НЬЯЯ-СУТРЫ
НЬЯЯ-СУТРЫ (санскр. ), главный текст философской системы ньяя, составленный в 3–4 вв., хотя многие сутры добавлялись позднее. Составитель Ньяя-сутр опирался на предшествовавшие учебные пособия наяиков по теории аргументации, а также на тексты, в которых излагались общие положения ньяи и вайшешики. Каждый из пяти разделов Ньяя-сутр содержит по две главы.
Раздел I посвящен определениям и классификациям 16 нормативных диалектических тематических единиц ньяи: источники знания (прамана), предметы знания (прамея), сомнение (саншая), цель-мотив (пройоджана), иллюстративный пример (дриштанта), доктрины (сиддханта), члены силлогизма (аваява), рефлексия (тарка), удостоверенность в решении дилеммы (нирная), диспут (вада), софистическая дискуссия (джалпа), эристическая дискуссия (витанда), псевдоаргументы (хетвабхаса), словесные ухищрения в дискуссии (чхала), псевдоответы (джати) и причины поражения в споре (ниграхастхана). В разделе II представлено критическое исследование сомнения и источников знания. Отвергается довод буддистов-мадхьямиков, по которому сами источники знания должны постигаться через другие, т.е. предполагают регресс; по Ньяя-сутрам, они сравнимы со светильником, освещающим и внешние предметы и самого себя. Обосновывается реальность целого помимо частей, настоящего времени – помимо прошедшего и будущего. Представлена классификация священных текстов, которые делятся на предписания, описания и «воспроизведения». Реальных источников знания четыре – восприятие, умозаключение, сравнение и слово авторитета, другие (предлагаемые мимансаками) включаются в них. В полемике с мимансой по трактовке звука (как основы слова) составитель Ньяя-сутр опровергает тезис своих оппонентов, считающих звук безначальным. Значение слова составляют не индивиды, «формы» или классы по отдельности, но все эти референции вместе взятые. В разделе III доказывается, что Атман не сводим ни к внешним, ни к внутренним чувствам; рассматривается структура тела; обосновывается происхождение пяти чувств из материальных элементов, исследуется механизм зрительного акта. Знание (буддхи) не является вечным, но его «местопребыванием»-локусом может быть только вечный Атман (а не внешние чувства или ум-манас), который является также субъектом желания и неприязни. Атман несводим к манасу, но каждому Атману соответствует «свой» манас, а тело производится кармой. В разделе IV рассматриваются дефекты сознания (доша), а также причинность: целое производится из частей как нечто новое. Вопреки утверждениям буддистов, вещи не только преходящие, но и непреходящие. Анализируются «плоды» действий, страдание и «освобождение» (мокша). Страдание не природно и не безначально, но обусловлено желаниями (и может быть устранено); истинное познание разрушает дефекты сознания. Целое, вопреки буддистам, не сводится к частям, ибо в определенном смысле внеположно им. Атомы «располагаются» за пределами восприятия и являются неделимыми. Внешний мир, вопреки буддийским идеалистам, существует, его феномены не являются миражами. Для достижения «освобождения» помимо познания рекомендуется психотехника и общение с теми, кто приблизился к истине. Раздел V посвящен классификации псевдоответов и причин поражения в споре.
Ньяя-сутра стали основанием системы ньяи. В 4–5 вв. к сутрам был добавлен первый из дошедших до нас комментариев – Ньяя-бхашья Ватсьяяны, в 7 в. – комментарий к этому комментарию Уддьотакары, в 9 в. – комментарий третьего порядка Ньяяварттика-татпарьятика Вачаспати Мишры. Положения Ньяя-сутр разрабатывались и в основных трактатах наяиков.
См. также АТМАН; БХАСАРВАДЖНЯ; ДУХКХА; КАРМА; МОКША; НАГАРДЖУНА; НЬЯЯ-БХАШЬЯ.
Шохин В.К. Брахманистская философия: начальный и раннеклассический периоды. М., 1994
Ответь на вопросы викторины «Новый Год и Рождество»