ФЕДОРОВА, ЗОЯ АЛЕКСЕЕВНА
ФЕДОРОВА, ЗОЯ АЛЕКСЕЕВНА (1907?–1981), русская актриса театра и кино. Заслуженная артистка РСФСР (1965). Родилась 21 декабря 1907 (по другим источникам – 1909 или 1912) в Петербурге. Отец, рабочий-металлист, после революции стал начальником паспортной службы Кремля.
Окончив школу, Федорова работала счетчицей в Госстрахе, некоторое время училась в драматической студии Ю.Завадского (1929–1930), а когда студию расформировали, в Драматической студии при Московском театре Революции (1930–1934). Отец актрисы в 1938 был арестован, осужден на десять лет, выпущен на свободу летом 1941 и осенью того же года скончался. Во время Великой Отечественной войны Федорова с концертными бригадами выступала на фронте.
После знакомства с представителем американской военной миссии Джексоном Тэйтом, от которого родила в 1946 дочь Викторию, Федорова была арестована, 15 августа 1947 ее приговорили к 25 годам тюремного заключения за шпионаж в пользу иностранного государства. В заключении находилась с 1946 по февраль 1955, пройдя Лубянку (где просидела около полугода), Лефортовский изолятор (где пыталась покончить с собой), Челябинскую и Владимирскую тюрьмы.
С 1956 до последних дней работала в Театре-студии киноактера.
Судьба актрисы драматична. Одна из немногих звезд довоенного кинематографа, Федорова начинала в музыкальной комедии И.Савченко Гармонь (1934). Порой своенравные, иногда немного капризные, ее героини были беззаветными патриотками, отдававшими все силы на благо родной страны. Названия фильмов с ее участием говорят сами за себя, и столь же красноречивы профессии тех, кого играла Федорова: ассистент врача в картине Летчики (1935, реж. Ю.Райзман), шахтерка Галка в картине Шахтеры (1937, реж. С.Юткевич), политрук Анна в картине Огненные годы (1939), медсестра Зоя в знаменитых Подругах (1935, реж. Л.Арнштам). Актриса создала некий обобщенный образ, и он был очень убедителен, особенно в фильме Фронтовые подруги (1941, Государственная премия СССР, 1942). В комедии Музыкальная история (1940, реж. А.Ивановский; Государственная премия СССР, 1941) Федорова опять выступила в лирическом амплуа, а снятая немного раньше гротескная комедия Женитьба (1937) Э.Гарина и Х.Локшиной на экраны не вышла. Несколько лет пролежала на полке и вышла только во время войны комедия Шестьдесят дней (1940, реж. М.Шапиро).
Комедийную актрису Федорову зрители увидели в картине Свадьба (1944, реж. И.Анненский) по чеховскому водевилю, где она сыграла невесту Дашеньку. Изначально лирическая тема разыгрывалась здесь как гротеск. Мастерство режиссера и великолепно подобранный, уникальный по числу звезд первой величины актерский ансамбль сделали эту комедию военных лет одной из лучших лент за всю историю советской кинематографии.
После возвращения актрисы в кино она играла преимущественно комедийные роли. Отлично сыграна мещанка и ханжа Комаринская в картине Девушка без адреса (1957, реж. Э.Рязанов) с бесподобным С.Филипповым в роли ее мужа, интересна мать Пселдонимова в картине Скверный анекдот (1966, реж. А.Алов, В.Наумов), двадцать лет пролежавшей «на полке». В основном актриса создавала образы комических теток и бабушек. Среди ее героинь тетка Даша из фильма Пропало лето (1963, реж. Р.Быков), Горпина Дормидонтовна из фильма Свадьба в Малиновке (1967, реж. А.Тутышкин; премия за лучший актерский ансамбль на III ВКФ в Ленинграде, 1968), Фенна Степановна из фильма Шельменко-денщик (1971, реж. Тутышкин), бабушка из фильма Автомобиль, скрипка и собака Клякса (1974, реж. Быков). Последняя роль актрисы в кино – вахтерша тетя Паша в картине Москва слезам не верит (1979, реж. В.Меньшов; премия «Оскар», 1980, и др. призы).
Умерла Федорова в Москве 10 декабря 1981.
Евгений Перемышлев
Актеры советского кино, в. 2. М., 1966
Ответь на вопросы викторины «Наше кино»