ШВЕЙЦАРИЯ
ШВЕЙЦАРИЯ, Швейцарская Конфедерация, государство в Центральной Европе. По государственному устройству – федеративная республика. Площадь страны 41,3 тыс. кв. км. На севере она граничит с Германией, на западе – с Францией, на юге – с Италией, на востоке – с Австрией и Лихтенштейном. Северная граница частично проходит по Боденскому озеру и Рейну, который начинается в центре Швейцарских Альп и образует часть восточной границы. Западная граница проходит по горам Юра, южная – по Итальянским Альпам и Женевскому озеру. Столица Швейцарии – Берн.
ПРИРОДА
Рельеф местности.
На территории Швейцарии различимы три природных района: горный массив Юра на северо-западе, Швейцарское плато (плоскогорье) в центре и Альпы на юго-востоке.
Горы Юра, разделяющие Швейцарию и Францию, простираются от Женевы до Базеля и Шаффхаузена. В них чередуются горные складки с преобладанием известняков и долины; складки местами прорезают небольшие реки, образующие долины с крутыми склонами (клюзы). Земледелие возможно лишь в долинах; пологие склоны гор покрыты лесами или используются как пастбища.
Швейцарское плато образовалось на месте прогиба между Юрой и Альпами, который заполнялся рыхлыми ледниковыми отложениями в плейстоцене и в настоящее время прорезан многочисленными реками. Поверхность плоскогорья холмистая, в широких долинах развито земледелие, междуречья покрыты лесами. Здесь сосредоточена бóльшая часть населения страны, расположены крупные города и промышленные центры. В этом же районе сконцентрированы самые плодородные сельскохозяйственные земли и пастбища.
Почти всю южную половину Швейцарии занимают Альпы. Эти высокие, неровные, покрытые снегом горы расчленены глубокими ущельями. В гребневой зоне – фирновые поля и ледники (10% территории страны). Широкое дно главных долин используется под поля и пашни. Район редко населен. Альпы служат основным источником дохода, поскольку живописная природа высокогорий привлекает много туристов и альпинистов. Самые высокие вершины – пик Дюфур (4634 м) в массиве Монте-Роза на границе с Италией, Дом (4545 м), Вайссхорн (4505 м), Маттерхорн (4477 м), Гран-Комбен (4314 м), Финстерархорн (4274 м) и Юнгфрау (4158 м).
Водные ресурсы.
Бóльшая часть Швейцарии орошается Рейном и его притоком Аре (важнейшие из его притоков – Ройс и Лиммат). Юго-западные районы относятся к водосборному бассейну Роны, южные – к бассейну Тичино и юго-восточные – к бассейну р. Инн (притока Дуная). Реки Швейцарии не имеют судоходного значения. На Рейне судоходство поддерживается только до Базеля.
Швейцария славится своими озерами, наиболее живописные из них расположены по краям Швейцарского плато – Женевское, Тунское на юге, Фирвальдштетское, Цюрихское на востоке, Невшательское и Бильское на севере. Большинство этих озер имеет ледниковое происхождение: они образовались в эпоху, когда крупные ледники спускались с гор на Швейцарское плато. К югу от оси Альп в кантоне Тичино находятся озера Лугано и Лаго-Маджоре.
Климат.
В Швейцарии выражены климатические различия, обусловленные высотами и подверженностью воздействия солнца и ветров. Климат влажный, на плоскогорье – умеренно-теплый, в горах – холодный. Суточные температуры в низинах в среднем колеблются в течение года от 10 до 16° С, летом они повышаются до 27° С и более. Самый жаркий месяц – июль, наиболее холодный – январь.
Высочайшие вершины Альп покрыты вечными снегами. Снеговая линия поднимается до 2700 м на западных склонах и до 3200 м на восточных. Зимой температура опускается ниже 0° С на всей территории страны, за исключением северного берега Женевского озера и берегов озер Лугано и Лаго-Маджоре, часть которых принадлежит Италии. Климат там такой же мягкий, как в Северной Италии, поскольку горы защищают от вторжения холодных северных ветров (бизе). В январе-феврале в условиях преобладания высокого давления над Альпами устанавливается ясная холодная погода, благоприятная для занятий зимним спортом. Южные склоны в это время получают много солнечного тепла.
В Швейцарии часты резкие сильные ветры, сопровождающиеся дождями и снегопадами. Весной, летом и осенью преобладают фёны – теплые сухие ветры, дующие с востока и юго-востока. Поскольку потоки влажного воздуха со стороны Средиземного моря поднимаются вверх по склонам Альп, а затем спускаются к Швейцарскому плато, на южных склонах осадков выпадает почти вдвое больше, чем на северных. Среднее годовое количество осадков в Базеле (277 м над у.м.) – 810 мм, в Лозанне (375 м) на северном берегу Женевского озера – 1040 мм, а в Давосе (1580 м) на юго-востоке страны – 970 мм.
Растительный и животный мир.
Швейцарское плато находится в зоне европейских широколиственных лесов. Преобладающие породы – дуб и бук, местами к ним примешивается сосна. На южном склоне Альп типичен каштан. Выше по склонам гор растут хвойные леса, образующие переходный пояс между широколиственными лесами и альпийскими лугами (на больших высотах). В горах много ярких цветов. Весной расцветают крокусы и нарциссы, летом – рододендроны, камнеломки, горечавки и эдельвейсы.
Животный мир испытал сильное влияние хозяйственной деятельности человека. В то время как снежная куропатка и заяц-беляк еще довольно распространены, такие характерные животные верхнего яруса гор, как косуля, сурок и серна, встречаются гораздо реже. Предпринимаются большие усилия по охране дикой фауны. В Швейцарском национальном парке, расположенном у границы с Австрией, обитают косули и серны, реже – альпийский горный козел и лисица; встречаются также белая куропатка и несколько видов хищных птиц.
НАСЕЛЕНИЕ
Этнический состав.
Швейцарцы составляют сплоченную национальную общность, хотя население состоит из этнических групп, говорящих на разных языках (немецком, французском, итальянском и ретороманском) и нередко отличающихся по вероисповеданию. Однако взаимная терпимость и доброжелательность позволяют им жить и работать в одной стране. Сформировался типичный национальный облик швейцарца – невысокий коренастый шатен или блондин с карими или серыми глазами, имеющий репутацию предприимчивого трудолюбивого человека с деловой хваткой. Многие швейцарцы занимают ключевые позиции в экономике других стран. В Швейцарии проживает много иностранцев. В 1997 иностранные рабочие и другие иностранцы составляли 19,4% населения страны. Бóльшую часть неквалифицированных работ в Швейцарии выполняют иностранные рабочие, прибывшие в основном из Италии и других стран Южной и Восточной Европы.
Языки.
Официальные языки Швейцарии – немецкий, французский и итальянский. На ретороманском языке, производном от латинского и также имеющем статус национального, говорит примерно 1% населения страны. Наиболее распространен немецкий язык: его местным диалектом – алеманнским (швицердюч) – пользуются 73% швейцарских граждан и 64% населения страны. Французский язык употребляют ок. 19% населения, преимущественно в кантонах Женева, Во, Невшатель, Фрибур и Вале. На итальянском языке говорит ок. 4% швейцарских граждан (главным образом в кантоне Тичино), а с учетом иностранных рабочих – 8% населения страны. Ретороманский язык распространен только в горном кантоне Граубюнден.
Религия.
В конце 1990-х годов 46% населения Швейцарии были католиками, 40% – протестантами. Доля протестантов сократилась после Второй мировой войны из-за наплыва иностранных рабочих, преимущественно католиков. В результате общенационального референдума 1973 были отменены две статьи конституции, запрещавшие деятельность ордена иезуитов и образование религиозных орденов.
Конфессиональные различия в Швейцарии не всегда совпадают с лингвистическими границами. Среди протестантов можно обнаружить и франкоязычных кальвинистов, и немецкоязычных последователей Цвингли. Центры немецкоязычного протестантизма – Цюрих, Берн и Аппенцелль. Большинство франкоязычных протестантов проживает в кантоне Женева и соседних кантонах Во и Невшатель. Католики преобладают в центральной Швейцарии вокруг города Люцерн, на бóльшей части территории франкоязычных кантонов Фрибур и Вале и в италоязычном кантоне Тичино. Небольшие еврейские общины имеются в Цюрихе, Базеле и Женеве.
Население.
В 2004 население Швейцарии составляло 7450тыс. человек и было сосредоточено главным образом в равнинных районах. Наибольшей плотностью населения отличаются крупные промышленные центры – Цюрих, Базель и Женева. Наиболее крупные города страны (население в тыс. в 1997): Цюрих (339), Женева (173), Базель (171), Берн (124), Лозанна (114), Винтертур (87), Санкт-Галлен (71) и Люцерн (58).
В июле 2011 население составляло 7,639,961, прирост населения - 0.21% данные на 2011), детская смертность - 4.08 смертей/на 1,000 рожденных.
ГОСУДАРСТВЕННОЕ И ПОЛИТИЧЕСКОЕ УСТРОЙСТВО
Федерализм и демократия.
Основные принципы швейцарской конституции 1874 – федерализм и демократия. Статья 3-я конституции гарантирует 20 кантонам и 6 полукантонам, на которые разделена Швейцария, все права самоуправления, за исключением тех, которые являются прерогативой федерального правительства. К ним относятся объявление войны и заключение мира, подписание международных договоров и вступление в союзы, учебная подготовка, материальное обеспечение вооруженных сил и руководство ими, регулирование внешней торговли. Федеральное правительство и власти кантонов имеют право устанавливать налоги. Кроме того, федеральное правительство осуществляет контроль над средствами связи, высшим образованием и трудом.
Принятие принципа федерализма сыграло существенную роль в соединении весьма разнородных государств-кантонов в первое общешвейцарское союзное государство в 1848. Со временем федеральное правительство стало более активно влиять на все аспекты жизни страны. Тем не менее швейцарцы по-прежнему чувствуют сильную привязанность к родным кантонам и их традициям.
До 1971 Швейцария была одной из немногих стран мира, где женщины не имели избирательного права на общенациональном уровне. В феврале 1971 мужской электорат одобрил поправку к конституции, предоставлявшую женщинам страны право голосовать и быть избранными на федеральных выборах. На уровне кантонов предоставление избирательных прав женщинам затянулось: в немецкоязычном полукантоне Аппенцелль-Иннерроден женщины, наконец, получили право голоса только в 1991.
В избирательные права швейцарская конституция включает и обязательное проведение референдумов по всем поправкам к конституции, народные инициативы по выдвижению таких поправок и законодательные референдумы по поводу некоторых законов и договоров. Те же самые права, часто в соединении с законодательной инициативой, действуют на кантональном и местном уровнях. Кроме того, в некоторых кантонах сохранилась прямая демократия в форме общего собрания жителей (Landsgemeinde): это система прямого участия всех избирателей кантона или местности в утверждении некоторых законов и выборах официальных лиц. После референдума, проведенного в марте 1991, возрастной ценз на федеральных выборах был понижен с 20 до 18 лет.
Государственный строй.
Главные органы Швейцарской Конфедерации – федеральный совет, федеральное собрание и федеральный суд. Исполнительным органом является федеральный совет из семи членов, избираемых парламентом сроком на четыре года. Единственное формальное ограничение по составу этого органа состоит в том, что от каждого кантона может быть избран только один депутат. Однако фактически состав совета строго ограничивается традициями: например, в нем обязательно должны быть представлены основные географические районы страны и две из языковых групп (франко- и италоязычная). С 1959 состав совета по возможности отражал влияние главных политических партий. Каждый год один из членов совета избирается президентом Швейцарии, но эта должность не облечена особыми властными полномочиями.
Законодательный орган Швейцарии – федеральное собрание – состоит из двух палат: совета кантонов, в который избираются по два представителя от каждого кантона и по одному от каждого полукантона, и национального совета из 200 депутатов, избираемых пропорционально численности населения кантонов. Собрание избирается сроком на четыре года. Оно обладает обычными законодательными полномочиями, однако некоторые законы должны быть одобрены всенародным референдумом.
Федеральный суд Швейцарии находится в Лозанне, остальные главные правительственные органы – в Берне. Федеральный суд выполняет функции верховного суда страны, хотя и не может объявлять федеральные законы неконституционными. Федеральных судов низшей инстанции нет, поскольку суды кантонов отвечают за применение федеральных законов на низших уровнях. В состав федерального суда входят 26–28 судей и 11–13 присяжных, заседающих в отдельных помещениях в зависимости от характера рассматриваемого дела. Члены суда избираются федеральным собранием сроком на шесть лет.
На уровне кантонов исполнительная власть осуществляется государственным или правительственным советом, в составе которого от 5 до 11 членов во главе с президентом (Landmann). Члены совета избираются населением кантонов сроком на 4 года (кроме Фрибурга, Аппенцелля-Ауссерродена и Аппенцелля-Иннерродена) и в некоторых небольших кантонах работают на общественных началах. В большинстве кантонов имеется единый законодательный орган – большой совет, земельный совет, или совет кантона, также избираемый сроком на четыре года. Юридические органы кантона представлены судами двух или трех уровней в зависимости от размеров кантона. Бóльшая часть местных особенностей швейцарского правосудия была ликвидирована с введением единого общенационального кодекса гражданского, торгового и уголовного права в 1942.
Политические партии.
В Швейцарии сложилась многопартийная система. На правом крыле стоит Христианско-демократическая народная партия (в прошлом – Консервативная социально-христианская или Консервативно-католическая). Свою основную задачу она видит в защите учения и институтов Римско-католической церкви и в отстаивании прав кантонов. Левый фланг занимает Социал-демократическая (или Социалистическая) партия, которая выступает за широкие социальные реформы, включая более широкое участие государства в экономической жизни страны, но при соблюдении партнерства между государством и частным предпринимательством. В центре политического спектра находится Радикально-демократическая партия Швейцарии. Она была действительно радикальной по стандартам 19 в., когда определяла политику страны. В современных условиях эта партия стала относительно консервативной.
Каждая из трех партий удерживает примерно пятую часть всех мест в национальном совете. Такое соотношение сил сохраняется от выборов к выборам, что обеспечивает Швейцарии политическое согласие и стабильность. С 1959 каждая из этих партий имеет по два из семи мест в Федеральном совете, а оставшееся место занимает представитель самой крупной из прочих партий – Швейцарской народной партии (в прошлом – Партии крестьян, ремесленников и бюргеров). Среди других небольших партий: «Зеленые», Союз независимых, Либеральная партия и Партия свободы (бывшая Партия автомобилистов). Последняя, образованная в 1985, защищает права водителей автомашин и выступает за ограничение иммиграции.
Вооруженные силы
Швейцарии основаны на системе национальной милиции. Военная служба – всеобщая и обязательная для всех мужчин в возрасте от 20 до 50 лет, с периодическими сборами. В середине 1990-х годов в случае полной мобилизации армия Швейцарии насчитывала бы 625 тыс. человек. Военно-воздушный флот страны состоит из 250 боевых единиц. Среди профессиональных военнослужащих нет солдат: имеется 1600 офицеров и сержантов, выполняющих функции инструкторов.
Швейцария как международный центр.
Швейцария придерживается традиционной политики нейтралитета и потому не вступает в ООН. Однако она принимает участие в работе всех специализированных организаций ООН; в Женеве расположены штаб-квартиры Всемирной торговой организации, Международной организации труда, Всемирной организации здравоохранения, Международного союза телекоммуникаций, Всемирной метеорологической организации и Управления Верховного комиссара ООН по делам беженцев. Другие организации, имеющие основную резиденцию в Швейцарии, – Всемирный совет церквей и Международный Красный Крест, основанный швейцарцем Анри Дюнаном.
ЭКОНОМИКА
Общая характеристика.
Швейцария бедна природными ресурсами, если не считать гидроэнергии. Тем не менее это процветающая страна, во многих отношениях самая богатая в Европе, прежде всего благодаря высокому развитию обрабатывающей промышленности и сферы услуг (особенно большое значение имеет туризм). В период 1950–1990 экономика стабильно развивалась, безработица удерживалась на низком уровне, инфляция сдерживалась Швейцарским Национальным банком, а спады деловой активности были непродолжительными. Экономический спад, охвативший большинство стран Европы в начале 1990-х годов, сказался и на Швейцарии: безработица достигла наивысшего уровня после 1939, темпы инфляции возросли. Тем не менее уровень жизни в стране оставался по-прежнему очень высоким. В 1997 валовой внутренний продукт (ВВП) Швейцарии оценивался номинально в 365 млрд. швейцарских франков, реально – в 316 млрд. В пересчете на душу населения – 51,4 тыс. швейцарских франков (номинально) и 44,5 тыс. (реально).
Трудовые ресурсы.
В 1996 в промышленносто были заняты примерно 28% работающего населения Швейцарии (в 1996 оно исчислялось в 3,8 млн. человек) в сельском и лесном хозяйстве – 5% и 6% – в сфере услуг. Из этих последних ок. 23% работали в отелях, ресторанах, сфере оптовой и розничной торговли, ок. 11% – в банковском и кредитном деле, страховании и предпринимательстве, ок. 6% в системе транспорта и связи. Уровень безработицы в Швейцарии в 1997 составлял 5,2%. В том же году насчитывалось 936 тыс. иностранных рабочих, имевших разрешение на временное проживание в стране, из них 30% итальянцев и 15% югославов. В начале 1960-х годов доля иностранцев в составе трудовых ресурсов достигала 30%, но в конце того же десятилетия сократилась до 15% в результате ограничений, введенных швейцарским правительством. На протяжении 1990-х годов иностранные рабочие составляли свыше 25% всех занятых. Они выполняют бóльшую часть работы, не требующей квалификации, многие из них заняты в строительстве, металлургии и машиностроении.
Промышленность.
Высокий уровень жизни швейцарского населения был достигнут благодаря широкомасштабному развитию различных отраслей промышленности. Мировую известность завоевала швейцарская часовая промышленность, сконцентрированная преимущественно в западной части страны (Ла-Шо-де-Фон, Невшатель, Женева) и Шаффхаузене, Туне, Берне и Ольтене. В 1970-х годах из-за конкуренции стран Восточной Азии эта отрасль экономики Швейцарии переживала тяжелый кризис, но в 1980-х годах его удалось преодолеть за счет выпуска недорогих электронных часов.
Текстильная индустрия, самая старая в стране, многие годы была важнейшей отраслью промышленности. Однако во время Второй мировой войны произошел сдвиг в пользу металлургии и химической промышленности, а на протяжении 1980-х годов быстро развивалось производство машин и оборудования. В 1990-х годах большую роль играло производство химических продуктов и медикаментов, научных и измерительных приборов, оптических инструментов, станков и продуктов питания, особенно сыра и шоколада. Среди прочих промышленных продуктов выделялись обувь, бумага, изделия из кожи и резины.
Внешняя торговля.
Высокоразвитая внешняя торговля Швейцарии основана на экспорте промышленной продукции, например машин, часов, медикаментов, электронного оборудования, химических продуктов и одежды. В 1991 на долю продукции обрабатывающей промышленности приходилось ок. 90% экспортных поступлений страны. Структура экспорта в 1997: 20% – машины и аппараты; 9% – электрические машины и оборудование; 9% – продукты органической химии; 9% – фармацевтические продукты; 6% – точные инструменты и часы, 6% – благородные металлы, 4% – искусственные материалы.
Внешнеторговый баланс Швейцарии обычно имел дефицит, который традиционно покрывался за счет ввоза иностранного капитала, доходов от вывоза капитала, доходов от иностранного туризма, страхования и транспортных перевозок. В середине 1990-х годов благодаря улучшению в сфере импорта впервые было достигнуто небольшое положительное сальдо внешнеторгового баланса: в 1997 стоимость экспорта составила 105,1 млрд. швейцарских франков, а импорта – 103,1 млрд.
Ведущие внешнеторговые партнеры Швейцарии – ФРГ, США, Италия, Франция и Великобритания. Швейцария была одной из стран-учредителей Европейской ассоциации свободной торговли (ЕАСТ) в 1959, в 1972 швейцарские избиратели одобрили соглашение о свободной торговле с Европейским экономическим сообществом (ныне – Европейский союз, ЕС), в 1977 были отменены все пошлины на промышленные товары. В 1992 Швейцария обратилась с просьбой о принятии в ЕС, однако позднее в том же году швейцарские избиратели проголосовали против вступления страны в Европейское экономическое пространство (ЕЭП). Этот проект был направлен на облегчение свободного перемещения рабочей силы, товаров, услуг и капиталов в 7 странах ЕАСТ и 12 странах ЕС. После этого Швейцария заключила соглашение с ЕС об ограниченном участии в ЕЭП; в результате Швейцария снизила пошлины на товары, перевозимые через ее территорию странами – членами ЕС.
Сельское хозяйство.
Около 12% площади Швейцарии используется под пашни и еще 28% для экстенсивного разведения крупного рогатого скота и производства молочных продуктов. Примерно треть территории страны занята непродуктивными землями (по крайней мере непригодными для земледелия), особенно в кантонах Ури, Вале и Граубюнден, и четверть – покрыта лесами. Неудивительно, что 40% продовольственных товаров приходится импортировать. В то же время Швейцария обеспечивает себя пшеницей, мясо-молочная продукция производится в избытке. Основные очаги земледелия сосредоточены в кантонах Берн, Во, Цюрих, Фрибур и Аргау. Главными сельскохозяйственными культурами являются пшеница, картофель и сахарная свекла. В 1996 в стране насчитывалось 1772 тыс. голов крупного рогатого скота (из них ок. 40% – молочные коровы), 1580 тыс. свиней, 442 тыс. овец и 52 тыс. коз. Крупная лесоперерабатывающая промышленность работает на внутренний и внешний рынки. Однако в последние годы леса Швейцарии сильно пострадали от загрязнения воздуха, что заставило правительство ввести строгий контроль за выбросом выхлопных газов автомобилей.
Энергетика.
В 1996 в Швейцарии 54% энергии вырабатывалось на гидроэлектростанциях, построенных на многочисленных горных реках. Пять атомных станций удовлетворяют бóльшую часть потребностей страны в энергии. Тем не менее использование ядерной энергии остается под вопросом: в 1990 швейцарские избиратели одобрили десятилетний мораторий на строительство новых атомных станций.
Швейцария длительное время оставалась крупным импортером нефти, но импорт природного газа, начавшийся с 1974, и меры по экономии энергии привели к сокращению ввоза нефти. В 1991 сырая нефть в Швейцарию поступала преимущественно из Ливии и Великобритании, продукты нефтепереработки – из Германии, стран Бенилюкса и Франции. Основные поставщики природного газа – ФРГ и Нидерланды.
Транспорт и связь.
Швейцария имеет высокоразвитую транспортную систему. Рейн, крупнейшая судоходная водная артерия, судоходен в пределах Швейцарии только на участке Базель – Райнфельден длиной 19 км. Введен в строй крупный речной порт в Базеле. В 1990-х годах его ежегодный грузооборот составлял 9 млн. т. Большое значение для перевозки промышленных грузов имеет также канал Рейн – Рона.
Длина железнодорожной сети Швейцарии в 1995 составляла 5719 км. Железные дороги почти полностью национализированы и электрифицированы и являются одними из лучших в Европе. Поскольку они прокладывались в условиях сильно пересеченного рельефа, потребовалось сооружение многочисленных мостов и туннелей. В 1995 в Швейцарии насчитывалось свыше 71 380 км первоклассных автомобильных дорог. Парк легковых автомобилей в 1996 достигал почти 3,3 млн., т.е. на каждых двух жителей страны приходился один автомобиль. В 1964 был открыт туннель Большой Сен-Бернар, первый в Альпах автомобильный туннель. Построенный в 1980 туннель Сен-Готард является в настоящее время самым длинным автомобильным туннелем в мире (16,4 км).
Швейцария – единственная страна, не имеющая выхода к морям, но располагающая значительным морским флотом. В 1941 она приобрела несколько океанских судов для того, чтобы обеспечить доставку важных товаров во время Второй мировой войны, а после войны продолжала увеличивать свой флот. В 1985 грузооборот ее торгового флота исчислялся в 225,4 млн. регистровых т. В составе флота много современных судов, рассчитанных на перевозку от 6 тыс. до 10 тыс. т грузов, а также несколько танкеров.
Собственностью федерального правительства являются все телефонные и телеграфные линии, а также сеть радиовещания и телевидения. В 1980-х годах была реализована крупная программа модернизации систем телекоммуникации.
Денежная система и банки.
Швейцария – один из важнейших финансовых центров мира. Ее банковская система значительно превышает объем, необходимый для внутренних сделок. Имеются две взаимосвязанные банковские системы: государственная система, включающая Швейцарский национальный банк и банки кантонов, и система частных банков. Швейцарский национальный банк, начавший свою деятельность в 1907, является единственным финансовым учреждением, выпускающим национальную валюту. Основная денежная единица – швейцарский франк – одна из наиболее стабильных в мире валют. Национальный банк контролируется федеральными властями и оказывает большое влияние на экономическую политику конфедерации.
Система частных банков Швейцарии в 1990-х годах состояла из нескольких крупных коммерческих банков, входящих в «большую четверку»: «Швайцеришер банкферайн» (ШБФ), «Швайцерише банкгезельшафт» (ШБГ), «Швайцерише кредитанштальт» и «Швайцерише фольскбанк». В 1997 «большая четверка» превратилась в «большую тройку», после слияния ШБГ с ШБФ. Действуют также 28 кантональных банков, сотни региональных и сберегательных банков, финансовых кампаний и прочих банков, 20 из них принадлежат иностранцам. Роль иностранных банков возрастает: в конце 1990-х годов им принадлежало более 10% швейцарских банковских авуаров.
Вкладчиков издавна привлекали швейцарские банки: в соответствии со швейцарским банковским законом 1934, банкам запрещается предоставление информации о своих клиентах без их согласия. Под давлением правительств других государств, особенно США, были приняты постановления, разрешающие раскрытие тайны вкладов, особенно когда вкладчики находятся под следствием в связи с валютными преступлениями, такими, как подделка денежных знаков и торговля конфиденциальной информацией. После долгих дебатов правительство Швейцарии в конце 1990-х годов позволило также раскрывать тайну вкладов в связи с розыском средств, принадлежавших жертвам нацистского геноцида.
Швейцарская фондовая биржа – один из самых активных международных рынков торговли акциями и облигациями. Биржа в Цюрихе – крупнейшая в континентальной Европе. Швейцария также играет важную роль на мировом рынке страховых услуг, особенно в сфере коммерческого страхования. Некоторые ведущие швейцарские страховые компании более половины своего дохода получают от операций на внешнем рынке.
Туризм.
Индустрия туризма – один из жизненно важных источников доходов Швейцарии. В 1996 в Швейцарии останавливались на отдых свыше 18 млн. лиц, прибывших главным образом из ФРГ, Великобритании, Франции, США, стран Бенилюкса и Скандинавии.
Государственный бюджет.
Бюджет Швейцарии обычно более или менее сбалансирован, но в начале 1990-х годов вследствие спада экономики возросла расходная часть бюджета. В 1997 расходы составили, по оценке, 44,1 млрд. швейцарских франков, а доходы – 38,9 млрд. Основными источниками доходов были подоходные налоги, налоги с оборота и импортные пошлины.
ОБЩЕСТВО И КУЛЬТУРА
Образование.
Всеобщее начальное и среднее образование находится в ведении кантональных властей, поэтому возрастной предел обязательного обучения колеблется. Большинство детей посещает школу в возрасте от 7 до 15 или 16 лет. Почти все государственные школы бесплатные. В стране практически нет неграмотных. В Швейцарии много частных школ, которые принимают учащихся со всего мира. В стране 9 университетов – в Базеле, Цюрихе, Берне, Женеве, Лозанне, Фрибуре, Невшателе, Лугано и Санкт-Галлене. Все они находятся под контролем кантонов. В университетах учится много иностранных студентов. Имеется несколько других высших учебных заведений. Общее число студентов в 1997/1998 составляло 93 тыс.
Развитие культуры.
Швейцария – страна с богатым культурным наследием. Она подарила миру много выдающихся художников, писателей и ученых. Это Николаус Мануэль (1484–1530), талантливый художник эпохи Ренессанса, и врач Парацельс (ок. 1493–1541), которого считают первым ученым-естествоиспытателем Нового времени. Получил широкое признание теолог Николай Флюэсский (1417–1487), причисленный в 1947 к лику святых. Со Швейцарией связана деятельность великих религиозных реформаторов – Хульдриха Цвингли (1484–1531) и Жана Кальвина (1509–1564), а также видных психологов Карла Густава Юнга (1895–1961) и Жана Пиаже (1896–1980). Среди признанных швейцарских художников – Генрих Фюссли (1742–1825), Фердинанд Ходлер (1853–1918) и Пауль Клее (1879–1940). Философ Жан-Жак Руссо (1712–1778), скульптор Альберто Джакометти (1901–1966), архитектор Ле Корбюзье (1887–1965), педагог Иоганн Генрих Песталоцци (1746–1827) тоже были уроженцами Швейцарии.
Музыка и танцы.
Швейцарский музыкальный фольклор включает песенную и инструментальную музыку. Специфическим песенным жанром альпийских горцев является йодль, характеризующийся быстрыми переходами от грудного низкого регистра голоса к высокому головному регистру (фальцету) и обратно. Известностью пользуются швейцарские композиторы – Отмар Шёк (1886–1957), Франк Мартен (1890–1974) и Вилли Буркхард (1900–1955). У Артюра Онеггера (1892–1955), принадлежавшего к современной французской школе, родители были швейцарцами, и обучаться музыке он начинал в Цюрихе.
В некоторых городах Швейцарии, прежде всего в Цюрихе, Базеле и Женеве, имеются балетные труппы. В 1989 хореограф-новатор Морис Бежар переехал со своей танцевальной труппой из Брюселя в Лозанну. Выразительные традиционные народные танцы демонстрируются на национальных и региональных фестивалях, ежегодно проводимых в Швейцарии.
Литература.
Швейцарская литература имеет богатые традиции. Иоганн Бодмер (1698–1783) и Иоганн Бреттингер (1701–1776) оказали влияние на немецкую литературу. У известной писательницы Жермены де Сталь (1766–1817) родители были швейцарцами. Писатель и педагог Иоганн Рудольф Вис (1781–1830) более всего известен как издатель, опубликовавший Швейцарского Робинзона – книгу, написанную его отцом, Иоганном Давидом Висом (1743–1818). Иоганна Шпири (1827–1901) прославилась как автор классической детской книги Хейди.
Среди других известных швейцарских писателей – Иеремия Готхельф, Готфрид Келлер, Конрад Фердинанд Мейер, Родольф Тёпффер и Карл Шпиттелер. Швейцарские писатели 20 в. Альберт Штеффен и Шарль Фердинанд Рамю (1878–1947), Макс Фриш и Фридрих Дюрренматт создали много замечательных произведений. Пейдер Лансель, пишущий на ретороманском языке, завоевал репутацию выдающегося поэта. Швейцарский историк Якоб Буркхардт известен своим трудом Культура Италии в эпоху Возрождения, а Иоганн фон Мюллер (1752–1809, он заслужил почетное прозвище «швейцарского Тацита») – трудом Швейцарская история.
ИСТОРИЯ
Создание Швейцарской Конфедерации.
Среди кельтских племен, населявших территорию Швейцарии в доисторические времена, выделялись гельветы, ставшие союзниками римлян после того, как были разбиты Юлием Цезарем в битве при Бибракте в 58 до н. э. В 15 до н.э. Римом были покорены также реты. В последующие три столетия римское влияние способствовало развитию культуры населения и его романизации.
В 4–5 вв. н.э. территорию нынешней Швейцарии захватили германские племена алеманнов и бургундов. В 6–7 вв. она вошла в состав королевства франков и в 8–9 вв. находилась под властью Карла Великого и его преемников. Последующая судьба этих земель тесно связана с историей Священной Римской империи. После распада империи Каролингов они были захвачены швабскими герцогами в 10 в., но те не смогли удержать их под своей властью, и регион распался на отдельные феодальные владения. В 12–13 вв. предпринимались попытки их объединения под властью крупных феодалов, таких, как Церингены, основатели Берна и Фрибура, и Габсбурги. В 1264 Габсбурги завоевали господствующее положение в восточной Швейцарии. На западе закрепились графы Савойские.
Габсбурги натолкнулись на сильное сопротивление, когда попытались объединить свои владения, отменив привилегии некоторых местных общин. В центре этого сопротивления оказались крестьяне, жившие в горных долинах Швица (отсюда название страны Швейцария), Ури и Унтервальдена. Эти лесные кантоны, расположенные у стратегически важной дороги через перевал Сен-Готард, извлекли выгоды из борьбы между императорами из династии Гогенштауфенов и папством. В 1231 Ури, а в 1240 – Швиц получили права имперских территорий Священной Римской империи, освободившись от зависимости перед мелкими феодалами. После кончины императора Фридриха II в 1250 в империи наступил период упадка, ознаменовавшийся гражданской войной во время Великого междуцарствия 1250–1273. Габсбурги, не признавшие прав Ури и Швица, попытались в 1245–1252 завоевать Швиц. На помощь ему пришли Ури и Унтервальден, вступившие во временный союз. В августе 1291 швейцарские общины заключили между собой постоянный оборонительный союз и подписали договор, известный как «Вечный союз», – первое документальное свидетельство сотрудничества между лесными кантонами. С этого года начинается официальная история швейцарского государства. Часть традиционной легенды об этих событиях, связанная с именем Вильгельма Телля, не находит подтверждения в исторических документах.
Рост и расширение конфедерации.
Первое доказательство силы конфедерации было дано в 1315, когда горцы лесных кантонов Ури, Швиц и Унтервальден столкнулись с превосходившими войсками Габсбургов и их союзников. В битве при Моргартене они одержали победу, которая считается одной из самых важных в истории Швейцарии. Эта победа побудила и другие общины присоединиться к конфедерации. В 1332–1353 города Люцерн, Цюрих и Берн, сельские общины Гларус и Цуг заключили отдельные соглашения с тремя объединившимися кантонами, образовав ряд конфедераций. Хотя эти соглашения не имели общей основы, они смогли обеспечить главное – независимость каждого из участников. Потерпев поражение в битвах при Земпахе в 1386 и при Нефельсе в 1388, Габсбурги были, наконец, вынуждены признать независимость кантонов, объединившихся в конфедерацию.
В начале 15 в. участники конфедерации почувствовали себя достаточно сильными, чтобы перейти в наступление. В ходе многочисленных войн и кампаний против австрийских Габсбургов и Священной Римской империи, герцогов Савойи, Бургундии и Милана и французского короля Франциска I швейцарцы стяжали репутацию великолепных воинов. Их боялись враги и уважали союзники. В период «героического века» швейцарской истории (1415–1513) территория конфедерации расширилась за счет присоединения новых земель в Аргау, Тургау, Во, а также к югу от Альп. Было создано 5 новых кантонов. В 1513–1798 Швейцария стала конфедерацией 13 кантонов. Кроме них, в конфедерацию входили земли, вступившие в союз с одним или несколькими кантонами. Постоянный центральный орган отсутствовал: периодически созывались общесоюзные сеймы, где право голоса имели только полноправные кантоны. Общесоюзных администрации, армии и финансов не было, и такое положение сохранялось вплоть до Французской революции.
От Реформации до Французской революции.
В 1523 Хульдрих Цвингли бросил открытый вызов Римско-католической церкви и возглавил движение за религиозные реформы в Цюрихе. Его поддержали жители ряда других городов северной Швейцарии, но в сельских местностях он встретил сопротивление. К тому же возникли расхождения с радикальным анабаптистским крылом его последователей в самом Цюрихе. Цвинглианское течение протестантизма впоследствии объединилось с течением Жана Кальвина из Женевы в Швейцарскую реформатскую церковь. Поскольку кантоны центральной Швейцарии оставались католическими, раскол по религиозному принципу был неизбежен. После непродолжительных религиозных столкновений установилось примерное равновесие между обеими религиями. В 1648 независимость Швейцарии от Священной Римской империи была официально признана Вестфальским мирным договором.
Политическая жизнь Швейцарии в 18 в. была спокойной. В «век Просвещения» прославились бернский естествоиспытатель и поэт Альбрехт фон Галлер (1708–1777), историк И. фон Мюллер, а также уроженец Женевы философ Жан Жак Руссо и великий педагог и гуманист из Цюриха И.Г.Песталоцци. В это время в Швейцарию устремился поток иностранных гостей, среди них – Вольтер, Гиббон и Гёте.
Революция и восстановление Конфедерации.
Французская революция оказала глубокое влияние на Швейцарию как в политическом, так и в философском отношениях. В 1798 французские войска вторглись в страну и оккупировали ее. Французы предоставили завоеванным кантонам конституцию, которая заменила рыхлую федерацию на «единую и неделимую Гельветическую республику». Революционные идеи демократии, гражданских свобод и централизованной власти впервые в истории Швейцарии привели к созданию сильного централизованного управления. Конституция 1798, созданная на основе конституции первой Французской республики, предоставляла всем швейцарцам равные права перед законом и кодекс гражданских свобод. Однако она посягала на традиционный федерализм, и многие швейцарцы не желали ее признавать. Борьба между федералистами, противниками новой системы, и централистами, поддерживавшими ее, временно утихла, когда Наполеон Бонапарт в 1802 даровал республике конституцию, известную как «Акт о медиации (посредничестве)». Она восстановила многие прежние привилегии кантонов и расширила число кантонов с 13 до 19.
После поражения Наполеона кантоны отмежевались от режима, навязанного французами, и попытались возродить прежнюю конфедерацию. После длительных переговоров был выработан Союзный договор, подписанный в сентябре 1814. Он провозглашал союз 22 суверенных кантонов, но не указывал, что они составляют одно государство. В декларации Венского конгресса (март 1815) и Парижском мирном договоре (ноябрь 1815), великие державы признавали вечный нейтралитет Швейцарии.
Гражданская война и новая конституция.
В течение следующих трех десятилетий в Швейцарии нарастали либеральные настроения. В ответ на действия радикалов в союзном сейме и в некоторых кантонах (закрытие монастырей в Аргау, изгнание иезуитов) семь консервативных католических кантонов сформировали оборонительный союз Зондербунд. В 1847 сейм небольшим большинством голосов объявил о роспуске этого объединения. Федеральная армия под руководством генерала Гийома Дюфура одержала победу в гражданской войне, прежде чем в конфликт успели вмешаться европейские державы.
В результате победы над Зондербундом была принята новая конституция (1848). Было достигнуто равновесие между устремлениями централистов-радикалов и федералистов-консерваторов. Из непрочного союза государств-кантонов Швейцария превратилась в единое союзное государство. Был создан постоянный орган исполнительной власти в виде федерального совета из семи членов, избираемых законодательным органом из двух палат – национального совета и совета кантонов. Федеральное правительство было наделено правом выпускать деньги, регулировать таможенные правила и, самое главное, определять внешнюю политику. В качестве федеральной столицы был выбран Берн. Пересмотренная конституция 1874 с последующими поправками еще более усилила власть федерального правительства, не ставя под угрозу федеративную основу Швейцарского государства.
В последние десятилетия 19 в. развивалась промышленность Швейцарии, развернулось строительство железных дорог. Импортируемое сырье перерабатывалось в высококачественные продукты, которые затем поступали на мировой рынок.
Швейцария в мировых войнах.
С началом Первой мировой войны возникла угроза национальному единству Швейцарии: франкоязычные швейцарцы в основном симпатизировали Франции, а немецкоязычные – Германии. Четырехлетняя мобилизация легла тяжелым бременем на экономику страны, ощущался дефицит промышленного сырья, росла безработица, не хватало продовольствия. Всеобщее недовольство вылилось в массовые забастовки в ноябре 1918.
В 1919 Женева была избрана в качестве штаб-квартиры Лиги наций. Швейцария стала членом этой организации только после жарких внутренних дебатов и после получения гарантий соблюдения ее нейтралитета. Начало Второй мировой войны застало население страны более сплоченным: мало кто в Швейцарии приветствовал нацизм. Однако в стратегическом отношении положение конфедерации было значительно более уязвимым, поскольку она находилась в окружении тоталитарных держав.
Внешняя политика.
С окончанием Второй мировой войны Лига наций прекратила свое существование. Швейцария приняла решение не вступать в новосозданную Организацию объединенных наций (ООН) и приобрела статус наблюдателя, что позволило разместить в Женеве европейскую штаб-квартиру и несколько специализированных организаций ООН, включая Международную организацию труда и Всемирную организацию здравоохранения. Швейцария сочла, что отказ от вступления в ООН – лучший способ сохранить свое независимое положение нейтральной страны при постоянно меняющемся соотношении сил на мировой арене. Такое решение укрепило позиции Швейцарии в международной политике. Эта страна является членом нескольких организаций ООН: Международного суда, Продовольственной и сельскохозяйственной организации ООН (ФАО), Организации объединенных наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО) и Управления верховного комиссара ООН по делам беженцев. Швейцария оказывает значительную помощь развивающимся странам.
Придерживаясь традиционной политики нейтралитета, Швейцария в 1950-х и начале 1960-х годов сталкивалась с большими трудностями в вопросе об участии в различных планах европейской интеграции. В 1948 она вступила в Организацию Европейского экономического сотрудничества, но воздержалась от присоединения к Европейскому экономическому сообществу (впоследствии – Европейскому союзу, ЕС). Очевидные политические цели этой организации были неприемлемы для Швейцарии. Однако она стала одной из стран-учредителей Европейской ассоциации свободной торговли в 1959, а в 1963 вошла в Совет Европы, снова продемонстрировав свою заинтересованность в европейском сотрудничестве. В 1972 национальный референдум ратифицировал соглашение о свободной торговле с ЕС, согласно которому к 1977были постепенно сняты пошлины на все промышленные изделия. В 1983 Швейцария стала полноправным членом Группы десяти, объединения крупнейших вкладчиков Международного валютного фонда (МВФ).
Политические и социальные перемены.
В 1960-х годах Швейцария столкнулась с тяжелой внутренней проблемой. Несколько франкоязычных округов, расположенных в горах Юра в кантоне Берн, потребовали образования нового кантона. Это встретило сопротивление со стороны немецкоязычного населения этого региона. Для предотвращения столкновений туда были введены федеральные войска. В начале 1970-х годов избиратели кантона Берн одобрили проведение референдума во франкоязычных округах по вопросу об отделении. В результате серии плебисцитов, проводившихся в течение ряда лет, три из семи округов и несколько пограничных общин проголосовали за создание нового кантона. Этот новый кантон получил название Юра. Решение было затем одобрено на общенациональном референдуме в 1978, и новый кантон вступил в конфедерацию в 1979.
В 1960-х годах возникла заметная напряженность вокруг вопроса о большом числе рабочих из стран Южной Европы, приехавших на заработки в Швейцарию. Несмотря на традиционный интернациональный характер страны и необходимость участия иностранцев в ее экономической жизни, многие швейцарцы проявляли враждебное отношение к мигрантам из Южной Европы и считали их виновными во внутренних проблемах страны, таких как нехватка жилья. В соответствии с этим правительство ввело ограничения, резко сократившие долю иностранцев среди работающих. Политическое движение, требовавшее дальнейшего уменьшения числа иностранных рабочих, не добилось большой поддержки на выборах, но смогло организовать в 1970, 1974 и 1977 референдумы по конституционным поправкам об ограничении доли иностранцев в составе населения Швейцарии. Эти предложения не получили одобрения, но попытки ограничить присутствие иностранцев в Швейцарии не прекращались и в 1980–1990-х годах. В 1982 избиратели отклонили предложение правительства о либерализации правил, регулирующих пребывание иностранных рабочих и их семей, а в 1987 иммиграция была еще более ограничена. В 1994 участники референдума одобрили ужесточение закона о пребывании иностранцев. Тем не менее контингент иностранных рабочих остается большим – 25% от общего числа занятых. В то же время число иностранных граждан, проживающих в Швейцарии, возросло примерно до 1,4 млн. Многие из них – беженцы из Боснии и Герцеговины и развивающихся стран.
В середине 1980-х годов правительство Швейцарии предприняло попытки покончить с изоляцией страны и заключить ряд двусторонних и многосторонних соглашений со странами ЕС. На референдуме 1986 швейцарские избиратели подавляющим большинством отклонили предложение правительства о вступлении в ООН, но спустя шесть лет проголосовали за участие Швейцарии в МВФ и Всемирном банке. В декабре 1992, через семь месяцев после заявления правительства о намерении Швейцарии вступить в ЕС, население отвергло предложение о присоединении к Европейскому экономическому пространству, которое с января 1994 включило страны Европейской ассоциации свободной торговли с ЕС в единую зону свободной торговли.
Отношение Швейцарии к постепенно укрепляющемуся ЕС оставалось камнем преткновения для внешней политики страны в конце 1990-х годов. На выборах 1995 обнаружилась растущая поляризация мнений избирателей по этому вопросу. Наибольшего успеха на них добились, с одной стороны, социал-демократы, которые активно поддерживают интеграцию, а с другой – правая Швейцарская народная партия, выступающая не только против вступления в ЕС, но и против участия в Европейском экономическим пространстве и сотрудничества Швейцарии с другими торговыми и политическими союзами. Принятое в 1996 решение об участии швейцарских вооруженных сил в маневрах и технологических программах организации «Партнерство ради мира» вызвало бурные протесты в стране.
Полемика по поводу денежных вкладов жертв нацистского геноцида.
В конце 1990-х годов правительство Швейцарии было вовлечено в международный спор о возвращении частными швейцарскими банками золота и другого ценного имущества, конфискованных нацистской Германией в годы Второй мировой войны у жертв геноцида. Предметом обсуждения были также денежные вклады и ценности, размещенные европейскими евреями в швейцарских банках до и во время войны с целью уберечь их от захвата нацистами.
Сразу же после войны Швейцария согласилась вернуть похищенные вклады пострадавшим и их наследникам. Однако в ходе судебных разбирательств, привлекших большое внимание общественности в середине 1990-х годов, частные истцы и группы еврейских адвокатов утверждали, что Швейцария не выполнила своих обязательств, и обвинили швейцарские банки в том, что они препятствуют наследникам в доступе к «замороженным» счетам умерших вкладчиков.
С 1996 американские местные и федеральные политические деятели и организации развернули кампанию по возвращению т.н. нацистского золота, и многие муниципалитеты США, в том числе города Нью-Йорк, пригрозили применить экономические санкции против швейцарских банков, если последние откажутся оказать помощь истцам. В августе 1998 банковская группа «Швайцерише кредитанштальт» и ШБФ согласились выплатить 1,25 млрд. долл. в качестве компенсации жертвам геноцида и их наследникам. После этого угрозы применения санкций были прекращены.
Полемика нанесла ущерб международному престижу Швейцарии и вызвала волну возмущения в этой стране. Средства массовой информации США и европейских государств часто представляли швейцарских банкиров и дипломатов как крайне несимпатичных людей, проявивших равнодушие к искам жертв геноцида. Внимание общественности обращалось также на помощь, которая поступала в нацистскую Германию из Швейцарии. Несмотря на нейтралитет страны, швейцарские промышленники поставляли в гитлеровскую Германию сырье и промышленные изделия. Многие швейцарские политики сочли, что официальные круги США изображают их как злодеев; швейцарцы придерживались мнения, что достигнутое соглашение – капитуляция перед давлением извне, унизительная для нации в целом.
Борьба за права женщин.
Движение за предоставление избирательных прав женщинам, впервые увенчавшееся успехом во франкоязычных кантонах в конце 1950-х годов, достигло своей главной цели только в 1971, когда женщины получили право голосовать и быть избранными на федеральных выборах. Однако в ряде кантонов женщинам еще долго чинились препятствия в реализации их избирательных прав на местных выборах. В 1991 в немецкоязычном полукантоне Аппенцелль-Иннерроден, последней территории Швейцарии, противодействовавшей эмансипации женщин, они получили право участвовать в ежегодных собраниях избирателей.
Следующим шагом было принятие в 1981 конституционной поправки, гарантирующей равные права женщин. В 1984 Элизабет Копп стала первой женщиной, избранной в федеральный совет. В 1985 женщинам были предоставлены равные права в семье (до этого муж считался главой семьи, что позволяло ему односторонне распоряжаться семейными финансами и не разрешать жене работать). В 1991 совет города Берн постановил, что в его составе не должно быть более 60% представителей одного пола.
Меры по охране окружающей среды.
Транзитное положение Швейцарии в системе меридиональных европейских перевозок, осуществляемых большегрузными автомашинами, осложнило экологическую ситуацию на горных дорогах страны. Кроме того, выхлопные газы способствовали разрушению лесов, защищающих горные деревни Швейцарии от лавин и селей. Для сокращения выбросов выхлопных газов от автотранспорта швейцарское правительство в 1985 ввело дорожные пошлины, был установлен предельный вес для автомашин (28 т), ограничено движение в ночные часы и в выходные дни. На референдуме 1994 избиратели одобрили решение о том, что к 2004 иностранные коммерческие грузы должны будут перевозиться через территорию Швейцарии только по железной дороге.
Развитие экономики.
До конца 1980-х годов Швейцария имела положительное сальдо бюджета. Ее экономика отличалась малыми темпами инфляции, невысоким уровнем безработицы и низкими процентными ставками. В 1988 и 1989 бюджеты были сведены с превышением доходной части в 900 млн. и 300 млн. долларов соответственно, безработица в 1987 достигла рекордно низкого уровня в 0,7%. Однако рост инфляции (6% в 1991) побудил Швейцарский национальный банк повысить процентные ставки и ограничить эмиссию денег. В начале 1990-х годов происходил спад в экономике страны. Хотя в 1991–1993 валовой внутренний продукт сократился менее чем на 1%, уровень безработицы в 1992 достиг 3,6% и в конце 1993 – 4,5%, главным образом из-за сокращения числа рабочих мест в строительстве и машиностроении. В 1994 наметились признаки экономического подъема, особенно в сфере международных финансовых услуг, однако безработица в обрабатывающей промышленности и других отраслях производства продолжала расти. В 1997 конъюнктура улучшилась за счет увеличения экспорта, оживился спрос, возросли инвестиции, но капиталовложения в строительство продолжали сокращаться.
Экономические показатели. ВВП - $326.5 миллиардов (данные на 2010), ВВП на душу населения- $42,900 (данные 2010), уровень инфляции - 0.7% (данные на 2010), рост промышленного производства - 2.4% (данные на 2010). Основные виды сельскохозяйственной продукции: зерно, фрукты, овощи, мясо, яйца.
Швейцария в конце 20в. – начале 21 в.
В декабре 1998 президентом Швейцарской конфедерации была избрана Рут Дрейфусс, первая женщина президент.
Через год, в 1999 Швейцарский парламент переизбрал всех семерых членов федерального совета, лишив места в совете Швейцарскую народную партию правого толка, и таким образом удалось сохранить коалицию и расклад сил, установленный с 1959 которая была правящей с 1959.
В январе 2000 президентом был избран Адольф Оги. Но уже в начале 2001 благодаря ротационной системе новым президентом стал Лойенбергер Мориц, представитель Социал-демократической партии. В том же году на референдуме большинство избирателей (около 77%) проголосовали против инициативы вхождения в Евросоюз.
В марте 2002 на прошедшем референдуме 55% населения проголосовало за вступление Швейцарии в Организацию Объединенных Наций, и в сентябре 2002 Швейцария стала 190-м членом ООН. В 2005 население Швейцарии проголосовало за вхождение в шенгенскую зону.
В 2003 прошли парламентские выборы, и правая Народная партия Швейцарии получила 55 мест в Федеральном совете, а центристские партии потерпели сокрушительное поражение. Эта победа была отражена в раскладе сил в новом совете, и было добавлено еще одно место для представителя Народной партии. Таким образом, теперь в Федеральном совете стало 8 членов. В 2007 Народная партия снова победила на всеобщих выборах, и увеличила количество мест в парламенте до 62, социал-демократы были вынуждены уступить свои позиции. Краеугольным камнем политики Народной партии является резко негативное отношение к иностранцам. В предвыборных материалах партии иммигрантов напрямую называли «торговцами наркотиками» и «преступниками». Хотя иммиграция обеспечивала страну трудовыми ресурсами.
Список президентов с 2002 по 2011: К.Филлигер (2002, Радикально-демократическая партия), П.Кушпен (2003, РДП), Жозеф Дейс (2004, Христианско-демократическая народная партия), С. Шмид (2005, Консервативная демократическая партия), М.Лойенбергер (2006, Социал-демократическая партия), М.Кальми-Ре (2007, СДП), П.Кушпен (2008, РДП), Ханс-Рудольф Мерц (2009, Свободная демократическая партия), Д.Лойтхард (2010, ХДНП), М.Кальми-Ре (2011, СДП).
23 октября 2011 состоялись федеральные выборы в Национальный совет (нижнюю палату парламента) и в Совет кантонов (верхнюю палату парламента). Большинство голосов в Национальном совете получила Швейцарская народная партия. Однако они получили в парламенте на 7 мест меньше (25,9% годосов), чем в прошлые выборы. В нижнюю палату также прошли: Социал-демократическая партия (18, 1%), Свободная демократическая партия (15%) и Христианско-демократическая партия (12%), партия Зеленых (8,3%), Зеленая либеральная партия (5,3%), Буржуазно-демократическая партия (5,2%).
Сабельников Л.В. Швейцария. Экономика и внешняя торговля. М., 1962
Могутин В.Б. Швейцария: большой бизнес маленькой страны. М., 1975
Драгунов Г.П. Швейцария: история и современность. М., 1978
Пособие по демократии: Функционирование демократического государства на примере Швейцарии. М., 1994
Шаффхаузер Р. Основы швейцарского общинного права на примере общинного права кантона Санкт-Галлен. СПб, 1996
Ответь на вопросы викторины «Путешественники»