САНСКАРЫ
САНСКАРЫ (санскр. ), многозначный и трудно переводимый термин санскритских текстов; для религиозной культуры наиболее важными были два его значения.
1. Санскары в значении «деланий», «очищений», «усовершенствований» (отсюда термин «санскрит» – «отделанный» грамматистами язык), т.е. результатов целенаправленной деятельности, – главные домашние обряды, через которые должен был пройти «дваждырожденный» (представитель первых трех варн), чтобы быть «хорошо отделанным» для прохождения основных этапов жизни и быть подготовленным для следующего рождения в соответствии с верой в «закон кармы». Истоки санкскар-обрядов восходят к поздневедийскому периоду, но систематизируются только на стадии специальных ритуальных текстов – Грихьясутр и Дхармасутр (ок. середины I тыс. до н.э.) и Дхармашастр. Число предписываемых санскар варьирует от 12 до 40. Наиболее устоявшейся считается схема 16 основных обрядов, в результате которых вся жизнь «дваждырожденного» осмысляется как единый цикл жертвоприношений. Среди них три санскары совершаются для человека еще до его рождения: обряды, призванные обеспечить благополучное зачатие (гарбхадхана), обеспечить рождение именно мальчика (пумсавана) и разделение волос будущей матери (симантоннаяна) – чтобы отогнать злых духов. Шесть санскар совершаются над родившимся ребенком: церемония в связи с самим рождением (джатакарма), наречение имени (намакарана), первый вынос на улицу (нишкрамана), обряд первого кормления (аннапрашана), церемония стрижки (чудакарана), обряд прокалывания ушей (карнаведха). Пять обрядов «усовершенствуют» человека во время обучения: начало изучения алфавита (видьярамбха), главный обряд инициации – «нового рождения» (упанаяна), начало изучения Вед (ведарамбха), бритье бороды (кешанта) и обряд омовения в конце ученичества (снана). Оставшиеся санскары связаны со свадебным обрядом (виваха) и с «последним жертвоприношением» похорон (антьешти).
2. Санскары в противоположном значении подсознательных, инерционных механизмов психики (инерционное движение физического тела также называется санскара) составляют понятие, исследовавшееся теоретиками йоги. Вьяса, автор Йогасутра-бхашьи (6 в.) – нормативного комментария к сутрам йоги, определяет их как бессознательные отпечатки-остатки предшествующих действий (совершенных в этой и прошлых жизнях), которые определяют память (типично инерционное явление) и, в свою очередь, обусловливаются ею. Кроме санскар как причин памяти и аффектов в виде бессознательных следов в сознании, различались и другие – причины созревания плодов кармы в виде дхармы и ее противоположности. Cанскары оказывают значительное воздействие на ориентацию индивида, так как прошлый опыт удовольствий создает расположенность к ним, а опыт страданий – к страданиям, но оба фактора обусловливают предрасположенность к действиям, а санскары как таковые заставляют человека мыслить: «Я есмь», «Это – мое», «Я знаю» и т.д., а значит и отождествлять духовное начало с тем, что ему непричастно. Cанскары пребывают в разных режимах активности, и более выявленные подавляют более латентные. Хотя в целом они обусловливают нахождение в сансаре, составляя один из механизмов «закона кармы», среди них есть более благоприятные, которые препятствуют другим, более аффектированным санскарам.
См. также ВАРНЫ; ЙОГАСУТРА-БХАШЬЯ; КАРМА; МОКША
Пандей Р.Б. Древнеиндийские домашние обряды (обычаи). М., 1982
Классическая йога («Йога-сутра» Патанджали и «Вьяса-бхашья»). М., 1992
Ответь на вопросы викторины «Новый Год и Рождество»