ПРАЗДНИКИ ТЕАТРАЛИЗОВАННЫЕ
ПРАЗДНИКИ ТЕАТРАЛИЗОВАННЫЕ, особая форма зрелищных мероприятий, опирающихся на традиции (народные, религиозные, бытовые, государственные и т.д.).
Истоки театрализованных праздников.
Истоки праздников лежат в глубокой древности, в ранних языческих обрядах и ритуалах. Сикретическое сознание древнего человека воспринимало мир, как нечто единое, неразделимое; явления природы, животные и растения, – все, что окружало человека, – наделялось им душой и персонифицировалось в том или ином божестве. Каждое божество следовало задобрить – тогда и охота будет удачной, и зима теплой и земля плодородной. Отсюда возникли обряды и ритуалы, в которых изображались, разыгрывались, т.е. – инсценировались, подавались в театральной форме, – те или иные сцены, связанные с ключевыми, жизненно важными событиями общества. Главную «роль» в них исполняло божество, управлявшее конкретным событием: Сатурн, в Древнем Риме управлявший течением времени и плодородием; Коляда, в славянской мифологии олицетворяющий середину зимы; Купала, у тех же славян заботящийся о лете и полевых плодах, и т.д. Однако, в отличие от традиционных видов театра, уже в обрядовых действах установилась главная видовая особенность театрализованных праздников: отсутствие разделения на исполнителей и зрителей. Все участники праздника – активны, все включены в действие.
Практически все праздники связаны с явлениями календарного цикла, т.е., с циклической темой умирания и обновления природы. Отсюда же, из неразделимого восприятия рождения и смерти, пошли и т.н. личные праздники – дни рождения, дни основания, юбилеи и т.п. В силу своей обрядово-ритуальной природы праздники по определению носят коллективный или массовый характер.
Второй, очень серьезный аспект праздников – идеологический. Властные структуры (будь то ранне-языческие жрецы и шаманы, клерикальные власти или современные государственные правители) широко использовали праздники (и продолжают использовать) в своих интересах, формируя нужную им систему политических, правовых, религиозных и т.п. взглядов общества. Массовый характер праздников и принципы их театрализации обусловливают высокую степень эмоциональной включенности окружающих; в этом состоянии люди наиболее подвержены внушению. Вот почему в истории праздников, как в капле воды, отражается вся история государственности и цивилизации.
ИСТОРИЯ
Массовые праздники, ведущие свою родословную от календарных обрядов, занимали огромное место в жизни широчайших народных масс античности: в Древней Греции – Дионисии, в Риме – Сатурналии. С возникновением и становлением христианства зарождались новые праздники, связанные со священными событиями новой религии. Несколько столетий параллельно развивались две линии театрализованных праздников: народная, балаганная, карнавальная стихия, обитающая на площадях, ярмарках, улицах; и праздники церковные. Они сосуществовали в сложном диалектическом противостоянии и взаимодействии (см. также КАРНАВАЛ).
Христианская церковь вела беспощадную войну с языческими традициями празднований, одновременно широко используя театрализацию в праздниках церковных (особенно это свойственно католической церкви, с ее пышностью и зрелищностью служб и обрядов). Можно вспомнить праздничные крестные ходы, своей величавостью и торжественностью поднимая их участников над бытовым уровнем существования, приобщая к категориям высоким и вечным. Кроме того, уже в ранний период средневековья (9–12 вв.) внутри храмов начали давать представления т.н. «литургической драмы», которая позже (12–13 вв.), для увеличения зрительской аудитории, была перенесена на паперть. В 14–16 вв. чрезвычайно широко распространились постановки мистерий и моралите. Их популярность росла, количество зрителей продолжало увеличиваться, и церковные представления переместились на перегороженные площади и улицы. Однако все эти действия не смогли не только уничтожить народные театрализованные праздники, но даже снизить их популярность. В итоге церковью был выбран иной, более разумный путь – интеграционный, когда, при сохранении самого праздника, его языческая форма замещалась христианской. Ярким примером могут служить рождественские торжества, христианизировавшие два языческих праздника: рождение непобедимого Солнца (25 декабря) и рождение Диониса (6 января) (см. ПРАЗДНИКИ ПРАВОСЛАВНЫЕ). При этом наряду с официальными мероприятиями, в празднике Рождества были органично адаптированы и народные формы празднования новогоднего цикла: колядки, вертеп.
Наиболее драматичной в этом смысле была история борьбы с Масленицей (в католических странах – Карнавалом). Масленица в языческой традиции символизирует плодородие, но вместе с тем – зиму и смерть. Вот почему этот праздник, начинающийся с величания куклы-Масленицы, непременно заканчивается ее «похоронами», обозначающими начало нового весеннего цикла и обновления природы. Особую длительность этого праздника обусловливала, несомненно, временная свобода от насущно необходимой трудовой деятельности: сельскохозяйственные работы начинались позже. Так, весенние европейские карнавалы первоначально продолжались не менее двух недель. После ожесточенной борьбы, продолжавшейся несколько столетий, христианская церковь признала закономерность и естественность существования этого праздника, связанного с одним из главных переломных моментов природного цикла. Однако длительность канонизированного праздника была сокращена до одной недели. В православный канон масленица вошла под названием Сырной седмицы – недели, предшествующей Великому посту.
Таким образом, обычаи, традиции и даже конкретная атрибутика осваивалась христианской церковью и отчасти бралась ею на вооружение. Например, в древнейшем славянском летнем празднике «похороны кукушки» (позже – «крещение кукушки») обязательным элементом был обмен крашеными желтыми и красными яйцами среди участников. Однако это обстоятельство сегодня прочно забыто, а крашеные яйца стали непременным атрибутом праздника Пасхи.
В эпоху Возрождения начинает развиваться придворно-праздничная маскарадная культура театрализованных праздников, вбирающая в себя преимущественно внешние декоративные карнавальные формы и символику. Несомненно, эти праздники носили прежде всего увеселительный характер. Однако здесь формировалась традиция государственных праздников, постепенно включаемых светскими властями в арсенал идеологического воздействия на массы.
Театрализованные праздники в России.
В начале 18 в., Петр I, начавший гигантскую работу по европеизации России, особым приказом ввел в обычай т.н. ассамблеи, ставшие, по сути, российской формой придворных маскарадов. Возможно, это было средством психологического воздействия на массы: новые принципы имперской государственности формировались через эмоциональную вовлеченность в атмосферу праздника. Придворные театрализованные маскарады сопутствовали всей истории Императорского Дома Романовых, равно как и санкционированные государственной властью народные театрализованные увеселения балаганного характера.
Традиции театрализованных праздников с самого начала были взяты на вооружение государством и после Октябрьской революции. Основными целями оставались политические: пропаганда и агитация нового образа жизни. В 1920-е формы советских театрализованных праздников были необычайно разнообразны: митинги-концерты, демонстрации, политические спектакли, спортивные парады, и т.д. При этом широко использовались как массовые, так и коллективные формы театрализованных праздников.
Особое значение молодое государство придавало т.н. массовым инсценировкам, посвященным политическим датам. В Петрограде только на протяжении нескольких месяцев 1920 было проведено два грандиозных театрализованных праздника-инсценировки: К мировой Коммуне (19 июля) и Взятие Зимнего Дворца (7 ноября), в которых принимали участие многотысячные массы народа. Принципиально политический характер праздника Октябрьской революции (и Дня Международной солидарности трудящихся 1 мая) сохранялся до конца существования советской власти.
В те же 1920-е была заложена традиция физкультурных парадов, идеологически переосмысливающих античные Олимпиады (эта традиция продолжена в мировой практике Олимпийских игр).
Некоторым особняком в череде массовых государственных праздников стоит Праздник Урожая, соединяющий древние славянские языческие обычаи не только с идеологической нагрузкой, но и с экономическими интересами аграриев. Эти праздники всегда были приурочены к ярмаркам, где шла оптовая и розничная распродажа сельскохозяйственной продукции. В более поздний период с изменением общественной формации, Праздники Урожая идеологическую окраску практически потеряли.
Наследниками и продолжателями традиций массовых праздников стали сначала советские, а позже – российские Дни рождения городов. Они прочно вошли в культурный контекст социальной жизни и празднуются ежегодно. С особым размахом проводятся юбилейные праздники (850-летие Москвы, 300-летие Санкт-Петербурга).
Особым явлением в совокупности массовых праздников стал День Победы (9 мая). Поскольку в России практически не было семьи, которой не коснулась бы Великая Отечественная война, масштабы этого праздника остаются поистине всенародными.
К категории массовых можно отнести и некоторые профессиональные праздники, преимущественно связанные с военными специальностями: День Советской Армии (День Защитника Отечества); День Военно-Морского Флота (особо популярный в портовых городах). В 1980–1990-х, как одно из следствий афганской и чеченской войн, в категорию массовых перешел и праздник Дня десантника.
Без внимания государства не оставались и коллективные формы театрализованных праздников. Начиная с первых годов советской власти, на производственных предприятиях и в учебно-воспитательных учреждениях внедрялись всевозможные театрализованные действа: «суды» над литературными персонажами, политические викторины (т.н. полит-удочки, когда участники с помощью рыболовной снасти «выуживали» сначала вопросы, а потом и призы), представления агитационных бригад (в т.ч. – передвижных, т.н. агитпоезда) и многое другое. Позже, с началом коллективизации и активизацией идеологической борьбы за сознание крестьянства, театрализованные коллективные праздники импортировались и в деревню (в частности, силами городских рабочих, направленных туда на подъем сельского хозяйства).
На более позднем этапе политическая направленность советских коллективных праздников несколько редуцировалась. Однако идеологическая подоплека сохранялась в каждом из них – начиная с профессиональных (День металлурга, День радио и многие др.), и кончая новогодними торжествами.
Особое место в советских театрализованных праздниках занимала атеистическая пропаганда: Красные Пасхи, Красные Крестины, позже – комсомольские свадьбы, и т.п., где вместо религиозных обрядов предлагались новые, искусственно сконструированные ритуальные формы, основанные на государственной идеологии. История повторялась на новом витке: фактически была предпринята попытка «зеркального отражения» опыта борьбы христианской церкви с языческими традициями – сохранения существа старых праздников в новой идеологической форме. Церковь перешла на положение изгоя, однако ее наиболее эффективные средства психологического воздействия осваивались и присваивались государственной идеологией. Вплоть до элементов атрибутики: в 1950-е, когда празднование Нового Года уже было признано официальным праздником, но электрические елочные гирлянды еще не были освоены советской промышленностью, массово производились специальные «елочные» свечи (и подсвечники-прищепки к ним), по форме напоминавшие свечи церковные. Одновременно шли жестокие гонения на народные религиозные формы театрализованных праздников, сохранившиеся в отдельных регионах. Так, известно много драматических примеров борьбы с традициями колядования и вертепов, особенно на Западной Украине. В целом попытка «осовечивания» религиозных праздников бесславно провалилась. (Но и исторического времени на борьбу с традициями у советской власти было неизмеримо меньше, чем у христианства на борьбу с язычеством). Тем не менее, отдельные особенности и элементы советских традиций были интегрированы в театрализованные праздники, и прочно вошли в быт. Так, с возрождением Рождественских праздников, празднование Нового года не потеряло своей актуальности, и сегодня обе традиции мирно сосуществуют. Или: светская часть празднования официально начинается в первый день Пасхи, тогда как в дореволюционных православных традициях было положено открывать светские увеселения лишь на второй день, в понедельник.
Более камерной разновидностью театрализованных коллективных праздников являются корпоративные и домашние: утренники в детских садах и школах, свадьбы, празднования годовщин и юбилеев учреждений и компаний, и даже – отдельных лиц. Такие праздники традиционно сопровождаются самодеятельными спектаклями, капустниками, концертами с выступлениями самодеятельных и профессиональных артистов; а также различными игровыми театрализованными действиями – шарадами, игрой в «фанты», конкурсами и т.п.
Если раньше профессиональная режиссура и организация театрализованных праздников в России распространялась только на их массовую разновидность, а все остальные осуществлялись преимущественно силами энтузиастов, то в настоящее время существует множество компаний и организаций, предлагающих свои услуги по профессиональному проведению театрализованных коллективных праздников любого уровня.
Татьяна Шабалина
История западно-европейского театра под общей редакцией С.С.Мокульского. Т.1, М., 1956
Бахтин М.М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса. М., 1965
Конович А. Театрализованные праздники и обряды в СССР. М., 1990
Дживилегов А., Бояджиев Г. История западно-европейского театра. М., 1991
Русский народ, его обычаи, обряды, предания, суеверия и поэзия. Собр. М.Забылиным. Симферополь, 1992 (Репринтное воспроизведение издания 1880).
Дьякова Е.А. Перед праздником. М., 1994
Грушко Е., Медведев Ю. Словарь славянской мифологии. Н.Новгород, 1995
КУКАРТ, 1997, № 6 (номер журнала целиком посвящен Рождеству и Рождественским театрам)
Ответь на вопросы викторины «Наше кино»