ЭСХАТОЛОГИЯ
ЭСХАТОЛОГИЯ (греч. eschatos – последний), учение о конечной судьбе мира и человека. Хотя в еврейской Библии ничего не говорится о будущей жизни, во многих других религиозных учениях идея посмертного воздаяния или возмездия выражена отчетливо. Египетская Книга Мертвых, шумеро-аккадское предание о путешествии Ут-Напишти в землю, лежащую за «водами смерти», описание посещения царства мертвых Энеем у Вергилия (Энеида), основанное на аналогичном эпизоде посещения аида Одиссеем в Одиссее Гомера, Божественная комедия Данте и тибетская Книга мертвых – наиболее яркие примеры.
Эсхатология рассматривает либо посмертную жизнь отдельного человека, либо жизнь всего человечества после конца света. Христианское учение о загробной жизни касается физической смерти человека, посмертной жизни и состояния человеческой души, воскресения тела и суда над живыми и мертвыми. В отличие от пантеистов и материалистов, христиане верят в продолжение сознательного существования души после смерти. Протестанты считают, что после смерти души верующих сразу же попадают на небеса (Лк 23:43; Флп 1:23). Католики учат, что даже те, кто умер в мире с церковью, если только они не достигли совершенства, сначала попадают в чистилище и подвергаются наказанию за совершенные грехи, и что пребывание в чистилище может быть сокращено, а страдания грешников облегчены благодаря молитвенному заступничеству и добрым делам живых, особенно же – благодаря совершению заупокойных месс; кроме того, они верят в грядущее телесное воскресение мертвых, Страшный суд (Откр 20:11-15) и конец света (Откр 21 и 22).
Христианское учение о конце человеческой истории основано главным образом на понятии «дня Господня» – «Судного дня», или «конца света», подразумевающего определенные события, предшествующие завершению теперешней истории человечества, и само это завершение. Хотя первоначально «день Господа» означал наступление ожидаемой вселенской катастрофы (Иоил 2:1-11, Ам 5:16-20), христиане воспринимают Судный день не только как день наказания грешников, но и как день, когда праведники узнают о своем избранничестве (Мал 4:1-3). Центральным для этого понимания «дня Господня» оказывается само «пришествие Господа» – ожидаемого Мессии (Мф 11:3). В этом смысле «день Господа» есть день Мессии и начало мессианской эры.
Мифы народов мира. Энциклопедия, тт. 1–2. М., 1991
Христианство. Энциклопедический словарь, тт. 1–3. М., 1993–1995
Элиаде М. Аспекты мифа. М., 1995
Ответь на вопросы викторины «Новый Год и Рождество»