ИВАНОВСКИЙ, АЛЕКСАНДР ВИКТОРОВИЧ
ИВАНОВСКИЙ, АЛЕКСАНДР ВИКТОРОВИЧ (1881–1968), русский советский режиссер театра и кино, сценарист, либреттист. Заслуженный деятель искусств РСФСР (1936). Родился 29 ноября 1881 в Казани. Окончил юридический факультет Казанского университета (1906). С 1904 по 1917 работал режиссером в Москве, в Оперном театре С.И.Зимина, по поручению которого неоднократно выезжал за границу знакомиться с опытом известных музыкально-драматических коллективов. В 1918 был приглашен на киностудию И.Ермольева в качестве ассистента к режиссеру Я.Протазанову, в 1920–1921 продолжил работу в музыкально-драматических театрах. С 1922 – режиссер на петроградской фабрике «Севзапкино», после 1928 работал на различных ленинградских киностудиях.
Ивановский проделал путь от влюбленного в искусство дилетанта до профессионала, на счету которого несколько серьезных удач. Еще гимназистом он стал завсегдатаем Казанского театра, особенно славившегося оперными постановками. Желание попробовать силы в режиссуре, увеличенное недовольством постановками музыкальных спектаклей, привело его в Москву, в Оперный театр Зимина. Поначалу помогая в разработке оформления спектаклей, изучая живопись и архитектуру в музейных фондах (что совершенно нетипично для театральной практики того периода), Ивановский получает затем возможность поставить спектакль. За комической оперой Царь-плотник последовали Фигляр, Пиковая дама и др.
Приход Ивановского в кино столь же необычен. Увидев фильм Пиковая дама, он послал восторженное письмо исполнителю главной роли И.Мозжухину. Тот не ответил, но через несколько лет сам предложил принять участие в съемках фильма Отец Сергий. Из ранних работ режиссера популярностью у публики пользовались картины из русской истории Дворец и крепость и Декабристы. Режиссер пытался сделать ленты зрелищными и убедительными, снимая подлинные интерьеры и предметы (например, съемки первого фильма проходили в апартаментах Зимнего дворца, взята была настоящая карета Александра II), тем не менее он так и не добился кинематографической специфики, в лентах различимы приемы оперного театра.
Интерес режиссера к классической литературе сказался в многочисленных экранизациях, среди которых Пунин и Бабурин и Три портрета (по И.С.Тургеневу), Комедиантка (по Н.С.Лескову), Иудушка Головлев (по М.Е.Салтыкову-Щедрину), Враги (по М.Горькому). Особую популярность завоевал фильм Дубровский (по А.С.Пушкину), хотя сюжет первоисточника сильно изменен и политизирован – большое место занимает народное восстание, а сцена штурма усадьбы помещика Троекурова напоминает сцену штурма Зимнего дворца.
Не порывавший связей с музыкальным театром (им написаны либретто оперы Помпадуры, 1939, и балета Динамиада, по которому Д.Шостаковичем создан балет Золотой век, 1930), режиссер активно разрабатывал жанр музыкального фильма. Наиболее удачны фильмы Музыкальная история (Государственная премия СССР, 1941) и Антон Иванович сердится. Если в первом судьба шофера Пети Говоркова не более чем повод для интриги, то во втором за непритязательным сюжетом о профессоре консерватории, отрицавшем право легкой музыки на существование, пока явившийся в видении И.С.Бах не напомнил, что и сам писал нечто, кроме хоралов и месс, присутствует жгучая современность. В образе композитора-авангардиста Керосинова, сочиняющего «физиологическую» музыку, угадывался публично осужденный за «формализм» Д.Шостакович. Творческий путь Ивановского-кинорежиссера увенчался увлекательной эксцентрической комедией о цирке Укротительница тигров, где сыграли свои первые роли в кино Л.Касаткина и Н.Ургант.
Умер Ивановский 12 января 1968.
Евгений Перемышлев
Ивановский А.В. Воспоминания кинорежиссера. М., 1967
Ответь на вопросы викторины «Наше кино»