ЖИЗНЕННЫЙ ПУТЬ
ЖИЗНЕННЫЙ ПУТЬ. Хотя индивидуальное развитие человека, как и всякого другого организма, есть онтогенез с заложенной в нем филогенетической программой, этот процесс зависит от многообразных социокультурных факторов, которые фиксируются категориями жизненного цикла и жизненного пути.
Понятие «жизненный цикл» предполагает, что течение жизни подчинено известной закономерности, а его этапы, подобно временам года, представляют собой постоянный круговорот. Идея циклического круговорота человеческой жизни, подобного цикличности природных процессов (чередование дня и ночи, смена времен года и т.п.) – один из древнейших образов нашего сознания. Многие биологические и социальные возрастные процессы являются циклическими. Организм проходит последовательность рождения, роста, созревания, старения и смерти. Личность сначала усваивает, затем выполняет и наконец, постепенно оставляет определенный набор социальных (трудовых, семейных, родительских) ролей и идентичностей, а затем этот цикл заново повторяют и переживают ее потомки. Цикличность характеризует и смену поколений в обществе, где младшие («дети») сначала учатся у старших, затем активно действуют рядом с ними, а потом, в свою очередь, социализируют младших. Не лишены эвристической ценности и аналогии между восходящей и нисходящей фазами развития. Образ «впадающей в детство» старости – не просто метафора, а отражение целого ряда вполне реальных психофизиологических процессов (ослабление сознательного самоконтроля, изменение временной перспективы, ослабление гендерной дифференциации и т.д.).
Важный факт, доказывающий условность и культурную специфичность возрастных границ и периодизации жизненного цикла, хотя она кажется основанной на универсальных свойствах онтогенеза, – ее зависимость от свойственной каждой данной культуре символики чисел. Хотя все народы имеют свои излюбленные «священные числа», эти числа не всегда совпадают. В греко-римской культуре, воспринятой позже в средневековой Европе, одним из главных священных чисел было 7. «Седмица» лежит как в основе античных космологических представлений, так и в основе периодизации жизненного цикла: 7–14–21 и так далее лет. Реже встречается идея пятилетнего цикла (у готов, салических франков, датчан и шведов). Некоторые германские племена предпочитали четное число 6, подразделяя жизненный цикл на шестилетние периоды: 6–12–18–24 и т.д.
Цикличность предполагает определенную замкнутость, завершенность процесса, центр которого находится в нем самом. Но многие важные процессы развития индивида как личности невозможно понять без учета его взаимодействия с другими людьми и социальными институтами, причем это взаимодействие не всегда укладывается в циклическую схему.
Например, трудовую жизнь индивида можно представить в виде цикла, включающего фазы подготовки к труду, начала трудовой деятельности, пика профессиональных достижений, спада активности и выхода на пенсию. Но такая модель представляется чересчур общей, индивидуальные вариации, которыми так богата трудовая жизнь, в нее не укладываются. То же можно сказать и о понятии «семейный цикл». Чем шире круг подвергающихся анализу деятельностей и отношений, тем меньше индивидуальная биография походит на циклический процесс. Даже если каждый отдельный ее аспект или компонент может быть представлен как некоторый цикл («биологический жизненный цикл», «семейный цикл», «цикл профессиональной карьеры»), биография в целом остается многомерной, подчиненной нескольким разным, не сводимым друг к другу, ритмам. Это побуждает рассматривать человеческую жизнь не как сумму вариаций на заданную тему, а как открытую систему, как историю, в которой наряду с определенными инвариантами есть пробы, гипотезы, проблемы, перемены и т.п.
Наиболее емкий и употребительный современный научный термин для описания этого – жизненный путь. Это понятие отличается многомерностью, оно предполагает множество разных тенденций и линий развития в пределах одной и той же биографии. Для изучения жизненного цикла особый интерес представляют качественные рубежи, критические точки и периоды. В биологии и психофизиологии критическими, или сензитивными, периодами называют такие фазы развития, когда организм отличается повышенной сензитивностью (чувствительностью) к каким-то вполне определенным внешним и/или внутренним факторам, воздействие которых именно в данной (и никакой другой) точке развития имеет особенно важные, необратимые последствия. В социологии и других общественных науках этому отчасти соответствует понятие социальных переходов, поворотных пунктов развития, радикально изменяющих положение, статус или структуру деятельности личности (например, окончание школы, начало трудовой деятельности или вступление в брак); они нередко оформляются специальными ритуалами, «обрядами перехода» (rites de passage) или инициациями.
Поскольку сензитивные периоды и социальные переходы часто сопровождаются психологической напряженностью и перестройкой, в психологии развития существует специальное понятие возрастных кризисов, с которыми ассоциируется состояние более или менее выраженной конфликтности. Какими бы сложными и болезненными ни были эти состояния, они являются естественными, статистически нормальными и преходящими. Поэтому их называют нормативными жизненными кризисами, в отличие от «ненормативных» жизненных кризисов и событий, вытекающих не из нормальной логики развития, а из каких-то особых, случайных обстоятельств (например, смерть родителей и связанное с нею сиротство).
Нормативные жизненные кризисы и стоящие за ними биологические или социальные изменения – повторяющиеся, закономерные процессы. Зная соответствующие биологические и социальные законы, можно достаточно точно предсказать, в каком возрасте «средний» индивид данного общества будет переживать тот или иной жизненный кризис и каковы типичные варианты его разрешения. Но как ответит на этот «вызов» конкретный человек, из этих закономерностей не вытекает. Жизненный путь личности, как и история человечества, с одной стороны – естественноисторический, закономерный процесс, а с другой – уникальная драма, каждая сцена которой – результат сцепления множества индивидуально-неповторимых характеров и жизненных событий.
Системное изучение жизненного пути и биографический метод заняли в последние годы важное место в науках о человеке и обществе, причем количественные методы органически переплетаются с качественными. До недавнего времени психологи изучали индивидуальное развитие так, как если бы оно совершалось в неизменном социальном мире, а историки и социологи прослеживали изменения в социальном мире без учета сдвигов в содержании и структуре жизненного пути индивида. В конце 20 в. стало ясно, что нужно изучать развивающегося индивида в изменяющемся мире. В свете этой новой методологической перспективы возрастные различия – не просто следствие универсальных этапов онтогенеза, но результат сложного переплетения траекторий индивидуального психического развития, общественно-производственной, трудовой карьеры и брачно-семейного цикла. Поворотные пункты и переходы в психическом развитии, трудовой карьере и семейной жизни личности автономны друг от друга, но вместе с тем взаимосвязаны. Чем более динамичным является общество, тем больше индивидуальных вариаций содержит жизненный путь его членов. Существенно различаются также жизненные пути мужчин и женщин.
Междисциплинарное изучение жизненного пути существенно изменило теоретические представления психологии развития. Вместо того, чтобы представлять его по образцу онтогенеза, современная психология считает развитие принципиально плюралистическим; ни процесс, ни конечный результат его нельзя считать однонаправленным или ведущим к одному и тому же конечному состоянию. Развитие происходит от зачатия до смерти, причем пластичность, способность к изменению, хотя и в разной степени, сохраняется на всем протяжении жизни. Разные процессы развития могут начинаться, продолжаться и заканчиваться в разные моменты жизни, и в разных областях эти процессы не обязательно имеют сходные траектории. Развитие людей протекает крайне неравномерно и неодинаково, гетерохронно (разновременно), а личность является не только продуктом, но и субъектом собственного развития.
Игорь Кон
Абульханова-Славская К.А. Диалектика человеческой жизни. М., 1977
Крайг Г. Психология развития. СПб, 2000
Мещеркина Е. Жизненный путь и биография: преемственность социологических категорий// Социологические исследования, 2002, № 7
Кон И.С. Ребенок и общество. М., 2003
Ответь на вопросы викторины «Животные»