ИТАЛЬЯНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА
ИТАЛЬЯНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА развилась достаточно поздно, т.к. сильное влияние латинского языка препятствовало проявлениям в литературе постепенно выработавшегося нового народного языка. При этом политические и торговые отношения с Францией облегчали проникновение в Италию западных литературных образцов, вследствие чего, естественно, первый период итальянской литературы начинался подражанием.
С конца 12 в., а, может быть и ранее, главным образом после альбигойских войн, при мелких княжеских дворах Верхней Италии, где был понятен провансальский язык, появляются трубадуры, и скоро в Италии начинают писать самостоятельные поэты на провансальском языке. В Средней Италии в начале 13 в. не существовало блестящих дворов, а в Южной был непонятен провансальский язык. Поэтому здесь раньше всего обратились к народному языку, и поэтому итальянская поэзия получила начало в Сицилии, при дворе императора Фридриха II.
Поэтические произведения эти большей частью только бледные отражения провансальских образцов, без индивидуального характера, и только немногие из них были оригинальными. С падением Гогенштауфенов новым центром поэзии становится Тоскана, где Гиттоне д’Ареццо (Guittone D'arezzo, ок. 1215–1294), один из крупнейших итальянских поэтов 13 века, по своему образованию находившийся еще под сильным провансальским влиянием, стал во главе поэтической школы, которая представляла собой переходный этап в итальянской литературе. И здесь попутно зарождается более свежее реалистическое течение, особенно в лице Кьяро Даванзати. (Chiaro Davanzati, ум. в 1304 ), одного из самых плодовитых итальянских авторов до Данте: известны по крайней мере 122 его сонета и 61 баллада.
Наконец, сицилийская школа из Тосканы переходит в Болонью, и здесь, в противовес ей, возникает школа, которая не примыкала к народному реалистическому направлению, а находилась под ученым влиянием и обрела символически-аллегорический характер. Главою ее был Гвидо Гвиницелли (Guido Guinizzelli, ум. 1276). Вскоре это направление достигло наивысшего развития во Флоренции, где в числе его последователей были Гвидо Кавальканти (Guido Cavalcanti, 1259–1300) и Данте.
Наряду с этим развивалась комическая и сатирическая поэзия. В Верхней Италии продолжала существовать провансальская поэзия и значительное влияние приобрел французский язык. Многие итальянцы писали свои произведения по-французски: Брунетто Латини (Brunetto Latini, ок. 1220–1294) свое энциклопедическое произведение Большое сокровище (Le Trésor), Марко Поло о своих путешествиях и т.д.
В Верхней Италии, под влиянием бродячих французских певцов, возникла довольно обширная франко-итальянская литература. Прозаическая литература, наконец, также начинается в этом веке. Сохранилось несколько образцов писем на болонском наречии, много переводов французских «романов приключений» и переводов с латыни.
В 14 в. политическим центром Тосканы стала Флоренция, и в итальянской литературе тосканское наречие заняло главенствующее место. На рубеже этого столетия возникает в итальянской литературе одна из величайших личностей этого времени – Данте. Вслед за Данте появились другие литераторы раннего Возрождения – Франческо Петрарка, автор лирических стихотворений и сонетов. Повесть (новелла), всегда бывшая сильной стороной итальянской литературы, нашла в то время выдающегося представителя, Джованни Боккаччо (1313–1375), заслужившего мировую известность сборником новелл Декамерон.
См. раздел ИТАЛЬЯНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА в статье ЛИТЕРАТУРА ВОЗРОЖДЕНИЯ
Прочая литература 14 в., – частью примыкавшая к произведениям 13 в., частью являвшаяся подражательной, – по сравнению с творениями этих трех писателей, довольно незначительна.
Фактически, в Италии никогда не прерывалась традиция классической культуры. В эпоху Данте проявляется особенно ревностное стремление воскресить художественность латинских классиков. В 15 в. итальянская знать и ученые активно разыскивают древние греческие и латинские рукописи. Таким образом, понятно, что образованные люди, покинувшие Грецию после взятия турками Константинополя, встречают радушный прием в Италии. Изобретение книгопечатания и стремление большого количества мелких князей выдвинуться друг перед другом в своем покровительстве наукам необычайно способствовали распространению вновь приобретенных классических знаний.
Народная литература в 15 в. вначале была почти совершенно подавлена этим ученым движением. Однако в Венеции народной эротической поэзии подражал в превосходных канцонеттах и страмботто, им же положенных на музыку, венецианский патриций и гуманист Леонардо Джустиниани (Leonardo Giustiniani, ок. 1388–1446).
Кроме того, религиозная поэзия является в Умбрии в виде драматических пьес Devozione, во Флоренции – под названием Sacra Rappresentazione – духовных драм, подобных мистериям по сюжетам из Ветхого и Нового заветов, апокрифов и житий святых. Пьесы были дидактические, с обязательным наказанием порока и наградой за добродетель в финале.
Со второй половины столетия снова проникает и находит распространение в знатном и придворном обществе национальная поэзия. Образовываются три литературных центра: Неаполь, Феррара и Флоренция. Во Флоренции Лоренцо Медичи (1448–1492) покровительствовал литературе и сам писал стихотворения в подражание Данте и Петрарке. В число его единомышленников и друзей входили Луиджи Пульчи (1432–1484) из Флоренции и Аньоло Амброджини, прозванный Полициано (1454–1494) которые образуют своеобразный триумвират флорентийских поэтов Кваттроченто.
Почти в одно время с Пульчи, Маттео Боярдо граф Скандиано (Matteo Maria Boiardo, 1434–1494), написал в Феррере первую настоящую итальянскую эпическую поэму Влюбленный Орландо (Oriando innamorato).
Из лирических поэтов этого периода следует назвать неаполитанца Каритео (ум. ок. 1515), Серафино д’Аквила (1466–1500), Бернардо Аккольти из Ареццо, знаменитого импровизатора, прозванного «L’unico» (ум. ок. 1534), и др.
Из комических и сатирических поэтов надо отметить особенно Антонио Камели из Пистои (Antonio Cammelli, 1440–1502). В драме господствовало подражание древним. Среди наиболее значительных прозаиков – Леон Батиста Альберти (Leon Battista Alberti, 1404–1472), универсальный гений Раннего Возрождения, оставивший свой след практически во всех сферах науки и искусства своего времени – филологии, математике, криптографии, картографии, педагогике, теории искусства, литературе, музыке, архитектуре, скульптуре, живописи, – и Маттео Пальмиери (Matteo Palmieri, 1406–1478). Знаменитый Джироламо Савонарола из Феррары, обличавший распущенность нравов при дворе Медичи, писал трактаты, проповеди и лауды.
К концу 15 в. в Неаполе появляется прозаик, создавший новое литературное направление; Джакопо Саннадзаро (Jacopo Sannazzaro, 1458–1530), кроме большого числа стихотворений на народном итальянском языке, написал фантастический буколический роман Аркадия (Arkadia), вызвавший восхищение современников и оказавший значительное влияние на европейскую литературу.
В 16 в. оба направления, – народная итальянская литература и гуманизм, – сливаются в одно гармоническое целое, порождая всплеск итальянской литературы. Он начинается с героической романтической эпопеи Лодовико Ариосто (1474–1533) Неистовый Роланд (Oriando furioso), вызвавшей целый поток героических поэм. Однако вскоре замечается и реакция, противопоставившая описанию романтического мира неприкрашенный резкий комизм. Глава этой школы мантуанец Теофило Фоленго (1492–1544). К этому же направлению относятся Джироламо, Амелунги, Граццини.
Одновременно другая группа писателей дает итальянской литературе новое направление, требовавшее от нее полного подражания древним, и представленное длинными героическими эпопеями, основанными на аристотелевском наследии. Главою этого направления был Джанджорджо Триссино из Виченцы (1478–1550), написавший белым стихом поэму Italia liberta dеi Goti на основе Илиады Гомера и трагедию Софонисба (1515). Сюда же относятся Луиджи Аламани из Флоренции (1495–1556), Бернардо Тассо (1493–1569), отец Торквато Тассо, написавшего в 1575 одно из последних блестящих произведений позднего Возрождения, эпическую поэму Освобожденный Иерусалим (Gerusalemme liberata).
В этом столетии часто подражали и дидактической поэзии древних. Образцом, по большей части, служила Georgica Вергилия. Лирика снова приближается к Петрарке, оставляя в стороне его манерных подражателей 15 в. Возглавлял это направление кардинал Пьетро Бембо (1470–1547). Бембо, кроме того, доказывал преимущества тосканского диалекта, в котором усматривал основу литературного итальянского языка (Рассуждения в прозе о народном языке).
Микеланджело Буонароти (1475–1564), наиболее оригинальный, нежели прочие петраркисты, Луиджи Аламанни, венецианец Бернардо Каппелло, Торквато Тассо, Бернардо Бальди и многие другие составляли некую оппозицию поэтам, писавшим в классических метрах.
Литература после эпохи Возрождения.
Ярко светившее солнце эпохи Возрождения, хотя иногда и холодноватое, потускнело в 16 в. Причины на то были, и вполне исторические. Эпоха Возрождения не просто увяла, она задохнулась. Италия утратила свою независимость, в стране установилось испанское господство. В самой Испании абсолютизм характеризовался как крайне реакционный, экономика была истощена постоянными завоевательными кампаниями. Испания стала оказывать влияние на Италию, навязывая ей свою модель существования, что привело, естественно, к пагубным последствиям в политической и социальной сфере и не могло не сказаться на интеллектуальной жизни. Вместе с Контрреформацией вернулись ортодоксальность, твердолобие в философской мысли и жесткие нормы морали, что явилось практически смертельным для итальянского гения, которому по своей природе необходима была свобода и даже скептицизм для процветания.
В период между Ариосто и Тассо состоялся Тридентский собор, что очень символично; нельзя представить лучшей иллюстрации воздействия Контрреформации, чем контраст между Неистовым Орландо и Освобожденным Иерусали́мом. У Тассо рыцари находятся под духовным гнетом, крестовые походы совершаются очень серьезно, – они скорее религиозные, чем эпические. И это – при том поколении, которое уже знало, что такое институт папства и Османская империя, объединившаяся против христианских стран; беззаботных фантазий Ариосто уже нет, а повествование с трудом продвигается вперед, и лишь иногда приходит облегчение в литературных отступлениях, но и они тщательно спланированы, чтобы уместиться в рамках дозволенного. И только благодаря тому, что Торквато Тассо был гениальным и искренним человеком, в Освобожденном Иерусалиме наблюдается меланхоличная, грустная красота, и есть отрывки с вкраплениями чувственных и роскошных сцен, но – с предписанным последующим их осуждением. В атмосфере конца 16 в., а тем более в 17 в., для итальянского писателя была невозможна искренность даже с самим собой, если, как в случае Тассо, он смутно осознавал двойственность своего положения.
Что касается жанра пасторальной драмы пастушеских масок, который изначально относился к эскапистской литературе, – там проблемы не существовало, и поэтому Тассо мог создать гармоническую красоту Аминты – грациозной, технически совершенной и выигрышной драмы. Pastor Fido (Верный пастух, 1590) Джованни Батиста Гуарини – это еще одно творение в этом же жанре и примерно того же уровня литературного мастерства.
В последний год 16 в., в 1600 Джордано Бруно, ученый-мистик, пантеист и реформатор был сожжен на костре. Этот акт символизировал полную победу реакции над свободой мысли в Италии, и это как раз объясняет относительную скудость 17-го века, наименее продуктивного периода во всей истории итальянской литературы: вместе с политическим, экономическим и социальным упадком идет и упадок в литературной сфере.
Тем не менее, нельзя сказать, что в 17 в. в Италии не было никакой литературной деятельности. К сожалению, этот период известен в первую очередь благодаря неаполитанскому поэту Джамбатистта Марино (1569–1625) с его напыщенным и сложным стихом. Он достаточно долго оказывал влияние на итальянскую литературу, и это барочное литературное направление направление получило название «маринизм» (итал. Marinismo), а также сечентизм (итал. Secentismo), что соответствовало направлению «гонгоризм» в испанской литературе и означает вычурный, напыщенный, нарочито элегантный стиль, изысканнейшие обороты речи и сравнения, игру словами, использование самых неожиданных метафор, погоню за блестящей внешностью при скудном содержании.
В этом веке творили такие оригинальные поэты как Габриэлло Кьябрера (1552–1637), Алессандро Тассони (1565–1638), и Франческо Реди (1626–1699). И, хотя в произведениях Кьябрера содержание не впечатляет, но в истории итальянского стихосложения он сыграл большую роль, т.к. он попытался отказаться от традиционных напыщенных петраркизмов и ввести в итальянскую поэзию новые формы и новые ритмы «в греческом стиле». Такие талантливые и достойные писатели, как Фульвио Тести (1593–1646) и Винченцо Филикайя (1642–1707) последовали примеру Кьябреры, и благодаря своим искренним усилиям по созданию нового поэтического языка и в сочетании с искрами действительно патриотических чувств они были в некоторой степени предтечами Рисорджименто. Реди, автор самой восхитительной итальянской поэмы-дифирамба века Вакх в Тоскане, также предвосхитил грядущий этап итальянской словесности. Похищенное ведро Александро Тассони – в более старой традиции и обычно считается шедевром ироикомической поэмы, – она написана с подтекстом политической аллегории, т.к. Тассони был из числа патриотически настроенных поэтов.
Великие итальянские мыслители того времени, – и не только писатели, – создавали литературные произведения: ученый Галилео Галилей, чье письмо отличалось ясностью стиля тогда, когда господствовали высокопарность, напыщенность и манерность; неаполитанский философ Томмазо Кампанелла, автор книги Город Солнца, а также ряда глубоких и сильных сонетов и серьезный патриотический историк Паоло Сарпи (1552–1623), автор Тридентского собора. Следует отметить, что все трое подвергались преследованию: Галилео Галилея посадили в тюрьму, Томмазо Кампанелла треть жизни провел в заключении и умер в изгнании, Паоло Сарпи был отлучен от церкви.
Со временем, однако, возникло пресыщение маринизмом и появилась потребность в возврате к простоте и естественности. Реакцией против маринизма выступила Аркадия (Accademia dell’Arcadia) – содружество поэтов и музыкантов, созданное как центр защиты итальянской поэзии и красноречия от условностей напыщенного и вычурного искусства 17 в. Основой для этого содружества стали литераторы, объединившиеся в Риме вокруг шведской королевы Кристины: Винченцо да Филикайя из Флоренции (1642–1707), известный канцонами на осаду и освобождение Вены от османов и сонетом К Италии; Бенедетто Мендзини из Флоренции (1646–1704), подражавший Пинандру и Анакреонту; Франческо Реди из Ареццо (1626–1698) с дифирамбом Bacco in Toscana в похвалу тосканским винам; любимец и доверенное лицо королевы Алессандро Гвиди из Павии (1650–1712). Из этого кружка поэтов в 1690 образовалась Accademia dell’Arcadia, или Аркадия, которая первоначальной целью имела распространение в литературе бóльшей простоты и естественности, однако, по большей части, сама не дала образцов высокой литературной ценности, греша бедностью мысли, условностью формы, отсутствием фантазии и возвышенного вдохновения. Чистый петраркизм, свободный как от маринизма, так и от влияния Аркадии, как у Бембо, в этот период встречается только у Эустахио Манфреди из Болоньи (1674–1739).
Если влияние Аркадии на творчество не всегда было благоприятным, но все равно было бы справедливо отметить и помнить, чем мы обязаны ей. Благодаря Академии были созданы произведения таких писателей, как Джованни Мария Крешимбени (1663–1728), Лудовико Муратори (1672–1750) и Джироламо Тирабоски (1731–1794), историков литературы и древности.
Сатира этого периода сначала следовала образцам 16 в., однако вскоре восстала против испорченности нравов. Флорентиец Джакопо Солдани (1579–1641) направлял свои сатиры, изданные только после его смерти, против лицемерия и роскоши дворов и ученого шарлатанства. Большое значение сыграл живописец из Неаполя Сальватор Роза, особенно критиковавший испорченность вкусов в живописи, поэзии и музыке.
Родственную сатире поэзию бурлеска творили флорентиец Антонио Малатести (ум. в 1672), его земляк Франческо Бальдовини (1634–1716) и Франческо Ладзарелли из Губбио (ум. в 1694).
Драматическая поэзия быстро пришла в упадок, хотя потребность в зрелищах возросла во всех слоях общества и во многих местах были устроены постоянные сцены. Она была вытеснена комедией дель арте. Только пасторальная драма в подражаниях Тассо и Гварнини процветала.
Также небывалого совершенства достиг комический эпос, а именно Похищенное ведро (Secchia rapita) моденца Алессандро Тассони (1565–1635), с которым не сравнился ни один из многочисленных его подражателей.
В 18 в испанское господство в северной Италии подошло к концу, и, хотя церковная цензура не исчезла вовсе, она стала менее суровой на всем полуострове. Мощь итальянской литературной традиции снова проявилась, и интеллектуальная деятельность приобрела новый импульс, даже несмотря на тот факт, что Италия все еще была под властью нескольких иностранных держав.
Сильное влияние на итальянскую литературу оказывали больше Франция и Англия, а не национальная народная или классическая традиция. Это правда, что неаполитанец Джамбаттиста Вико (1668–1744) был погружен в классику, и основной темой его великого произведения Новая наука является римская юриспруденция, но вдохновили его на создание этого труда, по признанию самого Вико, такие писатели, как Гоббс, Бэкон, Гроций и Декарт. Великое произведение Вико, сочетающее в себе историю, социологию, философию, и своего рода апокалиптическую поэзию, с трудом поддается классификации, но его труд оказался источником вдохновения для последующих поколений философов и историков, и по-прежнему остается кладезем смелых предположений. Другой неаполитанской юрист, Пьетро Джанноне (1676–1748), вызвал восхищение последующих поколений и преследования со стороны современников-клерикалов из-за его монументальной книги Гражданская история Неаполитанского королевства. Гаэтано Филанджери (1752–1788), автор произведения Наука о законодательстве, является еще одним примером проявившегося интереса к философии права и истории, чем славился Неаполь в 18 в.
В Милане Чезаре Беккариа (1738–1794), автор труда О преступлениях и наказаниях, также стал известен благодаря своим новым исследованиям в области социальной философии; и хотя влияние на его творчество французских реформаторов достаточно заметно, его произведение, тем не менее, самобытное и значимое, также как произведение другого миланца Пьетро Верри (1728–1797). В Милане, действительно, появился новый дух, и ведущий итальянский поэт 18 в., Джузеппе Парини (1729–1799) в своей книге Il Giorno (День) критически и сатирически изображает новые веяния в жизни итальянского общества. День рассматривается исключительно как литературное произведение, и оно достойно восхищения, потому что форма и содержание гармонично соединены. Написанная белым стихом, поэма изящно и иронично изображает праздную жизнь типичного миланского денди. Есть следы влияния Александра Поупа и Джеймса Томсона на Парини, как, впрочем, прослеживается влияние и других менее значительных писателей того времени. В произведениях Гаспаро Гоцци (1713–1786) и в журнале Джузеппе Баретти (1719–1786) «Frusta letteraria» («Литературный бич») также очевидно влияние английского журнала «Spectator».
Этот период итальянской литературы охватывает эпоху политического возрождения Италии. Литература частью сопровождает, а частью даже подготавливает это движение. С середины 18 в. в ней начинается ряд важных перемен.
Наиболее интересным аспектом 18 в. является бурное развитие драматургии, которая ранее была пасынком итальянской беллетристики. Венецианец Карло Гольдони (1707–1793) , который по-прежнему остается главным итальянским писателем комедий характеров, в некоторой степени обязан Мольеру, но в еще большей степени собственному гению, расцветшему на фоне беззаботной и красочной жизни Венеции 18 в.
Его соперник Карло Гоцци (1720–1806) обратился за вдохновением к национальной школе комедии дель арте. Апостоло Дзено (1698–1750) и Метастазио Пьетро (1698–1782) довели до совершенства гибридную, чрезвычайно популярную музыкально-драматическую форму, которая называлась мелодрама и была скорее оперным, чем драматическим жанром. Проза этого времени в романах, новеллах, письмах и трактатах так же, как и поэзия, вторична и незначительна. Свежую струю в трагедию внесло подражание французам. Счипионе Маффеи из Вероны (1675–1755) был самым ревностным реформатором театра и создал настоящую сильную и мощную трагедию Меропа (Merope), которая в первый раз была представлена в Модене в 1713.
Во второй половине 18 в. появился Витторио Альфьери (1749–1803) из Асти, создавший настоящую итальянскую трагедию по античным образцам. Хотя его работы отличаются некоторой высокопарностью и им не хватает действия, но им характерна лиричность и чистота языка, что выгодно отличает их от всех других итальянских произведений этого жанра. Альфьери примыкает к началу 19 в. как духовно, так и хронологически, потому что его страсть к свободе является подлинным отношением эпохи Рисорджименто. Однако Альфьери был, как следует из его достопамятной Автобиографии, типичным аристократом 18 в., – человеком либерального толка, но не революционером, и он не был абсолютно счастлив, когда французская революция прокатилась через Альпы и подготовила почву для освобождения Италии.
Одинаковым воодушевлением полны и лирика, и сатира Джузеппе Парини из Босисио (1729–1799). Из других лириков, отклонившихся от аркадского направления, назовем еще Лодовико Савиоли из Болоньи (1729–1804); прекрасного подражателя римским элегиям Агостино Парадизи из Виньолы (1736–1783) с его одами в духе Горация; Джованни Фантони из Фивидзано (1775–1807), распространявшего в своих одах идеи революции и Джованни Мели из Палермо (1740–1815), писавшего на сицилийском наречии прекрасные стихотворения, преимущественно в духе Анакреонта.
Из прозаиков этого времени прежде всего следует упомянуть Гаспаре Гоцци (1713–1786), старшего брата Карло Гоцци, который в журнале «Osservatore» прекрасным языком боролся за новые идеи в Difesa di Dante, указав на необходимость изучения Данте, и критика Джузеппе Баретти из Турина (1719–1789), написавший Lettere familiari и Frusta letteraria.
Следующие годы этого периода полны событиями революции, деяниями Наполеона и пробудившейся идеи объединения Италии. В ряду писателей этого времени выделяются двое – Винченцо Монти из Альфонсины (1754–1828), который прослыл у современников бесхарактерным, поскольку поочередно служил папе, республике, Наполеону и австрийскому императору, и Уго Фосколо из Дзанте (1778–1827). В ряде произведений, оставленных Монти неоконченными в подражание Данте, прекрасным языком и поразительно благозвучными стихами он не только разрабатывал классические мифологические сюжеты, но и описывал современные ему события.
Французская революция 1789 и последующая наполеоновская эпоха в Италии не привели к освобождению страны и не принесли социальное равенство, хотя это было главным лозунгом революции и основной целью реформаторов. Но, несмотря на то, что внешне положение страны не улучшилось, – искра уже вспыхнула. Первые годы нового века стали временем карбонариев и спорадических восстаний и бунтов, которые оказывались безрезультатными, но они были символами движения, которое, в конце концов, завершилось триумфом. Порыв и страсть этого движения, которое называется Рисорджименто, находит свое отражение в литературе того времени, и, начиная с Уго Фосколо, в произведениях итальянских писателей в значительной степени звучит патриотический мотив. Фосколо является типичным итальянским романтиком по форме, его глубинная вдохновляющая идея и сфера его интересов в произведениях – чисто классическая и традиционная, а вот обильные эмоции имеют романтическую окраску. Его выдающаяся поэма Dei sepolcri (Гробницы, 1806) является абсолютно классической по форме, демонстрирующей сочетание мелодраматических и классических деталей, а настроение поэмы носит оттенок явно романтической меланхолии; патриотическая тема мощно звучит во всем произведении. Эпистолярный роман Последние письма Якопо Ортиса (Ultime lettere di Iacopo Ortis) имеет еще более романтический характер. Это произведение создано не без влияния романа И.В.Гёте Страдания юного Вертера, в котором также красной линией проходит патриотическая тема.
Винченцо Монти (1754–1828) еще один классик-романтик, хотя и не такой значимый писатель. Монти писал много и на разные политические темы; в настоящее время его помнят благодаря некоторым лирическим произведениям, его острой сатире, а также как переводчика Иллиады.
Из авторов комедий известны Джованни Джиро из Рима (1776–1834) и туринец Альберто Нота (1775–1848), оба – подражатели Гольдони.
Между тем, пал Наполеон и наступило господство политической реакции. Однако, зародыши идеи единства Италии не погибли и продолжали развиваться двумя поэтическими школами, которые в остальном находились друг с другом в резкой оппозиции – школы классиков и романтиков.
Романтическая школа образовалась под немецким и английским влиянием, в противоположность Монти и Фосколо. Их рупором стал миланский журнал «Il Consiliatore», главою – миланец Алессандро Мандзони (1785–1873).
Главным представителем классической школы был граф Джакомо Леопарди (1798–1837). Джакомо Леопарди, важная фигура литературы этого периода, в первую очередь был великолепным выразителем лирического пессимизма. Ему была присуща интеллектуальная мощь, глубина и острота чувств и эрудиция, которые можно справедливо сравнить лишь только с Данте. Леопарди, поэт, обладающий особенной личностной эмоциональностью, был выразителем своего времени, поэтому гораздо более понятным и волнующим для современного ему читателя, чем Данте. Цикл стихотворений Песни (Canti) является наиболее четко сформулированным выражением протеста человека против его судьбы, который существовал в литературе этого периода. Леопарди отражает в некоторых своих Песнях истинную тоску по периоду Рисорджименто, когда шла борьба за национальное освобождение и единство. Он в своих канцонах достиг непревзойденного совершенства формы и глубины мысли как в сравнении с современниками, так и с новейшей итальянской поэзией. Леопарди также изложил свою философию и в острой и энергичной прозе.
Вокруг него сгруппировалось много поэтов: Джовани Торти (1774–1858), лирик Джованни Беркете (1783–1851), Томасо Гросси (1791–1853), написавший кроме новелл в стихах Ildegonda, Ulrico e Lida и поэмы Ломбардцы в первом крестовом походе (I Lombardi alla prima crociata) роман Marco Visconti; Сильвио Пеллико (1789–1859), который написал много трагедий и стихов, но особенно известен описанием своего тюремного заключения (Le mie prigioni); Джузеппе Николини (1788–1855); Луиджи Каррере (1801–1850); блистательный политический сатирик Джузеппе Джусти (1809–1850), давший ряд великолепных сатирических портретов аристократов, банкиров, буржуа и даже папы; Габриеле Россетти (1783–1854); туринец Массимо д’Азельо (1798–1886), написавший также два романа: Ettore Fieramosca и Niccoló de’Lapi; Франческо Доменико Гверацци (1804–1873); Чезаре Кантý (род. 1805) написал роман Marherita Pusteria; генуэзец Джузеппе Мадзини (1808–1872), критик романтической школы и др.
Исторический роман Алессандро Мандзони Обрученные (I promessi sposi) – один из прекраснейших образцов всей романтической литературы. Однако интонация этой выдающейся работы – патриотическая, та же тема повторяется в его пьесах, которые явно находятся под влиянием У.Шекспира, а также в его лирике, в которой ощущается тема глубокого и всеохватывающего христианства. Обрученные до сих пор считается одним из лучших итальянских романов; в нем прослеживается влияние Вальтера Скотта, но Мандзони добавляет к формуле Скотта свой глубокий и спокойный реализм. Жанр исторического романа культивировался целым рядом талантливых писателей, таких как Франческо Доменико Гверацци (1804–1873), Томазо Гросси (1791–1853) и Массимо д’Адзельо (1798–1866), автора очень читаемого в свое время исторического романа Воспоминания (I Miei Ricordi).
После подвигов Джузеппе Гарибальди (1807–1882) и изобретательных маневров Кавура (1810–1861) дело борьбы за независимость перешло в триумфальную фазу, а взятие Рима в 1870 завершило объединение Италии, о котором так долго мечтали патриоты страны.
После объединения Италии наблюдается расцвет всех жанров итальянской литературы.
Паоло Джакометти (1817–1882) написал ряд трагедий и комедий, имевших успех, например Поэт и танцовщица (Il poeta e la ballerina); Леопольдо Маренко писал трагедии, драмы, рыцарские пьесы и комедии нравов, некоторое время господствовавшие на сцене и имевшие многих подражателей. Ведущее место в трагедии по праву принадлежит Пьетро Коса (1830–1881): Nerone, I Borgia и др. Хорошо была принята зрителями и читателями трагедия Кавалотти Алкивиад (Alcibiade).
В комедии были представлены два направления: комическое и социальное. Самый значительный представитель первого – адвокат Томасо Герарди дель Теста (1815–1881). К направлению социальной комедии принадлежал Паоло Феррари (1822–1889), господствовавший на сцене всю свою жизнь. Из лириков этой эпохи наиболее известны следующие: Джованни Прато (1815–1884), лиро-эпический поэт Луиджи Меркантини (1821–1872), патриотический поэт, написавший широко известную и ставшую народной песню Inno di Garidaldi; Джакомо Дзанелло (ум. 1888); Кардуччи, Джозуэ (1835–1907) был величайшим литературным деятелем новой Италии, построенной в результате торжества Рисорджименто. В глубине души Кардуччи – историк, хотя нельзя сказать, что в его стихах нет чувства, но они явно создавались под воздействием эпического, а не лирического вдохновения. Его работы стоит отметить не только из-за острых тем, но и в связи с тем, что он адаптировал на современный итальянский много стихотворных форм классического древнего периода. Он не был первым экспериментатором этого стиля, но он усовершенствовал его, сделал его своим, и наполнил его содержанием, достойным этой формы. Из его лирических и сатирических произведений выделяют Luvenilia, Levia gravia, Poesie, Nuove odi barbare, Terze odi barbare.
Романы и повести писали Антонио Брешиани (1798–1862), Николо Томассео (1802–1874); автор романа характеров – Ипполито Ниево.
В последние десятилетия 19 в. в Италии выдвинулся ряд замечательных литературных талантов. Большое внимание уделялось роману, повести и лирической поэзии, но и в драме проявилось стремление к самостоятельности и освобождению от всесильного влияния французского театра.
Бывшее одно время излюбленным реалистическое направление романа и повести все более вытеснялось психологическим анализом. В хронологическом порядке сначала следует упомянуть прекрасно написанный психологический роман L’anima Э.А.Бутти (1893). Интересны романы женщин-литераторов Матильды Серао (Castigo, 1893) и Эммы Пероди (Suor Ludovica, 1894).
Роман Габриэля д’Аннунцио Триумф смерти (Il trionfo della morte) (1894) описывает психологическое состояние героя, поэта Джорджио Ауриспа в течение последних месяцев его жизни, с которой он кончает вследствие наследственного влечения к самоубийству. Следующий роман д’Аннунцио Le vergini delle Rocce (1895), первый из цикла Romanzi del Giglio, построен на превратно понятых идеях Ницше.
Упоминания заслуживает Sulla breccia (1894) Антуанетты Джакомелли, не роман в собственном смысле этого слова. Эта книга, обратившая на себя внимание современников, была написана ревностной католичкой с искренним и глубоким намерением обратить человечество к морали и религии. Джеролама Роветта написал прекрасный роман нравов La Baraonda (1894), в котором беспощадно разоблачаются темные стороны мира дельцов, финансистов и спекулянтов; верным своему направлению остался Роветта и в романе L’idolo (1898). Последнее его произведение – просто и жизненно написанный роман La Signorina, рассказывающий о жизни высшего миланского общества. Реалистическое описание нравов дал Фредерико де Роберто в романе I Vicerè (1894). Il figlio (1894) Артура Колуати дает описание изнанки министерских и банковских кругов Рима и разгорающихся там скандалов. Напротив, нерешенные проблемы и несправедливость, царящая в низших слоях итальянского общества, становятся темой романа писательницы Бруно Сперани La fabbrica (1895).
Совершенно иной характер имеют романы Неэра (Neera, псевдоним Анны Цуккари-Радиус): замечательное произведение Anima sola (1895), где в виде письменной исповеди предстает глубокая внутренняя жизнь болезненно чуткой знаменитой артистки, в которой многие пытались узнать Элеонору Дузе; о страданиях женского сердца и ее последний роман La vecchia casa (1900). Антонио Фогаццаро в 1895 опубликовал роман Piccolo mondo antico из времен образования королевства. Также не прошел незамеченным у современников роман Ave (1896) Альфонсо Альбертацци, проникнутый идеями социализма. Эти годы дали литературе Италии ряд имен, также заслуживающих упоминания. Это Амалькаре Лаурия, Оливьери Санджакомо, София Бизи Альбини, Джане дела Кверчиа, Матильда Серао. В 1900 появился сильно нашумевший роман д’Аннунцио Пламя (Il Fuoco), вызвавших как безграничное восхищение, так и резкую критику.
Из появившихся в 90-х годах 19 в. сборников новелл и повестей следует отметить тринадцать замечательных, написанных с любовью небольших очерков уже упомянутой Матильды Серао: Gli amori (1894), три ее повести Donna Paola (1897) и грустная Storia di una monaca того же года.
Луиджи Капуана написал Le Appasionate (1893), сборник Il braccioletto (1897) и семь коротких, художественно сильных повестей Anime a nudo (1900). Среди других авторов повестей и рассказов этого периода заслуживают упоминания рассказы Джованни Верга Don Candeloro e compagni (1893), Антонио Фогаццаро с рассказом Racconti brevi (1894), Фарина с написанными простым языком занимательными рассказами Il numero tredici (1895) и Che dirá il mondo? (1896). Марко Прага рисует с глубоким знанием и верностью жизнь итальянских актеров в Storie di palcoscenico (1896). Интересны произведения Эдмонда де Амичисе: очерки о впечатлениях после посещения итальянских колоний в Аргентине, In America, кончающийся трагическим рассказом, и психологические этюды, сюжеты которых разыгрываются в вагоне конно-железной дороги La carozza di tutti (1898). Эдуардо Скарфольо написал прекрасное описание путешествия в Абиссинию, читающееся как роман Il cristiano errane (1897).
Из необозримой массы лирических стихотворений этого периода выделяются своим авторским своеобразием сборник стихов д'Аннунцио под заглавием Poema paradisiaco (1893). Здесь проявляется его владение музыкальностью стиха, господство над языком, ритмом и формой.
Произведения другого поэта, Артура Графе, Doro il tramonto (1893) и Medusa проникнуты безнадежным пессимизмом. Графе, тонко понимающий психологию Леопарди, принадлежит к самым сильным поэтам Италии того периода.
Хороши и стихотворения Джованни Морради, собранные под заголовком Ricordi lirici (1893) – прекрасные картины природы, любовные песни, полные скорби элегии. За ними следовали еще Ballate moderne (1895).
Марио Раписарди выступил с сатирической поэмой Atlantide (1894), написанной в октавах и признанной неудачей автора, однако дающей картину современной автору науки, литературы и морали. Более удачным представляется творчество Альфредо Бакчелли – социальная поэма Vittime e ribelli (1894) и Iride umana (1898) – история человеческой души и взгляд в будущее. Поэт Джузеппе Кардуччи, склонявшийся к умеренному веризму, опубликовал в 1896–1897 несколько од, в частности Per il monumento di Dante и La chiesa di Polenta. Джованни Пасколи опубликовал в 1897 Poemetti, где преимущественно воспевает тосканскую природу. В 1898 появились вдохновенно-идеалистические Poesie scelte Антонио Фогаццаро и почти одновременно Vecchie e nujve odi tiberine Доменико Ньоли. Другие поэты этого времени: Витторио Аганооре, Северино Феррари, Д.М. Виттелески. На различных местных наречиях писали: Сарфатти – на венецианском, А.Синдичи, Трилусса, А.Сбришиа – на римском, на перуджинском – Р.Торелли, на неаполитанском – Сальвторе ди Джакомо и др.
В области драматической литературы творчество итальянских писателей этого периода беднее и ограниченнее. Достаточно назвать четыре основных драматурга, вокруг которых группировались менее значимые авторы. Это представители реалистического направления в литературе: Джероламо Роветта, Джузеппе Джакоза, Марко Прага и Джованни Верга.
Роветта в 1893 написал комедию в двух действиях La cameriera nova и драму в трех актах I disonesti (опубликована в 1894). Большой успех имела комедия La realtà (1895), а в Principio di secolo Роветта возвращается к забытой в Италии исторической драме. В 1897 написана комедия Il poeta; тонкий психологический этюд – комедия Il ramo d’ulivo и, наконец, в 1900 комедия Le due coscienze.
Джузеппе Джакоза издал в 1900 собрание своих драматических произведений. Лучшие – одноактная драма I diritti dell’anima, и комедия Come le foglie – меткая картина общественных нравов, имевшая большой успех у публики.
Много написал М.Прага, однако ни одно из его произведений не пережило проверку временем.
Чрезвычайно интересны были драматические опыты д’Аннунцио, в частности, его пятиактная трагедия La città morta (опубликована в 1898), шедшая впервые с Э.Дузе в Париже в 1897 во французском переводе. Однако критики отмечали, что, несмотря на совершенство формы, действующие лица трагедии безжизненны и схематичны. В том же году была опубликована одноактная драма Il sogno d’un tramonto d’autunno, вторая в серии I sogni delle stagioni, скорее монолог, лирический эпилог драмы с отличным психологическим развитием и блестящей формой.
Среди других литераторов конца 19 в. выделяются романтический поэт Джованни Прати (1815–1884), нежный Сильвио Пеллико (1789–1854), являющийся автором возвышенных произведений, в которых прозвучали героико-патриотические мотивы, как Мои темницы (Le mie prigioni) и Франческа да Римини – все они не самые известные писатели и поэты 19 века. Джузеппе Никколини (1782–1861) вошел в историю как драматург Рисорджименто, выразитель взглядов передовой части формировавшейся буржуазии первых десятилетий 19 в. Творчество Никколини проникнуто ненавистью к политическому и религиозному деспотизму и мечтой о создании единой независимой Италии.
Итальянская литература начала 20 в.
отразила общие для Европы проблемы. По прошествии времени можно сделать ретроспективную критическую оценку как течений, так и отдельных авторов за период, начиная с конца 19 в. и до начала Первой мировой войны.
В области поэзии прямым преемником Кардуччи был Джованни Пасколи (1853–1912), потому что ряд его стихотворений был написан под влиянием музы истории, которая вдохновляла и его знаменитого современника. Но в глубине истоков вдохновения Пасколи лежит меланхолия, напоминающая Леопарди и даже Петрарку. Более впечатляющим и всеобъемлющим был вклад Габриэле Д'Аннунцио (хотя, может быть его влияние было не слишком продолжительным), который к тому времени стал главным голосом итальянской литературы. Личность и творческая жизнь Д'Аннунцио придала волшебства и таинственного флера его славе, он производил впечатление и как поэт, драматург, и писатель. Последующим поколениям Д'Аннунцио кажется искусственным, фальшивым, и все-таки благодаря тому, сколько литераторов черпали свое вдохновение в его творчестве и даже в критике его произведений, его нужно рассматривать как источник живительной силы в итальянской литературе даже сегодня.
Футуристическое движение 1909–1914, в лице таких поэтов, как Коррадо Говони выражало антириторическую позицию, и имело много общих черт с Д'Аннунцио.
Crepuscolari, т.е. поэтов сумерек, Гвидо Гоццано (1883–1916) и Серджо Кораццини (1886–1907) можно рассматривать как реакцию против явления д’аннунцианства; в то время как Дино Кампана (1885–1932) считается в настоящее время предшественником современной школы, и он также ощущал влияние Д'Аннунцио.
Этот период можно характеризовать как пору зрелости итальянского романа. Сицилиец Джованни Верга (1840–1922), в чьем творчестве отображена социальная и литературная позиция, имеющая много общего с французским натурализмом, но одновременно не являющаяся его копией. Литература Верги отличалась как по технике, так и по вдохновению, в котором ощущались свежесть и мощь. Особняком стоит творчество писателя Итало Свево (1861–1928) из Триеста. Его высокоинтеллектуальные произведения сильно опередили свое время. Другие ведущие романисты конца 19 и начала 20 вв. – это Матильда Серао (1856–1927) из Неаполя, тосканец Федерико Тоцци (1883–1920 ), Грация Деледда (1878–1936) из Сардинии, – все они классифицируется как писатели провинциального направления; несколько сентиментальный Антонио Фогаццаро (1842–1911), Альфредо Пандзини (1863–1939), пишущий в легком ироничном стиле; Массимо Бонтемпелли (1878–1960) и Альдо Палаццески (1885– 1974), оба наделенные необычным чувством фантазии, их обоих ассоциируют с футуризмом; Г.А.Боргезе (1882–1952), тонкий критик литературы и политики; Бруно Чиконьяни (1879–1971); и Рикардо Баккелли (1891–1985), автор известной большой исторической трилогии Мельница на По.
Наиболее видные театральные драматурги того периода – это буржуазный моралист Джузеппе Джакоза (1847–1906), разочаровавшийся, но с трезвым взглядом Марко Прага (1862–1929), неглубокий, но очень популярный Дарио Никодеми (1874–1934), и очаровывающий Сабатино Лопез (1867–1951). Все они, в целом, были представителями социальной драмы, а душевный подъем, с которым были написаны их произведения, делал их очень французскими. Другим талантливым драматургом был неаполитанец Роберто Бракко (1862–1943), который начал с подражания поверхностной, веселой и элегантной французской комедии, а впоследствии, под влиянием Ибсена, писал пьесы, полные реализма и меланхолии, а также Сем Бенелли (1877–1949), чьи пьесы в стихах отличались романтизмом.
Огромным собственно итальянским вкладом в развитие театра были произведения т.н. драматургов гротеска, созданные во втором десятилетии 20 в. в ироническом и парадоксальном ключе разрабатывавшими различные темы, от личных, бытовых до социальных. Луиджи Кьярелли (1884–1947) в своих драматических произведениях исследовал эксцентрическое и странное поведение героев. Его пьеса Маска и лицо (1916) была пионером в этом жанре, Россо ди Сан Секондо (1887–1957) занимался той же проблематикой, его театр сочетал символизм и социальную критику. Самой главной фигурой гротеска, однако, был Луиджи Пиранделло (1867–1936). Его драматические произведения мастерски выстроены и отмечены четким и ясным изложением, нестандартными ситуациями и множеством новых приемов, что привлекло к его творчеству внимание всего мира. Главное отличие его работ состоит в том, что все они поднимали очень важные и существенные философские проблемы и выносили их на сцену, такие как многозначность личности, проблема истины в отличие от иллюзии, контраст между условностями и искренностью, определение идентичности и природы галлюцинаций. Психологический высоко интеллектуальный театр Пиранделло, с иногда шокирующим содержанием его пьес, не просто привлекает, но и вовлекает зрителя в театральное действие. Оригинальность сюжетов Пиранделло, его открытия в области постановки спектаклей, и его язвительное и пессимистичное мироощущение оставили свой след в мировом театре; что-то от Пиранделло можно увидеть у таких разных писателей, как Сартр, Жироду, Беккет, Уайлдер и Ионеско.
Более полувека во всех направлениях литературной деятельности творил известный Бенедетто Кроче (1866–1952), выдающийся историк, философ и литературный критик. Литературная критика Кроче, частично отражающая влияние Франческо Де Санктиса (1817–1883), автора книги История итальянской литературы, ставшая классикой, а отчасти Кроче следовал своим собственным строгим философским стандартам, и таким образом он выполнял дисциплинирующую и очищающую функцию, красной нитью проходящую через следующие друг за другом литературные школы и модные тенденции, которые появлялись в первые десятилетия 20 в. В этой связи следует особо упомянуть группу, образованную вокруг двух периодических изданий: «Воче» («La Voce»), основанного в 1910 Джузеппе Преццолини (1882–1982 ) и Джованни Папини (1881–1956 ); и «Ронда» («La Ronda»), основанного в 1922 Винченцо Кардарелли. Общий стиль «Воче» был экспериментальным и не отвергал влияния иностранной литературы, в основном французской; а журнал «Ронда» придерживался консервативных взглядов. В действительности, однако, обе группы внесли свой огромный вклад тем, что стимулировали творческий импульс у писателей, которые считали важными и вдохновляющими идеи этих двух периодических изданий. С «Воче» сотрудничали такие известные писатели, как Рикардо Баккелли, Антонио Балдини, Пьеро Иагиер, романист и поэт Альдо Палаццески; такие поэты, как Коррадо Говони и Джузеппе Унгаретти; литературные критики Джузеппе Де Роберти (1888–1963), Эмилио Чекки (1884–966), Пьетро Панкраци (1893–1952) и Ренато Серра (1884–1915), которые имели огромное влияние в 1910–1930-х годах; а также такие философы, как сам Кроче, Джованни Джентиле, ставший известным, в частности, благодаря его участию в реформе школьного образования во время фашистского режима, и Гвидо де Руджеро (1888–1948).
Винченцо Кардарелли (1887–1959) заложил теоретические основы журнала «La ronda». Э.Чекки, Р.Баккелли, А.Бальдини, Б.Барилли были ключевыми фигурами этого нового литературного обозрения, они считали своей главной целью заново открыть настоящую итальянскую традицию, но основной акцент переместить на стиль. Другой итальянский мыслитель, после Кроче, сильно повлиявший на европейские политические и социальные науки, был Антонио Грамши (1891–1937), который считается одним из самых крупных теоретиков марксизма на Западе.
Современная литература.
В современном периоде (строго говоря, современный период начинается со Второй мировой войны и до настоящего времени) можно отметить мощь итальянского романа, появление значимых фигур в поэзии, преобладание социальных тем и проблем над чисто академическими и значительное американское влияние, особенно на прозу. Некоторые из писателей, которые внесли значительный вклад в современную литературу, появились в послевоенный период; другие стали писать еще во время войны, хотя существовала фашистская цензура. Иньяцио Силоне (1900–1978) опубликовал свой антифашистский роман Фонтамара (типичное произведение направления провинциализма с политическим подтекстом), будучи в изгнании. В довоенный период работали такие писатели, как Д.Борджезе, опубликовавший роман Филиппо Рубе (Filippo Rubè); Коррадо Альваро (1895–1956), оказавший значительное влияние на молодое поколение итальянских писателей, написал антифашистский роман Человек силен (L'uomo è forte); Альберто Моравиа (1907–1990) – Равнодушные (Gli Indifferenti); Элио Витторини (1908–1966) – Сицилийские беседы (Conversazione in Sicilia).
Им приходилось работать в атмосфере либо зарождающегося, либо уже установившегося фашистского режима. Альберто Моравиа – наиболее известный и наиболее плодовитый итальянский писатель своего времени. Он исследовал новую территорию и изображал жизнь среднего класса в довольно мрачных и безрадостных тонах. И он, и Витторини, и Васко Пратолини (1913–1991), который начинал свою карьеру при фашистской диктатуре, и Чезаре Павезе (1908–1950), чьи произведения были просто пронизаны американским влиянием, – всех их можно считать авангардом современной итальянской литературы.
Другие известные писатели, получившие известность за пределами страны это – Дино Буццати (1906–1972); Джузеппе Маротта (р. 1957), – его темой становится возрождение интереса к проблемам южной Италии; Витальяно Бранкати (1907–1954), иронический сицилиец; П.А.Кварантотти Гамбини (1910–1965) из Триеста, чьи произведения продолжают стоящие особняком традиции Итало Свево, выраженные в романе Свево Самопознание Дзено. Самобытное творчестве Гуидо Пьовене (1907–1974), Карло Эмилио Гадда (1893–1973 ) и Эльзы Моранте (1918–1985 ), чьи самые значительные произведения, полные неповторимого вдохновения, появляются в послевоенный период.
Особое направление психологического интереса, немного в прустовском духе, культивировал Джорджо Бассани (1916–2000), а в сложных рассказах Марио Солдати (1906–1999) прослеживается своего рода декадентский космополитизм. Наиболее известные писательницы того периода, это – Альба Де Чеспедес (1911–1997), ее раннее творчество пришлось на период фашизма; Наталия Гинзбург (1916–1991) и Джина Мандзини (1896–1974).
Следующее поколение этого периода – прозаики Итало Кальвино (1923–1985), в частности его роман Если однажды зимней ночью путник (Se una notte d'inverno un viaggiatore); Пьер Паоло Пазолини (1922–1975) и Карло Кассола (1917–1987). В их произведениях отразились вымысел и фантазии, социальные и политические мотивы, а также новый натурализм провинциального жанра.
Южной Италии уделялось особое внимание со стороны писателей. Один только Неаполь породил солидную школу талантливых прозаиков, как Микеле Приско (1920–2003), Доменико Реа (1921–1994), Марио Помилио (1921–1990), и Рафаэле Ла Каприа (р. 1922). Сицилия представлена плотно написанной прозой писателя Леонардо Шаша (1921–1989), а также в произведениях Джузеппе Томази де Лампедуза (1896–1957), чей роман Леопард (Il Gattopardo) известен за рубежом намного лучше, чем любой другой итальянский роман последних лет. Такие писатели, как Фортунато Семинара (1903–1984) и Саверио Страти (1924–2014 ) представляют Калабрию, а Джузеппе Десси (1909–1977) из Сардинии настолько трепетно относился и изображал свой остров, что именно к нему перешла мантия Грации Деледды, только его творческий метод был рассчитан на более взыскательного и искушенного читателя.
В послевоенный период ряд итальянских писателей стремился реконструировать стиль традиционного романа (внести в него революционные нотки). Такие писатели, как Оресте Дель Буоно (1925–2003), Гоффредо Паризе (1929–1986), Томмазо Ландольфи (1908–1979) и Альберто Арбазино (р.1930) пытались применить новые и порой ошеломительные приемы. Тем не менее, как это ни парадоксально, наиболее способный прозаик в этой очень молодой группе был, вероятно, Фульвио Томицца (1935–1999), чьи произведения сочетают исторические и личные темы, и есть в них намек на сходство с Павезе и Свево, а структура и трактовка находятся в рамках концепции традиционного романа.
К романистам этого периода можно отнести и других прозаиков, которые занимаются литературным творчеством в ином ключе; они, скорее, высказываются на социальные и политические темы: поверхностный и циничный комментатор Курцио Малапарте (1898–1957); Карло Леви (1902–1975), автор проницательного и новаторского романа Христос остановился в Эболи; Данило Дольчи (1924–1997), посвятивший свою жизнь крестовому походу против социальной несправедливости и бедственного положения простых жителей Сицилии и Примо Леви (1909–1987), который очень ярко описал свою жизнь в немецком концлагере и создал один из лучших образцов литературы, посвященной этой теме. Книга Итальянцы Луиджи Барзини (1908–1984), очень популярное «препарирование» национального характера соотечественников, и, с другой стороны, произведения политического мученика Антонио Грамши также относятся к этой группе.
В послевоенный период произошло вхождение итальянской поэзии в европейское основное направление (европейский мейнстрим). «Герметическое» трио, т.е. приверженцы направления герметизма, в которое входили Эудженио Монтале (1896–1981), Джузеппе Унгаретти (1888–1970), и Сальваторе Квазимодо (1901–1968), берет свое начало в предвоенном периоде. «Герметизм» подчеркивает формальное совершенство стихотворения – стихотворение как самостоятельный объект. Но представители этой группы получили широкое признание после войны (например, Квазимодо в 1959 была присуждена Нобелевская премия). Пожалуй, к этому же направлению можно отнести и Умберто Саба (1883–1957). Второе поколение герметиков представляет Альфонсо Гатто (1909–1976) и Марио Луци (1914–2005); более независимые тенденции представлены в творчестве П.П.Пазолини и Чезаре Павезе.
Самым своеобразным, уникальным и сильным драматургом современного периода является Эдуардо де Филиппо (1900–1984), чьи произведения скорее неаполитанские, чем итальянские.
В этот же период произошло возрождение интереса к интеллектуальному символическому театру драматургов Уго Бетти (1892–1953), и Диего Фаббри (1911–1980); последний написал несколько многообещающих пьес. Хотя в критике не появилось фигуры, равнозначной личности Кроче, но все-таки некоторое оживление в этой области наблюдалось. Франческо Флора (1883–1962), Эмилио Чекки (1884–1966), Луиджи Руссо (1892–1961), и Аттилио Момиджлиано (1883–1952).
Ответь на вопросы викторины «Мифология»