САМОУБИЙСТВО, СУИЦИД
САМОУБИЙСТВО, СУИЦИД (suicide) – сознательный отказ человека от жизни, связанный с действиями, направленными на ее прекращение. Является одной из наиболее крайних форм отклоняющегося (девиантного) поведения.
Научный термин «суицид» впервые начал использовать врач и философ 17 в. Томас Браун, образовав его от латинского sui (себя) и caedere (убивать).
Следует обратить внимание на две важные особенности определения самоубийства.
Самоубийством называют как сознательные действия, приведшие к смерти, так и действия, в результате которых была совершена попытка лишения себя жизни, но в силу обстоятельств не повлекшая фатального исхода. В связи с этим в последнее время ученые стали различать фатальное (завершенное) самоубийство и нефатальное самоубийство (или суицидальная попытка).
Ключевым понятием в определении выступает осознанность предпринятых человеком действий. Самоубийство – явление, свойственное только людям. Может показаться, что нечто похожее на самоубийство наблюдается и в животном мире. В литературе описываются случаи, когда животные, попадая в неволю, отказываются от пищи и погибают от голода, также широко известны массовые «самоубийства» китов. Однако во всех этих случаях поведение животных базируется на инстинктах, его ни в коем случае нельзя назвать осознанным.
История суицида.
Отношение к самоубийству и к самоубийцам на протяжении всей истории человечества было не однозначным. Очень многое зависело от того, кто и при каких обстоятельствах совершал самоубийство. Отношение к самоубийцам у разных народов и в разные эпохи менялось от безоговорочного осуждения (у христиан) до преклонения перед ними (в Японии).
Известно, например, что в античных обществах благосклонно относились к самоубийству осужденных преступников. Если кончал с собой потерпевший поражение политический деятель (Демосфен, Ганнибал, Сенека), это считалось героическим проявлением силы воли. Однако в позднеримской империи, когда получили распространение самоубийства рабов, лишение себя жизни стали считать негативным действием, лишающим владельца его ценной собственности.
Со времен средневековья между Западом и Востоком стали наблюдаться существенные различия в восприятии самоубийства.
В странах Востока акт самоубийства чаще всего не рассматривался как что-то антиобщественное – он не только не запрещался, но часто, наоборот, приносил самоубийце уважение окружающих. Так, в Индии практиковалось ритуальное самосожжение жены, потерявшей своего мужа (сати). Вдове-самоубийце оказывались божественные почести, она канонизировалась перед «самовольным» уходом из жизни. В Китае же самоубийство считалось традиционным методом мести обидчику.
Еще большее значение самоубийство играло в японской культуре. Известна существовавшая в феодальной Японии традиция ухода из жизни самураев с помощью харакири. Это выражение, широко распространенное среди не-японцев, у самих японцев не пользуется популярностью. Они предпочитают употреблять другое понятие – сеппуку, которое пишется с помощью тех же знаков, но в обратном порядке. Этот ритуал был четко регламентирован и, будучи чрезвычайно болезненным и медленным способом самоубийства, одобрялся как наиболее эффективный для демонстрации храбрости, самообладания и решительности самурая. Культура совершения такого самоубийства была настолько развитой, что даже предусматривала ситуации не только добровольного сеппуку, но и обязательного сеппуку.
Добровольное сеппуку практиковалось с 12 в. и было связано со стремлением побежденных воинов избежать позора, попав в руки противника. Такого рода самоубийство совершил, например, в 1189 Минамото Ёсицуне – отважный воин и полководец, попавший в немилость к своему брату – правителю Японии. В отдельных случаях добровольное сеппуку было призвано продемонстрировать лояльность к своему господину (если погибал господин, то подчиненные следовали за ним даже после его смерти) как протест против политики правительства или в качестве искупления ошибок, допущенных в работе.
Обязательное сеппуку применялось в тех случаях, когда самурай приговаривался к казни. Сеппуку при таких обстоятельствах рассматривалось как более достойный способ ухода из жизни, в сравнении со смертью от руки палача. Этот вид самоубийств был распространен с 15 в. и до 1873, когда он был запрещен. Именно таким образом ушли из жизни в 1703 знаменитые 47 «ронина» – самураи, потерявшие своего господина и отомстившие за него обидчику, за что были приговорены императором к самоубийству.
Такое лояльное отношение к самоубийству в странах Востока во многом объясняется влиянием буддизма. По классическим канонам этой религии, жизнь рассматривается как страдание, а душа человека проходит много циклов, переходя из одного состояния в другое. Поэтому уход из жизни вполне допустим, поскольку является индивидуальным выбором самого человека.
Кардинально противоположная ситуация наблюдалась в странах средневекового Запада. Христианство осуждало самоубийц, которые, сознательно отказываясь от жизни, стремились таким образом убежать от той судьбы, которая была им предначертана Богом. Им отказывалось в спасении души, их запрещалось хоронить на кладбище. Тех же самоубийц, кто случайно оставался в живых, приговаривали к каторжным работам, как убийц.
Чтобы отвратить людей от самой мысли о возможности самоубийства, в средневековой Западной Европе трупы самоубийц подвергали самым изощренным надругательствам. Тела вешали за ноги на центральных улицах, закапывали на перекрестках с вбитым в сердце колом, с позором хоронили вместе с павшимим животными. Иногда из могил выкапывали трупы людей, всего лишь заподозренных в том, что они наложили на себя руки. Такие строгие меры были не стихийными: так, например, во Франции при Людовике XIV тела самоубийц, согласно закону, таскали на носилках по улицам лицом вниз, затем вешали, после чего бросали на живодерню. Официальные юридические законы, преследующие тех, кто пытался свести счеты с жизнью посредством самоубийства, были приняты во многих европейских странах. В большинстве из них штрафы за попытку самоубийства были отменены в 17 в., но в Англии они просуществовали вплоть до 1961.
Хотя самоубийство перестали считать преступлением, однако оказание помощи самоубийце до сих пор рассматривается как преступление. По сей день не стихают споры, связанные с эвтаназией (в переводе с греческого «благая смерть»). Добровольный уход из жизни при помощи врача впервые был законодательно закреплен парламентом Нидерландов в 2001. Однако для этого нужно соблюсти жесткую процедуру подачи и рассмотрения заявления, прописанную в законе. Такая возможность существует и в Швейцарии, хотя специального закона, разрешающего эвтаназию, там нет. Вместе с тем, в статье 115 Уголовного кодекса Швейцарской Конфедерации говорится, что не наказуемо оказание помощи в акте самоубийства, если это не преследует личных корыстных целей. Имея медицинское свидетельство о неизлечимости болезни и приближении трагического конца, больной может обратиться за рецептом на приобретение смертельного препарата. Затем он обращается в специальное медицинское учреждение, где ему помогают совершить суицид.
Эвтаназия практикуется также в Колумбии, Нидерландах, Бельгии, в отдельных штатах США и Австралии. Пассивная эвтаназия (при которой прекращается борьба за жизнь пациента с целью ускорения наступления естественной смерти) в 2004 была разрешена в Израиле и Франции.
«Реабилитация» самоубийц не означает, однако, «реабилитации» самого самоубийства. Хотя современные страны Запада чаще всего официально провозглашают свободу от догматов какой-либо одной религии, но фактически в них продолжает господствовать продиктованное христианской традицией негативное восприятие «самовольного» ухода из жизни.
Основные подходы к научному анализу самоубийств.
Есть три основных направления научного анализа самоубийства – философское, психологическое и социологическое.
Первыми, кто обратил свое внимание на сознательный уход из жизни как на объект научного анализа, были философы. Для них вопрос о жизни и смерти является одним из ключевых вопросов бытия. Самоубийство рассматривалось философами в совокупности с другими важными философскими проблемами, такими как смысл жизни, свобода выбора и др. Так, античные стоики считали возможность самоубийства высшим проявлением свободы человека перед лицом трудных жизненных обстоятельств. Особое внимание самоубийству как явлению современной культуры оказывали представители экзистенциальной философии – например, Альбер Камю (Миф о Сизифе).
Не меньшее внимание феномену самоубийства уделялось психологами. Переходя от высоких материй, которые волновали философов, они «спускались на землю» и пытались понять, связана ли склонность к самоубийству с какими-либо психологическими отклонениями. В рамках этого направления получила распространение концепция Зигмунда Фрейда (Печаль и меланхолия) о неправильном психосексуальном развитии личности, приводящем в результате к наличию ряда комплексов, а в определенных случаях и к самоубийству.
Основы третьего, социологического подхода к изучению самоубийств заложил знаменитый французский социолог Эмиль Дюркгейм (Самоубийство). Отказавшись от изучения самоубийств на индивидуальном уровне, как это делали философы и психологи, он сделал акцент на социальные детерминанты суицида, то есть на самоубийство как социальный феномен. Не опровергая в целом постулата о том, что люди с психологическими отклонениями имеют больше шансов совершить самоубийство, он заявил, что не этот факт является ключевым для понимания сути рассматриваемого явления. Проследив корреляции между частотой самоубийств, с одной стороны, и психическими отклонениями (как наследственными, так и приобретенными) и склонностью людей к подражанию, с другой, социолог не нашел их существенными. Гораздо более важным, по его мнению, является влияние общества. Как и другие виды отклоняющегося поведения, самоубийство свидетельствует о глубоких противоречиях во взаимоотношениях индивида и общества.
В начале 21 в. наибольшее влияние на ученых, изучающих суицидные проблемы, оказывает именно социологический подход.
Типология самоубийств.
Самой распространенной классификацией самоубийств является предложенная Дюркгеймом, в основе которой лежат социологические критерии – указание причин, по которым человек идет на самоубийство.
Эгоистическое самоубийство. Этот тип самоубийства чаще всего связан с семейными проблемами. Например, отсутствие детей часто приводит к тому, что семейная пара (не говоря уж об одиноких людях) начинает концентрировать свое внимание исключительно на своих нуждах и потребностях. Этот индивидуализм приводит к тому, что человек перестает соразмерять свои желания с потребностями окружающих его людей. Человек переходит рубеж, отделяющий его от смерти, когда его желания не совпадают с возможностями к их удовлетворению.
Альтруистическое самоубийство. Этот тип самоубийств является полной противоположностью эгоистическим. Если у эгоистов виной всему является слишком высокий индивидуализм, то при альтруистическом самоубийстве человек, напротив, теряет свою индивидуальность, жертвует ею ради надличностных ценностей. Становясь не более чем атомом какой-либо группы, человек беспрекословно подчиняется ее требованиям, даже если таковые противоречат его чувству самосохранения. Это характерно в первую очередь для самоубийств, носящих обрядовый, ритуальный характер – таких как самосожжение вдов в Индии или самоубийства подчиненных в Японии. Этот тип был распространен в архаических обществах. Но и в современных обществах можно также встретить самоубийства, связанные с коллективистскими традициями. Характерные примеры – отказ капитана покинуть тонущее судно или самопожертвование в бою (японские камикадзе). Как считал Дюркгейм, к альтруистическому самоубийству людей подталкивает избыток энергии и страсти.
Аномическое самоубийство. В основе этого типа самоубийства лежат кризисы общества, во время которых происходит ломка старых устоев жизни (политические перевороты, экономические кризисы и т.д.). Отнюдь не каждый человек обладает необходимой в такой ситуации гибкостью и приспособляемостью к неожиданным поворотам событий. Дезорганизация в обществе приводит и к дисбалансу взаимоотношений между людьми. Отсутствие какого-либо ориентира приводит к закономерному росту числа самоубийств. Аномическому самоубийству предшествует раздражительность, разочарованность и отвращение к жизни.
Кроме классической дюркгеймовской типологии, существует ряд других. Например, среди отечественных психиатров популярна модель, предложенная В.А.Тихоненко, который разграничивает всевозможные варианты суицидального поведения по целям, которые преследовал человек в каждом конкретном случае. Ведь типология Дюркгейма основана на априорном предположении, что самоубийца на самом деле хочет покончить счеты с жизнью. Но истинные мотивы поведения самоубийцы могут быть иными (табл. 1).
Таблица 1. ТИПОЛОГИЯ САМОУБИЙСТВ (по В.А.Тихоненко) | |
Мотив и цель не совпадают: демонстративно-шантажное самоубийство | Мотив и цель совпадают: истинное самоубийство |
1. Протест. Мотив суицидального поведения – месть, нанесение ущерба некоей второй стороне. (Пример: китайское самоубийство как месть обидчику.) |
5. Отказ. Мотив – отказ от существования. |
2. Призыв. Мотив суицидального поведения – привлечь внимание и таким образом изменить ситуацию. (Пример: демонстративные самосожжения диссидентов.) |
|
3. Избегание. Данный мотив поведения характерен для тех случаев, когда человек не может никаким другим образом уйти от нависшей над ним угрозы. (Пример: самоубийство А.Гитлера.) |
|
4. Самонаказание. Выбирая смерть, человек играет роль судьи и подсудимого в одном лице. |
Собственно на лишение жизни в типологии В.А.Тихоненко направлено только истинное самоубийство. Гораздо чаще встречается иной тип суицидального поведения – демонстративно-шантажное самоубийство, когда самоубийца хочет выразить протест, привлечь внимание, уйти от еще более тяжелого наказания, наказать самого себя. И, наконец, опасные для жизни действия, связанные с иными целями (например, алкоголик может убить себя под влиянием болезненных галлюцинаций), следует вообще относить к несчастным случаям.
Количество и уровень самоубийств в современном мире.
Чтобы понять масштабы самоубийств в современном мире, достаточно сказать, что в 2001 людские потери от суицидов превысили количество смертей от войн и криминальных убийств. Более того, для европейского региона потери от самоубийств стоят на втором месте по количеству жертв после транспортных происшествий, а в Китае – даже на первом месте.
Таблица 2. СРАВНИТЕЛЬНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ УРОВНЯ САМОУБИЙСТВ в разных странах мира в начале 2000-х | ||
СТРАНЫ | Уровень самоубийств на 100 тыс. человек | |
Мужчины | Женщины | |
Развитые страны | ||
Япония (2002) | 35,2 | 12,8 |
Финляндия (2003) | 31,9 | 9,8 |
Австрия (2003) | 27,1 | 9,3 |
Франция (2001) | 26,6 | 9,1 |
Германия (2001) | 20,4 | 7,0 |
США (2001) | 17,6 | 4,1 |
Нидерланды | 12,7 | 5,9 |
Великобритания (2001) | 10,8 | 3,1 |
Развивающиеся страны | ||
Южная Корея (2002) | 24,7 | 11,2 |
Таиланд (2002) | 12,8 | 3,8 |
Сингапур (2002) | 11,4 | 7,6 |
Кувейт (2002) | 2,5 | 1,4 |
Постсоциалистические страны | ||
Литва (2003) | 74,3 | 13,9 |
Россия (2002) | 69,3 | 11,9 |
Беларусь (2003) | 63,3 | 10,3 |
Казахстан (2002) | 50,2 | 8,8 |
Эстония (2002) | 47,7 | 9,8 |
Украина (2002) | 46,7 | 8,4 |
Латвия (2003) | 45,0 | 9,7 |
Венгрия (2003) | 44,9 | 12,0 |
Чехия (2003) | 27,5 | 6,8 |
Азербайджан (2002) | 1,8 | 0,5 |
Составлено по данным доклада Всемирной организации здравоохранения: http://www.who.int/mental_health/prevention/suicide_rates/en/index.html. |
Для сравнительной характеристики частоты самоубийств в разных странах используют показатель «уровень самоубийств», показывающий число завершенных самоубийств на 100 тыс. человек населения. Среднемировым показателем в начале 2000-х считается 14–15 случаев. Это значит, что примерно каждые 40 секунд кто-то кончает с собой.
Среди стран, которые сообщают о количестве самоубийств во Всемирную организацию здравоохранения, самые высокие показатели уровня самоубийств наблюдаются в странах Восточной Европы, а самые низкие – в мусульманских странах (табл. 2).
Ученые выделяют следующие факторы, влияющих на уровень самоубийств.
Влияние половозрастных показателей. С возрастом вероятность добровольного ухода из жизни повышается: люди в возрасте от 75 лет и выше совершают самоубийства в три раза чаще, чем молодежь 15–24 лет, хотя за последние несколько лет именно в этой молодежной группе ученые фиксируют тревожное увеличение суицидов во всем мире. Мужчины чаще женщин умирают вследствие самоубийств (в среднем на одно самоубийство женщины приходится три самоубийства мужчин), хотя суицидальное поведение чаще проявляют именно женщины.
Влияние временных параметров. Чаще всего самоубийства происходят днем, с большей вероятностью весной или летом.
Влияние социальных характеристик. Чаще самоубийства совершают одинокие люди и разведенные. Люди с высоким образованием менее подвержены суициду, чем люди с низким образованием (особенно с неполным средним образованием). Сильным стимулом к принятию решения о самоубийстве является потеря социального статуса (например, увольнение).
Влияние потребление алкоголя и наркотиков. В США примерно 1/4 всех самоубийц – люди, злоупотреблявшие алкоголем. Схожая взаимосвязь между разными видами отклоняющегося поведения отмечена и в других странах.
Влияние доступа к специфическим орудиям самоубийства – к токсическим веществам (Китай, Индия и Шри-Ланка) и оружию (США). Чем менее они доступны, тем ниже частота самоубийств.
Влияние уровня жизни. В целом в более развитых, более богатых странах мира зарегистрированный уровень самоубийств много выше, чем в более бедных. Возможно, однако, что здесь главным определяющим фактором является не столько уровень жизни сам по себе, сколько принадлежность к группе стран с европейской культурой. Именно для таких стран характерен более высокий уровень жизни, но одновременно и более высокий уровень самоубийств. Кроме того, следует учитывать, что в развитых странах более строго налажен учет числа самоубийств.
Влияние этнической принадлежности. Отмечена, например, очень высокая частота самоубийств у финно-угорских народов – в Финляндии, Венгрии, Эстонии. В США уровень самоубийств среди белых примерно вдвое выше, чем среди не-белых американцев.
Если изучить изменение уровня самоубийств за последние два века, то заметна общая тенденция к ее росту (рис. 1): если в середине 19 в. уровень самоубийств в западноевропейских странах как правило не превышал 10 случаев на 100 тыс. человек, то к концу 20 в. в этих странах чаще встречаются показатели порядка 10–20.
Причины роста уровня самоубийств.
Данные о долгосрочной динамике уровня самоубийств и сравнение их уровня в развитых и развивающихся странах демонстрируют парадокс: счеты с жизнью чаще сводят в более развитых странах.
Среди множества причин, которые влияют на повышение частоты выбора добровольной смерти, необходимо подчеркнуть те, которые связаны с общими тенденциями развития человеческой цивилизации.
1. Ослабление социальной интеграции и социальных связей.
По мере развития человеческой цивилизации росла и численность отдельных человеческих сообществ. Чем меньше был круг людей, входящих в сообщество, тем теснее были объединяющие их связи. Поэтому бедные общества с высокой степенью коллективизма демонстрируют низкий уровень самоубийств. В модернизированном обществе число живущих по соседству людей неимоверно возросло, однако социальных связей между ними стало заметно меньше. Раньше в небольшой группе хорошо знакомых людей человек чувствовал себя частью сообщества, теперь он ощущает себя одиноким среди многомиллионной толпы незнакомцев. Растущее одиночество служит одной из наиболее распространенных причин самоубийств в современную эпоху.
2. Снижение роли традиционных религий с одновременно возросшим числом разного рода культов и сект.
Одним из мощнейших факторов сдерживания числа самоубийств в истории человечества выступают религиозные запреты, типичные для авраамистических религий (христианство, иудаизм, ислам). Религиозные запреты испокон веков не подлежали обсуждению или сомнению. Тот рост уровня самоубийств, который наблюдается в новое время, во многом связан с усилением религиозного безразличия и атеистических настроений. Люди не хотят больше воспринимать на веру религиозные догмы и стремятся к самостоятельному мышлению. Однако жить «своим умом» удается далеко не каждому.
С другой стороны, в 20 в. возникает большое количество культов, которые, используя элементы традиционных обрядов, не только не стремятся оградить человека от самоубийства, но наоборот, потворствуют ему. Для многих культов («Народный храм» Джима Джонса, «Ветвь Давидова» Виктора Гутева) добровольный отказ от жизни так же естественен для спасения своей души, как для христианина – соблюдение всех заповедей.
3. Рост разрыва между обыденной жизнью и идеалами массовой культуры.
С развитием научно-технического прогресса люди получили дополнительные возможности проявлять присущую им индивидуальность. Но одновременно с ростом индивидуализма возникает противоположная тенденция – складывается массовая культура, которая начинает диктовать каждому человеку общие для всех идеалы жизни. Благодаря СМИ и шоу-бизнесу тиражируются образцы жизненного успеха и благополучия. Несоответствие этим критериям воспринимается многими людьми не как проявление своей индивидуальности или временные неурядицы, а как личностная несостоятельность и трагедия. Самоубийство, таким образом, становится одной из возможных реакций на несоответствие эталону массовой культуры.
4. Рост благоустроенности при одновременном росте бытовых стрессов.
Ученые давно заметили парадоксальный феномен – если остро встает проблема выживания (во время войн, эпидемий), то это автоматически приводит к повышению ценности отдельно взятой жизни и снижению уровня самоубийств. Именно комфорт и благополучие чаще приводят к самоубийству, чем их отсутствие. Дело в том, что высокий уровень жизни «покупается» в обмен на усиление повседневного стрессового фона. Поэтому кажущееся спокойствие и налаженность жизни в развитых странах обуславливает более высокий уровень самоубийств, чем в бедных странах.
Эту же закономерность можно проследить на примере одной страны. Например, в США уровень самоубийств устойчиво рос в 1900–1920-е, когда страна развивалась весьма успешно; затем Великая Депрессия, Вторая мировая война и «атомный психоз» 1950-х вызвали резкое падение желания американцев добровольно уходить из жизни; когда же в 1960-е начался новый устойчивый взлет качества жизни, то «платой» за это стал взлет и частоты самоубийств (рис. 2).
Среди других, более частных причин, влияющих на рост уровня самоубийств, ученые называют повышение процента пожилых людей в общей численности населения, усиление урбанизации и т.д.
Социальная политика по предотвращению самоубийств.
Для того чтобы понизить уровень суицидов, проводится работа в трех основных направлениях.
1. Работа с потенциальными самоубийцами.
Если одна из главных причин, по которым люди решаются на самоубийство, – отсутствие социальных связей, то и логичным способом устранения этих причин становится создание социальных контактов. С этой целью, например, в США с 1950 существует круглосуточно работающая телефонная «линия доверия», где специально подготовленные люди всегда готовы обсудить с человеком возникшие у него проблемы и подсказать способы выхода из кажущейся безвыходной ситуации. Аналогичные службы анонимной психологической помощи в больших городах существуют и в России. Эта служба, как и другие аналогичные ей, оказывают положительное влияние, но отнюдь не всегда. Дело в том, что окончательно отчаявшиеся люди просто не пользуются этим каналом решения проблемы. Кроме того, исследования показали, что телефоном доверия намного чаще пользуются женщины, а не мужчины, среди которых процент самоубийств всегда выше.
2. Работа с потенциальным окружением самоубийцы.
Если потенциальный самоубийца не хочет обращаться в службу доверия, то на создавшуюся ситуацию можно повлиять через его близких. Для этого во многих учебных заведениях стран Запада был введен курс, помогающий студентам распознать потенциальных самоубийц для дальнейшей помощи им. Однако эти программы пока еще не доказали своей эффективности. Действительно, готовящиеся к самоубийству чаще всего находятся в социальном «вакууме», ощущая свою ненужность для окружающих их людей. Поэтому вероятность того, что на потенциального самоубийцу окажет влияние близкий ему человек со специальными знаниями, довольно низка.
3. Лишение самоубийц доступа к средствам реализации их намерений.
Можно попытаться создать для самоубийц массу проблем, мешающих им покончить с жизнью. К таким мерам можно отнести, например, барьеры, которые препятствуют человеку спрыгнуть с моста, ограничения на приобретение огнестрельного и холодного оружия, детоксикация домашнего газа, ограничение торговли сильнодействующими лекарственными препаратами и ядохимикатами. Эти меры, во-первых, дают отсрочку во времени, в течение которой мысли самоубийцы могут измениться, а во-вторых, предоставляют лишнюю возможность вмешаться третьему лицу. Конечно, для тех самоубийц, которые действительно решают уйти из жизни, подобные меры не представляют серьезного препятствия – ведь нельзя запретить продавать веревки, на которых можно повеситься (именно повешение является одним из наиболее частых способов самоубийств).
Самоубийства и их изучение в России.
Серьезное изучение феномена самоубийств в России было заложено отечественными учеными в начале 19 в. – задолго до исследований Дюркгейма. Одной из самых первых стала работа К. Германа, основанная на сравнении показателей самоубийств по разным регионам и губерниям России. Проведя широкомасштабную работу со статистическим материалом, этот ученый пришел к выводу о том, что катализатором возникновения самоубийств являются крайности социального порядка (например, нищета или богатство). Другой российский ученый, К. С. Веселовский, отметил сезонные колебания в численности самоубийств и влияние на статистику самоубийств урбанизированности места проживания, также предвосхитив Дюркгейма.
Сбор статистических данных по проблеме суицида начался в 19 в., он продолжался и в первые годы после Октябрьской революции. Но в 1929 советские суицидологические исследования были прерваны, поскольку самоубийство считалось несовместимым с советским образом жизни. Возобновить их удалось только в 1970-х.
Благодаря вниманию ученых к проблеме суицида в российской культуре, мы можем сейчас проследить динамику роста самоубийств на протяжении почти полутора веков (рис. 3).
Самые первые исследования, проводившиеся еще в самом начале 19 в., регистрировали очень низкий уровень самоубийств на территории царской России: он составлял в 1803 1,7, в 1829 – 2,6, в 1838 – 2,9. В Европе этот показатель был по крайней мере в три раза выше. Это объясняется, прежде всего, традиционным характером российского общества. В европеизированных столичных городах (Москва и Санкт-Петербург) уровень самоубийств уже тогда достигал европейских показателей.
В первые годы советской власти количество самоубийств в России возросло, но на фоне роста этого показателя во всем мире Российская Федерация могла гордиться очень благоприятной ситуацией с суицидальными показателями.
К сожалению, разрыв в исследованиях не позволяет точно указать момент, когда в СССР произошел скачок в уровне самоубийств. Последний сборник работ по проблемам суицида после Октябрьской революции вышел в самом конце 1920-х. После этого учет количества самоубийств был значительно затруднен регистрацией «подозрительных» смертей под видом несчастных случаев либо обычных естественных смертей. В любом случае, можно точно утверждать, что во время Великой Отечественной войны уровень самоубийств значительно снизился.
Отдельные суицидологические исследования стали проводится с 1970-х, но их малочисленность и локальность дает возможность судить об этом явлении только приблизительно. Отечественные суицидологи полагают, что рост уровня самоубийств начался после периода правления Хрущева и достиг своего пика к середине 1980-х. Резкий рост числа самоубийств в последние десятилетия существования СССР имеет, видимо, двоякое объяснение. С одной стороны, завершилась первичная модернизация страны, советские люди перешли к урбанизированному образу жизни с типичным для него повышенным уровнем суицидов. С другой стороны, именно с 1970-х начался кризис советской системы, провоцирующий усиление разлада между человеком и обществом.
Начатая М.Горбачевым перестройка, придав людям оптимизм и веру в будущее, оказала во второй половине 1980-х положительное влияние на статистику самоубийств. Однако быстро наступившее разочарование реформами послужило катализатором для нового, еще более резкого скачка в уровне самоубийств (рис. 4).
В 1990-е Россия устойчиво занимала второе-третье место в мире по частоте суицидальных случаев, первое место удерживала Литва. Очень высокий уровень самоубийств в постсоветской России, как и в некоторых других экс-социалистических странах (табл. 3), является одним из показателей того, что вызванный гибелью СССР шок еще не преодолен.
Таблица 3. ИЗМЕНЕНИЕ УРОВНЯ САМОУБИЙСТВ в некоторых экс-социалистических странах в переходный период | ||
СТРАНЫ | Уровень самоубийств на 100 тыс. чел. | |
1989 | 1990-е | |
Страны СНГ | ||
Российская Федерация | 25 | 41 |
Белорусь | 22 | 29 |
Украина | 19 | 21 |
Страны Балтии | ||
Литва | 27 | 45 |
Эстония | 24 | 39 |
Латвия | 23 | 39 |
Страны Центральной и Восточной Европы | ||
Венгрия | 54 | 42 |
Чехия | 22 | 20 |
Польша | 20 | 25 |
Болгария | 17 | 18 |
Румыния | 16 | 21 |
Составлено по: Bille-Brahe U. Suicidal behaviour in Europe. The situation in the 1990s.1998 (http://www.euro.who.int/document/E60709.pdf) |
Наталия Латова
Дюркгейм Э. Самоубийство. М., Мысль, 1994
Красненкова И.П. Философский анализ суицида под углом зрения взаимоотношения человека с искусственной средой. – Вестник МГУ. Сер.12. 1997, № 3
Красненкова И.П. Социально-философские и политико-правовые аспекты феномена суицида. – Вестник МГУ. Сер. 12. 1998, № 6
Суицидология: прошлое и настоящее. Проблема самоубийства в трудах философов, социологов, психотерапевтов и в художественных текстах. М., Когито-Центр, 2001
Суицидология в трудах зарубежных ученых. Под ред. А.Н.Моховикова. М., Когито-Центр, 2003
Чхартишвили Г. Писатель и самоубийство. М., Новое литературное обозрение, 2003
Интернет-ресурсы: Гилинский Я., Румянцева Г. Основные тенденции динамики самоубийств в России (www.narcom.ru/ideas/socio/28.html)