ПЛУТАРХ ИЗ ХЕРОНЕИ
ПЛУТАРХ из Херонеи (ок. 45 – ок. 127 н.э.) – греческий философ, политик и писатель-моралист, автор знаменитых Параллельных жизнеописаний и ряда философских сочинений, написанных в русле традиции платонизма. В течение всей жизни деятельно участвовал в управлении родным городом, имел звание архонта-эпонима; императором Траяном был возведен в ранг консула, императором Адрианом – прокуратором провинции Ахея. С 50 лет Плутарх – жрец Аполлона в Дельфах. Дома в Херонее у него был постоянный философский кружок, посещаемый друзьями и учениками, – благодаря этому своеобразному филиалу афинской Академии беотийская Херонея стала и одним из центров платонизма в 1 в. н.э.
Из обширного наследия Плутарха сохранилась примерно треть – ок. 100 сочинений. Корпус сохранившихся текстов традиционно разделяется на две части – Параллельные жизнеописания и Моралии. Это деление восходит к изданию Плутарха, осуществленному византийским монахом Максимом Планудом (13 в.). Название «Моралии» вполне условно – под этой рубрикой Максим собрал все, что не было биографиями: этические, философские, религиозно-мифологические и другие сочинения (посвященные весьма широкому спектру вопросов – от политики, риторики и педагогики до психологии животных). Среди наиболее значительных философских сочинений: О сотворении души согласно «Тимею», Об Исиде и Осирисе, О [букве] E в Дельфах, О дельфийском оракуле, Об упадке оракулов, Можно ли научить добродетели?, О нравственной добродетели, О благорасположении духа, Платоновские вопросы, ряд полемических сочинений: О противоречиях у стоиков, Об общих понятиях: против стоиков, О том, что невозможно жить счастливо, если следовать Эпикуру, Против Колота, Застольные беседы.
Плутарх – представитель догматического (не-скептического) платонизма. В духе времени его платонизм вмещает элементы пифагореизма, аристотелизма и стоицизма; главные школьные авторитеты для него – Платон и Ксенократ. Влияние пифагореизма проявляется прежде всего в метафизическом дуализме. По Плутарху, есть два противоположных первопринципа: «Монада» (Бог, истинно сущее) и «Диада», «подлежащее всего бесформенного и беспорядочного». Космогония Плутарха целиком основана на Тимее. Оригинально у него понимание той беспорядочной зыбкой субстанции, из которой демиург сотворил мир: это вовсе не материя, а некое соединение материи и неразумной злой души, которая и есть причина ее беспорядочного движения; бог же сотворил душу, придав ей разум. Самостоятельно существующая «злая душа» – чуждый платонизму элемент, и у Плутарха объясним его симпатиями к восточным культам. Так, в своем сочинении Об Исиде и Осирисе он предлагает аллегорическую интерпретацию египетской мифологии с привлечением языка зороастрийской религии. Самым ранним образцом школьного платонического комментария являются Платоновские вопросы Плутарха – толкование отдельных фрагментов платоновских диалогов.
В этике также более следовал Аристотелю, хотя исходил из характерного платонического понимания цели жизни как «уподобления богу», достигаемого через упражнение в добродетели. Стержнем этических воззрений были понятия образованности и гуманности («филантропии») – центральные также и для биографического цикла, дополняющего теоретические трактаты по этике (по сравнению с нравственной добродетелью добродетель социальная, или гражданская – завершающая ступень).
Наибольшую славу Плутарху принесли его Параллельные жизнеописания – «философско-психологические этюды на материале политической истории» (Аверинцев С.С. Плутарх и античная биография, 1973); каждая биографическая «параллель» состоит из биографии греческого политика, биографии похожего на него римского политика и заключительное сравнение этих двух характеров (например, Ликург и Нума Помпилий, Перикл и Фабий Максим, Александр и Цезарь, Демосфен и Цицерон). Так, на конкретном историческом материале Плутарх демонстрирует, что стоит за отвлеченным понятием «моральный идеал».
Издания: Плутарх. Сравнительные жизнеописания. В 3-х тт. М., 1963–1969; Моралии. М. – Харьков, 1999; Исида и Осирис. Киев, 1996 (переизд. переводов из «Вестника Древней Истории»). Застольные беседы. Л., 1990; Сравнительные жизнеописания, трактаты и диалоги. М., 1997.
См. также АНТИЧНАЯ ФИЛОСОФИЯ; ДРЕВНЯЯ ГРЕЦИЯ.
Мария Солопова
Аверинцев С.С. Плутарх и античная биография. М., 1973
Егоров И.А. Плутарх Херонейский как оригинальный мыслитель. Его учение о бытии. – В кн.: Проблемы бытия и познания в истории зарубежной философии. М., 1982
Ответь на вопросы викторины «Философия»