КЕНИЯ
КЕНИЯ, Республика Кения, государство в Восточной Африке. В прошлом британская колония и протекторат, в 1963 обрела независимость. На юге граничит с Танзанией, на западе – с Угандой, на северо-западе – с Суданом, на севере – с Эфиопией, на северо-востоке – с Сомали, на юго-востоке омывается водами Индийского океана. Площадь 582,6 тыс. кв. км. Население 29 млн. человек (1998). Столица, крупнейший город и деловой центр страны – Найроби (2,3 млн. человек). Главный морской порт – Момбаса (1 млн. человек в 1997). Другие крупные города – Накуру, Кисуму, Элдорет, Тика и Наньюки.
Природа.
Территорию Кении можно разделить на четыре географических района. Первый составляют плоские прибрежные равнины. На большей части района выпадает мало осадков, исключение составляют зона близ Момбасы и долина р.Тана. Ко второму району относятся расположенные на северо-востоке прибрежные и внутренние равнины со среднегодовым количеством осадков менее 500 мм, почти лишенные растительности. Покрытый кустарниковыми зарослями северо-западный район, в пределах которого находятся оз. Рудольф и гора Кулал (2293 м), весьма напоминает северо-восточный район. Четвертый район, расположенный на юго-западе, представляет собой нагорье, расчлененное субмеридиональной восточной ветвью Восточно-Африканской рифтовой системы, со средними высотами 2500–3000 м. Здесь находятся самые высокие точки страны – горы Кения (5199 м) и Элгон (4321 м) и горный хребет Абердэр (3999 м). Это наиболее плодородная часть страны, занимающая четверть всей территории, где сконцентрировано более 3/4 населения. Количество среднегодовых осадков здесь превышает 750 мм, почвы отличаются плодородием, а климат – умеренностью, и вместо опустыненных саванн с разреженным травостоем и полупустынь, покрывающих бóльшую часть страны, местный ландшафт характеризуется высокотравными саваннами и вечнозелеными влажными тропическими лесами. Великая рифтовая долина, шириной 50–60 км, отнюдь не представляет собой однородную, глубокую и долинообразную впадину. Ее центральная часть, расположенная в районе оз. Найваша, находится на отметках 1850–2150 м над у.м. Отсюда она ступенчато понижается на юг к оз. Натрон (600 м) и на север к оз. Рудольф (400 м). В целом же плато имеет четко выраженный уклон в восточном направлении к рекам Тана и Ати, которые текут в Индийский океан, и к западу в сторону оз. Виктория.
Умеренный климат высокогорья препятствует распространению эпизоотических заболеваний. В Найроби (1675 м над у.м.) средняя годовая температура 20° С и среднее годовое количество осадков 850 мм. Средняя годовая температура в Момбасе, расположенной на высоте 16 м над у.м., 27° С, среднее годовое количество осадков 1195 мм. В 1980-х годах в этом районе вновь вспыхнула эпидемия малярии. В Лодваре средняя годовая температура повышается до 30° С, а среднее годовое количество осадков уменьшается до 150 мм, тогда как в Элдорете (2092 м над у.м.) температура понижается до 17° С при увеличении количества осадков до 1050 мм.
На Центральном нагорье Кении наиболее выражен первый сезон дождей с середины марта до конца мая; второй, менее выраженный влажный сезон, продолжается с середины октября до декабря. Солнечная сухая погода устанавливается в середине декабря и длится до начала марта. С июля по август прохладно и пасмурно, и обычно выпадает мало осадков, но в горных лесах часто бывают густые туманы (гатано).
Значительному разнообразию физико-географических условий в разных частях страны соответствует смена ландшафтов от прибрежных мангровых болот до выжженных солнцем полупустынь в районе кенийско-сомалийской границы. Типичные для ландшафтов Восточной Африки поросшие колючими кустарниками плато северо-запада с гигантскими баобабами и отдельными рощами акаций резко контрастируют с травянистыми склонами нагорий, и оба эти ландшафта резко отличаются от горных массивов, покрытых густыми лесами.
Животный мир Кении до сих пор отличается богатством и разнообразием. Здесь обитают слоны, львы, жирафы, леопарды, буйволы, носороги, различные виды антилоп и обезьян. Приходится принимать строгие меры по защите дикой фауны от браконьеров. Благодаря введению в 1989 международного запрета на торговлю слоновой костью быстро восстанавливается популяция слонов, которая в 1980-х годах сократилась на 70% и составила всего 17 тыс. голов. Как ни в какой другой стране Африки, в Кении уделяется внимание защите диких животных и организации охраняемых природных территорий. Их площадь составляет 62 тыс. кв. км, включая национальный парк Найроби (104 кв. км), расположенный недалеко от столицы, и огромный национальный парк Цаво (21 тыс. кв. км). В районе оз. Виктория еще водятся крокодилы и бегемоты. Мир птиц представлен страусами, пеликанами, фламинго и дрофами.
НАСЕЛЕНИЕ
По оценкам международных экспертов, численность населения Кении в 2004 составила 32,02 млн. человек. Согласно результатам переписи 1989, в стране насчитывались 21,4 млн. жителей, из них 98,6% африканцев. Кроме того, были зарегистрированы 53 тыс. выходцев из Азии, 34 тыс. европейцев и 41 тыс. арабов. Африканское население состоит из более 40 этнических групп. Около 21% составляют кикуйю, 14% – лухья, 12% – луо, по 11% – камба и календжин, 5% – меру. В 1980-е годы ежегодные темпы прироста населения составляли 4%, в конце 1990-х годов они снизились до 2,2%.
В 1987 в стране насчитывалось ок. 6 млн. католиков, 4 млн. протестантов, 6 млн. приверженцев других христианских церквей, 4 млн. поборников местных традиционных верований и 1,3 млн. мусульман.
В этнолингвистическом отношении африканское население Кении делится на три группы: бантуязычные народы (кикуйю, камба, меру и др.), народы шари-нильской группы (луо и др.) и нилотские народы (масаи, кипсигис, туркана, нанди и др.). Наиболее распространен язык суахили – язык банту с сильными арабскими заимствованиями. Он широко используется на большей части Восточной Африки. С 1974 суахили является официальным языком Кении. В 1975 парламент принял решение о частичном восстановлении английского языка в качестве официального.
Различия в образе жизни существуют между оседлыми земледельцами и скотоводами (например, кикуйю и луо) и полукочевыми скотоводами и охотниками (масаи, ндоробо и северные народы, говорящие на сомали). Значительный период ранней истории этих двух групп сводился к борьбе за обладание плодородными землями и тучными пастбищами. Подобные конфликты происходили, в частности, между кикуйю и ндоробо, земельные споры которых часто разрешались путем договоренности, и между кикуйю и масаями, стычки между которыми нередко перерастали в кровавые столкновения. Белые поселенцы, появившиеся в начале 20 в. на якобы нейтральной территории нагорья, стали еще одной силой, и притом весьма мощной, которая претендовала на самые плодородные земли. Когда началось строительство железной дороги, соединившей Момбасу с Угандой, появилась еще одна группа иммигрантов: привезенные на строительство этой железной дороги индийские рабочие осели в Кении, став торговцами и фермерами. Арабское население, потомки торговцев и правящей знати с о.Занзибар, сосредоточено на побережье Индийского океана, особенно в Момбасе, а также в Найроби.
Кикуйю.
У кикуйю не было централизованных объединений, основой их социальной организации была система возрастных групп. Принадлежность к одной из таких групп определялась временем прохождения юношами обряда инициации, который знаменовал вступление во взрослую жизнь. У кикуйю сохранился обряд инициации для девушек, хотя ныне он имеет меньшее распространение, чем в прежние времена. Традиционные религиозные верования подкреплялись сильно развитым сознанием принадлежности к единой этнической общности. Тщательно отработанная церемония принятия соответствующих клятв и обетов была во многом оригинальной и играла важную роль в сплочении общества, где отсутствовал единый лидер. Большинство кикуйю занимались сельским хозяйством, но это не помешало им быстро осознать и использовать возможности, которые возникли с распространением европейской идеологии и политических институтов. Кикуйю населяют плодородный район между горными хребтами Абердэр и Ньери, горами Кения, Тика и Найроби; там установились и развивались контакты с белыми поселенцами. Многие кикуйю стали работать на европейских фермах, в колониальной администрации или в городах у торговцев-индийцев. Став наемными работниками, кикуйю приобщились к политической деятельности. Часто ими двигало чувство обиды на европейских поселенцев, которые отняли у них земли предков. Для борьбы за возврат этих земель в 1922–1923 была создана Центральная ассоциация кикуйю, которую в 1928 возглавил Джомо Кениата, ставший патриархом кенийского национального движения.
Кикуйю приняли активное участие в развернувшемся в 1950-е годы в Кении антиколониальном вооруженном восстании, известном под названием Мау Мау. Первый президент независимой Кении Джомо Кениата, кикуйю по этнической принадлежности, был брошен в тюрьму за то, что был одним из руководителей этого восстания. После обретения страной независимости кикуйю стали самой влиятельной политической силой кенийского общества. Это отнюдь не исключало наличие противоречий среди самих кикуйю. Так, в борьбе за власть кикуйю из Ньери нередко соперничали с кикуйю из Киамбу.
В настоящее время кикуйю в основном занимаются выращиванием сельскохозяйственных культур, включая ряд товарных. Это прежде всего чай, кофе и пиретрум, который используется как средство борьбы с вредителями сельского хозяйства. Многие кикуйю живут и работают в крупных городах. В Найроби их численность составляет почти 0,5 млн. человек. После смерти президента Джомо Кениаты политическое влияние кикуйю в стране заметно ослабло; ныне они являются самой мощной силой, находящейся в оппозиции президенту Даниелу арап Мои.
Масаи.
Права кикуйю на земли Центрального нагорья отрицали не только белые поселенцы, но и традиционные их враги – скотоводы-масаи. Мигрировав на территорию современной Кении ок. 600 лет назад, масаи расселились на большей части территории Рифтовой долины и прилегающих нагорьях, где разводят крупный рогатый скот, овец и коз.
В настоящее время масаи живут в южных округах Нарок и Каджиадо, бывших масайских резерватах, созданных англичанами. Хотя масаи бережно хранят традиции, они восприимчивы к новшествам, которые признают полезными. Основные формы социальной организации масаев – кланы и возрастные группы. Кланы локализованы, их члены проживают на территориях, которые они считают своими по праву первопоселенцев. Возрастные группы – надклановый мужской институт. Они составляют основу иерархической организации масайского общества. У каждой группы имеются определенные права и обязанности. По достижении юношеского возраста мальчики подвергаются обряду обрезания, их обучают воинскому искусству, и через два года они становятся воинами (моранами). Когда в разряд воинов переводится очередная возрастная группа, их предшественники поднимаются на ступеньку вверх, в категорию младших старейшин, а бывшие до этого времени младшими старейшинами воины становятся старшими старейшинами. Последние являются правящей группой.
Многие в Кении и за ее пределами считают, что масаи, противники всего нового, стремятся сохранить традиционный образ жизни. И английская администрация, и правительство независимой Кении преувеличивали приверженность масаев к традициям и их нежелание модернизировать свои социальные институты и хозяйственную деятельность.
Почти 400 тыс. масаев действительно сохраняют бóльшую часть своих традиций, но при этом они приспосабливаются к жизни в современной Кении. Еще в колониальный период они быстро восприняли такие новшества, как вакцинацию крупного рогатого скота против ящура и противоклещевую дезинфекцию. После провозглашения независимости в 1963 масаи приняли активное участие в политической жизни страны. В районах, населенных масаями, было создано много современных образовательных и лечебных учреждений. Вопреки традициям, многие масаи возделывают зерновые культуры на склонах холмов, в долинах рек и вокруг болот. Занятие земледелием способствовало диверсификации хозяйственной жизни масаев. После того как масаи создали специальные этнографические деревни, где туристы имеют возможность посетить типичное масайское жилище и приобрести местные сувениры, возросли доходы от иностранного туризма. Часть прибыли, получаемой от посещений туристами национальных парков и заповедников, масаи делят с соседними этническими группами. Все больше масаев переезжает в города. В Найроби масайская молодежь обычно устраивается в службы охраны.
Европейцы.
Община европейских поселенцев была особой социально-политической группой с не менее примечательными особенностями, чем у кикуйю или масаев. В начале 20 в. и по окончании обеих мировых войн правительство Великобритании всячески стимулировало участие британцев в экономическом развитии Кении. Европейские поселенцы стремились выторговать больше политических прав у колониальной администрации Кении и правительства Великобритании. Благодаря усилиям европейцев постепенно налаживалось производство на экспорт кофе и продуктов животноводства, что приносило значительные поступления в казну колониальной администрации. Европейцы занимали влиятельное положение в Законодательном совете, а жесткий расовый барьер защищал их привилегии. После передачи власти африканскому правительству началось проведение политики выкупа европейских ферм для расселения на них африканцев, и большинство европейцев эмигрировало из Кении, главным образом в Великобританию и ЮАР.
Азиатское население.
В колониальный период статус азиатов был промежуточным: их позиции были хуже, чем у европейцев, но лучше, чем у африканцев. Индийцы не могли подорвать политическое господство европейцев в Кении, но захватили контроль над розничной торговлей. Привычными фигурами для Кении тех лет были индиец-торговец, бродивший со своим товаром по внутренним районам страны, или с виду бедный, но на самом деле весьма состоятельный индиец, владевший небольшой лавкой. В свое время европейцы, а несколько позднее и некоторые африканские политические деятели опасались, что в Восточную Африку устремится население из стран Азии. Подобные опасения усиливались из-за жесткой конкуренции между индийскими и африканскими торговцами, что иногда приводило к массовым антиазиатским выступлениям в крупных городах. После провозглашения независимости 120 тыс. из 176 тыс. кенийских азиатов предпочли получить британский паспорт, а не гражданство независимой Кении. Требования африканизации торговли привели к принятию парламентом в 1967 и 1968 законов об иммиграции и о введении лицензий на проведение торговых операций, что существенно ограничило возможности неграждан Кении заниматься коммерческой деятельностью. Еще до марта 1968, когда были ужесточены правила въезда в Великобританию, многие азиаты эмигрировали туда из Кении. Шатким было положение даже тех выходцев из Азии, кто принял кенийское гражданство.
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТРОЙ И ПОЛИТИКА
Кения стала независимым государством 12 декабря 1963 и ровно через год была провозглашена республикой. В конституцию независимой Кении несколько раз вносились поправки. Согласно конституции, в стране установлена президентская форма правления с однопалатным законодательным органом – Национальным собранием. Президент является главой государства и правительства. Он формирует кабинет министров из депутатов Национального собрания, которое состоит из 210 депутатов, избранных на всеобщих выборах, 12 парламентариев, назначаемых лично президентом, Генерального прокурора и спикера парламента. Президент избирается всеобщим голосованием сроком на пять лет. Избираемый на такой же срок парламент может быть распущен президентом до истечения срока его полномочий.
В административном отношении территория Кении разделена на восемь провинций, включая Найроби. В соответствии с конституцией, принятой накануне независимости, провинции обладали широкой автономией, у них были большие полномочия в таких вопросах, как государственная служба, полиция, здравоохранение и образование, но в 1964 прерогативы местной власти были урезаны и Кения стала централизованным государством. Во главе каждой провинции стоит комиссар, назначаемый лично президентом. Столичный округ Найроби управляется городским советом.
Высшей судебной инстанцией Кении является Апелляционный суд в составе верховного судьи и четырех судей. Высокий суд обладает неограниченной юрисдикцией по уголовным и гражданским делам в качестве суда первой инстанции и апелляционной юрисдикцией на решения нижестоящих судов. Кроме того, действуют суды резидентов магистратов, окружные суды магистратов и суды кади, рассматривающие некоторые категории гражданских дел на основе норм мусульманского права.
В вооруженных силах, основу которых составляют сухопутные войска, в 1992 насчитывалось 24 тыс. человек.
На протяжении 1969–1991 Кения официально оставалась однопартийным государством. Со времени провозглашения независимости у власти неизменно находился Кенийский национальный африканский союз (КАНУ), созданный в 1960. До 1978 КАНУ возглавлял Джомо Кениата, а после его смерти – новый президент Даниел арап Мои. КАНУ пользовался поддержкой двух крупнейших этнических групп населения – кикуйю и луо, тогда как оппозиция выражала интересы прибрежных народов и немногочисленного скотоводческого населения нагорья. Главным критиком действий правительства был Огинга Одинга, луо по национальности, который в 1964–1966 занимал пост вице-президента страны. На протяжении последующих 25 лет его неоднократно арестовывали и высылали из Кении. После отмены в 1991 однопартийной системы Одинга, лухья Мартин Шикуку и находившийся в ссылке кикуйю Кеннет Матиба создали Форум за восстановление демократии (ФОРД), направленный против календжина Даниела арап Мои и КАНУ в целом. Вскоре эта организация разделилась по этническому принципу, что помогло Даниелу арап Мои одержать победу на президентских выборах 1992 и 1997.
Основные политические партии Кении на 2008: 3-й президент Кении Мваи Кибаки возглавляет Партию национального единства (PNU), которая включает в себя следующие партии: Коалиция Радуги-Кения (Narc-K), Демократическую партию (DP), ФОРД-Кения (Ford-Kenya), ФОРД People (Ford-People), Новый ФОРД-Кения (New Ford-Kenya), КАНУ (KANU), Ширикишо (Shirikisho), Сафина (Safina) и др. небольшие партии. Раил Одинга возглавляет Оранжевое демократическое движение (ODM), крупный оппозиционный блок. Калонзо Мусиоке возглавляет партию Оранжевое демократическое движение-Кения (ODM-K).
ЭКОНОМИКА
Кения – аграрная страна, но ее экономика отличается от экономики многих других стран Африки. В Кении выращиваются не одна, а несколько экспортных культур, она располагает современной индустрией туризма и развитой обрабатывающей промышленностью. В колониальный период обрабатывающая промышленность, торговля и товарное сельское хозяйство находились в руках европейцев и азиатов. Правительство независимой Кении способствовало усилению роли африканцев во всех этих сферах.
Роль правительства.
Правительство Кении играет активную роль в определении основных направлений экономического развития страны, но многие отрасли хозяйства находятся в частной собственности. Всемерно поощряются иностранные частные инвестиции. Правительство разработало несколько планов развития, шестой из них, рассчитанный на период 1989–1993, предусматривал коммерциализацию государственных предприятий и фирм. После обретения независимости значительную часть государственных средств, направленных на развитие экономики, составили дотации и займы, предоставленные зарубежными странами и международными организациями. В 1980–1990-е годы доля безвозмездной зарубежной финансовой помощи сократилась с 20 до 13%, поскольку Запад оказывал давление на кенийские власти, вынуждая их отказаться от однопартийной системы.
Валовой внутренний продукт
(ВВП) в 1995 Кении составил 9,1 млрд. долл., или ок. 340 долл. в пересчете на душу населения. На долю сельского хозяйства (включая лесное хозяйство и рыболовство) приходилось 29% ВВП, на долю промышленности – 17%, остальное – на долю сферы услуг, включая туризм.
С 1963 до конца 1970-х годов ВВП Кении быстро увеличивался. В 1970–1979 средний годовой темп его роста составлял 6,4%, но в 1980–1990 снизился до 4,1%, а в начале 1990-х годов, в связи с девальвацией местного шиллинга по отношению к главным конвертируемым валютам, – до 1,4%. Рост производства стал отставать от естественного прироста населения, и уровень жизни кенийцев значительно снизился, поскольку страна импортировала многие необходимые товары, а цены на ее экспортную сельскохозяйственную продукцию упали. Однако уже в 1995 наметилось оживление производства, и прирост ВВП составил 5%, а в 1996 – 4%.
Энергетика.
В 1989 в энергобалансе Кении ок. 80% приходилось на долю древесины, а среди оставшихся 20% значительную часть составляла нефть, которую импортировали из Объединенных Арабских Эмиратов. В настоящее время 14% необходимого стране количества электроэнергии поставляют гидроэлектростанции на р.Тана. Другие электростанции работают на нефтепродуктах; кроме того, в районе Олкария функционирует геотермальная станция. Незначительное количество энергии поступает с гидроэлектростанции Оуэн-Фолс в Уганде. В результате широкого использования древесины в качестве источника энергии за период с 1975 по 1990 площадь лесов сократилась на 11%. Леса вырубают, чтобы использовать освободившиеся земли под пашни, а древесина идет на топливо и используется в строительстве жилья.
Транспорт.
Железные и автомобильные дороги сосредоточены в основном на юге страны. Основная железнодорожная магистраль следует от Момбасы, глубоководного порта на побережье Индийского океана, через Найроби в Уганду. Имеются также несколько боковых линий, общая протяженность железных дорог ок. 3 тыс. км. Главные города связаны сетью дорог, проезжих в любое время годы, общей протяженностью 70 тыс. км (10% – с твердым покрытием). Шоссейная дорога соединяет Найроби со столицей Эфиопии Аддис-Абебой. Аэропорты международного значения находятся в окрестностях Найроби и Момбасы. В 1996 национальная авиакомпания «Кения эруэйз» была приватизирована и включена в состав авиакомпании КЛМ с целью расширения сети воздушных сообщений.
Сельское хозяйство.
Кения – преимущественно аграрная страна, ок. 80% самодеятельного населения занято в сельском хозяйстве. Основные ареалы земледелия сосредоточены на нагорье в центральной и западной части страны, а также на прибрежных равнинах на юго-востоке. Площадь орошаемых земель в стране весьма ограничена, и объем сельскохозяйственного производства сильно зависит от погодных условий. Значительная часть территории Кении либо вообще непригодна для ведения сельского хозяйства, либо там возможно только кочевое скотоводство. Более половины сельскохозяйственной продукции идет на внутреннее потребление. Примерно одинаковый объем товарной продукции производится на 3,2 тыс. крупных ферм и в 1,2 млн. мелких крестьянских хозяйств (средней площадью ок. 1,5 га). После провозглашения независимости многие крупные хозяйства, ранее принадлежавшие европейцам, были разделены на небольшие земельные участки и распределены среди африканцев.
Для внутреннего потребления выращиваются зерновые, маниок, батат, картофель, просо, сорго, бананы. Основные товарные культуры – чай, кофе, сахарный тростник, пшеница, кукуруза, сизаль, пиретрум (для производства инсектицидов) и хлопчатник. Выращенные чай, кофе и пиретрум почти полностью идут на экспорт, доходы от их реализации нестабильны, так как зависят от цен на мировом рынке, которые подвержены сильным колебаниям. Например, в период 1977–1991 мировые цены на кофе упали на 78% и на чай – на 20%. За тот же период урожаи многих сельскохозяйственных культур снизились. Причинами были засуха 1984–1985, плохая организация производства и нехватка капиталовложений. Сбор кофе, пшеницы, проса и бобовых уменьшился на 20–50%, а зерновых, корнеплодов и маниока несколько увеличился. Почти в два раза повысились урожайность и сбор чая и бананов.
В 1996, обогнав Индию и Шри-Ланку, Кения стала ведущим мировым производителем чая. В том же году на долю Кении приходилась 1/10 часть мирового производства сизаля. В 1980-е годы на 20% (в расчете на душу населения) снизился сбор зерновых культур, составляющих основу пищевого рациона кенийцев. По подсчетам экспертов Продовольственной и сельскохозяйственной организации ООН, калорийность пищи за последние 45 лет снизилась на 5%, и лишь 6–8 стран Африки по этому показателю уступают Кении. Производство и продажа экспортных культур контролируются государственными организациями, ведающими производством чая и кофе. Другие сельскохозяйственные культуры, выращиваемые в стране, – рис, ячмень, кокосовая пальма, ананас, кешью, томаты, бобовые и цветы. В Кении разводят много молочного скота, овец, коз, свиней, домашней птицы и небольшое число верблюдов. Кочевым скотоводством занимаются преимущественно народы рендилле, боран, самбуру, габбра, сомали и масаи. Рыболовство в основном развито на озерах, особенно на оз. Виктория, а также в Индийском океане. Почти весь улов потребляется на внутреннем рынке.
Горнодобывающая промышленность
играет незначительную роль в экономике страны. Ведется добыча соды (в районе оз. Магади), флюорита, поваренной соли, золота и рубинов.
Обрабатывающая промышленность.
По инициативе многочисленной и состоятельной европейской общины в Кении в конце 1940–1950-х годов началось развитие обрабатывающей промышленности – раньше, чем в Танзании и Уганде. В результате в начале 1980-х годов Кения была наиболее промышленно развитой страной в Восточной Африке. Основные отрасли обрабатывающей промышленности – пищевая, текстильная, полиграфическая, швейная, автосборочная, нефтеперерабатывающая, химическая, машиностроение, производство спиртных напитков, запасных частей для автомобилей, цемента, бумаги и металлоизделий. Главные промышленные центры – Найроби и Момбаса. Крупные промышленные предприятия размещены в разных районах страны, например, бумажная фабрика в Вебуе и нефтеперерабатывающий завод в Момбасе, работающий на импортной нефти.
Туризм.
Благоприятные климатические условия Кении, живописные ландшафты, песчаные пляжи и богатый животный мир привлекают многочисленных иностранных туристов. Туристический бизнес – важный сектор экономики, обеспечивающий значительный приток иностранной валюты. Кения располагает несколькими крупными национальными парками и многочисленными современными отелями. В конце 1990-х годов ежегодно в страну приезжали 700–800 тыс. иностранных туристов, что приносило государственной казне ок. 400 млн. долл. После взрыва в здании посольства США в Найроби в 1998 число туристов сократилось.
Внешняя торговля.
В независимой Кении почти каждый год торговый и платежный балансы сводились с дефицитом. В 1996 сумма экспортных поступлений составила 2,13 млрд. долл., а расходы на импорт – 3 млрд. долл. Основные статьи экспорта – чай (25% стоимости), кофе, табак, сизаль, пиретриум, овощи и фрукты, флюорит, сода, цемент, нефтепродукты. Импортируют главным образом нефть, станки, автомобили, прокат черных и цветных металлов, синтетические смолы, лекарственные препараты и оборудование. Главные торговые партнеры – Великобритания, Германия, США, Франция, Италия и Объединенные Арабские Эмираты. Внешняя задолженность Кении в 1997 составила 5,5 млрд. долл., ежегодные выплаты по долгу составляют 500–550 млн. долл.
Денежное обращение и банковское дело.
Денежная единица – кенийский шиллинг, равный 100 центам, заменивший в 1966 восточноафриканский шиллинг. Денежная эмиссия осуществляется Центральным банком Кении. Ведущие коммерческие банки – Коммерческий банк Кении и Национальный банк Кении – контролируются государством.
ОБЩЕСТВО
Народное образование.
В Кении первые школы были созданы при протестантских и католических миссиях, однако по мере развития государственной системы образования их влияние стало убывать. В колониальный период школы были разделены по этническому принципу, после обретения независимости все школы стали многонациональными.
Начальные школы посещают примерно 90% детей соответствующего возраста, средние – только 25%. В стране насчитывается ок. 20 тыс. начальных и 2,5 тыс. средних школ. Начальное образование бесплатное. Более половины средних школ либо находится в введении государства, либо получает государственные субсидии. В 1995 ок. 78% взрослых кенийцев умели читать и писать.
Кения располагает развитой системой средних технических учебных заведений, расположенных в основном в Найроби и Момбасе. Лучшим из них является политехнический колледж в Найроби. В 1996 число студентов педагогических колледжей, готовящих учителей начальных школ, превысило 18 тыс. человек.
В 1996 в стране было 5 государственных и 3 частных университета. Самый широкий набор факультетов в Национальном университете в Найроби. В 1996 там обучались 12 тыс. студентов, преимущественно кенийцы. Общая численность студентов четырех других государственных университетов составляла 18 тыс. человек. Около 20 тыс. кенийцев учатся в зарубежных вузах.
Находящийся в Найроби Национальный музей Кении располагает великолепными экспонатами по природе и археологии Африки. Пользуется известностью Национальный музей Западной Кении в Китале.
ИСТОРИЯ
На побережье Кении еще во 2 в. существовали торговые поселения, а в 10 в. там прочно обосновались персидские и арабские купцы. Становление и развитие суахилийской культуры происходило в торговых городах. Самыми значительными из них на территории Кении были Пате, Малинди и Момбаса. С появлением португальцев в 1498 началась длительная борьба за эту часть Африки, завершившаяся победой правителей Омана. При одном из них, Саиде Саййиде, который в начале 19 в. перенес столицу государства на о.Занзибар, развернулась торговля с народами, жившими во внутренних районах материка.
К середине 19 в. в эти районы стали проникать европейские исследователи. Интересы Британской империи определились в конце 19 в., во многом под влиянием соперничества с Германией. В 1887 частная Британская восточноафриканская компания взяла у сейида Саида в аренду полосу шириной 10 км вдоль побережья. В 1895 компания передала земли, находившиеся под ее контролем, правительству Великобритании, которое объявило об установлении протектората на территории вплоть до оз. Наиваша на западе. В 1902 к этому протекторату была присоединена восточная часть Уганды, а в 1920 протекторат был упразднен и Кения стала колонией, хотя прибрежная полоса ее территории, арендованная у султана Занзибара, осталась протекторатом.
Исходя прежде всего из собственных экономических и стратегических интересов, правительство Великобритании приняло решение о строительстве железной дороги, связывающей Момбасу с протекторатом Уганда. Эта дорога, вступившая в строй в 1903, стала не только образцом инженерного искусства, но и решающим фактором в современной истории Кении. Для работы на строительстве дороги было ввезено значительное число индийских рабочих, и многие из них осели в Кении. Осталось и много индийских торговцев, которые оценили перспективы развития торговли во внутренних районах страны. Чтобы окупить затраты на строительство и эксплуатацию дороги, было необходимо в короткие сроки создать прибыльную экономику, но, поскольку африканское население вело натуральное хозяйство, правительство стало поощрять переселение европейцев на плодородные земли нагорья. Железная дорога буквально «открыла» внутренние районы для европейских фермеров, миссионеров и чиновников; вместе с тем она способствовала борьбе с рабством, болезнями и голодом. Ко времени завершения строительства дороги вооруженное сопротивление африканского населения британским колониальным захватам фактически прекратилось, но приток европейских поселенцев в Кению дал африканцам веские основания для недовольства. Чтобы обеспечить европейских поселенцев (главным образом британцев и южноафриканцев) земельными наделами, масаев оттеснили в южную часть равнины Лоита в 1913. Свои права на некоторые земли, выделенные колониальной администрацией европейцам, предъявили кикуйю.
Хотя вся полнота власти была в руках губернатора, в 1906 были сформированы консультативные Исполнительный и Законодательный советы, состоявшие из лиц, назначенных колониальной администрацией. В 1920, после образования колонии, белым поселенцам было предоставлено право избирать представителей в Законодательный совет. Поселенцы рассчитывали создать ответственное перед избирателями правительство, причем, добиваясь расширения своего представительства, выступали против аналогичных требований гораздо более многочисленной индийской общины. В 1923 вышла знаменитая «белая» книга британского министерства по делам колоний, где подчеркивался приоритет интересов африканцев. И хотя белые поселенцы не добились самоуправления, представительство в Законодательном совете индийцев и арабов (впервые они были допущены в этот орган в 1924) оставалось непропорционально низким. Интересы африканского населения выражал европеец, назначенный колониальными властями.
Во время Второй мировой войны территория Кении служила важным плацдармом, откуда осуществлялись захват Итальянского Сомали и операции по освобождению Эфиопии. Война стала мощным стимулом для подъема африканского национально-освободительного движения. Губернатор Кении в 1944 впервые назначил африканца членом Законодательного совета, в том же году была создана первая многонациональная политическая партия африканцев – Кенийский африканский союз. Руководящие посты в этой организации вскоре захватили кикуйю, наиболее активная африканская этническая группа, которая больше других пострадала от европейцев. В 1947 союз возглавил Джомо Кениата, бывший президент Центральной ассоциации кикуйю.
Численность Законодательного совета постепенно увеличивалась, и он становился менее зависимым от губернатора и его административного аппарата. В 1952 Законодательный совет стал многонациональным органом, в его состав входили выборные члены – 14 европейцев, 1 араб, 6 выходцев из Азии, а также назначаемые губернатором – 6 африканцев и 1 араб. В 1954 в качестве влиятельного органа исполнительной власти был сформирован совет министров.
Важнейшей вехой в истории Кении стало вооруженное восстание Мау Мау (1952–1956) – освободительное движение, направленное против колониального режима и белых поселенцев. Главной движущей силой восстания были кикуйю, однако имелись опасения, что основные цели движения – протест против насильственного захвата земель африканцев, борьба против европейцев и ценностей западной цивилизации – смогут получить поддержку и других народов Кении. Участники движения Мау Мау (вопрос о происхождении этого названия остается спорным) боролись не только против англичан, но и против тех кикуйю, которых они считали предателями. Многочисленные жертвы свидетельствуют о жестокости повстанцев, а также тех, кто подавил восстание. Против Джомо Кениаты было выдвинуто обвинение в руководстве восстанием, и в 1953 он был приговорен к семи годам каторжных работ. В 1959 Кениата был освобожден из тюрьмы и сослан в отдаленную деревню на севере Кении, где находился до 1961.
После того как движение Мау Мау в основном прекратило свою террористическую деятельность, в состав Законодательного совета было решено выбирать шесть африканцев, Однако избирательное право было ограничено образовательным и другими цензами. Согласно конституции 1958, представительство африканцев в совете было расширено, но лидеры африканского населения требовали проведения демократических выборов по принципу «один человек – один голос». Выходцы из Европы и Азии, составлявшие меньшинство населения, опасались последствий проведения всеобщих выборов.
На конференции, проходившей в 1960 в Лондоне, было достигнуто соглашение между африканской стороной и европейцами из Партии новой Кении, возглавлявшейся Майклом Бланделлом. Самые непримиримые представители белого меньшинства выступили против этого соглашения, направленного на ликвидацию расовой сегрегации и подготовку страны к получению статуса независимого государства. После конференции была сформирована новая партия – Кенийский национальный африканский союз (КАНУ), провозгласивший лозунг «Ухуру» («Свобода»). Во главе союза стояли лидер кикуйю Джеймс С.Гичуру и профсоюзный деятель Том Мбойя. Впоследствии в рядах КАНУ начались разногласия, и образовалась оппозиционная партия Демократический союз африканцев Кении (КАДУ), во главе с Р.Нгалой и М.Мулиро. В феврале 1961 состоялись выборы в Законодательный совет, на которых КАНУ завоевал 18 из 33 отведенных африканцам мест, а КАДУ – 11. Еще 20 мест были зарезервированы за представителями европейской, азиатской и арабской общин. Сначала обе партии отказались от участия в правительстве, выставив условием освобождение Кениаты из заключения, но в апреле представители КАДУ все же вошли в состав правительства. В августе Кениата был освобожден, а в октябре возглавил КАНУ.
Период независимости.
Ни КАНУ, ни КАДУ не были удовлетворены действовавшей конституцией, и переговоры с англичанами возобновились. КАНУ выступал за скорейшее предоставление независимости и создание сильного центрального правительства. КАДУ вынашивал планы создания аморфной федерации автономных провинций. В качестве основы для продолжения переговоров в апреле 1962 была принята компромиссная конституция, предложенная Великобританией, и вслед за этим было сформировано коалиционное правительство КАНУ – КАДУ, в которое вошли Кениата и Нгала. Конституция предусматривала создание двухпалатного парламента, состоящего из Палаты представителей (117 членов) и Сената (41 член). В административном отношении Кения была разделена на семь полуавтономных округов, в каждом из которых функционировало региональное законодательное собрание. Принцип резервирования определенного числа мест для лиц неафриканского происхождения был отвергнут, и в мае 1963 состоялись парламентские выборы. КАДУ добился контроля над законодательными собраниями провинций Рифт-Валли, Прибрежной и Западной. КАНУ завоевал большинство мест в Сенате и Палате представителей, а также в законодательных собраниях провинций Центральной, Восточной и Ньянза. Из-за бойкота сепаратистски настроенными сомалийцами были сорваны выборы в Северо-Восточной провинции, поэтому там не был сформирован местный законодательный орган и места представителей этой провинции в Сенате и Палате представителей остались вакантными. Тем не менее Кения добилась внутреннего самоуправления, и Джомо Кениата стал первым премьер-министром страны. Несмотря на протесты КАДУ, в октябре 1963 Великобритания и КАНУ пришли к соглашению о внесении поправок в конституцию, направленных на укрепление власти центрального правительства. 12 декабря 1963 Кения обрела независимость. В 1964 страна была провозглашена республикой; конституционные поправки еще больше расширили полномочия центрального правительства.
После получения независимости Кения официально заявила о своей приверженности политике неприсоединения, но фактически проводила прозападную политику. Правительство страны уделяло большое внимание созданию союза с другими государствами Восточной Африки. Хотя Кении, Танзании и Уганде не удалось образовать Восточноафриканскую федерацию, их усилия привели к возникновению в 1967 Восточноафриканского экономического сообщества (ВЭС), что позволило сохранить таможенный союз и другие совместные региональные экономические организации, куда все три страны входили еще с колониальных времен. Из-за политических и экономических разногласий, возникших в 1970-е годы между странами-участниками, ВЭС практически прекратил свое существование в 1977, а в 1984 был официально распущен. Ухудшились отношения с Сомали, которое поддержало выступления сомалийского населения Кении за выход Северо-Восточной провинции из состава государства. В 1968 было достигнуто соглашение о нормализации отношений между обеими странами, и сепаратистское движение сомалийцев на северо-востоке Кении быстро сошло на нет.
После самороспуска КАДУ в 1964 на протяжении некоторого времени КАНУ оставался единственной политической партией в стране. Однако в 1966 в нем произошел раскол, и часть членов во главе с бывшим вице-президентом Кении Огингой Одингой создала оппозиционный Союз народа Кении (КПУ). Он отстаивал более «научный» путь к социализму и критиковал правительство за медленные темпы перераспределения земли и игнорирование проблемы трудоустройства кенийцев, а в сфере внешней политики призывал к сближению с коммунистическими странами. КПУ получил поддержку только в районах, населенных луо. В июне 1969 был убит член правительства Том Мбойя, луо по этнической принадлежности. Его считали вероятным преемником Кениаты на посту президента. Отношения между кикуйю и луо обострились, и после беспорядков в районах проживания луо правительство запретило КПУ. Таким образом, Кения осталась однопартийным государством. Одинга провел 15 месяцев под домашним арестом, но в 1971, вскоре после освобождения, снова вступил в КАНУ. Несмотря на продолжавшуюся борьбу фракций в КАНУ и в правительстве, при Джомо Кениате, авторитетном лидере, который бессменно руководил Кенией с 1963, политическая остановка в стране стабилизировалась. Тем не менее накапливалась социальная напряженность. Из-за быстрых темпов естественного прироста населения и значительного оттока сельского населения в города там росли безработица и преступность. Постоянным источником недовольства африканского населения было привилегированное положение в экономике европейцев и выходцев из Азии.
Правление президента Даниеля арап Мои.
После смерти Кениаты в 1978 его преемником на посту президента стал бывший вице-президент Даниель арап Мои, календжин по этнической принадлежности. Он быстро укрепил свои позиции, хотя, по мнению критиков, его режим был авторитарным и коррумпированным. В середине 1982 младшие офицеры военно-воздушных сил ВВС при поддержке студентов предприняли неудачную попытку свергнуть Даниель арап Мои, сопровождавшуюся грабежами магазинов Найроби и нападениями на азиатское население. Правительство закрыло на год университет в Найроби, привлекло тысячу человек к судебной ответственности за участие в перевороте, и в 1985 два его руководителя были повешены по приговору суда.
Властные структуры Кении были поражены коррупцией. Роберт Оуко, самый высокопоставленный луо в кабинете Даниеля арап Мои, был убит спустя несколько месяцев после того, как ему было поручено официальное расследование по фактам коррупции. Когда выяснилось, что в убийстве Роберта Оуко замешан ближайший соратник президента Николас Бивотт и что он утратил поддержку среди луо, Даниель арап Мои отправил его в отставку. В знак протеста против «растущей жестокости» режима Германия отозвала своего посла из Найроби, а иностранные кредиторы стали оказывать финансовое давление на правительство Даниель арап Мои, чтобы тот разрешил деятельность других политических партий. Даниель арап Мои пошел на уступки, и в декабре 1992 в конституцию Кении была внесена соответствующая поправка.
Главным оппонентом КАНУ стал Форум за восстановление демократии (ФОРД), десятки видных членов КАНУ перешли в другие партии. ФОРД, во главе которого стояли Огинга Одинга и Кеннет Матиба, вскоре раскололся по этническому признаку. На состоявшихся впервые за четверть века демократических президентских выборах в декабре 1992 Даниель арап Мои получил 37% голосов, Матиба – 26%, Мваи Кибаки (его поддерживала главным образом Демократическая партия кикуйю) – 19% и Огинга Одинга – 18%. Из 188 мест в Национальной ассамблее КАНУ завоевал 97. В 1993 правительство Даниеля арап Мои согласилось на проведение экономических реформ, к которым его давно подталкивали Всемирный банк и МВФ, после чего они предоставили Кении в качестве помощи значительные средства для обслуживания внешнего долга, достигшего 7,5 млрд. долл. Даниель арап Мои не уставал повторять, что многопартийность будет способствовать усилению этнических конфликтов.
В середине 1990-х годов наметились демографические, экономические и политические тенденции, создающие основу для роста благосостояния населения и развития демократии. Ежегодные темпы естественного прироста населения страны, бывшие одними из самых высоких в мире (4%), в 1995–1998 годах сократились до 2,2%, как в результате падения рождаемости, так и увеличения смертности из-за распространения СПИДа. Продолжался рост экономики, основными отраслями которой оставались потребительское сельское хозяйство, экспортное производство чая и кофе, туризм. По подсчетам кенийского правительства, в 1995 ВВП страны возрос на 5%, а в 1996 – на 4%. Кения продолжала движение к многопартийной демократии, накануне всеобщих выборов 29 декабря 1997 прошли оживленные дискуссии о конституционной реформе.
В 1997–1998 накопленный позитивный потенциал был подорван совокупностью политических, экономических и природных факторов. Предвыборная кампания сопровождалась многочисленными актами насилия в центральной части и на побережье Кении. Это нарушило обычный ход сельскохозяйственных работ. Ожесточенная предвыборная борьба ведущих политических партий завершилась переизбранием Даниеля арап Мои на пятый пятилетний (последний для него) президентский срок. В начале 1998 необычайно сильные ливни при прохождении тайфуна уничтожили посевы, размыли дороги и разрушили мосты на главной транспортной артерии страны, соединяющей порт Момбасу с Найроби. Сельскому хозяйству, в том числе его экспортным отраслям, был нанесен существенный урон. После сообщений в зарубежных средствах массовой информации об актах насилия и эпидемиях поток иностранных туристов в Кению резко сократился.
В августе 1998 здание посольства США в Найроби было взорвано террористами. Погибли свыше 200 кенийцев и 12 американцев, сотни людей получили ранения. В стране распространена коррупция, ставшая тормозом экономического, социального и политического развития. МВФ, Всемирный банк и страны ЕС предупредили Кению о возможном прекращении экономической и финансовой помощи.
Кения в 21 веке.
27 декабря 2002 на очередных президентских выборах Мваи Кибаки получил большинство голосов и стал 3-им президентом Кении. Кибаки баллотировался от партии Национальная коалиция Радуги (National Rainbow Coalition, NARC). Он опередил ближайшего соперника Ухуру Кеньятту с очень большим отрывом. Арап Мои не смог выставить свою кандидатуру, т.к. согласно конституции страны он не мог больше участвовать в выборах. Он также покинул пост лидера партии КАНУ. На этих выборах Раил Одинга, министр дорог и общественных работ Кении, поддержал Кибаки. Но после того, как не получил обещанного поста премьер-министра, он покинул правительство и перешел в оппозицию.
Придя к власти, Кибаки начал реализовывать свою предвыборную программу, основными пунктами которой было реформирование правительства, анти-коррупция, реформа экономики. Были предприняты следующие меры по борьбе с коррупцией: был сокращен штат сотрудников канцелярии президента. Обнародованы три антикоррупционных законопроекта, которые внесены на рассмотрение парламента. Они предусматривали, в частности, декларирование чиновниками, их женами и детьми доходов и имущества, усиление полномочий комиссии по борьбе с коррупцией. При предыдущем режиме работа этой комиссии была остановлена.
Мваи Кибаки назначил комиссию по расследованию т.н. «Скандала Голденберга» – знаменитой аферы с экспортными компенсациями начала 1990-х годов, в результате которой казна лишилась более 600 млн. долларов. Власти также заявили, что обнаружили нелегальную утечку за рубеж от одного до четырех млрд. долларов. По делам, связанным с коррупцией, проходят родственники и ближайшие сподвижники экс-президента Даниеля арап Мои. Экс-президенту был предоставлен иммунитет от судебного преследования, хотя он обвиняется в коррупции и поощрении межэтнических противоречий. Руководство страны объяснило это решение тем, что экс-президент мирно покинул свой пост.
Кибаки также инициировал внесение поправок в конституцию страны, которые предусматривали введение выборности местных администраций, земельную реформу и создание, подобно действующему шариатскому суду для мусульман, христианского суда. Предполагался также запрет региональных партий, абортов и однополых браков. Новая конституция также предполагала перераспределение властных полномочий.
Предложенный Мваи Кибаки проект конституционных поправок предусматривал учреждение поста премьер-министра. Однако право назначать и отправлять в отставку не только членов правительства, но и главу кабинета было бы предоставлено президенту. Новая конституция также предоставляет больше прав женщинам и содержит положения о земельной реформе. В июле 2005 парламент Кении одобрил проект конституции, в соответствии с которым значительная часть исполнительной власти остается в руках президента Мваи Кибаки.
21 ноября 2005 состоялся референдум по внесению поправок в действующую конституцию. Большинство кенийцев (58%) не поддержало проект новой конституции.
Оппозиция либерал-демократов (ЛДП) при поддержке партии КАНУ во главе с Раилой Одингой не поддержала проект конституции, т.к. они предполагали злоупотребление президентом своими полномочиями.
Одинга формирует партию «Оранжевое демократическое движение» (Orange Democratic Movement, ODM). Такое название партия получила, т.к. во время референдума оппозиция избрала своим символом апельсин, а партия власти Национальная коалиция Радуги – банан.
В результате, 23 ноября 2005 Кибаки отправил в отставку весь свой кабинет и в декабре сформировал новый кабинет. Кибаки опирался на лично преданных ему людей, невзирая на их иной раз сомнительные репутации. В новом правительстве не были представлены члены партии ЛДП, возглавляемой в то время Одингой. Не все приняли предложение Кибаки занять посты в его правительстве, в основном, это члены партий ФОРД-Кения и Национальной партии Кении (НПК). Бывший оппозиционер Калонзо Мусиоке из партии Оранжевое демократическое движение-Кения (ODM-K) вошел в состав правительства, т.к. он считал, что выходом из кризиса является создание коалиционного правительства. Руководство страны восстанавливало свои позиции после поражения на референдуме по конституции. Во многих секторах экономики происходил экономический рост. Но главным аргументом против руководства оставалась ситуация с коррупцией.
3 июня 2006 Кибаки и его соратники сформировали новую политическую партию – Национальная коалиция Радуги-Кения (NARC-Kenya), которая на парламентских выборах 24 июля 2006 получила 3 места в парламенте.
26 января 2007 Кибаки объявил, что будет участвовать в президентской гонке. Четыре ведущие партии Кении (Национальная коалиция Радуги (NARC), Демократическая партия, Национальная коалиция Радуги-Кения (Narc-Kenya) и ФОРД People (Ford People) выразили желание выдвинуть его своим кандидатом.
16 сентября 2007 Мваи Кибаки заявил, что он будет единым кандидатом от Партии национального единства (PNU), которая включала в себя такие партии, как КАНУ, ДП, Национальная коалиция Радуги-Кения (Narc-Kenya), ФОРД-Кения (Ford-Kenya), ФОРД People (Ford People) и Ширикишо (Shirikisho).
Другим кандидатом на пост президента был выдвинут Раил Одинга от Оранжевого демократического движения (ODM).
27 декабря 2007 состоялись очередные президентские выборы. 30 декабря Центральная избирательная комиссия Кении объявила, что победу одержал Кибаки. Он опередил своего конкурента, кандидата от оппозиции Раила Одингу. В тот же день начались массовые беспорядки, т.к. оппозиция отказалась признать результаты выборов и обвинила Кибаки в подтасовке. Вскоре политическое противостояние вылилось в межэтнические столкновения. Страна оказалась на грани гражданской войны, происходили столкновения между представителями племени Луо, которые поддерживают Одингу и племенем Кикую, к которому принадлежит президент Кибаки. В результате беспорядков погибли более 1000 человек, более 300 тысяч человек остались бездомными.
В феврале 2008 при посредничестве бывшего генсека ООН Кофи Аннана была создана международная комиссия по урегулированию противоречий между сторонниками оппозиции и правящей партией. Было достигнуто соглашение о создании независимой комиссии по пересмотру итогов президентских выборов. 28 февраля Кибаки и Одинга подписали соглашение о создании коалиционного правительства. Глава оппозиции Райла Одинга становится премьером страны при избранном президенте Мваи Кибаки.
В соглашении также говорится о необходимости выработать новую конституцию страны. Независимая комиссия начала работу 15 марта 2008. Но остается нерешенным вопрос о форме правления на период разработки конституции.
Пегушев А.М. Кения. Очерк политической истории (1956–1969). М., 1972
Филатова И.И. История Кении в новое и новейшее время. М., 1985
Лундберг У.-Л. Острова в сердце Африки. М., 1987
Ответь на вопросы викторины «Ирак»