АЛОВ, АЛЕКСАНДР АЛЕКСАНДРОВИЧ
АЛОВ, АЛЕКСАНДР АЛЕКСАНДРОВИЧ (1923–1983) (наст. фамилия Лапскер), русский кинорежиссер, сценарист. Народный артист СССР (1982). Родился 26 сентября 1923 в Харькове. Участник Великой Отечественной войны. В 1951 окончил режиссерский факультет ВГИКа (мастерская И.Савченко). Участвовал в работе над военно-исторической картиной Савченко Третий удар. Как ассистент режиссера начал работу над другим его фильмом – Тарас Шевченко. После смерти Савченко вместе с В.Наумовым заканчивал этот фильм, после чего в советском кино образовалось содружество двух талантливых молодых режиссеров, не менее успешно и продуктивно работавших и как сценаристы.
Дебютом Алова и Наумова стала снятая на Киевской киностудии лента о гражданской войне Тревожная молодость (по роману В.Беляева Старая крепость). Эта же тема была продолжена фильмами Павел Корчагин (экранизация романа Н.Островского Как закалялась сталь) и Ветер, сложившимися в своеобразную трилогию. В фильме Мир входящему (специальный приз Международного кинофестиваля в Венеции, 1962) Алов и Наумов тепло и проникновенно рассказали об одном из эпизодов конца Отечественной войны, когда солдатская доблесть принимает форму заботы и милосердия.
В 1966 режиссеры обратились к творчеству Ф.М.Достоевского (Скверный анекдот), результатом стала искрометная сатирическая фантасмагория, полная гротескных образов и политических аллюзий (из-за чего фильм был запрещен к прокату). В эпическом киноромане Бег (по мотивам произведений М.Булгакова) Алову и Наумову удалось проследить драматическую судьбу различных представителей русского общества, попавших в водоворот гражданской войны и эмиграции. Серьезное отношение к историческому и литературному материалу в процессе авторской работы над сценарием и постановки фильма способствовало заметному смягчению неизбежных в то время идеологических акцентов и углублению характеров героев фильма, ярко сыгранных В.Дворжецким, М.Ульяновым, А.Баталовым и другими актерами.
Интерес к эпохе гражданской войны и опыт экранизации романа Как закалялась сталь побудили Алова и Наумова к повторному обращению к роману Н.Островского – на этот раз в форме сценария для телесериала, поставленного режиссером Н.Мащенко. Пристрастие к эпическим сюжетам и масштабным историческим реконструкциям нашло свое продолжение в двухсерийной картине Легенда о Тиле (по Ш. де Костеру; главная премия МКФ в Брюсселе, 1980), где наиболее четко проявились особенности поздней режиссерской стилистики Алова и Наумова – «барочная» насыщенность, даже чрезмерная тяжеловесность изобразительных решений, многофигурные композиции и красочные массовки, совмещение реалистически-бытового и иллюзорного ряда. В реальную историческую канву (встреча лидеров стран-участниц антигитлеровской коалиции) был вписан сюжет Тегерана-43 (главная премия МКФ в Москве, 1981), одного из лучших советских фильмов в жанре политического триллера, поставленного в копродукции с рядом зарубежных кинокомпаний и при участии иностранной кинозвезды (Ален Делон). Последней режиссерской работой Алова была экранизация романа Ю.Бондарева Берег, где события современности переплетались с воспоминаниями о прошедшей войне.
Умер Алов в Риге 12 июня 1983.
Алов А., Наумов В. Статьи. Свидетельства. Высказывания. М., 1989
Ответь на вопросы викторины «Наше кино»