СУКХА
СУКХА (пали sukkha, санскр. sukha – «удовольствие», «наслаждение», «счастье»), в индийской философии, положительное эмоциональное состояние индивида, составляющее прямую противоположность отрицательному, страданию (духкха).
Буддизм
представляет ту концепцию удовольствия, согласно которой оно рассматривается как оппозиция «эмпирическому» страданию и есть одна из форм страдания «ноуменального». Согласно формуле четырех «арийских истин», одним из проявлений страдания является разъединение с приятным (составляющее пару с соединением с неприятным): заслуживающего внимания соединения с приятным не бывает. В некоторых Абхидхармических текстах в ряду триад стремление к удовольствиям перечисляется наряду со стремлением к существованию и религиозной жизни; среди форм самого существования различаются существование чувственных удовольствий, материальных форм и существование нематериальное; различаются также три вида счастливых рождений и три вида рождений в состоянии удовлетворенности. Для абхидхармических классификаций показательно различение ощущений, приносящих «эмпирическое» удовольствие, страдание и ни то, ни другое, равно как в числе разновидностей кармического воздаяния состояние удовольствия названо наряду с состоянием страдания и «нейтральным». Среди иерархизаций ощущений чувство удовольствия считается низшим: над ним «надстраиваются» ощущения страдания, радости, печали и, наконец, равнодушия, а способность к восприятию удовольствий, вместе со способностью к восприятию страданий, включается в список 22 человеческих способностей.
Чувство радости-удовольствия обсуждается в Абхидхармических текстах и в связи с иерархизацией основных ступеней медитации (дхьяны). «Пропитанность» состоянием сублимированного удовольствия характеризует первую среди этих ступеней – наряду с наличием дискурсивного мышления. На дальнейших ступенях это состояние «снимается», уступая место более сбалансированным и нейтрализованным (ср. канонические тексты Трипитаки). Пример – описание медитативных ступеней в Абхидхармамрите Гхошаки, где первый из восьми «трансов» характеризуется наличием «пяти членов»: начальной мыслью, «поддержанной» мыслью, радостью, удовольствием (сукха) и сосредоточенностью и связано с тремя чувствами – радостью, удовольствием и равнодушием. Согласно другим иерархизациям, состояние радости-удовольствия характеризует вторую ступень, тогда как первую характеризует только дискурсивное мышление. Некоторые классификации допускают состояние радости-удовольствия на всех трех первых медитативных ступенях, предполагая, что оно «снимается» только на четвертой, где нет уже ни удовольствия, ни страдания в эмпирическом смысле. Примером может служить Абхидхармасара (Абхидхармахридая) Дхармашри. Это состояние за пределами удовольствия и страдания считается тем достижением «практикующего», после которого он может переходить к освоению уже высших «степеней». В этой трактовке, правда, нет ничего специфически буддийского: и брахманисты и джайны связывали освоение высших состояний с устранением оппозиций приятного-неприятного, удоволетворенности-неудовлетворенности, удовольствия-страдания (что достигается упражнениями в равнодушии к похвале-хуле и т.д.).
Санкхья-йога
начала заниматься вопросом о положительных и отрицательных эмоциональных состояниях сознания никак не позднее буддизма, но даже предвосхитила его «исчисления», в том числе в связи с четырьмя ступенями медитации, которые восходят к первому учителю будущего Будды – Алара Каламе. Уже в древней санкхье гуны, которые можно интерпретировать как «реалии» индивидуального существования, обусловливают три рода ментальных состояний (ведана) – при этом саттва соотносится с радостью, «приятностью», наслаждением, счастьем.
В классической санкхье удовольствие является основным эмоциональным проявлением гуны саттва, подобно тому как «эмпирическое» страдание – раджаса, а заблуждение – тамаса (страдание «ноуменальное» равнозначно активности трех гун как таковой). В Йога-сутрах при рассмотрении пяти корневых аффектов сознания, привязывающих индивида к кругу сансары, влечение (рага) характеризуется как то, что опирается на удовольствие. Вьяса в комментарии к этой сутре разъясняет, что влечение обусловливается воспоминанием о прошлом наслаждении, которое вызывает желание, «жажду», активное стремление к наслаждению. В комментарии к Санкхья-карике – Юктидипике – разрабатывается схема пяти источников-мотиваций действия (карма-йони), среди которых, наряду с «решимостью», верой, желанием познания и желанием прекращения познания, названо стремление к счастью (сукха), результат «сотрудничества» гун саттвы и тамаса при «нейтрализации» раджаса. Данная схема неоднократно воспроизводится и в поздней санкхье, например в кратком «индексе» ее учения Таттвасамасе, в самом раннем комментарии к которой – Крамадипике (ок. 14 в.) – цитируется стих, согласно которому, «когда служат призыванию богов, предписанному и аскезе, в постоянной готовности к искупительным жертвам, это называют стремлением к счастью». Стремление к счастью вместе с тремя другими указанными мотивами действия ведет к закабалению (только желание познания – к «освобождению»). В Санкхья-сутрах утверждается, что конечным идеалом может быть только освобождение от страданий, поскольку 1) стремление к удовольствию уступает по своей «интенсивности» желанию освободиться от страданий, 2) в мире вообще трудно найти счастливого, 3) удовольствие смешано со страданием, и потому разумные относят его к страданию, 4) на возражение некоторых оппонентов (прежде всего ведантистов), что без обретения счастья цель человеческого существования (пурушартха) не достигается, можно ответить, что это цель несовершенных.
Другие системы.
В Ньяя-сутрах статус удовольствия определяется вполне ясно: полностью преобладающим фактором в существовании индивида является страдание, тогда как удовольствие «обнаруживается в промежутках»; его нельзя отрицать – уже потому, что его последствия в виде многообразных скорбей для всех очевидны; главная же неприятность для человека состоит в том, что он принимает за удовольствие то, что на деле относится к страданию. Ватсьяяна в Ньяя-бхашье, комментируя положение составителя сутр о том, что скорби неустранимы вследствие дефекта устремленности (парьешана) к удовольствиям, уточняет, что «дефект «устремленности» таков: это [живое существо] ищет то, что считает [желанным]; это искомое не достигается или, будучи достигнутым, теряется или достигается в меньшей степени, [чем хотелось бы,] либо же осуществимо [посредством преодоления] многих препятствий – поэтому вследствие этого дефекта «устремленности» ум подвергается многообразным мучениям. Таким образом, у искателя [удовольствий] вследствие [cамого] дефекта «устремленности» нет прекращения скорби. По причине неустранимости скорби и предлагается медитация, именуемая «[все есть] страдание», а затем цитирует гномический стих, по которому, «когда желающий удовлетворяет одно из желаний, его [очень] скоро [начинает] мучить другое». Далее Ватсьяяна, в полном соответствии с буддийскими установками (к которым он относится весьма критически едва ли не во всех других случаях), утверждает, что «вследствие [этой] ложной установки [на достижимость счастья человек] привязывается к удовольствиям; привязавшись, стремится к ним; когда же стремится к ним и испытывает многообразные страдания, обусловливаемые рождением, болезнями, старостью, смертью, соединением с нежеланным, разъединением с желанным и недостижением желаемого, то страдание ложно принимается [им] за удовольствие. [На самом деле] страдание включается в удовольствие, которое нельзя испытать, не вкусив страдания».
Из значительных философских направлений только ведантисты отважились оспорить тезис, в соответствии с которым истинное счастье – лишь избавление от страданий, утверждая, что оно содержит в себе и нечто большее. В этой связи Мандана Мишра иронизирует над оппонентами веданты, которым следует считать, что страждущий в аду А должен испытывать счастье уже от того, что он не страждет в аду В, а Сурешвара приводит удачный пример, по которому радость от рождения сына есть нечто отличное от избавления от страдания вследствие бездетности. Они же пытались провести разграничение между объемами понятий «удовольствие», «желание как таковое» (иччха) и «блаженство» (ананда), которое их оппоненты смешивали.
См. также АНАНДА; БХАКТИ; ГУНЫ; ДУХКХА; ЙОГА-СУТРЫ; ЙОГАСУТРА-БХАШЬЯ; КАРМА; МОКША; НЬЯЯ-БХАШЬЯ; НЬЯЯ-СУТРЫ; ПУРУШАРТХА; САНКХЬЯ-СУТРЫ; САТЬЯ; ТАНТРЫ; ТРИПИТАКА; ЮКТИДИПИКА.
Ответь на вопросы викторины «Новый Год и Рождество»