ЗРЕЛИЩЕ
ЗРЕЛИЩЕ (от древне-русского зьрти, зьрю – видеть, вижу) – то, что воспринимается с помощью взгляда (явление, происшествие, пейзаж, спортивные парады или состязания, интерактивные игры и т.д.). От этого же корня происходят слова «зрение» и «зритель» – тот, кто воспринимает зрелище.
В области искусства термин «зрелище» иногда употребляют в качестве синонима слова «представление» – театральное, концертное и др. Однако чаще это слово употребляется в качестве прилагательного – «зрелищные предприятия», «зрелищные виды искусства».
Однако, несмотря на этимологию термина, к зрелищным искусствам относятся не все его виды, воспринимаемые с помощью зрения. Живопись или скульптура относятся к изобразительным видам искусства. В этой классификации определяющим становится присутствие зрителя, являющегося полноправным соавтором зрелищного искусства. Художественная ценность созданной однажды книги, картины, скульптуры безусловна; она не меняется в зависимости от того, выставлена картина в посещаемом музее, или находится в запаснике. Такое произведение искусства уже создано – раз и навсегда; может меняться лишь ее рыночная, материальная стоимость.
Именно с этой особенностью взаимодействия со зрителем объясняются весьма распространенные случаи признания художника лишь после его смерти (Модильяни, Гоген, Пиросмани и др.): в момент создания их картин публика была не готова к их оценке. С течением времени изменяются эстетические критерии, скрытая до поры художественная ценность становится явной. Однако сама картина не изменилась – она осталась точно такой же, как и в момент написания.
Зрелищные же произведения искусства существуют только в момент их исполнения, и исчезают навсегда с окончанием представления. Спектакль, концерт, цирковое представление, театрализованный праздник невозможно с точностью повторить: сиюминутная зрительская реакция формирует разнообразие смысловых и эмоциональных оттенков каждого конкретного представления. Зрелищные виды искусства предполагают активное зрительское восприятие, оказывающее непосредственное влияние на представление. Фактически без участия зрителей зрелищные виды искусства невозможны; в этом случае может идти речь лишь о репетиции (этапе подготовки зрелища).
К зрелищным видам искусства относятся театр (драматический, оперный, балетный, кукольный, пантомимический и т.д.), цирк, эстрада, массовые и коллективные театрализованные праздники и т.п.
Единственным исключением из общего правила является искусство кино и телевидения, где зрелищные произведения фиксируются на пленку и далее существуют в неизменном виде, вне зависимости от реакций и восприятия зрителей. Однако это исключение вполне объяснимо и закономерно: эти, весьма молодые виды искусства, возникли и существуют благодаря развитию современных технологий, обусловливающих не только принципиально новые способы их создания, но и принципиально новый тип взаимоотношения со зрителем.
Татьяна Шабалина
Ответь на вопросы викторины «Наше кино»