УЛИЧНЫЙ ТЕАТР
УЛИЧНЫЙ ТЕАТР, театр, спектакли которого происходят на открытом пространстве – на улице, площади, в парке и т.д.
Виды уличного театра многообразны, что, в свою очередь, приводит к невозможности строгой классификации его форм. Уличный театр относится к самым древним видам театрального искусства. Он во многом сохраняет архаические черты обрядово-ритуальных действ, связанных в первую очередь с явлениями календарного цикла, т.е., с циклической темой умирания и обновления природы. Эти архаичные черты в разных видах современного уличного театра живут, развиваются и акцентируются по-разному.
Пожалуй, самая распространенная особенность представлений уличного театра, наглядно демонстрирующая общность с первобытными обрядово-ритуальными действами – это отсутствие четкого разделения на актеров-исполнителей и зрителей. Пользуясь современной терминологией, можно сказать, что представления уличного театра всегда носят интерактивный характер: зрители включены в действие не только эмоционально, как в классических видах театрального искусства, но и непосредственно участвуют в спектакле, неизбежно внося в него те или иные коррективы. Таким образом, в уличном театре особенно силен момент импровизации.
Это приводит к необходимости особой стилистики актерской игры, а значит, – и к особым методам обучения и подготовки актеров. При этом речь идет не только о воспитании импровизационных способностей; скорее можно говорить о целом комплексе необходимых навыков практически во всем арсенале профессиональных актерских средств выражения. Скажем, – даже при наличии современных технических приспособлений: микрофонов, усилителей и т.п., – голос актера уличного театра должен звучать совершенно иначе, нежели актера классического театра. С иной энергетикой, иной направленностью, что обусловливается акустическими особенностями открытого пространства. Иными должны быть жест и пластика; иной – манера ношения театрального костюма; иными – взаимоотношения со зрителями и т.д. Если в классическом театре весь его антураж помогает сосредоточивать зрительское внимание на сцене (в том числе – затемненный зал и высвеченные подмостки), то в уличном театре зрительское внимание рассеивается неизбежными привходящими объектами. Следовательно, от актера (и остальных художественных средств) требуется существенно большая эмоциональная и энергетическая концентрация, – чтобы не просто вызвать интерес публики, но и удержать его на протяжении представления. Потому принципы представлений уличных театров близки цирковому искусству, с его яркой зрелищностью, экстремальным эмоциональным воздействием на зрителя, злободневностью. Недаром в уличных представлениях так распространена клоунада.
Далее: как правило, зритель уличного театра смотрит представление бесплатно. Нередко зрители сами получают то или иное вознаграждение – подарок, цветы, угощение и т.п. Это обстоятельство дополнительно активизирует желание зрителей участвовать в спектакле (интерактивную особенность уличного театра сегодня широко используют современные рекламные технологии). Финансирование уличных театральных представлений, как правило, исторически производится двумя способами.
В случае масштабной акции расходы несет организация, заинтересованная в общественном интересе и преследующая свои корпоративные цели: администрация города; спонсоры, рекламирующие свою продукцию; цеха ремесленников; церковь и т.д.
Если же представление уличного театра является камерным, финансовый риск несет сама труппа, предлагая зрителям в финале представления внести добровольную нефиксированную плату за доставленное эстетическое удовольствие.
Существуют и отдельные площадки на открытом воздухе с платным входом (и не только эстрадные площадки в парках, но и, скажем, знаменитый театр Г.Крэга Arena Goldoni во Флоренции). Но, хотя их традиции идут от классического античного театра (древнегреческого и древнеримского), такой тип организации представлений вряд ли можно расценивать как типичный для уличного театра, или как архаический.
Эти два вида финансирования обусловили и два основных исторических направления его развития. С некоторыми оговорками их можно назвать пропагандистским направлением (как правило, это были представления, поддерживающие официальную государственную доктрину) и оппозиционным направлением (представления, так или иначе противостоящие господствующей идеологии). В чистом виде эти направления встречаются нечасто, они постоянно пересекаются и взаимопроникают друг в друга. В пропагандистское направление очень часто «контрабандой» привносятся критические тенденции. В оппозиционном же направлении, преимущественно развивающемся в русле народного искусства, зачастую возникают мотивы, которые лоббируются той или иной общественной группой с помощью финансовой поддержки представлений.
Пропагандистское направление ведет свое начало от первобытных камланий. Помимо основной цели этих действий (удачная охота, урожайный год и т.д.) существовала и побочная – но не менее важная, – которую в современной терминологии можно определить как PR-цель: поддержание высокого авторитета шамана или жреца. Отсюда пошли театрализованные праздники, посвященные богам, а также – театрализованные уличные представления, посвященные выдающимся событиям (в частности, военным победам и спортивным соревнованиям). В рамках этого направления возник знаменитый римский лозунг «Хлеба и зрелищ!», содержащий в себе формулу отвлечения плебса от крамольных мыслей. В средние века церковь практиковала уличные представления мистерий (в основном они были приурочены к Рождеству и Пасхе). В это время возникают первые профессиональные актерские труппы, специализирующиеся на уличных представлениях. Со становлением государственности масштаб уличных массовых представлений рос. Увеличивалось и количество профессиональных театральных коллективов, обслуживающих подобные мероприятия.
Побочным ответвлением этого направления уличного театра можно считать придворные представления, проводившиеся на открытом воздухе. Их основная цель была не столько идеологической, сколько развлекательной.
Оппозиционное направление уличных театров возникло из представлений бродячих актеров. Со становлением профессионального театра, уличные труппы объединялись, как правило, в актерские артели и сообщества на паевых началах. Историческое развитие этого направления разнообразно. Нельзя не вспомнить комедию дель арте, сыгравшую огромную роль в развитии мирового театра. Крепкие исторические традиции имеют уличные представления, предшествующие пасхальному посту – Карнавал (Европа) или Масленица (Россия). Изначально являясь оппозиционным направлением христианской идеологии – как пережиток языческих празднований начала нового календарного цикла – эти уличные представления были ассимилированы христианством и даже вошли в церковный канон (в православии – под названием Сырной седмицы). К этому направлению примыкают и балаганные театры, представления которых разворачивались одновременно как во временных балаганных постройках, так и на улице. Любопытна и форма уличного обрядового театра, вплоть до 20 в. существовавшая преимущественно на любительских началах – колядование и вертепные театры, дававшие свои представления во время Святок, от Рождества до Крещения. В 20 в. этот вид уличных представлений получил огромное распространение в профессиональных коллективах.
К середине 20 в., с его бурным и многообразным развитием театрального искусства, уличные театры получили широкое распространение. Дополнительный толчок развитию уличных театров дали новые социальные идеи 1950–1960-х – молодежные европейские революции (Париж, Прага), движение хиппи, пытавшихся преобразить мир с помощью собственной фантазии. Так, с 1969 в Авиньоне в рамках чрезвычайно престижного Международного театрального фестиваля (задуманного и воплощенного в жизнь Жаном Виларом в 1947) проводится т.н. «офф-программа», собирающая под свои знамена уличные театры всего мира. Подобные фестивали в настоящее время проводятся во многих странах мира – от Бразилии до Архангельска.
Нельзя не вспомнить и мистериальный уличный театр «Брэд энд паппет» Питера Шумана, не имеющий мировых аналогов.
В России современное развитие уличного театра связано в первую очередь с именем Вячеслава Полунина, одного из самых страстных энтузиастов этого направления. Он стал организатором мероприятия, которое можно считать началом современного этапа развития уличных театров России – Всесоюзный фестиваль уличных театров в Ленинграде (1987). Двумя годами позже, в 1989 по инициативе Полунина был организован «Караван мира», европейский фестиваль уличных театров. А в 2001 он организовал фестиваль клоунады в рамках Третьей театральной олимпиады – «Корабль дураков». «Офф-программа» – уличная программа театральной олимпиады оказалась самой яркой и запоминающейся ее частью.
Особым направлением развития уличного театрального искусства стал т.н. перформанс, который в отличие от традиционных видов театра, ближе к поэтическому чтению и исполнению музыкального произведения, и может быть определен как публичный жест (физический, словесный, поведенческий, социальный и т.д.). Термин «перформанс», получивший распространение в 1970-е, утвердился на месте принятого в 1960-е в США термина «хэппенинг». Перформанс стал художественным плодом движения хиппи (хотя и опирался на традиции футуризма), и позже получил свое развитие в эстетическом течении концептуализма: в его основе лежит представление об искусстве как об образе жизни, предшествующем созданию каких-либо материальных объектов и даже делающем их излишними. В отличие от традиционных форм уличного театра, перформансы осуществляют, как правило, художники.
Одной из форм современного перформанса можно назвать т.н. «флеш-моб» (Flash Mob, англ. – «мгновенная толпа»), международное движение, получившее распространение благодаря Интернету. Сущность акции флеш-моба состоит в том, что в определенное время в определенном месте внезапно, как бы случайно, возникает толпа. Затем толпа выполняет заранее оговоренный план действий, чаще всего абсурдный и странный. После этого толпа исчезает так же быстро, как и появилась. Первый флеш-моб прошел в Нью-Йорке в мае 2003, после чего это движение начало стремительно набирать популярность во всем мире. Участники флеш-моба не должны непосредственно общаться друг с другом ни в период подготовки акции, ни во время ее проведения – четкий план действий оговаривается только в виртуальном пространстве. При этом флеш-моб, как и полагается перформансу, не должен иметь никакой телеологической (идеологической, религиозной, коммерческой и т.д.) окраски.
Татьяна Шабалина
Фаминцын А. Скоморохи на Руси. СПб., 1889
Бахтин М.М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса. М., 1965
Дживилегов А., Бояджиев Г. История западно-европейского театра. М., 1991
Шуман П. Радикализм театра кукол. КУКАРТ, 1991, № 1
КУКАРТ, 1997, № 6
Фрейденберг О. Поэтика сюжета и жанра. М., 1997
Ответь на вопросы викторины «Наше кино»