СПИЛБЕРГ, СТИВЕН
СПИЛБЕРГ, СТИВЕН (Spielberg, Steven) (р. 1947) – голливудский кинорежиссер, одна из ключевых фигур мирового кинематографа. По опросу, проведенному Американским Институтом Киноискусства в 1997, пять его фильмов вошли в сотню лучших кинолент всех времен.
Родился Спилберг 8 декабря 1947 в Цинциннати, штат Огайо, США в семье инженера – ветерана Второй мировой войны и учительницы музыки. Бросив факультет английской литературы в Калифорнийском Университете, устроился ассистентом режиссера второй группы на ТВ Лос-Анджелеса.
Известность Спилбергу принес телефильм Дуэль, снятый в 1971 с бюджетом в 250 тысяч долларов. История о водителе – представителе среднего класса, которого на протяжении 90 минут картины немотивированно преследует грузовик, вызвала такой восторг у телезрителей, что продюсеры решили выпустить ее в 1973 в кинопрокат за пределами США. Благодаря Дуэли Спилберг получил предложение поработать в большом кино. В 1974 на кинофестивале в Каннах проходит премьера фильма, основанного на реальных событиях драмы, Шугерлэнд-экспресс. Фильм получает приз за лучший сценарий и собирает в прокате США и Канады солидные для такого малобюджетного проекта 7 миллионов долларов.
Заинтересовавшись молодым режиссером, студия Юниверсал предлагает ему контракт на постановку картины в модном в 1970-х жанре «фильма-катастрофы». Речь идет об экранизации бестселлера Питера Бенчли Челюсти, рассказывающего об акуле-людоеде. На съемках у Спилберга возникают серьезные проблемы с продюсерами из-за перерасхода бюджета, он чуть было не лишается своего режиссерского кресла. Однако, выйдя на экраны летом 1975, Челюсти становятся коммерческим феноменом и самым кассовым фильмом на то время в прокате США, собрав в итоге сумму в 260 миллионов долларов (или около 600 миллионов, учитывая инфляцию). Режиссер снимает свою, возможно, лучшую картину, превратив второсортный сюжет в историю борьбы человека со Злом. Чрезвычайно достоверная, реалистичная манера повествования и минимализм режиссерских приемов заставили зрителей поверить в происходящее на экране до такой степени, что пляжи атлантического побережья США опустели. Владельцы курортов даже подали в суд на Юниверсал, требуя возмещения ущерба. Челюсти были представлены на соискание премии «Оскар» как лучший фильм года и дали Спилбергу возможность приступить к дорогостоящему проекту Близкие контакты третьей степени. История о контакте американских обывателей с НЛО была сделана в той же достоверной реалистичной манере, как и Челюсти, собрала в мировом прокате 337 миллионов долларов и принесла Спилбергу первую номинацию на «Оскар» за режиссуру.
Изменив реализму, в 1979 режиссер берется за бурлескную комедию 1941, о панике, которую вызывает японская подводная лодка, всплыв в начале Второй мировой войны рядом с Голливудом. Комедия получается неровной и громоздкой, и фильм лишь окупает свой огромный по тем временам бюджет в 35 миллионов долларов в прокате. Сделав выводы, Спилберг выпускает спустя два года приключенческую ленту Искатели затерянного ковчега. Фильм становится лидером проката 1981, получает пять «Оскаров» и рождает как нового экранного героя, доктора археологии Индиану Джонса, так и новую кинозвезду – Харрисона Форда.
В 1982 Спилберг снимает фильм Инопланетянин – трогательную сказку о дружбе земного мальчика и удивительного существа, прилетевшего из космоса. Гуманизм фильма (вещь, чрезвычайно редкая в американском кинематографе начала 1980-х гг.), и способность Спилберга рассказывать истории просто и доступно для зрителей любых возрастов сделали Инопланетянина сенсацией проката. Собрав 400 миллионов долларов, картина на протяжении 15 лет оставалась самым кассовым фильмом в истории кино.
После такого успеха Спилберг получает возможность неограниченной творческой и коммерческой свободы. Он проявляет себя как невероятно удачливый продюсер, выпуская такие популярные фильмы, как Гремлины (1984), Назад в будущее (1985), Кто подставил Кролика Роджера (1988). Его обращение к жанру драмы, кинокартина Цветы лиловые полей (1985) была хорошо встречена и публикой и критиками, получив 11 номинаций на «Оскар». К сожалению, ни одна статуэтка этому замечательному фильму не досталась.
На волне успеха Цветов лиловых полей Спилберг снимает второй серьезный фильм подряд. Судьба на этот раз ему изменяет. Империя солнца (1987), получает ряд негативных отзывов в прессе и проваливается в прокате, собрав 22 миллиона долларов при бюджете в 38. Режиссер, оставив на время драму, берется за картину Индиана Джонс и Последний крестовый поход, окончание трилогии об отважном археологе. Фильм занимает второе место по итогам кинопроката США и Канады 1989.
В 1991 фильм-сказка Крюк, вариация на тему Питера Пена, получает разгромные отзывы критиков, но приносит хорошую кассу. Следующая работа режиссера, Парк Юрского Периода (1993), имеет оглушительный успех и по настоящее время (октябрь 2002) и занимает 6-е место в списке самых кассовых фильмов всех времен. Еще до окончания монтажа Парка Юрского периода, Спилберг приступает к постановке проекта, над которым он работал около 10 лет. Кинокартина Список Шиндлера (1993), основанная на реальных событиях история немецкого бизнесмена Оскара Шиндлера, во время Второй мировой войны спасающего из краковского гетто около 1100 евреев, принесла Стивену Спилбергу его первый «Оскар» за режиссуру и первый (и пока единственный) «Оскар» за лучший фильм года. После картины Список Шиндлера мир признает Спилберга живым классиком кино.
После слабого в художественном плане, но коммерчески прибыльного сиквела (фильма-продолжения) к Парку Юрского Периода, фильма Затерянный мир (1997) и впечатляющей, но громоздкой драмы на тему рабства Амистад (1997) Спилберг снимает картину Спасти рядового Райана (1998) об отряде американских солдат, выполняющих ответственное задание в тылу врага в Нормандии в 1994. Потрясающий и необычайно жестокий для продукции Голливуда фильм становится лидером проката Северной Америки 1998 и получает пять «Оскаров», в том числе второй Спилбергу за режиссуру.
После творческого перерыва в три года Стивен Спилберг возвращается к жанру фантастики. Жанру, равных в котором ему не было за всю историю кино. С промежутком ровно в год выходят картины Искусственный разум (2001) и Особое мнение (2002), речь в которых идет о мире будущего. Отдавая дань уважения работам Стенли Кубрика 2001: Космическая Одиссея (1968) и Заводной апельсин (1971) в первом и «черным» детективам 1940–50 во втором, Спилберг создает прекрасные образцы кинофантастики. Но не этапные, как Близкие контакты третьей степени и Инопланетянин. Последний по времени фильм режиссера, комедия Поймай меня, если сможешь, должен выйти на экраны США и Канады в конце декабря 2002.
ФИЛЬМОГРАФИЯ
(режиссерская): Дуэль (Duel, 1973); Шугерлэнд-экспресс (Sugarland Express, 1974); Челюсти (Jaws, 1975); Близкие контакты третьей степени (The Close Encounters Of The Third Kind, 1977); 1941 (1979); Искатели затерянного ковчега (The Raiders Of The Lost Ark, 1981); Инопланетянин (E.T. The Extra Terrestrial, 1982); Сумеречная зона (The Twilight Zone,1983); Индиана Джонс и Храм судьбы (Indiana Jones And The Temple Of Doom,1984); Цветы лиловые полей (Color Purple,1985); Империя солнца (Empire Of The Sun,1987); Индиана Джонс и Последний Крестовый поход (Indiana Jones And The Last Crusade, 1989); Вечность(Always,1989); Крюк (Hook,1991); Парк Юрского Периода (The Jurassic Park,1993); Список Шиндлера (Schindler's List, 1993); Затерянный мир. Парк Юрского Периода (The Lost World. The Jurassic Park, 1997); Амистад (Amistad, 1997); Спасти рядового Райана (Saving Private Ryan, 1998); Искусственный разум (A.I. Artificial Intelligence, 2001); Особое мнение (Minority Report, 2002); Поймай меня, если сможешь (Catch Me If You Can, 2002).
(продюсер, исполнительный продюсер):
Я хочу взять тебя за руку (I Wanna Hold Your Hand, 1978); Подержанные автомобили (Used Cars, 1980); Разъединенные континенты (Continental Divide, 1981); Полтергейст (Poltergeist, 1982); Гремлины (Gremlins, 1984); Фанданго (Fandango, 1985); Балбесы (The Goonies, 1985); Назад в будущее (Back to the Future, 1985); Удивительные истории (Amazing Stories, 1985, ТВ); Юный Шерлок Холмс (Young Sherlock Holmes, 1985); Прорва (Money Pit, 1986); Американская сказка (An American Tail, 1986); Гарри и Хендерсоны (Harry and the Hendersons, 1987); Внутреннее пространство (Innerspace, 1987); Батарейки в комплект не входят (Batteries Not Included, 1987); Кто подставил Кролика Роджера? (Who Framed Roger Rabbit, 1988); Земля до начала времен (The Land Before Time, 1988); Папа (Dad, 1989); Назад в будущее 2 (Back to the Future 2, 1989); Джо против вулкана (Joe Versus the Volcano, 1990); Сны Акиры Куросавы (Akira Kurosawa's Dreams, 1990); Назад в будущее 3 (Back to the Future 3, 1990) Гремлины 2: Новая битва (Gremlins 2: The New Batch, 1990); Боязнь пауков (Arachnofobia, 1990); Американская сказка: Фивел едет на Запад (An American Tail: Fievel Goes West, 1991); Мы вернулись! История динозавров (We're Back! A Dinosaur's Story, 1993); Флинстоуны (The Flinstones, 1994); Скорая помощь (E.R., 1994, ТВ); Я – сумасшедший (I'm Mad, 1994); Каспер (Casper, 1994) Балто (Balto, 1995); Смерч (Twister, 1996); Люди в черном (Men In Black, 1997); Амистад (Amistad, 1997); Столкновение с бездной (Deep Impact, 1998); Маска Зорро (The Mask Of Zorro, 1998); Последние дни (Last Days, 1998, документальный); Призрак дома на холме (The Haunting, 1998, необъявлен в титрах); Глаза Холокоста (Eyes of the Holocaust, 2000); Шрек (Shrek, 2001); Эволюция (Evolution, 2001); Парк Юрского Периода 3 (Jurassic Park 3, 2001); Цена мира (Price For Peace, 2001); Люди в черном 2 (Men In Black 2, 2002).
Михаил Водопьянов
Crawley. The Steven Spielberg Story. William Morrow & Co.,1984
R.Mott, Cheryl M. Saunders. Steven Spielberg. Twayne Pub.,1988
McBride. Steven Spielberg: A Biography. Simon & Schuster., 1999
Brode. The Films of Steven Spielberg. Citadel Pr., 2000
L.P.Silet. The Films of Steven Spielberg. Scarecrow Press., 2002
Ответь на вопросы викторины «Наше кино»