ЛАНГ, ФРИЦ
ЛАНГ, ФРИЦ (Lang, Fritz) (1890–1976), немецкий и американский кинорежиссер. Родился 5 декабря 1890 в Вене. Учился на архитектора, однако оставил эту специальность и стал изучать искусство в Мюнхене и Париже. В годы Первой мировой войны служил в австрийской армии, был ранен и в госпитале написал свой первый киносценарий. Вскоре после этого отправился в Берлин, где при поддержке Э.Поммера, в будущем руководителя германского киноконцерна УФА, получил возможность в 1919 поставить свой первый фильм Полукровка (Halb-Blut). Сотрудничая с Поммером, Ланг создал немало сценариев и фильмов, но мировая известность пришла к нему лишь после картины Усталая смерть (Der mude Tod; в рус. прокате – Четыре жизни, 1921). За этим фильмом последовали такие известные работы, как Доктор Мабузе, игрок (Dr. Mabuse, der Spieler; в рус. прокате – Позолоченная гниль, 1922) в двух сериях, Нибелунги (Die Nibelungen, 1923–1924), Метрополис (Metropolis, 1926), Шпионы (Spione, 1927–1928), Женщина на Луне (Die Frau im Mond, 1928), М (Убийца) и Завещание доктора Мабузе (Das Testament des Dr. Mabuse, 1932–1933).
В 1933 Геббельс, министр просвещения и культуры в нацистском правительстве, предложил Лангу возглавить германскую кинематографию. Бросив на произвол судьбы всю свою собственность, Ланг немедленно выехал в Париж. В 1934, поставив в Париже фильм Лилиом (Liliom) по Ф.Мольнару, Ланг отправился в Голливуд. Здесь, по контракту с компанией «Метро-Голдвин-Майер», в 1936 снял фильм Ярость (Fury). Среди других фильмов этого периода, созданных на различных американских киностудиях, – Ты живешь лишь один раз (You Only Live Once, 1937), Охота за человеком (Man Hunt, 1941), Женщина в окне (The Woman in the Window, 1944), Улица греха (Scarlet Street, 1945), Сильная жара (The Big Heat, 1951).
В 1959 Ланг приехал в Германию, где поставил несколько картин, в т.ч. фильм Тысяча глаз доктора Мабузе (Die tausend Augen des Dr. Mabuse, 1960). В конце 1960-х годов возвратился в США. Умер Ланг в Лос-Анджелесе 2 августа 1976.
Видеть в Ланге только режиссера ряда знаменитых немых фильмов «золотого периода» немецкого кино – заведомое упрощение. С точки зрения гуманизма и социальной значимости, несомненно, бóльшую ценность представляют такие его картины, как М – история о детоубийце из Дюссельдорфа с П.Лорре в главной роли, и Ярость, героем которой стала разъяренная толпа в маленьком американском городке.
Ответь на вопросы викторины «Наше кино»