АЛЛЕН, ВУДИ
АЛЛЕН, ВУДИ (Allen, Woody) (р. 1935), американский кинорежиссер, сценарист, актер. Принадлежит к тем утонченным мастерам авторского кино, чье мироощущение пронизывает любой аспект фильма. Всемирно известный кинематографист, чьи фильмы, подобно фильмам его кумира, шведа Ингмара Бергмана, получили статус культовых. Горькие, часто автобиографичные комедии Аллена несут в себе элементы пародии и фарса на грани абсурда. Представленные в комическом свете герои-неврастеники, сосредоточенные на любви и смерти, варьируют экранный образ Аллена-актера. Аллен известен также своим вниманием к неброским деталям, определяющим в итоге тональность картины.
Настоящие имя и фамилия – Стюарт Конигсберг. Родился 1 декабря 1935 в Нью-Йорке. В 15 лет под именем Вуди Аллена начал публиковать в газетах юморески, придумывал юмористические заголовки и подписи. Попав на телевидение, стал одним из самых молодых штатных авторов, пишущих сценарии шоу. В начале 1960-х годов выступил как комик в ночных клубах, выстраивая типаж, который принес ему славу: нескладный интеллектуал, неудачливый в любви, не ладящий с техникой, постоянная жертва своего страха перед большим городом.
Работая в ночных клубах, Аллен обратил на себя внимание продюсера Чарлза Фельдмана, предложившего ему написать сценарий фильма под названием Что нового, киска? (What's New Pussycat?). Выпущенный в 1965 фильм стал и актерским дебютом Аллена. Первый фильм Аллена Что выше красной лилии? (What's Up Tiger Lily?, 1966) был римейком непритязательного японского шпионского триллера, который Аллен переделал в пародийную «шпионскую» комедию о поисках рецепта яичного салата. За ним последовали Казино Ройал (Casino Royale, 1967), выдержанный в комедийном ключе фильм о Джеймсе Бонде, с участием кинозвезд, включая самого Аллена и Питера Селлерса, и фильм Не пейте воду (Don't Drink the Water, 1969) по первой пьесе Аллена, поставленной на Бродвее в 1966.
В конце 1960-х годов Аллен активно работал как сценарист, постановщик и актер. Придуманный им образ – нечто вроде осовремененного чаплинского бродяжки – раскрывается в фильмах Забирай деньги и беги (Take the Money and Run, 1969), Бананы (Bananas, 1971), Все, что вы всегда хотели знать о сексе, но боялись спросить (Everything You Always Wanted to Know About Sex, 1972), Сыграй еще раз, Сэм (Play it Again, Sam, 1972) на сюжет второй бродвейской пьесы Аллен Заснувший (Sleeper, 1973) и Любовь и смерть (Love and Death, 1975). Картина Подставное лицо (The Front, 1976), снятая Мартином Риттом, означала для Аллена отход от привычного амплуа: некомедийный сюжет был связан с событиями периода маккартизма в США.
В 1977 вышел фильм Энни Холл (Annie Hall), ставший квинтэссенцией творчества Аллена. В 1978 фильм получил сразу три «Оскара» – за актерскую игру (Диана Китон – за лучшую женскую роль), сценарий (совместно с Маршаллом Брикманом) и режиссуру, а также за операторскую работу. Не скрывая своего безразличия к наградам, Аллен проигнорировал процедуру вручения премии, сославшись еще и на то, что должен был в тот вечер играть на кларнете в одном ночном клубе, о чем была предварительная договоренность. Кларнет – вторая его привязанность после кинематографа, раз в неделю он продолжает выступать в нью-йоркских ночных клубах.
Следующий фильм Аллена Интерьеры (Interiors, 1978) не имеет ничего общего с комедией. Откровенно свидетельствуя о преклонении перед Бергманом, фильм не пользовался успехом. Как повторение Энни Холл был воспринят Манхэттен (Manhattan, 1979). В главных ролях снова снялись Аллен и Китон, зритель прохладно принял картину. Не став, подобно Энни Холл, классикой, Манхэттен все же считается одним из лучших фильмов Аллена. Как ни странно, самой удачной картиной этого периода сам Аллен называет полностью провалившийся фильм Воспоминания о «Звездной пыли» (Stardust Memories, 1980).
Фильм Эротическая комедия в летнюю ночь (A Midsummer Night Sex Comedy, 1982), разыгрывающаяся на рубеже веков пастораль, свидетельствовал о том, что Аллен «сбавил обороты». Зелиг (Zelig, 1983), Дэнни Роуз с Бродвея (Broadway Danny Rose, 1984), Пурпурную розу Каира (The Purple Rose of Cairo, 1985) можно посчитать маленькими шедеврами, однако они уступают любому из прежних его фильмов.
Драматичная комедия Ханна и ее сестры (Hannah and Her Sisters, 1986) означала новый взлет в карьере Аллена. Главную роль сыграла Миа Фэрроу, снимавшаяся во всех его картинах этого времени. Фильм принес Аллену нового «Оскара» за сценарий, Майклу Кейну – за лучшую мужскую роль второго плана и Диане Уист – за лучшую женскую роль второго плана.
Последовавшие затем Сентябрь (September, 1987), Дни радио (Radio Days, 1987) и Другая женщина (Another Woman, 1988) являют странное смешение юмора и философии, главного и второстепенного. Картина Преступления и проступки (Crimes and Misdemeanors, 1989) удостоилась нескольких «Оскаров», в том числе и как лучший фильм года.
В 1990-е годы Аллен вошел причудливой и очаровательной Алисой (Alice, 1990). В 1991 он сыграл, что бывает нечасто, в фильме другого режиссера и сценариста Сценки из супермаркета (Scenes From a Mall). Тени и туман (Shadows and Fog, 1992) и Мужья и жены (Husbands and Wives, 1992) стали последними фильмами Аллена с участием Фэрроу.
Аллен снова появился на экране с Дианой Китон в картине Таинственное убийство в Манхэттене (Manhattan Murder Mystery, 1993), во Всемогущей Афродите (Mighty Aphrodite, 1995) снялся с греческим хором, сделал веселый мюзикл Все говорят, что я тебя люблю (Everyone Says I Love You, 1996).
Последние по времени фильмы Аллена – Разрушитель Гарри (Deconstructing Harry, 1997), Знаменитость (Celebrity, 1998), Милый и подлый (Sweet and Lowdown, 1999), Из кусочков (Picking up the Pieces, 2000), Проклятие нефритового скорпиона (The Curse of the Jade Scorpion, 2001); Конец Голливуда (Hollywood Ending, 2002), Мелинда и Мелинда (Melinda and Melinda, 2004), Матч-пойнт (Match Point, 2005); Сенсация (Scoop, 2006).
Аллен часто печатается в журналах, обычно в «Нью-Йоркере», он автор сборников Сводя счеты (Letting Even, 1971), Без перьев (Without Feathers, 1976), Побочные эффекты (Side Effects, 1980) и др.
Мельвиль Л. Скромное обаяние интеллектуала. – Искусство кино, 1983, № 5
Аллен В. Квитанции Маттерлинга; Беседы с Гельмгольцем; Смерть. – Иностранная литература, 1989, № 8
Лэкс Э. Вуди Аллен. – Иностранная литература, 1991, № 10
Аллен В. Мир скорее смешон, чем страшен. – Искусство кино, 1992, № 5
Черненко М. Все что вы хотели знать о Вуди Аллене, но боялись спросить. – Искусство кино, 1992, № 5
Аллен В. Сводя счеты. – Новая Юность, 1999, № 2
Аллен В. Парящая лампочка. – Современная драматургия, 2000, № 1
Ответь на вопросы викторины «Наше кино»