ПОГРЕБАЛЬНЫЕ ОБЫЧАИ И ОБРЯДЫ
ПОГРЕБАЛЬНЫЕ ОБЫЧАИ И ОБРЯДЫ. Повсеместно и во все доступные нашему знанию времена после смерти отдельного члена общества в действие вступают установившиеся обычаи. Обычные процедурные действия, связанные с избавлением от трупа и поведением близких покойного, являются ритуальными не только в той мере, в которой они унаследованы и социально освящены, но также и в той, в которой в них присутствует определенная символика и отсутствуют сугубо практические расчеты. Обычаи, предусматривающие погребение тела просто по соображениям санитарии или по иным практическим причинам, не могут квалифицироваться как ритуалы, поскольку в них отсутствует контекст священности. Такого рода контекст может не быть строго религиозным или магическим, если в нем присутствуют чувства, ценности и верования, превосходящие пределы утилитарного. Однако, за редкими исключениями, ограниченными рамками современных городских цивилизаций, обычаи и обряды по поводу смерти относятся, в конечном счете, к области религии. По этой причине такие обряды и обычаи оказываются символически нагруженными и имеют значимость только по отношению к той культуре, в границах которой они возникают и получают свое выражение.
Рядом антропологов были проанализированы функции погребальных обрядов. Для умершего похороны выступают одним из обрядов жизненного цикла подобно другим обрядам того же цикла, совершаемым по поводу достижения половой зрелости, брака и тому подобных событий, и отмечают переход из одного статуса в другой. Данный обряд жизненного цикла должен создать наилучшие условия для такого перехода.
Несмотря на свою очевидную нацеленность на индивида, погребальные обряды являются общественными по своей функции, поскольку свое воздействие они оказывают именно на живущих. Через эти обряды оплакивающим умершего дается средство к достижению стабильности. В соответствии с анализом, проведенным американскими антропологами Элиотом Чапплом (Eliot Chapple) и Карлтоном С.Куном (Carleton S.Coon), смерть вызывает социальный дисбаланс, поскольку отношения между членами тех институтов, в которых принимал участие умерший, оказываются временно нарушенными. Для достижения столь нужного для социальной жизни равновесия необходимо восстановление устойчивой системы отношений, которая бы включала предсказуемые отношения ритмического и стабильного взаимодействия. Обряды жизненного цикла служат средством к достижению этой цели.
По Б.Малиновскому, функцией погребальных обрядов может быть снятие тревоги. С точки зрения другого антрополога, А.Р.Радклифа-Брауна, их функция заключается в создании состояния тревоги. Такие обряды привлекают внимание той большой положительной социальной ценностью, которой они наделяют смерть и ее противоположность – жизнь. Погребальные обычаи служат напоминанием о серьезности смерти и не позволяют нам становиться безразличными. Может быть, это не та цель, для которой эти обряды предназначены, но это одна из их функций.
Между указанными точками зрения нет противоречия, поскольку нескольку функций исполняются одновременно. Погребальные обряды имеют тот эффект, что позволяют скорбящим перегруппироваться в устойчивое единство, и одновременно напоминают им о традиционно разделяемых ими чувствах по отношению к смерти. Хотя такого рода обряды и снижают ощущение тревоги, утверждая уверенность в бессмертии человека, они в то же время вызывают социально желательную озабоченность относительно важности смерти.
У погребальных обрядов есть и другие скрытые функции, например, выражение эстетических ценностей через богатство символизма музыки, песни, танца, одежды, украшений и др. Кроме того, они часто предоставляют возможность для распределения и перераспределения богатства и для легализации социального положения.
Погребальные обряды занимают одно из самых важных по значимости мест почти во всех обществах мира. Существует громадное разнообразие процедур, соблюдаемых при исполнении погребальных обрядов и обычаев. В любом конкретном регионе рядом друг с другом могут сосуществовать большие различия. Например, у аборигенов австралийского штата Новый Южный Уэльс существует 12 разных способов погребения умерших. Подобное разнообразие характерно для всего мира, что объясняются не только смешением культур, но и возникновением альтернативных способов реакции на схожие ситуации. Как бы то ни было, ритуалы оказываются дифференцированными в зависимости от таких факторов как возраст, пол, семейное положение, принадлежность к группе родственников, социальный класс, благосостояние, политический ранг и профессия.
Поверья, влияющие на комплексы представлений о смерти.
Вероятно, в основе любого данного набора погребальных обычаев лежит преобладающий характер отношения к умершим. Наблюдатели часто отмечают, что в погребальных обрядах отражается странная комбинация чувств. Умерших оплакивают и одновременно боятся и окружают различными табу.
З.Фрейд утверждал, что эта амбивалентность берет начало в событиях жизни проточеловеческой орды, когда сыновья убили своего отца за отказ дать им доступ к женщинам, которых он от них оберегал. Эдипов комплекс,
возникший из их последующего раскаяния за это первоначальное отцеубийство, образует основу двух противоборствующих тенденций – любви и ненависти. Через посредство «массовой души» эти конфликты оказались сохраненными навсегда в текущих жизнях мужчин.
Антропологи отвергают это психоаналитическое объяснение, не отрицая существования самих дуалистических отношений. Они утверждают, что амбивалентность следует понимать в контексте наблюдаемых социо-культурных условий каждодневной, реальной жизни, а не на основании некоего гипотетического события прошлого. Они допускают, однако, что любовь и ненависть к умершему могут сосуществовать на уровне бессознательного.
Поскольку единое мнение по поводу происхождения амбивалентных установок и обрядов у теоретиков отсутствует, то вместо него нам здесь придется обратиться к объяснениям, подтверждаемым практическими свидетельствами.
Отношение к умершим может определяться конкретными обстоятельствами их смерти. Так, например, умершие в результате болезни, несчастного случая или убийства могут считаться враждебными или мстительными по отношению к живущим, в то время как прожившие весь свой отпущенный срок жизни и умершие умиротворенными, – могут считаться дружелюбными или, по крайней мере, безразличными.
Такие обычаи как завязывание глаз умершим, вынос тела из жилища через специальную дверь, которая затем заделывается, перенесение тела к могиле кружным путем, рассыпание шипов по дороге от могилы до деревни, – все это способы запутать дух умершего и не дать ему вернуться, чтобы нанести вред. Полное уничтожение имущества умерших может быть интерпретировано как способ, препятствующий их возвращению, поскольку у них не будет ни жилища, ни орудий труда, ни утвари, ни одежды. Тело может быть расчленено или как-то иначе изувечено, чтобы не допустить его возвращения. Той же цели могут служить громкий шум и отвратительные запахи. Целью захоронения умерших в тайных и недоступных местах может быть желание не допустить их пробуждения каким-либо нарушителем. Широко распространенное табу произносить имя умершего может объясняться стремлением не привлекать к себе его внимание.
Совершенно иной настрой имеет место, когда тела умерших сохраняют и оделяют определенным вниманием из чувства уважения и любви к ним со стороны живущих. Бальзамирование, высушивание и даже кремацию можно считать мотивированными такого рода чувствами. То же самое относится к погребальному инвентарю, приношениям пищи, украшениям, портретным статуям и изображениям, памятникам и поминальным службам.
В любом обществе, таким образом, элементы страха, благоговения, уважения, почтительности и любви присутствуют смешанными в различных пропорциях в зависимости от обстоятельств. Некоторые племена, особенно в Австралии, допускают одновременное выражение печали и враждебности, поскольку наделяют умершего двумя душами – одна из них дружественная, другая враждебная. Многие общества по всей Малайзии относятся с уважением к хорошей, т.е. к расположенной справа душе, и изгоняют злую, т.е. расположенную слева душу.
Древность погребальных обрядов.
Выводы археологов относительно древности погребальных обычаев и обрядов указывают на то, что, видимо, уже в плейстоцене моделированное отношение к умершим было преобладающим в различных частях мира.
Самые древние свидетельства дает Китай, где в период нижнего палеолита (раннего каменного века), около полумиллиона лет тому назад, у синантропа практиковался ритуальный каннибализм.
Черепа по меньшей мере четырнадцати индивидов, а также зубы и челюсти многих других указывают на то, что тела умерших были посмертно обезглавлены и затем погребены до полного разложения. После этого головы преднамеренно сохранялись. Характер черепных повреждений позволяет предполагать, что мозги были съедены, вероятно, в ходе каннибальского пиршества, предназначение которого состояло в приобретении пировавшими некоего жизнетворного элемента из обитающего в голове духовного вещества.
У найденного в 1939 в гроте Монте Цирцео в Италии неандертальца череп был раскроен так, чтобы из него мог быть извлечен мозг. Пещера, в которой был найден череп, могла быть святилищем (хранилищем костей), так как череп находился внутри круга из камней в небольшой внутренней камере, вдоль стены которой были сложены кости различных млекопитающих. Кости датируются периодом от ок. 70 тыс. до 100 тыс. лет тому назад.
Более поздней параллелью культу черепов был начавшийся в палеолите культ мертвых. Его принципиальная нацеленность, как представляется, состояла не в том, чтобы пытаться извлечь силу или положительные качества умерших через поедание их тел, но в том, чтобы иметь с ними связь после их вступления в потустороннюю жизнь. Для этого нужны были бы и попытка дать умершим загробную жизнь и попытка, не обязательно независимая от первой, не допустить возвращения мертвых, могущих докучать живущим.
Скелеты неандертальцев, найденные во Франции, указывают на заботливое отношение, проявлявшееся при погребении тел. Помещавшиеся в могилы орудия и пища, а также положение тел умерших свидетельствуют о принимавшихся мерах для обеспечения загробной жизни умерших.
Позже, с появлением человека разумного в верхнем палеолите свидетельства о попытках поддержать существование ушедших из жизни в загробном мире становятся более многочисленными и очевидными. Знаменитые захоронения, обнаруженные у деревни Гримальди на итальянской Ривьере, состоят из погребений шестнадцатилетнего подростка и взрослой женщины. Ноги молодого человека были согнуты назад под бедренными костями, а пятки располагались в области таза. Ноги женщины также были согнуты, но в противоположном направлении так, что колени находились вблизи плеч. Причины скорченного положения тел остаются неопределенными. Помимо связанных с ними артефактов следует отметить, что скелет юноши был выкрашен в красный цвет с помощью гематита, красного железняка. Юноша и женщина принадлежали к раннему типу человека разумного, известному как кроманьонцы, а связанные с ними артефакты определены как относящиеся к широко распространенному в верхнем палеолите культурному типу ориньяк. Скелеты кроманьонцев были обнаружены также в ряде других пещер Ривьеры. Часть из них была погребена в вытянутом положении, часть – в скорченном, но всегда вместе с украшениями или орудиями и обычно с костями животных и с красной охрой. Пример «красной женщины из Павиланда» в Южном Уэльсе показывает, что по всей северо-западной Европе был распространен обычай захоронения умерших в месторождениях красного железняка.
В культурах мезолита или среднего каменного века Европы, начиная примерно с 12 тысячелетия до н.э., прежние погребальные традиции каких-либо серьезных изменений не претерпели. В пещерной мезолитической стоянке Офнет близи г.Аугсбург в Баварии на была раскопано захоронение из 27 человеческих черепов: ориентированные лицом на запад они лежали в слое охры. Поблизости было найдено еще шесть черепов. Погребение всех тридцати трех черепов было осознанным, и поскольку их сопровождали только шейные позвонки, то считается, что эти индивиды были предварительно обезглавлены. Есть серьезное основание полагать, что они считались трофеями. На некоторых были ожерелья из ракушек улитки, на других – из оленьих зубов. Тарденуазские погребения (тарденуазская культура была мезолитической культурой охотников и рыболовов с центром в Средиземноморье) были обнаружены у местечка Тевьек (Teviec) во французской Бретани, а также на острове Оэдик (Hoedic); в обоих случаях некоторые скелеты были украшены оленьими рогами. Другие тарденуазские погребения были найдены в Португалии, Испании и Бельгии.
Маглемозские культуры (по названию поселения эпохи мезолита близ датского города Муллеруп) охотников и рыболовов лесного района северной части Европы не обнаружили никаких признаков ритуальных погребений. Однако мезолитический народ эртебелле (Ertebolle), живший на балтийском побережье, хоронил своих мертвых в ракушечных кучах в период, когда в центральную Европу вторглись новые земледельческие культуры.
Неолитическая (новый каменный век) «революция», ознаменовавшаяся переходом от собирательства к производящему хозяйству, началась на Ближнем Востоке. Помимо обычных погребений в пещерах и могилах стали появляться мегалитические склепы массивных размеров, особенно, в долине Нила. Ямные погребения были характерны для додинастических неолитических культур Верхнего Нила (долина Нила) бадарийской, амратийской и герзийской, датируемых примерно 4 тысячелетием до н.э. Могилы были выложены сырцовым кирпичом и имели деревянные перекрытия, засыпавшиеся песком или камнями. Иногда эти погребения находились за пределами поселений, а иногда – вблизи очагов внутри жилищ.
Для первой египетской Династии, начало которой датируется примерно 32–29 вв. до н.э., были характерны царские гробницы, пришедшие на смену простым могилам прошлого. С течением времени архитектура египетских гробниц претерпела ряд изменений, пройдя путь от простой гробницы мастаба, сооружавшейся из камня над вырубленной в скальном грунте каморой мумии, до царских пирамид в Гизе, построенных ок. 2690 до н.э. во времена четвертой Династии. Строительство и ранних, и поздних гробниц зиждилось на вере в то, что в них продолжалась жизнь умерших.
Предпохоронные приготовления.
Обряды накануне смерти. В тех случаях, когда становиться очевидным, что человек при смерти, он и члены его сообщества могут выполнять ряд предписанных обрядов. От родственников может требоваться присутствие у постели умирающего не только по мотивам сентиментализма, но также и для получения официального признания определенных прав и статуса. Улитианцы (Ulithians – один из народов Микронезии) должны присутствовать, чтобы услышать официальное распоряжение умирающего по поводу имущества и узуфрукта (право пользования, но не владения). Бавенда северного трансваальского региона в юго-восточной Африке собираются у постели умирающего, чтобы не быть заподозренными в соучастии в смерти.
У мурнгинов (Murngin) и аборигенного народа северной Австралии живые отказывают умирающему во всякой моральной и физической поддержке, делая все возможное, чтобы отправить его в землю мертвых. Живые видят в смертельно больном человеке опасность, поскольку он находится на полпути между землей живых и землей мертвых. Они стремятся также ускорить и облегчить его превращение в полностью духовное существо.
Соборование умирающего римским католическим священником – нагляднейший пример ритуала, совершаемого перед смертью.
Его предназначение заключается в переселении души из мирского, материального мира в мир священного, духовного. Над опасно больным или раненым читается молитва, его глаза, уши, нос, рот, кисти рук и ступни помазываются оливковым маслом, освященным епископом, в надежде на восстановление его здоровья. При этом больному дается возможность покаяться в своих грехах и получить за них прощение.
Обряды между смертью и похоронами. В период между смертью человека и его похоронами общество обычно выполняет ряд безотлагательных действий. Европейские обычаи включают остановку часов в доме покойного, поворачивание зеркал лицом к стене, выливание воды из сосудов, открывание дверей и окон и снятие одной черепицы с крыши. Приводимые объяснения причин этих действий столь разнообразны, что говорить с уверенностью о том, как они появились, невозможно.
Перед погребением тело обычно тщательно готовится. Его могут обмывать, умащивать, брить, причесывать или покрывать охрой, куркумой или другим красящим веществом. Зачастую закупориваются различные отверстия тела – рот, нос, мочеиспускательный канал и прямая кишка. Внутренние органы могут удаляться и замещаться растительным волокном или другими материалами. Ранние христиане обычно умащивали тело благовониями в память о специях и пряностях, в которые было завернуто тело Христа. Глаза умершего почти неизменно закрывают каким-либо грузом, который кладется иногда на веки, чтобы умерший не взирал на живых. Тело может оставляться обнаженным или закрываться покрывалом, причем к этому могут добавляться драгоценности или другие украшения. В средневековой Англии бедные погребались почти неприкрытыми, но те, кому это было доступно, покрывались льняным полотном. Китайцы одевали своих умерших соответственно их социальному рангу – вельможа мог быть одет в многочисленные богатые одежды.
Плач по умершим может быть спонтанным или вопросом индивидуальных эмоций, но более часто это организованная форма контролируемых рыданий и погребальных песен. Плач по умершим обычно выражает скорбь, хвалу, сомнение в истинности происходящего или компенсирующие эмоции и может сопровождаться исступленными действиями. Профессиональные плакальщики (обычно это женщины), использовались и в древнем и в современном мире. В их обязанность входят пронзительные вопли, биение себя в грудь, вырывание своих волос, разрывание на себе одежд и даже нанесение себе увечий. Древние греки и римляне пользовались услугами таких платных плакальщиков, и так же до последнего времени поступали, например, китайцы, эфиопы, уэльсцы, ирландцы, корсиканцы и восточные евреи. Имеются сведения о существовании наемных плакальщиков даже у таких аборигенных народов как индейцы северо-американских равнин мандан (из группы сиу) и гро-вентры и чиригуано восточной Боливии. Траур может выражаться в песнопениях, часто достигающих высокого поэтического и музыкального звучания. Погребальная служба иногда сопровождается ритуальными танцами, часто обретающими бóльшую значимость, чем сами рыдания и причитания.
В некоторых обществах постоянное дежурство около тела покойного считается обязательным. Существуют разные мотивы таких бдений, включая надежду на возвращение умершего к жизни. У евреев иногда нанимают профессиональных дежурных. Ирландские поминки возникли из средневекового обычая сидеть с умершим, заполняя часы сидения действием, называвшимся «возбуждением духа» («rousing the ghost»). У народов с племенной организацией торжественное соблюдение таких бдений имеет несколько объяснений. У некоторых аборигенов Австралии тело умершего охраняют от духов, у других же около него остаются в надежде определить колдуна, ответственного за его смерть.
Погребальные обычаи.
Первопричины возникновения различных способов погребения обычно непознаваемы, поэтому судить о них мы можем только предположительно. Вообще, представляется возможным существование двоякой потребности – защитить живых и помочь умершим. Живые хотят избавиться от «заражения» смертью и от угроз, порождаемых духами; умершим же должна предоставляться всяческая помощь в обретении ими покоя и мира. Обе эти цели отражены в самой основе большинства ритуалов. Отказ в совершении традиционных обрядов относится к случаям, когда индивид не имеет соответствующего социального статуса или когда считается, что своим поведением в жизни он не заслужил должного уважения. Так, например, младенцы, простые общинники или рабы, преступники, самоубийцы, жертвы насилия или болезни и еретики могут погребаться без церемоний или по особым обрядам.
Предание земле.
Предание тела земле – наиболее обычный способ погребения. Место погребения может выбираться случайно или определяться такими факторами как предсказание (в зависимости от знамений), наличие традиционных кладбищ, место смерти умершего (он может быть погребен прямо там), или пожелание, выраженное умирающим. Благосостояние, возраст и другие условия могут играть свою роль в определении места захоронения. Иногда место погребения сохраняется в тайне из-за опасения агрессии со стороны колдунов и чародеев. Детей часто хоронят в домах их матерей или поблизости, вероятно, для того, чтобы стимулировать возрождение. Многие западные африканцы погребают своих вождей и дорогих родственников под полами своих хижин. Вероятно из страха перед мертвыми некоторые народы хоронят умерших вдали от мест обитания. Многие доисторические индейцы Северной Америки обычно хоронили своих умерших в мусорных ямах.
Христиане считают необходимым хоронить мертвых в освященной земле. Они выступают против кремации, поскольку она противоречит христианской и еврейской традиции, и полагают, что практика кремаций была начата анти-христианами с недвусмысленной целью уничтожить веру в бессмертие души и в воскрешение тела.
В древнем Израиле предание тела земле считалось правильным способом погребения, и эта практика остается общим обычаем среди евреев.
Пещерные погребения.
Погребение в пещерах – древний и широко распространенный обычай. Обычно это один из вариантов предания земле, поскольку тело, как правило, хоронится в ней, но этот способ классифицируется отдельно по признаку особенности места. Созданные природой пустоты оказались неоценимым источником для изучения истории человека, поскольку сухость пещер обеспечила прекрасную сохранность человеческих останков.
Пещерные захоронения, как мы уже отмечали, характерны для многих доисторических народов Старого Света. Сообщения об их существовании в современный период касаются районов Малайзии, Меланезии и Полинезии, Мадагаскара и Африки, а также коренных индейских культур запада Северной Америки.
Воздушные погребения.
Существует предположение о том, что самым ранним способом погребения было простое воздушное, но мы не можем быть в этом уверены. В любом случае, это не очень распространенный способ даже среди самых диких племен современности. Воздушные погребения обычно совершаются на поверхности земли, причем тело умершего завертывается или помещается в ящик, хотя у масаев восточной Африки существовал обычай просто бросать тела рядовых общинников после смерти прямо на землю. Древние зороастрийцы Персии использовали способ воздушного погребения, полагая, что нельзя допускать осквернения трупами священных стихий – огня, земли или воды. По зороастрийской традиции совершались воздушные погребения в «башнях тишины», представляющих собой обнесенный стеной помост под открытым небом, чтобы стервятники могли быстро уничтожить мягкую плоть. Современные зороастрийцы хоронят своих покойников в могилах, залитых бетоном, полагая, что таким образом не происходит соприкосновение трупа с землей, водой или огнем.
Там, где грунт большую часть года остается мерзлым, к воздушному погребению прибегали как к альтернативе преданию тела земле. Якуты Сибири часто использовали грубые помосты. Помосты или платформы применяются также и в более теплых местностях как, например, у индейцев северо-западного побережья Северной Америки. Помосты использовались многими индейскими племенами Равнин и Великих Озер в верховьях Миссисипи не только для защиты тела умершего от диких животных, но также и для того, чтобы оно могло высохнуть.
Водные погребения.
К водным относятся погребения в воде и воздушные на поверхности моря. Водные погребения совершаются, как представляется, по двум мотивам. Этот наипростейший способ избавления от тела особенно часто применяется в тех случаях, когда умерший обладает низким социальным статусом. Водное погребение может рассматриваться также и как мера предосторожности, поскольку некоторые народы считают воду магическим барьером для мертвых. Погребение в море было обычным у полинезийцев и все еще совершается в некоторых районах Микронезии, где в прошлом этот обычай был широко распространен. В тех случаях, когда тело умершего пускают по течению на плоту или в лодке, обычными мотивами выступают понятия об уважении и чести.
Кремация.
Сожжение тела – обычай древний и широко распространенный. В Европе он впервые появился в новый каменный век и оставался преобладающей формой погребения в течение бронзового века, сдав свои позиции с подъемом христианства. У исповедующих индуизм – это нормальный способ погребения, а вследствие индуистского влияния в Индонезии он часто имеет место и на этих островах. У некоторых индейских групп Северной Америки кремация практиковалась селективно. Практика сжигания трупов известна также в некоторых регионах Африки и юго-восточной Азии.
Этот способ погребения мотивировался, как представляется, многими соображениями: нежелание со стороны кочевников оставлять своих умерших позади себя; страх перед возвращением мертвых; желание освободить душу для путешествия в потусторонний мир; защита от диких животных или злых духов; обеспечение умершим тепла и удобства в потустороннем мире.
Каннибализм.
Погребальный каннибализм представляется чрезвычайно древним способом погребения умерших. В историческое время он бытовал у индейцев луисеньо штата Южная Калифорния, которые обосновывали его мифом, в котором убитый демиург Вийот был съеден Койотом. Австралийские аборигены диери съедали жир умершего с тем, чтобы обрести его добродетель и силу. Главной функцией погребального каннибализма было, вероятно, объединение живых и умерших через своего рода причастие, сравниваемое с христианским ритуалом вкушения от тела Христова в форме хлеба или вафли.
Вторичное погребение. Эксгумация и повторное погребение костей умерших – явление, представляющееся нередким в древности. Кости могли обрабатываться по-разному: их могли коптить над огнем, окрашивать красным красителем или завертывать в древесную кору. После этого они обычно захоранивались снова или хранились в каком-нибудь вместилище. Вторичное погребение часто бывает привилегией богатых или знатных, хотя у некоторых народов, включая часть аборигенов Австралии, вторичное захоронение – правило для всех.
МОГИЛЬНЫЙ КОМПЛЕКС
Будучи по существу домами умерших, могилы обнаруживают соответствующее к себе отношение. Само слово «cemetery» («кладбище»), происходящее от греческого слова, означающего укладывать спать, передает ощущение того, что здесь покоятся умершие. Могилы служат также социальными символами, отражающими статус и культурные ценности.
Формы могил.
Могилы часто роются достаточно глубокими во избежание инфильтрации влаги и для защиты от животных и грабителей. Традиционная глубина европейских могил равняется примерно 1,8 м. Иногда ствол могилы делается глубоким и у дна вырывается боковая ниша для размещения тела покойного.
Для некоторых доисторических культур характерны коллективные погребения. К числу наиболее примечательных примеров такой практики относится мегалитический комплекс гробниц, распространившийся по всей Европе из восточного Средиземноморья во II тысячелетии до н.э.; толосы Кипра, сводчатые гробницы Крита, тамбурные могилы Иберии, Бретани, Ирландии и Дании, а также длинные курганы Британии – все они представляют этот комплекс. В Новом Свете район долины р.Огайо свидетельствует о том, что в периоды, известные как время погребальных Курганов I и II (ок. 100 до н.э.–500 н.э.), предпочтение отдавалось групповому погребению особенно в культурах индейцев культуры Адена (ок. 900 до н.э. – 100 н.э.) и Хоупвелл (100 до н.э. – 500 н.э.). У индейцев Хоупвелла существовал исконный культ мертвых со строительством больших ритуальных центров вдоль рек и ручьев, на которых располагались их деревни. Их курганы были обычно большими, и захоронения умерших сопровождались в них большим количеством искусно изготовленных украшений, оружия и орудий труда.
Ориентация тела.
Останки умерших обычно ориентированы в некотором традиционном направлении. Положение тела обычно связано с расположением потустороннего мира и указывает на путь, по которому будет путешествовать умерший. Излюбленное направление – запад, к которому может быть повернуто лицо умершего. Западное направление может избираться, вероятно, с тем, чтобы подчеркнуть завершенность жизни, поскольку именно там «умирает» солнце, в то время как восток, где солнце поднимается, может избираться, чтобы подчеркнуть момент возобновления жизни. Индейцы мандан Великих равнин Северной Америки клали своих умерших на помост ногами на юго-восток, в том направлении, в котором, как считалось, путешествовали духи к реке Харт , и где в свое время жили предки. У некоторых христиан умерших хоронят ногами в направлении Иерусалима, чтобы они могли там встретиться с Христом в судный день.
Помимо направления, символическое значение имеет также и каждое положение, придаваемое телу – лежа на спине, ничком, на боку или сидя. Так, например, существовало древнее английское поверье, что захоронение перворожденного младенца лицом вниз лишает мать дальнейшей возможности иметь детей. В районе Пенджаба Индии подобное положение используется в случае с подметальщиками (представителями одной из низших каст), чьих духов очень боятся и полагают, что такое положение не позволит им освободиться.
Вопрос о причинах того скорченного положения, о котором мы говорили при обсуждении палеолитического времени, остается дискуссионным. У женщины из Гримальди колени были подтянуты до уровня плеч. Положение тела с подтянутыми к груди ногами и скрещенными руками считается представляющим утробное, как если бы умершие покоились в нем в своих могилах в ожидании возрождения. Однако более правдоподобным представляется предположение о том, что сильно скорченное положение тела объясняется тем, что его связывали во избежание приставания мертвых к живым. Такое предположение объясняло бы, почему ноги оказываются иногда согнутыми назад. Современные народы с родоплеменной организацией дают множество примеров тому, что умерших связывают именно по этой причине.
Сохранение тел умерших.
В противоположность обычной практике погребения с единственной целью избавиться от тела, часто преследуется и совершенно иная цель, а именно – сохранить его в наиболее цельном состоянии. Наиболее известен обычай мумификации у древних египтян. Сначала мумификация осуществлялась с помощью естественных средств. Горячий и сухой песок пустыни, в который помещались тела умерших, замедлял процесс разложения, особенно когда в почве присутствовал азотнокислый натрий. Естественное мумифицирование положило, вероятно, начало той традиции, которую практиковали египтяне, начиная с периода Династий. Ранние мумии обычно обрабатывались сырым углекислым натрием и заворачивались в полотно. Внутренности обычно удалялись. Полное развитие мумификация произошло не ранее периода Пятой Династии, когда детально разработанный культ мертвых был уже в полном расцвете.
Иссушение и мумификация тел умерших не были чужды и американским индейцам. В штатах Аризона и Нью-Мексико были обнаружены тела многовековой давности, спеленутые характерным для мумий образом или помещенные в твердый сырцовый саркофаг. Мумии были найдены также в селитровых пещерах нижней части долины Мимбрес (Mimbres) на юге страны. Кожный покров обычно был ненарушенным, а на теле сохранялись украшения из ракушек и плетеной соломы. Мумификация известна также по нескольким селитровым пещерам в штате Кентукки, где шел в основном процесс естественного иссушения, но тела умерших при этом были тщательно спеленуты, украшены и обмазаны глиной без удаления внутренностей. Есть сообщения об археологических находках, связанных практикой иссушения или мумификации тел умерших, из погребений на Алеутских островах, вдоль побережья Аляски и в штате Виргиния, а также в Перу (700–800 н.э.) и других частях Нового Света.
У народов Океании отмечается спорадическое обращение к практике удаления внутренностей и искусственного бальзамирования, особенно в Самоа, Новой Зеландии, на острове Мангайя (острова Кука) и на Таити.
Погребальный инвентарь.
Оружие, утварь, украшения, предметы мебели, пища и тому подобное очень часто сопровождают мертвых. Это выражает широко распространенное и очень древнее представление о том, что умершие найдут их полезными и приятными в последующей жизни; они представляются близким покойного наилучшим способом обеспечения материальных потребностей ушедших из их жизни людей. Вполне возможно, что все эти вещи предназначались и для того, чтобы умиротворять мертвых и не допускать совершения зла с их стороны.
Памятники среднего палеолита свидетельствуют о большой древности погребального инвентаря. Так, в пещере Ле-Мустье на юго-западе Франции был найден молодой неандерталец, рядом с левой рукой которого располагались топор и скребок, относящиеся к ашельской культуре, а под головой находилась подушка из осколков кремня. На стоянке в местечке Солютре во Франции, давшей название солютрейской культуре, в очажных погребениях были найдены раковины с проделанными в них отверстиями, выгравированные изображения животных и проткнутые кости оленьих ног.
В неолитических погребениях Верхнего Нила в Эль-Бадари, Эль-Амрахе и Герзехе сохранились предметы утвари, орудия, амулеты и остатки пищи. В неолитических гробницах Месопотамии обнаружены керамические и каменные сосуды, медные бусины, пшеница двузернянка (полба), ячмень и множество других предметов. Наиболее богатый по составу погребальный инвентарь связан с царскими гробницами месопотамского города Ур III тыс. до н.э. Там были найдены не только роскошные сосуды, столы, колесницы, украшения и т.п., но также и останки сопровождавших людей.
Памятники древних цивилизаций Элам и Белуджистан, находившихся, соответственно, севернее и юго-восточнее Персидского залива, а также памятники Мохенджо-Даро и Хараппа долины Инда – все они были богаты разнообразным погребальным инвентарем, как и мегалитические погребения Европы времен неолита. Богатый погребальный инвентарь характерен также и для древнего Перу.
У современных народов считается, что погребальный инвентарь нужен умершим, и иногда предметы «убивают», ломая их, предположительно, затем, чтобы их духи могли последовать за умершими, чтобы служить им. Но иногда приводится другое объяснение: предметы ломают для того, чтобы мертвые не возвращались за ними обратно. Нет сомнения в том, что наиболее обычной причиной, по которой в могилы помещаются орудия, предметы утвари, личные вещи и тому подобное, служит желание сделать потустороннюю жизнь удобной для умерших.
При широком определении погребального инвентаря мы можем включать в него и жертвоприношения, захороненные вместе с умершими. Богатые семьи в древнем Китае вместе со своими умершими хоронили собак, лошадей и людей. В погребениях некоторых царей этой страны насчитывалось от ста до трехсот человеческих жертв, предназначавшихся для обслуживания царей в следующем мире. Эта практика продолжалась до эпохи Чжоу (11 в. до н.э.– 3 н.э.), но постепенно вводились бумажные заменители. В древнем Египте вместе с умершим мужчиной на тот свет отправлялись жены и слуги.
Могилы как символы.
Могилы являются наглядными социальными символами в том смысле, что в них отражены многие ценности общества и его установки относительно смерти и общинной жизни. Даже современное американское кладбище в этом смысле не менее символично, чем кладбище народа с родо-племенной организацией. На американском кладбище мужчинам часто устанавливаются более крупные надгробные камни в лучших местах. В пространственном отношении отец занимает центральное место, хотя часто мать может разделять это положение или даже занимать его сама. Детям отводятся второстепенные места, чем подсознательно выражается подчиненное положение, отводимое тем, чья общественная личность имела меньшее время для своего развития. Семейный участок иногда огораживается, что подчеркивает значимость, придаваемую американцами малой семье, состоящей из матери, отца и их детей, в противовес большой семье. После смерти человека соперничество за него может возникать между двумя категориями семей – между той, в которой человек рожден, и той, которую он помог создать через брак и деторождение.
Католики, евреи, протестанты имеют свои собственные отдельные кладбища.
Траур.
За редким исключением, во всех обществах после смерти человека соблюдается некоторый период официального выражения скорби. Такое явление как плач и стенания уже упоминалось. Присутствующими на похоронах обычно бывают родственники, но иногда это могут быть просто друзья, а в некоторых случаях требуется соблюдение траура всеми членами общины вне зависимости от личных эмоций. При смерти вождя племени или президента траур может соблюдаться всем обществом в целом. Продолжительность траурного периода может быть разной в разных обществах и даже внутри одного и того же общества, поскольку многое зависит от важности персоны умершего и от сплоченности его родственников или друзей. В любом случае, продолжительность траура определяется, как правило, обычаем, а не индивидуальными предпочтениями.
Способы выражения траура очень разнообразны. Участники траура могут отказываться от определенных видов пищи, украшений или развлечений, прибегать к половому воздержанию. Они могут отказаться от обычных гигиенических процедур – умывания или причесывания. В обычае некоторых народов с родоплеменной организацией наносить глубокие раны своему телу и даже увечить себя, отсекая сустав пальца. Каково бы ни было конкретное проявление, его функция состоит обычно в том, чтобы выделить находящихся в трауре людей среди остальных. Если волосы, как правило, стригут, то их оставляют расти; если обычно им позволяют расти длинными, то стригут накоротко. Одежду могут менять на лохмотья или отказываться от нее вообще, и тогда скорбящие ходят нагими.
Вполне вероятно, что все обычаи траура возникали из спонтанного выражения эмоций, и только с течением времени приобретали то разнообразие форм, которое мы знаем сегодня. Очевидная цель формализованного выражения скорби может заключаться в том, чтобы умиротворить умерших или сбить их со следа из-за той угрозы, которую они представляют для живых, либо в том, чтобы показать умершим, что живые испытывают глубокое чувство утраты и могут смягчить свое горе только через самоотречение. В основе каждого из этих мотивов лежит идея жертвенности, хотя, фактически, они не являются взаимоисключающими.
Еще одна, сознательная или бессознательная, цель траура – защита общины от тех, кто находился в контакте со смертью. Причастные к трауру часто считаются оскверненными и потому должны быть изолированы. Траурная одежда возникла, вероятно, как специальная, подлежащая отвержению после исчезновения угрозы заражения. У полинезийцев такое отношение включено в понятие табу, которое подразумевает не только воспрещение, но и определенное состояние жизни. Состояние табу или ритуальная оскверненность может передаваться тем, кто находился в контакте с телом умершего или как-либо иначе был причастен к погребальным обрядам. Древняя Авеста, собрание священных книг зороастрийцев, подчеркивает сверхъестественную природу трупа и его способность оказывать оскверняющее влияние, опасное для тех, кто к нему прикасается.
Как следствие такого отношения во многих обществах соблюдается карантин, во время которого те, кто был близко связан с умершими, должны жить и спать отдельно, избегать обычных дорог, воздерживаться от прикосновений к другим людям и их утвари и не есть пищу, которая может быть разделена с другими. Личных вещей умерших следует избегать или они подлежат уничтожению из-за их оскверняющего влияния.
Там, где существуют подобные установки, предусматриваются облеченные в определенную форму меры для нейтрализации зараженности тех, кто оказался оскверненным. Обряды очищения могут облекаться в разные формы, включая пост, обмазывание грязью или краской, купание, кровопускание, отрезание волос, перемену одежды, а также жертвоприношения животных. Каждая из этих форм имеет свое объяснение, но за всеми ними стоит вера в то, что они очищают от скверны.
Современные тенденции.
Современные тенденции в отношении к мертвым характеризуются десакрализацией (устранение качества сверхъестественности) и деритуализацией (устранение обрядовых качеств). Эти тенденции особенно заметны в урбанизированных обществах.
Одним из знамений десакрализиции является частичная замена религиозной фигуры фигурой врача или владельца похоронного бюро. Это утверждение особенно справедливо в отношении протестантов, у которых священник все более секуляризируется и обладает все меньшим количеством внешних символов сакрализации, поддерживающих его авторитет. Ему приходится соперничать с врачом в подготовке семьи, когда один из ее членов находится при смерти, и с гробовщиком – в погребальном процессе. Роль священника остается непоколебимой главным образом в области надгробного слова, которое, выступая одним из обрядов жизненного цикла, предназначено для убеждения аудитории в превращении умершего в духовное существо, а также для одновременного убеждения живых в том, что бессмертие – это истинная реальность. Даже юрист взял на себя некоторые из функций, традиционно выполнявшихся священником.
Появились профессионально подготовленные люди, которые занимаются теперь удовлетворением большинства из потребностей, возникающих при смерти человека. Они заменили родственников и друзей в подготовке тела к погребению, обладая искусством бальзамировщиков, косметологов и костюмеров. Они часто организует ритуальные похороны, поставляя транспорт, музыку и часовню при необходимости. Но при всем том, что эти люди все более заимствуют сегодня сакральную символику, обряды и язык религии, они остаются предпринимателями вне идеологической сферы последней.
В последнее время появился новый интересный аспект погребальных обычаев, который получил значительный стимул и поддержку со стороны коммерческих структур, особенно в США. Он заключается в переносе погребального комплекса на домашних животных, особенно, на собак и кошек, которых хоронят на больших специально выделенных для них кладбищах. Соответствующие установки и ритуалы имитируют практику христианских религиозных сект, но не находят санкции в традиционной теологической доктрине относительно смерти.
Процесс деритуализации погребальных обычаев в урбанистических странах Европы и США зашел сегодня так далеко, что молодое поколение знает о практике, имевшей место всего лишь несколько десятилетий назад, только понаслышке. Обычай бдения у ложа умершего постепенно исчезает, а тело умершего часто покоится не дома, а в специальном похоронном зале. Обряд церковных похорон сохраняется, но церковные процессии и последние песнопения чрезвычайно упрощены. С расширением практики кремации ритуальным аспектам погребения внимания уделяется все меньше.
Внешние проявления траура быстро приходят в упадок и почти полностью исчезают. Например, в США, где совсем недавно было обязательным ношение черной одежды, черной нарукавной повязки, носовых платков с черной каймой, почтовой бумаги с траурной рамкой, креповых вуалей и пр., – теперь эти траурные символы используются гораздо реже. На дверях более не вывешиваются ни черные креповые ленты, ни цветы. Похоронные процессии, а вместе с ними и пышные катафалки теперь можно наблюдать лишь при похоронах значительных лиц – политических лидеров либо национальных героев или любимцев, вроде очень популярных актеров и музыкантов. Послания с выражением соболезнований и сочувствия стали краткими.
Чрезмерные проявления горя и скорби видятся попытками вызвать сочувствие и потому считаются плохим тоном. В противоположность сентиментальным эпитафиям на надгробных камнях прошлого современная эпитафия содержит лишь самое необходимое. Период траура сократился и иногда не соблюдается вовсе, за исключением круга очень близких родственников, которые в любом случае могут определять продолжительность траура по собственному усмотрению.
Ответь на вопросы викторины «Новый Год и Рождество»