ЙОГАСУТРА-БХАШЬЯ
ЙОГАСУТРА-БХАШЬЯ (санскр. ), комментарий к Йога-сутрам, составленный Вьясой, вероятно, в 6 в. (по-видимому, он детально знал Абхидхармакошу Васубандху). Автор Йогасутра-бхашьи разрабатывает целый ряд тем, лишь намеченных в сутрах. Во введении предлагается пятеричная схема уровней сознания. В комментарии к сутрам I.24–25 Вьяса обосновывает непревзойденность Ишвары тем, что существо более могущественное должно быть им самим и не может быть никого равного ему; цель Ишвары – приносить бескорыстно пользу другим (индийские атеисты настаивали на немотивированности его действий). Вьяса, далее, отстаивает неизменность связи между словом и его объектом, солидаризируясь здесь с мимансаками.
В полемике с буддистами подчеркивается необходимость признания наряду со свойствами (дхарма) также их «носителя» (дхармин). Позиция же буддийского идеализма, отождествляющего объекты с их отражением в сознании, несостоятельна, поскольку один и тот же объект отражается различно ориентированными сознаниями и встает вопрос о том, каким именно из них он «сконструирован» (если все они в этом отношении «равноправны»); Вьяса видит единственный выход из затруднения в признании того, что сами модусы (букв. «пути») существования объекта и познания разнородны. Объективность внешних вещей обосновывается и их активностью: подобно магниту, они притягивают к себе сознание и «окрашивают» его.
См. также АНТАХКАРАНА; ВАСУБАНДХУ; ЙОГА-СУТРЫ; ПУРУША.
Владимир Шохин
Тексты классической йоги. («Йога-сутры» Патанджали и «Вьяса-бхашья»). М., 1992
Ответь на вопросы викторины «Новый Год и Рождество»