ШАХИДИЗМ
ШАХИДИЗМ. Термин шахид (шухада – мн. ч.) происходит от арабского глагола шахада – «свидетельствовать», то есть произносить шахáду «нет бога кроме Аллаха и Мухаммад его посланник». Обычно эту фразу должен произнести умирающий (в случае, если он не может сделать это сам – те, кто стоит у его одра). При этом умирающий должен поднять вверх указательный палец правой руки, что должно свидетельствовать о том, что он мусульманин.
Анализ текстов Корана говорит о том, что термин «шахид» употреблялся уже во времена пророка. В Коране это слово фигурирует неоднократно. Например, в сурах 2:127 и 137; 3:93; 5:117; 24:6; 50:20. В каждом случае это слово переводится как «свидетель». В суре 3 (аят 93) речь идет о самом Аллахе: «…Аллах – свидетель в том, что вы делаете…» и далее: «…Ты был наблюдателем за нами, и Ты – свидетель всякой вещи» 5 (аят 117). Таким образом, слово «шахúд» – эпитет Аллаха. И действительно, оно фигурирует в списке «Прекрасных имен (Аллаха)» (Аль-Асма' аль-хусна).
В Коране слово шахид в смысле «мученик» не употребляется. Но неоднократно говорится о жертвах, которые мусульмане понесли, сражаясь с язычниками: «Не говорите о тех, которых убивают на пути Аллаха: «Мертвые!» Нет, живые! Но вы не чувствуете» (Коран, 2:149). И.Ю.Крачковский, переводчик и исследователь Корана, в комментарии к этому высказыванию указывал, что эти слова пророк произнес после сражения при Ухуд в конце июля – начале августа 625. В данном случае «на пути Аллаха» можно интерпретировать как «во имя Аллаха». Таким образом, Мухаммад объяснял и оправдывал те жертвы, которые мусульмане понесли, сражаясь у холмов Ухуд (и воины, и мирные жители). Тем не менее, ни в одном из коранических фрагментов слово шахид, в смысле «мученик» не прочитывается.
Очевидно, что более поздние интерпретаторы, опираясь на суры (3:151 и 161; 4:71; XLVII:5–7), в которых говорится о воздаянии погибшим за веру, придали этому слову новый смысл. Характерно, что первоначальное, обыденное значение этого слова (как, например, свидетель в суде) сохранилось за словом шáхид (с ударением на первый слог), в то время как шахúд (с ударением на второй слог) стало переводиться как «мученик».
По мнению исследователей, эта эволюция произошла под влиянием восточного христианства. Шахидом стал называться тот, кто свидетельствует своей кровью, жертвует своей жизнью во имя Аллаха. В хадисах о жизни пророка (см. СУННА) можно найти указания на то, что погибшие за веру не подвергаются допросу Мункира и Накира, двух ангелов, опрашивающих усопших перед тем как определить их место в загробном мире. Шахиды беспрепятственно минуют мост барзах и в раю занимают места непосредственно у трона Бога. Считается, что перед погребением их тела не обязательно обмывать, ибо, пролив кровь за веру, они достигли состояния высшей чистоты.
В исламе порицается суицид и отсутствует институт камикадзе – добровольца-мученика, сознательно идущего на смерть ради идеи. Однако после гибели Али, а затем Хусейна, сына Али от дочери пророка Фатимы, у шиитов-имамитов (см. ШИИТЫ) возник культ мучеников. Практически все 12 имамов, признанных шиитами-имамитами, объявлены шахидами.
Впоследствии термин «шахид» стал обозначать мученика, погибшего за веру в результате священной войны (см. ДЖИХАД). Утверждается, что Муджахидун (участники священной войны) и шахиды, погибшие за веру (фи сабиль Алла) непременно попадут в рай.
В 20 в. термин шахид стал использоваться в политической практике. Все жертвы войн на Ближнем и Среднем Востоке (и воины, и мирные жители) считаются шахидами. Особое распространение получило движение шахидов (шахидизм) среди палестинцев, которые преднамеренно идут на смерть, организуя террористические акты на территории Израиля, Палестины и других стран.
Характерно, что в 1960–1970-х палестинцев, участвующих в террористических операциях против Израиля, называли фидаинами (фида'и, «жертвующий жизнью» – от арабского глагола фада' – «жертвовать собой»). Этот термин пришел из лексикона исмаилитов-низаритов (см. ИСМАИЛИТЫ), где он обозначал низшую (седьмую) ступень низаритской иерархии, которую возглавлял имам. Как правило, члены низших ступеней знали только «внешнюю (захир)» доктрину исмаилизма и обязаны были слепо повиноваться высшим чинам. Но с середины 80-х все чаще стал употребляться термин шахид.
Очевидно, что, совершая партизанские атаки на израильтян, палестинцы пытались таким образом заставить мировую общественность обратить внимание на ситуацию в арабо-израильском вопросе. В современном политическом лексиконе слово шахид закрепилось за всеми мусульманами, участвующими в военных действиях. Одновременно утвердилась практика именования участников террористических акций, которые знают о том, что теракт будет стоить им жизни «шахидами».
Ольга Бибикова
Петрушевский И.П. Ислам в Иране в VI–XVII веках. Ленинград, Издательство Ленинградского университета, 1966
Сhebel M. Dictionnaire des symbols musulmsns. Rites, mistique et civilisation. Paris, « Albin Michel», 1995
Ответь на вопросы викторины «Новый Год и Рождество»