ФАТИМА
ФАТИМА (606–632) – дочь пророка от его первой жены Хадиджи. С детства она была предназначена в жены своему дяде Али, двоюродному брату Мухаммада. Через три года после их свадьбы, состоявшейся в Медине, появился на свет Хасан, а затем и Хусейн, любимые внуки Мухаммада. Известно, что это была добрая и отзывчивая женщина, проявлявшая милосердие по отношению к раненым, а также ко всем, кто нуждался в ее помощи. По свидетельству историков, Али хотел обзавестись другими женами, однако Мухаммад, узнав об этом, предупредил, что он может привести в дом новую жену, если только разведется с Фатимой, «ибо она часть моего тела». Пророк был искренне привязан к семье дочери и часто принимал в ее доме гостей, прибывающих из разных стран. Однажды, представляя гостям Али и своих внуков, он, накрыв их плечи краем своего плаща, сказал «А это моя семья!» Впоследствии в шиитской литературе семейство Али стали называть ахл киса – «люди плаща».
Фатима сторонилась интриг, которые происходили среди женщин дома пророка. Но когда пророк привез новую жену иудейку Сафию, Фатима поддержала ее, помогая привыкнуть к новым условиям жизни. После смерти Мухаммада Фатима (также как и Али) предполагала, что именно ее супруг унаследует власть в общине и станет преемником Мухаммада. Однако этого не произошло. Когда Абу Бакр, выбранный халифом, пришел к Али, чтобы объясниться, то Фатима не пустила его. Позднее Абу Бакр отказал ей в праве наследовать доходы от оазиса Фаддак, который считался личной собственностью пророка.
В исламском календаре 20-й день месяца рамадана считается днем ее рождения, а третий день месяца джумада (вероятно 632) – днем ее смерти. В жизнеописании пророка Фатиме уделено мало места. Это объясняется тем, что передатчики сюжетов были в основном из окружения Айши, самой молодой жены пророка.
Особо почитают Фатиму шииты, ибо для них образ Али в ряде случаев затмевает образ Мухаммада. Отсюда и эпитет Ум абихи, то есть «мать своего отца». В шиитской литературе можно встретить рассказы о совершаемых ею чудесах. Кроме того, ее называли Марьям аль-кубра, то есть «старшая (или величайшая) Марьям» в знак близости ее образа к образу христианской Девы Марии. Об этом свидетельствует еще один эпитет аль-Батул – «девственница».
Более того, шииты, толкуя аллегорически Коран, считают, что о ней сказано в Коране (3:195; 55:19; 92:3). Согласно шиитской традиции именно Фатима в Судный день первой войдет в рай.
Ольга Бибикова
Массэ А., Ислам. М., «Наука», 1982
Chebel M. Dictionnaire des symbols musulmans. Rites, mystique et civilization. Paris, «Albin Michel», 1995
Ответь на вопросы викторины «Эпоха Возрождения»