-х годов служили в армии Уганды. Опасаясь выступлений против военного режима, Амин приказал убить многих солдат и офицеров ачоли и ланги, а затем стал уничтожать своих гражданских оппонентов.
Секретная полиция Амина, Государственное управление расследований, занималась вымогательством, пытками и физическим уничтожением людей. В период правления Амина было убито, вероятно, несколько сотен тысяч человек, тысячи граждан бежали из страны.
Амин провозгласил себя пожизненным президентом Уганды. Страна была разделена на 10 новых провинций, которыми управляли военные, назначенные лично диктатором. В 1972 Амин разорвал дипломатические отношения с Израилем, выдворил из Уганды всех граждан этой страны и установил тесные связи с Ливией. В конце того же года из страны были изгнаны индийцы. Поначалу простые угандийцы поддержали этот шаг Амина, но вскоре, столкнувшись с нехваткой товаров первой необходимости и ростом цен, разочаровались в президенте. Несмотря на жесткую позицию, которую заняло по отношению к режиму Амина мировое сообщество, Уганда продолжала получать военную помощь из СССР, а также от некоторых английских и американских компаний, занимавшихся торговлей оружием. Амину удалось подавить несколько попыток государственного переворота. В октябре 1978 угандийская армия вторглась в северную Танзанию и захватила часть области Кагера. Не исключено, что Амин пошел на этот шаг чтобы нейтрализовать последствия недавнего мятежа в угандийской армии. Многочисленная армия Танзании при поддержке двух небольших отрядов угандийских противников режима вытеснила аминовцев с территории своей страны и в 1979 вынудила самого Амина искать убежища в Ливии. Танзанийцы с боями прошли через всю Уганду, вытеснив остатки армии диктатора на территорию Судана. В августе 2003 бывший президент Иди Амин умер в изгнании в Саудовской Аравии.
Возвращение к гражданскому правлению.
В переходный период планировалось возродить экономику и подготовить выборы для возвращения Уганды к гражданской форме правления. Однако обстановка в стране не стабилизировалась, и за 20 месяцев сменились три временных правительства, возглавлявшиеся последовательно Юсуфом Луле, Годфри Бинаисой и Пауло Лувангой. Выборы 1980 выиграла Демократическая партия, но во время подсчета голосов, вопреки закону о выборах, Муванга стал утверждать, что только ему принадлежит право определить победителя. Было заявлено, что большинство мест в парламенте завоевали кандидаты от НКУ, и лидер партии М.Оботе вновь занял пост премьер-министра.
Йовери Мусевени, который для участия в выборах сформировал собственную политическую организацию Патриотическое движение Уганды, отказался признать результаты выборов и в 1981 создал партизанскую Армию национального сопротивления, которая развернула вооруженную борьбу против режима Оботе. После четырех лет ожесточенной войны правительственные войска в лице Национально-освободительной армии Уганды в 1985 отстранили от власти Оботе и поставили во главе страны генерала Тито Окелло. Спустя семь месяцев новый режим был свергнут силами Армии национального сопротивления.
Правительство Движения национального сопротивления
В 1986 президентом страны стал Йовери Мусевени, председатель Движения национального сопротивления. Руководители Движения подчеркивали, что в отличие от прежних партий, созданных на религиозной и этнической основе, их организация открыта для всех угандийцев. В первое правительство Мусевени входили представители всех политических партий. В 1986 по указанию главы государства во всех деревнях были созданы советы сопротивления (ныне местные советы). В своем первом официальном выступлении Мусевени пообещал, что его правительство будет находиться у власти в течение четырехлетнего переходного периода, пока не будет разработана новая конституция и не пройдут выборы. В 1989 поставленные цели были еще далеки от реализации, и Мусевени добился продления переходного периода до 1995. В 1993 решением правительства традиционным государственным образованиям было предоставлено право восстановить институт вождей с оговоркой, что они не будут заниматься политикой. Несмотря на то, что к этому времени территория бывших государств была разделена на районы, население Буганды, Торо, Буньоро и Бусоги быстро избрало себе правителей. Исключение составил Анколе. В 1989 состоялись парламентские выборы. Они проводились не на партийной основе, однако в открытом голосовании имели право участвовать не все граждане. В 1995 вступила в силу новая конституция. Было предусмотрено проведение референдума в 2000 по вопросу о введении многопартийной системы. Также были легализованы политические партии, хотя их деятельность по-прежнему была запрещена.
В парламентских и президентских выборах 1996 участвовало все население страны. Голосование было тайным, но и на этот раз было запрещено выставлять кандидатов от политических партий. На таких же условиях в 1994 проводились выборы в палату представителей. В 1996 на первый президентский срок был избран Мусевени, который, получил поддержку более 70% избирателей. Избранный в 1996 законодательный орган занял весьма активную позицию. Парламентарии выдвинули ряд инициатив, направленных на прекращение войны на севере страны и борьбу с коррупцией. Парламент одобрил также крайне важный, но противоречивый закон о земле, который гарантировал крестьянам и крупным землевладельцам право частной собственности на землю.
Мусевени сосредоточил в своих руках всю полноту исполнительной власти. Тем не менее он добился того, чтобы правительство строго придерживалось макроэкономической стратегии, рекомендованной Всемирным банком. Его усилиями были реорганизованы вооруженные силы страны, которые теперь находились в подчинении (во всяком случае на протяжении 1998) у гражданского правительства. Мусевени выступал за проведение честных и открытых выборов, но не на партийной основе, ратовал за увеличение представительства женщин и молодежи в органах власти. Президент официально пригласил вернуться в Уганду всех индийцев, пообещав передать им собственность, конфискованную в годы правления Амина. Премьер-министр Кинту Мсоке вышел в отставку в апреле 1999. Президент Мусевени назначил на его место бывшего министра образования и спорта, Аполо Нсимбаби. В рамках усилий по пресечению распространения эпидемии СПИДа, правительство приступило к осуществлению широкомасштабных программ по борьбе с вирусом иммунодефицита человека. В результате политики, проводимой правительством, к концу века наметились признаки замедления роста эпидемии. Международный валютный фонд (МВФ) и Международная ассоциация развития в феврале 2000 признали прогресс, достигнутый правительством Уганды в борьбе с нищетой и улучшение экономической картины в целом.
Ожесточенная гражданская война в конце 1980-х – начале 1990-х годов опустошила восточные и северные районы страны. Казалось, что с войнами уже покончено, но в 1994 на севере снова вспыхнули военные действия, которые продолжились в 1999.
Уганда в 21 веке
В марте 2000 международная общественность была шокирована гибелью более 1000 членов Движения за восстановление десяти заповедей Бога в юго-западном районе страны. Останки более 500 человек были найдены в сожженной церкви; сотни тел адептов культа были обнаружены в массовых захоронениях. Угандийские власти выдали ордер на арест культом лидеров, которые, как полагают, скрываются.
Правительственными войсками велась акже внутренняя война с «Армией сопротивления Господа» (АСГ) в северной части Уганды. «Армия сопротивления Господа» – угандийская националистическая парахристианская повстанческая группировка, основанная католиком Джозефом Кони, объявившим себя «пророком и гласом Святого Духа». «Армия» действует с 1987, сражаясь против правительства Мусевени за установление в Уганде теократического режима, якобы основанного на 10 библейских заповедях. Армия действует с устрашающей жестокостью, терроризируя мирное население и нанося огромный ущерб экономике страны. Несмотря на заявление АСГ в марте 2003 о прекращении огня, нападения на людей и похищения мирных жителей продолжались, равно как и военные действия правительства по борьбе с повстанцами.
Основным политическим событием 2000 в стране стал всенародный референдум. Угандийцы проголосовали за сохранение статус-кво и поддержали Мусевени. Позиции Мусевени были также поддержаны на выборах в марте 2001, когда он получил почти 70% голосов.
Активный внешнеполитический курс правительства Мусевени привел к напряженности в отношениях с соседними странами. Некоторое время в конце 1980-х годов отношения между Угандой и Кенией были крайне враждебными. В конце 1996 в западных областях вспыхнула междоусобная война, которая продолжалась в 1999. Каждая из этих войн возникала не без участия соседних стран, которые обвиняли Мусевени в агрессивных действиях и поддержке своих противников. В апреле 2001 правительство Уганды объявило о выводе своих войск из Демократической Республики Конго (ДРК), где они были развернуты с 1998 для поддержки повстанцев. Уганда и Руанда подписали мирное соглашение в ноябре 2001 при посредничестве британского министра Клэр Шорт.
Окончательное мирное соглашение было подписано с ДРК в сентябре 2002. В мае 2003 Уганда вывела свои последние оставшиеся войска из Демократической Республики Конго. В марте 2004 президенты Уганды и Кении и соседней Танзании подписали протокол о введении таможенного союза между тремя странами. В 2005 была утверждена Конституционная поправка, открывшая путь для президента Мусевени баллотироваться на третий срок. Он должным образом победил на выборах в феврале 2006, получив 59% голосов.
Чижов Н.Н., Шлихтер С.Б. Уганда. М., 1977
Ксенофонтова Н.А., Луконин Ю.В., Панкратьева В.П. История Уганды в новое и новейшее время. М., 1984
Ответь на вопросы викторины «Путешественники»