ЦИЦЕРОН, МАРК ТУЛЛИЙ
ЦИЦЕРОН, МАРК ТУЛЛИЙ (Marcus Tullius Cicero) (106–43 до н.э.) – римский государственный деятель, сторонник идеалов Республики, выдающийся оратор и литератор, популяризатор греческой философии. Пик политической карьеры Цицерон – 63 до н.э., это был год его консульства и разоблачения заговора Катилины, за которое он был с триумфом провозглашен «отцом отечества». Но вследствие отказа поддержать триумвират Цезарь – Помпей – Красс, Цицерон постепенно все более теряет влияние и отходит от активной политики, в результате в апреле 58 до н.э. Цицерон был вынужден отправиться в изгнание в Македонию. Он возвращается в сентябре 57 до н.э., примыкает к партии Помпея, а после поражения последнего в Фарсальской битве (48 до н.э.) сдается на милость Цезаря, фактически ставшего единоличным диктатором. Одобрив убийство Цезаря, он оказывается в оппозиции к Марку Антонию, которого считает продолжателем дела узурпации власти. Серия знаменитых речей против Антония («филиппики») обозначает черту, которая подвела итог и политической карьеры, и самой жизни Цицерона.
Литературное наследие Цицерона состоит из его публичных речей, сочинений по ораторскому искусству, философских трактатов, поэтических произведений и приватных писем. Он впервые сделал латинский язык полноправным средством выражения философских идей, стремясь дать римской просвещенной публике материал для серьезного чтения и самообразования. Обзор своих сочинений по философии Цицерон приводит в трактате О дивинации (Искусстве гадания), книга 2, гл. 1. Этот обзор начинается словами: «Не раз я спрашивал себя, чем я могу быть наиболее полезным для республики, не оставляя моих забот о ней, после многих и долгих размышлений, пришел я к такому заключению: лучше всего будет, если я открою моим согражданам путь к благородным наукам». В 19–20 вв. наследие Цицерона интересовало историков философии в основном как источник сведений о платонической философии периода эллинизма (наиболее ценны материал о Филоне из Ларисы и Антиохе Аскалонском); Цицерон отражал в своих произведениях и современные ему идеи стоиков и эпикурейцев (Панетий, Посидоний), сознательно подражал диалогам Аристотеля.
Цицерон затрагивал вопросы соотношения риторики и философии, государственного устройства и, в частности, «наилучшего государства и наилучшего гражданина». Следуя за греческим историком Полибием и стоиком Панетием, он видит в Римской республике времен ее расцвета ту «смешанную политию», в которой демократия (свободное волеизъявление народа и его подлинное участие в государственных делах) оптимально сочетается с элементами аристократии (руководством со стороны разумнейших и достойнейших). Из теоретических гносеологических вопросов занимался вопросом о природе и статусе знания: есть ли критерии истинности познания? может ли знание о чем бы то ни было быть окончательным? В соответствии с учением Новой Академии, и в противоположность стоикам он отвечает на этот вопрос отрицательно. В работе О пределах добра и зла Цицерон последовательно опровергает учения о высшем благе эпикурейцев и стоиков, оставаясь при скептическом воззрении о невозможности теоретического обоснования высшего блага. В области же практической морали такое окончательное определяющее понятие Цицерон находит – это понятие природы: «кто следует природе, тот не ошибается», что сближает его позицию со стоической. Стоицизм был духовно близок Цицерону лишь отчасти: согласие в вопросах морали сопровождается резкой критикой веры в традиционных богов, стоического фатализма и связанной с этим веры в гадательное искусство (см. О природе богов, О ведовстве и О судьбе). Одно из самых значительных произведений Цицерона – Тускуланские беседы в 5 книгах, в котором затрагивается широкий спектр философских вопросов. В нем он называет философию «наукой об исцелении души», «изыскательницей добродетели, гонительницей пороков», силой, объединившей «в общество рассеянных по земле людей».
Цицерон считал, что истинная философия как стремление к мудрости и нравственному совершенствованию обогащает основу повседневного существования – дружбу, и смягчает и наполняет смыслом неизбежные тяготы всякой жизни: старость, боль, смерть близких и ожидание собственной (О старости, О дружбе). Для всех последующих эпох Цицерон так или иначе оставался философом-просветителем, представителем гуманизма – само это слово восходит к его излюбленному понятию humanitas.
Сочинения: Избранные сочинения. М, 1975 (Тускуланские беседы и др.); Философские трактаты. М., 1995 (О природе богов, О дивинации, О судьбе). Диалоги. М., 1994 (О государстве, О законах); О старости, О дружбе, Об обязанностях. М., 1993; Три трактата об ораторском искусстве. М., 1994; О пределах блага и зла. Парадоксы стоиков. М., 2000.
См. также СТОИЦИЗМ; ЭПИКУРЕИЗМ; РИТОРИКА.
Мария Солопова
Покровский М.М. Лекции по Цицерону. М., 1914
Буасье Г. Цицерон и его друзья. М., 1914
Плутарх. Цицерон. – В кн.: Плутарх. Сравнительные жизнеописания, т. 3. М., 1964
Утченко С.Л. Цицерон и его время. М., 1972
Грималь П. Цицерон. М., 1996
Ответь на вопросы викторины «Короли»