СУННА
СУННА (араб. ас-сунна) – в первоначальном смысле означает «обычай, пример, путь, направление (по которому следует идти)». Под этим понятием подразумевается жизненный путь пророка Мухаммада как пример для всех мусульман.
Еще до Мухаммада каждое арабское племя имело свою «сунну», то есть неписанное собрание морально-правовых предписаний, «обычное право» патриархально-общинного общества, которые унаследованы племенем от предшествующих поколений. Потребность в сунне – своде правил поведения мусульманина во всех жизненных ситуациях – возникла после смерти пророка. После его кончины оказалось, что предписаний, содержащихся в Коране, не достаточно для решения всех государственных общественных проблем. Возникла практика поиска прецедента, т.е., если решения нельзя было найти в Коране, обращались или к действиям самого пророка (сунна), или к древним обычаям Медины (тем более, что Мухаммад не отвергал родо-племенных законов). В крайнем случае, прибегали к мнению (рай) судьи, который должен был решать «по справедливости». Таким образом, уже на раннем этапе формирования мусульманской общины возникло две тенденции. Первая предлагала пользоваться предписаниями Корана, исходившими от пророка, т.е., основываясь на документально зафиксированных нормах, вторая допускала независимое суждение факиха, который должен был брать на себя ответственность за принятие решения.
Первоначально использование рая (личного мнения факиха) не получило широкого распространения. Мусульмане предпочитали опереться на высказывания и действия пророка, которые, будучи зафиксированы, стали вторым, после Корана, источником ответов на возникающие вопросы. Таким образом, соблюдать сунну означало следовать примеру Мухаммада, подражать ему. В Коране встречаются выражения «сунна предков» (Коран, 8:39, 15:13, 18:53, 35:41) и «сунна Аллаха» (Коран, 17:79, 33:62, 48:23), что означает практику, которой придерживались предшествующие поколения, или сам Аллах. Вне Корана под словом «сунна» подразумевается более широкое понятие. С течением времени сунна приобрела черты, позволяющие отождествлять ее с понятием «правоверие» в христианстве.
Следование правилам, изложенным в сунне, считается обязательным для членов мусульманской общины. Отсюда возникло название «сунниты» – те, кто следует путем. После смерти Мухаммада на основе сунны решались многие практические вопросы жизни общины и даже халифата. Пропагандистами сунны изначально выступали сподвижники пророка и члены его семьи, которые сохранили в памяти высказывания пророка, его поступки или даже молчание в некоторых ситуациях. Впоследствии в сунну стали включать примеры из жизни четырех праведных халифов – Абу Бакра, Умара, Усмана, Али.
Проблема соотношения сунны и Корана занимает важное место в трактатах по основам религии (усул ад-дин). В частности, высказывалось мнение, что если сунна может обойтись без Корана, то Коран не может обойтись без сунны. В трудах по основам фикха в 9–10 вв. обсуждался вопрос допустимости иных источников решения правовых казусов кроме Корана и сунны.
Мусульманская сунна включает в себя нормы государственного, уголовного, имущественного, семейного права, а также предлагает стереотипы поведения мусульманина в быту. Как было сказано выше, первоначально за основу была взята сунна Мухаммада, включающая в себя поступки (фиал) и высказывания (каул) пророка, зафиксированные его последователями в виде хадисов (хадис, мн. ч. ахадис – сообщение, рассказ).
Появление и дальнейшее использование хадисов было обусловлено тем, что «божественных установлений», изложенных в Коране, оказалось недостаточно для решения множества вопросов, встававших перед новыми поколениями мусульман (см. также МУСУЛЬМАНЕ). Важным источником стали предания о поступках, речах, советах и рекомендациях Мухаммада его современникам. Идеальный образ пророка, вождя, основателя государства, сначала бедного и гонимого, но не побоявшегося выступить против заблуждений своих соплеменников, человека, которого избрал для своих посланий Аллах, вызывал уважение и восхищение мусульман. Это был образ, по которому каждый мог сверять свои поступки. Поэтому учение о пророке Мухаммаде, его словах и делах, стало важной составной частью ислама, вошло в символ веры, в право, в богословие, историографию и литературу.
Информация о высказываниях и поступках пророка, об обстоятельствах, сопровождавших ту или иную ситуацию, составили самостоятельный раздел арабской литературы. Каждое сообщение сопровождалось иснадом – ссылкой на непрерывную цепь людей, передаваших эту информацию. Как правило это были люди из ближайшего окружения Мухаммада – Абу Бакр, Умар, Айша, Али, Абу Хурайра и др. Согласно установившейся традиции, чем более достойным уважения был передатчик, особенно последний в цепи иснада (то есть самый ранний), тем более несомненной считалась достоверность текста (матн), следовавшего за иснадом. Наиболее достовреными хадисами были те, которые можно было проследить по нескольким цепочкам передатчиков.
Примерно за два с лишним столетия число хадисов достигло астрономических цифр: более миллиона.
К началу 8 в. в «науке о хадисах» ('ильм аль-хадис) сложилось три школы: мединская, иракская и сирийская, между школами не было согласия, и они обвиняли друг друга в ереси.
Тогда же началась письменная фиксация хадисов. От первоначально этапа ничего не сохранилось, но во второй половине 9 в. существовало уже шесть сборников хадисов, которые надолго и прочно завоевали авторитет и переписывались в большом количестве экземпляров.
Среди суннитов наибольшим авторитетом пользовались шесть сборников: Аль-джами ас-сахих аль-Бухари (810–870); ас-Сахих Муслима ан-Нишапури (817–875). Меньшую популярность имеют Суннан Ибн Мажда (ум. 886); Суннан Абу Дауда ас-Сиджистани (ум. 888); Аль-джами аль-кабир Мухаммада ат-Тирмизи (ум. 892); Суннан ан-Ниса'и (ум. 915).
Однако наиболее авторитетным сборником хадисов считается Аль-джами ас-сахих, составителем которого был Мухаммад аль-Бухари. Он отобрал 7400 хадисов, которые считал наиболее достоверными. Ас-сахих признан мусульманами выдающимся руководством по фикху (комплекс правил поведения мусульманина). В других сборниках интерес составителей был сосредоточен вокруг тех или иных правил и норм быта. Подробно рассматривается что дозволено (мандуб) и что запрещено (макрух), как относиться к ритуалу, пище, одежде, взаимоотношениям между людьми, к заключению договоров о купле-продаже, о торговле рабами и т.д.
В целом на базе хадисов была разработана система стереотипов поведения мусульманина, где все поступки человека рассматривались через призму пяти понятий: ваджиб или фард – «обязательные», мандуб – «рекомендуемые», мубах или джа'из – «дозволенные» (но не предполагающие одобрения или награды), макрух – «не одобряемые» (но не запрещаемые) и махзур – «запрещенные».
Впоследствии на основе хадисов была создана сира – биография (жития) пророка Мухаммада, так же прокламирующая его жизненные принципы.
В 9–10 вв. мусульманские богословы обсуждали вопрос о допустимости использования в качестве «усуль ад-дин» (основ религии) других источников, однако большинство их отвергло такую возможность. Периодически звучат призывы следовать положениям сунны в быту буквально (вплоть до отказа от вещей, появившихся после смерти Мухаммада), воспроизводя детально образ жизни мусульманской общины времен пророка. Подобной практики придерживались ваххабиты (последователи Мухаммада ибн Абд аль-Ваххаба) в Аравии еще в 18 в., сегодня ее пропагандируют сторонники фундаменталистских движений.
Сунна является составной частью мусульманского богословского образования. При подготовке имамов и факихов (богословов-законоведов) знание сунны пророка является одним из необходимых условий авторитета религиозного деятеля. В богословии существует ряд дисциплин, которые непосредственно основаны на сунне, по ней сверяются все нововведения, в противном случае они объявляются бид'а (ненужным новшеством).
Ольга Бибикова
Петрушевский И.П. Ислам в Иране в VII – XV веках. Ленинград, Издательство ленинградского университета, 1966
Очерки истории арабской культуры. V–XV вв. М., Наука, 1982
Массэ А. Ислам. М., Наука, 1982
Ислам. Историографические очерки. М., Наука, 1991
Крымский А.Е. История мусульманства. М., Жуковский, Кучково поле, 2003
Прозоров С.М. Ислам как идеологическая система. М., Восточная литература, 2004
Ответь на вопросы викторины «Новый Год и Рождество»