КРИШНА
КРИШНА (санскр. – «Черный»), восьмая, самая «полная» и презентативная инкарнация-аватара Вишну, один из самых популярных персонажей мифологии средневекового и современного индуизма. Само имя божества позволяет слышать в нем отголоски мифологии доарийского, аборигенного субстрата Индии. Вместе с тем Кришна, сын Васудэвы, был объектом почитания кшатрийского клана вришниев, исторические предания и легенды которого восходят по крайней мере к середине I тысячелетия до н.э. Это подтверждается тем фактом, что отдельные черты «индийского Геракла», соотносимого с Матхурой – изначальным центром кришнаизма, – нашли отражение в Индике Мегасфена, датируемой концом 4 в. до н.э. Первое упоминание Кришны, притом вместе с именем его «признанной» матери Дэваки, встречается в чисто брахманической литературе, и притом раньше, а именно в Чхандогья-упанишаде (8–7 вв. до н.э.), где учитель брахманов Гхора Ангираса передает ему учение о символическом истолковании жертвоприношения как всей жизнедеятельности человека.
В другом важнейшем мировоззренческом памятнике – Бхагавадгите – Кришна, ставший колесничим Арджуны, главного героя Пандавов, сам выступает в роли учителя, произнося перед своим подопечным проповедь.
В Бхагавадгите Кришна постепенно подводит своего адепта к постижению своей божественной природы, утверждая, что он превыше всего, что его ничто не превосходит и что весь мир «нанизан» на него, как горсть жемчуга на нить, а также что он – вкус воды, сиянье луны и солнца, священный слог «Ом», звук в пространстве и мужество в людях. В качестве «пантеистической субстанции» мира, пронизанного его энергиями и являющимся полнотой его манифестаций «...всех существ Я душа, Гудакеша, в самом сердце Я их пребываю; Я – начало их, Я – середина, и конец всех существ Я также» (перевод В.С.Семенцова). Последний тезис Кришна подтверждает психоделической картиной своей «демонической теофании», когда изумленный Арджуна видит, как все существа, в том числе участники битвы на Курукшетре, гибнут в «огненной пасти» его «наставника». Потому неудивительно, что Кришна имеет вполне самостоятельный статус, о нем как об аватаре Вишну еще не идет речи (он сам время от времени посылает свои аватары в мир ради периодического восстановления дхармического порядка; более того, Вишну сам является его «представителем» в классе небесных богов-адитьев.
Кришна как аватара Вишну предстает уже в классических текстах кришнаизма: прежде всего, в Хариванше и десятой главе Бхагавата-пураны. Здесь и представлена та богатая фольклорно-романтическими сюжетами «биография» Кришны, которая завоевала ему популярность среди самых широких масс индийского народа. Вишну рождается в облике Кришны в связи с новым этапом восстановления дхармы – с целью избавления земли от власти демонов, возглавляемых на сей раз преступным царем Кансой в Матхуре. Узнав из предсказания, что один из сыновей вождя рода Ядавов Васудэвы и его сестры Дэваки низложит его, Канса решается на убийство всего потомства этой четы, из которого, однако, Баладэве и Кришне удается спастись в семье царя пастухов Враджа Нанды и его супруги Яшоды.
Основные узлы «биографии» юного Кришны: убийство демонов, которые, принимая различные обличья, пытаются уничтожить уже новорожденного Кришну и не оставляют этих попыток в течение всей его юности; детские проказы Кришны, доставляющие волнения как его приемной матери, так и благодушному народу пастухов Нанды; игры и ночные хороводы с пастушками (которым предшествовало похищение Кришной их одежд) – каждая из них, забывая о муже и детях, мечтает о том, чтобы герой принадлежал только ей; поднятие над головой горы Говардхана с целью защиты пастухов от ливня; наконец, согласие на призыв Кансы участвовать в «гладиаторских сражениях» в Матхуре, завершившихся убийством царя-демона. Дальнейшие подвиги Кришны: строительство за одну ночь новой столицы Ядавов – Двараки, женитьба на восьми избранницах, первой из которых считалась Рукмини, и способность предаваться любовным наслаждениям одновременно с 16 100 женами, от которых он производит многочисленное потомство, участие на стороне Пандавов в знаменитой битве на Курукшетре. Земное поприще Кришны завершается организацией им убийства всего племени Ядавов, а затем и собственной персоны (посредством стрелы охотника, принявшего его по ошибке за оленя).
Образ Кришны-любовника (страсть пастушек к нему символизирует стремление душ к Божеству) вдохновлял индуистских поэтов-бхактов начиная с альваров, а Кришна как Абсолют – основателей философских школ вишнуитской веданты. Ключевые моменты «теографии», такие, как кража масла у Яшоды, убийство змея Каллии, поднятие на себя горы Говардхана и еще более похищение одежды у пастушек, ночные хороводы с ними и другие подвиги Кришны-любовника, с чьей главной «фавориткой» Рукмини с определенного времени начинает успешно соперничать другая пастушка – Радха, составляют постоянные сюжеты индуистского изобразительного искусства начиная по крайней мере с 3 в. и по сей день (достаточно обратить внимание на сюжеты миниатюр нового и новейшего времени).
Кришна является объектом популярного культа, включающего, помимо системы храмовой службы перед его изображениями (пуджа), распевание посвященных ему гимнов (бхаджан) и его имени (киртан); важное место в этом культе занимает и мистериальная народная драма Северной Индии – кришналила («игры Кришны»). Главным центром кришнаизма остается Матхура; Кришне посвящены храмы по всей Индии, где он почитается в виде младенца, юноши-пастушка с флейтой, любовника и героя-победителя демонов. Кришна является основным протагонистом многих религиозных праздников, среди которых можно выделить Кришна Джанмаштами – его «день рождения», отмечающийся в восьмой день темной половины месяца бхадра (август – сентябрь).
См. также АВАТАРА; АЛЬВАРЫ; БХАГАВАТА-ПУРАНА; БХАКТИ; ВИШНУ; ВИШНУ-ПУРАНА
Лаллу Джи Лал. Прем Сагар. М. – Л., 1937
Гринцер П.А. Древнеиндийский эпос. Генезис и типология. М., 1974
Герасимов А.В. Идеологические системы древней Индии. – В кн.: Культура древней Индии. М., 1975
Браун У. Н. Индийская мифология. – В кн.: Мифологии древнего мира. М., 1977
Три великих сказания древней Индии. М., 1978
Семенцов В.С. Бхагавадгита в традиции и в современной научной критике. М., 1985
Серебряный С.Д. Кришна. – В кн.: Мифы народов мира. Энциклопедия, т. 2. М., 1991
Сазанова Н.М. Нет жизни без Кришны. Из средневековой индийской поэзии. М., 1992
Альбедиль М. Кришнаизм. – В кн.: Индуизм. Джайнизм. Сикхизм. М., 1996
Ответь на вопросы викторины «Новый Год и Рождество»