ГОСТИНИЦА
ГОСТИНИЦА (фр. hôtel, восходит к лат. hospes – «гость»), гостиница: здание для временного проживания, питания, проведения встреч и т.п. К середине 20 в. отели обычно подразделялись на коммерческие, курортные, жилые и мотели, но к концу столетия появились и другие виды отелей, в целом ориентированные на обслуживание туристов и деловых людей, но чрезвычайно различающиеся размерами, оборудованием и ориентированные на определенные группы пользователей.
Масштабы гостиничного бизнеса.
Вместе с функционально связанными с ними областями туризма и путешествий отели составляют один из крупнейших секторов бизнеса. Свыше 70% отелей приходится на США и Европу. Гостиничный бизнес в целом контролируется международными сетями, часть которых владеет участками, на которых возведены гостиницы, часть управляет ими и часть обеспечивает сделки. Пять крупнейших таких сетей в 1994 контролировали свыше 1,5 млн. гостиничных мест.
Главная доля в общем объеме гостиничного бизнеса приходится на небольшие мотели. 80% из них располагаются в пригородах или вдоль автомагистралей, и в 70% из них число мест не превышает 75.
История.
Гостиница прошла долгую эволюцию. Вначале это была, скорее всего, лужайка у источника, возможно, огороженная забором, чтобы обеспечить отдыхающим путешественникам какой-то минимум защиты. Со временем стены становились выше, в них устраивали ворота, площадку накрыли кровлей, поставили внутренние перегородки и, наконец, снабдили комнаты дверями. В античности гостиницы строились вокруг внутреннего двора, в центре которого нередко был колодец. Постепенно добавлялись отдельные комнаты для сна, еды, приготовления пищи и помещения для животных. Простые постоялые дворы существовали тысячи лет, практически не меняясь, предлагая ограниченный круг удобств и не гарантируя их качество.
Европа.
Описания, оставленные паломниками и другими путешественниками, убеждают в том, что средневековая гостиница была просто таверной – харчевней, к которой примыкало общее спальное помещение. Отдельные покои для знатных путешественников встречались далеко не всюду. В этих редких гостиницах останавливалось немного путешественников, гораздо большее их число находило ночлег на открытом воздухе или в монастырях и странноприимных домах, каких было множество в Европе. В Англии начала 16 в. свыше 600 религиозных учреждений предоставляли ночлег всем желающим. В эпоху Реформации они были закрыты, и возросший спрос вызвал к жизни следующее поколение гостиниц. К середине 17 в. регулярная почтовая служба и организация регулярных маршрутов дилижансов привели в Англии к массированному обновлению главных дорог. Следствием этого было появление гостиниц (служащих одновременно почтовыми станциями), в которых общие помещения были обращены на улицу, а жилые покои группировались вокруг каретного двора вдоль галерей по второму этажу.
Сотни лет назад развитие гостиниц и постоялых дворов также, как и сейчас, находилось в прямой зависимости от совершенствования средств передвижения. Когда в Европе начали строить новые шоссейные дороги, богатые английские джентльмены, путешествовавшие по Европе, останавливались по пути в Париж, Рим или Венецию в роскошных гостиницах с бальными залами, театрами, садами и магазинами. К середине 18 в. залы для собраний, удовлетворявшие потребности горожан в месте для светского общения, пристраивались к старым гостиницам и непременно включались в состав новых гостиниц.
Вскоре после 1800 было завершено строительство большого числа городских и курортных отелей, что свидетельствовало о росте числа деловых поездок и о стремлении выбраться из города на природу в дни, свободные от трудов. Старинный монастырь капуцинов в германском Баден-Бадене был превращен в отель «Бадишер Хоф» на 50 номеров, в котором имелись бальный зал, библиотека, читальные залы и гостиные. Его главной особенностью был великолепный обеденный зал высотой в три этажа с верхним светом, на всех этажах окруженный широкими коридорами, куда выходили гостевые номера и апартаменты. В Плимуте (Англия) «Ройял Отель» соединил в одном комплексе 50 номеров, бальный зал и театр, обеденные залы и гостиные, а также литературный клуб «Атенеум». Хотя эти отели были гораздо крупнее и комфортабельнее своих предшественников, они продолжали группироваться вокруг большого двора с его конюшнями и каретными сараями. Ванные комнаты располагались сзади этого двора.
В Европе подъем строительства гостиниц был напрямую связан с развитием транспортных систем. Английские инвесторы были вдохновлены постоянным совершенствованием шоссейных дорог, что существенно упрощало деловые поездки, и строительством новых железных дорог, особенно тех, что вели к курортам у моря или у минеральных вод. Самые большие и самые роскошные отели были построены управлениями железных дорог рядом с вокзалами Лондона. Многие из европейских отелей того времени все еще функционируют: «Даниели» в Венеции (в 1822 перестроенный из палаццо 15 в.), «Амстел» в Амстердаме (1866) или многочисленные курортные отели на французской Ривьере. Эти учреждения относятся к наиболее элегантным отелям всего мира.
Отели были среди первых построек, где внедрялись все технические новинки, включая, газовое освещение в номерах (1835), центральное отопление (1846), электрическое освещение общих помещений (1882), собственная ванная комната при каждом номере (1888) и, наконец, телефоны в номерах (1894).
США.
По другую сторону Атлантики, в американских колониях строили такие же гостиницы и таверны, как в Англии, – сначала в главных портах, а затем в городах, лежавших на берегу главных рек или у почтовых дорог. Многие из них были всего лишь большими домами, владельцы которых предлагали ночлег и еду политическим деятелям и бизнесменам своего времени. Настоящие гостиницы появились после Американской революции. Среди первых были «Сити Отель» в Нью-Йорке (1794), расширенный вариант таверны, в котором состоялся первый бал президентской инаугурации, и «Иксчендж Коффи Хаус» в Бостоне (1809) на 200 номеров, – простое в плане сооружение с большим числом обеденных залов и гостиных, а также с перекрытым куполом центральным залом, в котором оперировала товарная биржа. Успех первых отелей способствовал возведению отеля «Барнум» в Балтиморе (1826), который произвел огромное впечатление на таких европейских путешественников, как Троллоп и Диккенс.
За этими отелями последовал бостонский «Тремонт Хаус» на 170 номеров, который считают первым современным отелем. В нем действительно было множество нововведений, включая конторку регистрации (в старых гостиницах гости записывались в баре), ресторан с фиксированным меню, газовое освещение общих помещений, одно- и двухкомнатные номера, запиравшиеся на ключ (еще одно изобретение), ванные комнаты под той же крышей, а также включенные в стоимость пребывания мыло, кувшин и тазик для умывания. Монументальность архитектурного решения, разработанного Айзаей Роджерсом, новизна услуг и удобств этого отеля установили стандарт для гостиниц нового поколения. Следует добавить, что «Тремонт Хаус» был среди первых отелей, строительство которых финансировалось путем продажи акций инвесторам, что повлекло за собой закрепление нового подхода к финансированию и девелопингу (экономическому развитию) земельной собственности.
«Тремонт Хаус» вызвал волну подражаний в американских и европейских городах. Джон Астор нанял А.Роджерса, чтобы тот спроектировал пятиэтажный «Астор Хаус» в Нью-Йорке на 309 комнат (1836); этот архитектор продолжал оказывать влияние на архитектуру гостиниц в течение своей долгой карьеры (ум. в 1869), построив отели в Цинциннати, Луисвилле и других городах долины реки Огайо. Отели, спроектированные много десятилетий после «Тремонт Хауса», обычно включали широкий выбор роскошно декорированных гостиных и залов, используемых для официальных и неформальных встреч светской публики. Особое значение приобрели рестораны, а после распространения лифтов их дополнили банкетные залы на верхнем этаже, откуда открывался привлекательный вид. Появились апартаменты для постоянных обитателей; первый этаж, обращенный к улице, заполнили магазины; расширился объем услуг и их разнообразие.
По мере того, как пионеры и первопоселенцы продвигались на Запад, сначала по рекам, позже в фургонах и по железной дороге, среди первых построек в новых городах оказывалась гостиница, что поднимало статус города и привлекало в него бизнесменов. И в настоящее время в развивающихся странах отель напрямую сопряжен с претензиями города на более высокий статус. В 19 в. крупные отели почти без исключений строились в центре города, а небольшие гостиницы выстраивались вдоль транспортных коммуникаций.
Рост размеров отеля второй половины 19 в. оказался возможен в связи с двумя инновациями: прогресс лифтового хозяйства и применение новых строительных конструкций. Пассажирские лифты были устроены в нью-йоркской гостинице в 1859, хотя т.н. вертикальные железные дороги для транспортировки багажа применялись уже двумя десятилетиями ранее. Расширявшееся использование конструктивной стальной рамы легло в основу строительства двух американских отелей, намного опередивших свое время. Будучи прямыми наследниками английской гостиницы, сгруппированной вокруг внутреннего двора, они в то же время обозначили собой тип атриумного отеля, получившего распространение уже в наши дни. В первом из них, «Палас-отеле» в Сан-Франциско (1875), был устроен гигантский, перекрытый стеклянной кровлей внутренний двор, со всех сторон окруженный галереями, игравшими роль коридоров, ведущих в номера. В другом, «Браун Палас-отеле» в Денвере (1892), был сформирован весьма элегантный восьмиэтажный атриум, тогда как его монументальный облик был создан тонкой каменной облицовкой, прикрепленной к стальному каркасу. Построенный Луисом Салливеном «Чикаго Аудиториум Билдинг» был одним из первых комплексных проектов, где отель объединялся в единый комплекс с театром и офисами.
По мере того, как состоятельные горожане все чаще устремлялись летом на воды, к морю или в горы, курортный отель также увеличивался в размерах, расширял спектр удобств и шлифовал стиль. Среди наиболее ранних курортных отелей США был «Саратога Спрингс», который в 1833 был соединен с Нью-Йорком железнодорожной веткой, что придало ему дополнительные функции летнего центра светской жизни. Некоторые отели представляли собой группу обособленных коттеджей, другие, наподобие «Гранд-отеля» на острове Макинек в Мичигане (1887), создавались как крупные корпуса с портиками по всей длине. Чтобы удовлетворить растущий спрос, здания быстро собирались на деревянном каркасе, – так, огромный отель «Ройял Пойнчиана» в Палм-Бич во Флориде был завершен всего за десять месяцев (1894). К сожалению, множество из этих деревянных сооружений сгорели дотла. К концу столетия соображения пожаробезопасности привели к применению бетона, как в «Понсе де Леон» в Сент-Огастине во Флориде (1887) или в монументальном отеле «Мальборо-Бленхейм» в Атлантик-Сити, шт. Нью-Джерси (1905). Чем далее на Запад, тем больше разнообразие стилей: это, например, широко раскинувшийся по участку крытый шифером отель «Коронадо» в Сан-Диего (1886), бревенчатые бунгало во множестве национальных парков (ок. 1900) или очаровательный отель «Гринбрайер» в георгианском стиле, построенный в Уайт Сульфур Спрингс в Западной Вирджинии (перестроен в 1913).
К началу 20 в. все основные технические системы были уже созданы, однако и роскошные отели для богачей и коммерческие учреждения, рассчитанные на средний кошелек, продолжали наращивать усовершенствования. Отель «Статлер» в Буффало (1908), с которого началась первая гостиничная сеть, снабдив каждый номер ванной комнатой, рекламировал «комнату и ванную за полтора доллара». Отели постепенно освобождались от чрезмерного декора, в то же время совершенствуя систему сервиса. Владельцы и нанятые ими архитекторы предприняли попытки сократить габариты гостевых номеров и общих помещений, понизить потолки и убрать необязательные вспомогательные службы. В 20-е годы кухни выносят из подвалов, размещая их позади ресторана или бального зала, а число официантов сокращается. Экономический рост в 1910–1930 вызвал бум в гостиничном строительстве, так что множество отелей обанкротилось, когда наступил десятилетний спад после кризиса 1929. «Уолдорф-Астория», открытая в 1931, принадлежит к числу немногих крупнейших отелей, переживших эти тяжелые времена.
Значительные изменения в жизни американской семьи и в характере бизнеса после Второй мировой войны существенно сказались и на гостиничном бизнесе. Относительно процветающий средний класс заполнил автомагистрали (хайвеи) своими автомобилями, а формирование федеральной системы хайвеев в 50-е и 60-е годы вызвало к жизни резкий рост региональных и общенациональных сетей мотелей. Общий рост экономики и развитие авиатранспорта привели к скачку в объеме деловых поездок, что в свою очередь отразилось на потребности в городских отелях с полным объемом услуг. По мере разрастания национальных и транснациональных корпораций, деятельность которых сопряжена с организацией всевозможных съездов и конференций, гостиничный бизнес получил дополнительный толчок к развитию.
Одним из важнейших нововведений в 60-е – 70-е годы стало внедрение концепции атриумного отеля, разработанной архитектором Джоном Портманом при проектировании отеля «Хайат Ридженси» в Атланте (1967). Портман, критикуя сухую механистическую планировочную схему отелей середины века, так объяснял свою позицию: «Я хочу взорвать отель изнутри, раскрыть его, создать ощущение свободного пространства, сформировать нечто наподобие курорта в самой гуще города. Идея состоит в том, чтобы ...вытянуть лифтовые шахты из толщи стены и превратить их в самостоятельное зрелище, придав им свойства огромной кинетической скульптуры». Атриумная схема стала доминирующей в конгресс-отелях, одновременно принимающих сотни и даже тысячи гостей. Крупнейшие гостиницы, вроде построенных Портманом в Нью-Йорке отелей «Мариотт-Маркиз» (1900 номеров, открыт в 1984) и «Атланта» (1675 номеров, открыт в 1985), имеют атриумы, окруженными сорокаэтажными и более высокими корпусами, в которых движутся более дюжины целиком остекленных лифтовых кабин. Подобно ранним гостиницам или атриумным отелям конца 19 в., гостевые номера выстраиваются здесь обычно вдоль коридоров-галерей, выходящих в атриум, обеспечивая обзор обширного общего пространства внизу.
В 1980-е годы возник интерес к старым гостиницам. Отель «Бельвю-Стратфорд» в Филадельфии, в свое время приговоренный к сносу, был, наряду со многими иными крупными постройками 19 в., тщательно отреставрирован. Ряд исторических зданий был переделан в отели. Таким образом в Нью-Йорке возник «Палас-отель» путем перестройки элегантных Домов Вилларда на Мэдисон-авеню, причем интерьеры, включенные в городской свод памятников, были бережно сохранены и преобразованы в рестораны, гостиные и салоны.
Гостиничное дело в России.
С 11 в. приезжих купцов на Руси называли гостями. «Иностранные гости» пользовались особым вниманием. Великий князь киевский Владимир Мономах в своем Поучении давал наставление сыновьям хорошо принимать «гостей»: «…более же всего чтите гостя, откуда бы к вам ни пришел, простолюдин ли, или знатный, или посол…». В эпоху раннего Средневековья (в домонгольское время) Русь вела торговлю с рядом стран Европы, Ближнего и Среднего Востока, а также Средиземноморья. Купцы останавливались в караван-сараях на пути следования торговых караванов и в таких городах как Саксин, Булгар, Бухара, Самарканд, Баку, Дербент.
В России прообраз будущих гостиниц появился в 12–13 веках. Дальнейшее развитие торговых отношений на Руси и массовое паломничество к «святым местам» вызывали необходимость организации ночлега и питания, и, следовательно, создания постоялых дворов разной комфортности с учетом социального положения и материального достатка путешественников. В первую очередь следует упомянуть ямские станции, в которых путешественники могли получить приют и сменить лошадей. В 15 в. был создан Ямской приказ, который следил за тяговой повинностью, управлял ямщиками, создавал и содержал ямские станции.
Другая возможность получения приюта для купца в то время – гостиный двор. Особенностью гостиного двора было то, что купцы не только жили в нем, но и торговали. Гостиные дворы в каждом городе средневековой Руси предназначались прежде всего для приезжих купцов. Занимая центральное место среди посада, гостиный двор вместе с торговой площадью был средоточием городской жизни, а размер и добротность гостиного двора говорили о значимости города на торговых путях. Аренда лавок в гостином дворе приносила доход в городскую казну, поэтому городские власти старались поддерживать его в хорошем состоянии.
Наиболее ранние сведения, касающиеся устройства иноземных гостиных дворов, содержатся в торговых договорах, заключенных между Новгородом и ганзейским городами. Наряду с гостиными дворами иностранных купцов с 16 в. в Новгороде возникают гостиные дворы русских купцов из других земель, например, сохранились сведения о существовании Псковского и Тверского дворов.
Впоследствии гостиные дворы утратили свое первоначальное значение и превратились в городские рынки, в торговые ряды. Образцом такого строения может служить гостиный двор в Калуге, построенный по проекту архитектора Петра Романовича Никитина, работавшего в городе с 1776 по 1784.
Бурное развитие и становление гостиничного дела в России наблюдалось в начале 19 в. Сохранялась большая необходимость в почтовых станциях. Они располагались между городами по почтовым трактам на расстоянии 1–2 дней пути друг от друга и предоставляли ночлег путешественникам. Наряду с почтовыми станциями, заезжими, постоялыми дворами, широкое распространение получили трактирные заведения. Трактиры высшего разряда располагались в центре города и обычно принадлежали богатым купцам. В них можно было снять покои по договорным ценам.
Дешевым приютом для малоимущих служили постоялые дворы, содержавшиеся частными лицами. С проезжающих брали пошлину – постоялое. Содержатели постоялых дворов, в свою очередь, платили годовой акциз в городской доход. С 1832 при постоялых дворах стали строить харчевни, также сдавая сбор в пользу городских доходов.
Для бедноты и крестьян, приезжавших в город на заработки, существовали приюты, ночлежные дома двух категорий. Первые содержались частными лицами с коммерческой целью, вторые – учреждались общественностью с благотворительной целью.
Такая привлекательная и доходная сфера деятельности как гостиничное дело, не могла не привлечь предпринимателей, которые начинали строить как небольшие одноэтажные гостиницы, так и гостиницы высшего класса. Вложенный в строительство гостиниц высшего класса капитал быстро возвращался за счет довольно высоких цен за постой, однако они отвечали всем требованиям комфорта для своего времени. Например, гостиница «Большая Московская» в Екатеринбурге имела 50 прекрасных номеров с отдельными спальнями и гостиной, в каждом номере имелись водопровод, ванная, водяное отопление, лифт. Интерьеры и сервисное обслуживание было на высоте: к каждому приходящему поезду из гостиницы на вокзал высылался автомобиль для встречи новых постояльцев.
Развитие гостиничного хозяйства в России после революции.
В 1918 декретом Советского правительства все гостиницы были национализированы и переданы в ведение местных органов Советской власти. Из-за нехватки жилья городские Советы депутатов трудящихся переселяли людей из трущоб в гостиницы, превращая их временно в жилые дома, в результате чего гостиничный фонд в это время уменьшился вдвое.
В 1930–40-х годах (в ходе первых пятилеток) был построен ряд крупных гостиниц в Москве, Ленинграде, Ростове-на-Дону, Свердловске, Горьком, Волгограде, Иркутске, Челябинске, Иванове, Новосибирске и других городах.
Среди построенных за этот период можно назвать большие, хорошо оборудованные по тому времени гостиницы: «Ростов» в Ростове-на-Дону на 1000 мест, «Большой Урал» в Свердловске на 650 мест, «Южный Урал» в Челябинске на 500 мест, «Центральная» в Иркутске на 450 мест, гостиница того же названия в Горьком на 350 мест, «Люкс» в Волгограде на 250 мест и другие. Кроме того, много гостиниц было выстроено различными ведомствами и предприятиями.
В начале 1930-х, наряду со строительством крупных гостиниц, значительное внимание уделялось также небольшим типовым проектам гостиниц на 50, 75, 100 и 150 мест.
Годы второй и третьей пятилеток (1933–1942) характеризуются развитием строительства вообще и гостиниц в частности. Повышаются требования, как к благоустройству гостиниц, так и к художественному оформлению их интерьера. Событием стало строительство столичной гостиницы «Москва» по проекту и под руководством академика А.В. Щусева в духе «сталинского классицизма» (1932–1938). «Москва» стала образцом современной гостиницы того времени. Для нее были специально разработаны и произведены комплекты мебели из различных сортов древесины и других отечественных материалов, дорогая отделка вестибюлей, продумано общее и местное освещение. Роскошные интерьеры гостиницы украшали живописные плафоны известных художников. Вплоть до закрытия в 2007 гостиница «Москва» была одним из символов советской столицы.
Наряду со строительством уникальных гостиниц в тот период проектировались и строились типовые гостиницы.
В послевоенный период много гостиниц было построено в разных городах страны. В Москве были сооружены благоустроенные гостиницы: «Ленинградская» на Комсомольской площади на 500 мест, «Украина» на Дорогомиловской набережной на 1470 мест, «Советская» на Ленинградском проспекте на 160 мест. В 1951 началось строительство гостиниц для ВДНХ. Было выстроено около 60 корпусов гостиниц «Ярославская», «Останкино», «Золотой колос» и др.
Интерьеры больших гостиниц оформлялись дорогостоящими материалами, с подчеркнутой пышностью. Например, в 1957 была открыта 34-этажная гостиница «Украина». В соответствии с эстетическими требованиями того времени комфортабельные номера высшей и I категории в ней были обставлены мебельными гарнитурами из дорогих пород дерева. Большое внимание было уделено оформлению холлов и вестибюлей. На 30-ом этаже гостиницы была оборудована смотровая панорамная площадка.
В 1960 в СССР номерной фонд гостиниц только Москвы вырос в 7 раз по сравнению с 1954 – Москва могла принять 137 тыс. человек в своих гостиницах.
В 1967 завершилось строительство одной из самых крупных на то время гостиниц в мире – гостиницы «Россия» архитектора Д.Чечулина. Здание гостиницы было решено в виде огромного замкнутого 12-этажного прямоугольника. Центральная часть представляла собой 20-этажную башню. Здание высилось на мощном стилобате (верхней плоскости ступенчатого основания), созданном благодаря перепаду рельефа местности.
Гостиницы строились не только в столице. Были построены высотные, современные гостиницы в Волгограде, Новосибирске, Мурманске, Архангельске, на 1000 мест каждая. Построена и введена в эксплуатацию 14-этажная гостиница «Владивосток» в городе Владивостоке на 940 мест. Наряду с гостиницами общего типа в стране велось интенсивное строительство ведомственных гостиниц, пансионатов, кемпингов, мотелей, туристических баз и лагерей.
Особенно интенсивно развивалось гостиничное хозяйство в 80-е годы, при подготовке к проведению XXII Олимпийских Игр. К Олимпийским играм в Москве вводятся в эксплуатацию гостиницы «Саяны» (520 мест), «Восход» (1400 мест), «Космос» (3400 мест), «Севастополь» (4000 мест). Гостиницы были оснащены всем необходимыми для комфортного проживания иностранных гостей.
В этот же период был построен крупный гостиничный комплекс «Измайлово» из пяти 28-этажных корпусов, рассчитанный на размещение одновременно 10 тыс. человек.
Ведомственные гостиницы.
В период с 1929 по 1938 Советский Союз посетило свыше 100 тыс. иностранцев. В апреле 1929 в СССР было образовано Всесоюзное акционерное общество по иностранному туризму «Интурист» (ВАО «Интурист»), в 1931 – Всесоюзное Акционерное Общество «Отель», которому были переданы лучшие 17 лучших гостиниц и рестораны в Москве (гостиницы «Метрополь», «Националь»), Ленинграде («Астория», «Европейская»), в Одессе, Киеве и других городах. ВАО «Отель» до 1941 года было принято около 100 тыс. иностранных туристов.
Во время Великой Отечественной войны поток иностранных туристов в СССР прервался. «Интурист» лишь обеспечивал обслуживание посольств, миссий, торговых, дипломатических и военных представителей.
После окончания Второй мировой войны большое число гостиниц, ресторанов, туристских баз, санаториев, домов отдыха на оккупированной территории были полностью разрушены; это препятствовало развитию туризма. Однако огромная работа по восстановлению разрушенного войной хозяйства способствовала тому, что к 1955 в СССР были созданы необходимые условия для возобновления и развития туризма, в том числе и иностранного. В 1968 СССР посетили свыше 1 млн. 676 тыс. иностранных туристов.
В 1971–1980 было построено 61 гостиница, 5 мотелей, 5 кемпингов в 24-х городах СССР. В 1980–1985 вступили в строй ряд крупных гостиничных комплексов: гостиницы «Прибалтийская» в Ленинграде (2400 мест), «Ялта» в Ялте (2400 мест), гостиничный комплекс «Дагомыс» в Сочи (2300 мест) и др. В Москве открылась гостиница «Космос» (3400 мест), которая до сих пор является конкурентоспособной благодаря высокому уровню архитектурно-художественного оформления и оснащенности сложным инженерно-техническим оборудованием. В 1985–1990 были введены в эксплуатацию гостиничные предприятия в городах «Золотого кольца», ряде древних исторических центров – в Новгороде, Пскове.
Вопросами приема и обслуживания иностранных туристов в СССР и поездок советских граждан за границу, помимо Интуриста, занималось также бюро международного молодежного туризма «Спутник» ЦК ВЛКСМ, созданное в 1958. Бюро имело свои гостиницы: «Молодежная» (1500 мест), «Орленок» (1300 мест), «Юность» (500 мест) в Москве, «Дружба» (320 мест) в Ленинграде, «Мир» (820 мест) в Киеве и ряд других.
Гостиничные предприятия ВЦСПС. Наиболее крупным владельцем предприятий гостиничного типа являлся Центральный совет по туризму и экскурсиям ВЦСПС. Часть гостиниц принадлежала отдельным предприятиям, учреждениям: Аэрофлоту, Автотрансагенству, Спорткомитету, министерствам. Удельный вес их в общем гостиничном фонде незначителен.
В 1985, по сведениям Госкомстата, гостиничное хозяйство Советского Союза насчитывало около 700 тыс. мест (для сравнения, в Западной Германии на этот момент было 2 млн. гостиничных мест). Из них 241 тыс. принадлежало ВЦСПС, 55 тыс. мест – Госкоминтуристу, 100 тыс. имело Бюро международного молодежного туризма «Спутник» ЦК ВЛКСМ. На примере Москвы известно, что в 1990 ежедневно в город приезжало до 3-х млн. человек. Столичная же база гостиничного хозяйства имела только 100 тыс. мест.
К 1990 вошли в строй 30 новых гостиниц Госкоминтуриста – в Новосибирске, Москве, Киеве, Кисловодске, Ташкенте, Бухаре, Самарканде, Ленинграде, Петрозаводске. В Москве началось строительство новых и реконструкции старых гостиниц при участии иностранных фирм. Именно в это время в Москве была построена большая часть четырех- и пятизвездочных гостиниц: «Олимпик-Пента», «Тверская», «Палас-отель», «Рэдиссон-Славянская». «Балчуг», две гостиницы сети «Мариотт» – «Мариотт Ройал» и «Гранд-отель Мариотт», «Националь», а также реконструированный «Метрополь».
Гостиничные сети.
Появление реактивной авиации дало толчок становлению международных гостиничных сетей, посредством которых единый культурный стандарт был распространен по всему свету. «Хилтон» и «Интерконтиненталь», тесно связанные с авиакомпаниями ТВА и ПАНАМ (ныне «Дельта»), построили большие отели в большинстве мировых столиц. В 1952 корпорация «Хилтон» выстроила в Стамбуле современный отель «люкс» над самым Босфором, а в 1978 – современный отель внутри руин монастыря 13 в. в Будапеште. В развивающихся странах не замедлили обнаружить экономическое значение гостиничного бизнеса, и элегантный курортный отель «Фрагрант Хиллз», построенный в 1982 неподалеку от Пекина, демонстрирует мастерство, с которым архитектор Йо Минг Пей интерпретировал местные традиции и материалы.
Именно курортные отели предоставляют наибольшие возможности для эффектного проектирования. Архитектор Моррис Лапидус в 1950-е годы создал в Майями-Бич целый ряд экстравагантных отелей, включая «Фонтенбло» и «Иден Рок», выделяющиеся смелой кривизной линий и богатством декора в интерьерах. Отель «Мауна Ки Бич», выстроенный на Гавайях архитектурной фирмой «Скидмор, Оуингз и Меррил» в 1964, сохранил качества первоклассного курорта во многом благодаря тщательности, с которой модернистское сооружение было вписано в ландшафт. Рикардо Легоррета создал ряд весьма эффектных отелей в Мексике – и в среде гигантского города Мехико, и на морском берегу, как в Канкуне или Икстапе. Корпорация «Дисней» создала на своих участках в Орландо и близ Парижа тематические отели, в которых с эффектностью театральных декораций воссоздается атмосфера пляжа, яхт-клуба или оазиса в пустыне.
Экономический спад начала 1990-х годов привел к сокращению строительства новых и реконструкции исторических отелей как в Европе, так и в Америке, однако продолжалось строительство отелей «люкс» в странах Юго-Восточной Азии. Исключение составляет лишь Лас-Вегас, где владельцы казино построили серию весьма экстравагантных отелей: «Экскалибур», «Луксор», «Остров сокровищ». В середине и к концу десятилетия приобрели популярность новые курортные зоны: на Тихоокеанском побережье Мексики, на пустовавших пляжах Юго-Восточной Азии и в районе Красного и Мертвого морей, расположенных весьма удобным образом, чтобы служить зимним раем для европейцев.
Хотя освоение новых территорий привело к строительству новых отелей на 500 и более номеров, равно как и целых курортных «деревень», массовый туризм начал утрачивать популярность, когда выявились негативные эффекты его влияния на страну пребывания. Чуткие к новым веяниям девелоперы начали разрабатывать концепцию эко-туризма, создавая деликатно вписанные в природную среду некрупные курорты на Карибских островах, в Центральной Америке и на островах Тихого Океана – с использованием местных строительных материалов, заботой о сохранности ресурсов, использованием энергии солнца или волн, вовлечением местных жителей в процесс проектирования и строительства.
Классификация отелей.
Еще в 1960-е годы было несложно классифицировать отели по нескольким группам (коммерческие, курортные, мотели), в каждой из которых была четкая ориентация на своего потребителя. Эти различия стали, однако, размываться по мере того, как все большее число коммерческих учреждений стали работать одновременно в разных секторах рынка. С расширением объема деловых или рекреационных поездок к концу 20 в. классификация временных жилищ приобрела более сложный характер.
Прежде всего резонно классифицировать отели по объему услуг: число номеров и их типы, число ресторанов, гостиных и развлечений, наличие места для массовых встреч и вместительность крупнейшего бального зала, наличие форм досуга на свежем воздухе и индивидуальных признаков архитектуры и дизайна, будь то атриум, парк или художественная коллекция. В рамках гостиничного бизнеса отели классифицируют также по их местоположению: городской центр, пригород, аэропорт, автомагистраль или курорт (впрочем, нередко разные категории накладываются одна на другую). Отели различают по совокупному качеству («звездность») услуг и сервиса и наконец по специальной ориентации на сектор рынка, вроде конгресс-отелей или отелей, рассчитанных на длительное пребывание (квартирных, жилых). Рынок гостиничного бизнеса предоставляет отели пригородные и при аэропортах, «люкс» и средней ценовой категории, курорты или отели с оборудованием для азартных игр. Кроме того, различают отели полного сервиса (с ресторанами и барами, коференц- и банкетными залами, фитнес-центрами, а также дополнительными услугами вроде ресторанного обслуживания в номере, делового центра и т.п.) и ограниченного – где гостям предлагают номер и легкий завтрак (кофе с булочкой) в лучшем случае.
В мире используется свыше сотни национальных систем классификации отелей. В менее развитых странах официальная классификация устанавливает минимальные стандарты, согласно которым, скажем, в трехзвездочном отеле номера должны иметь определенные минимальные габариты, собственную ванную комнату и телефон, и в гостинице должен быть ресторан. В некоторых странах существуют системы рейтинга, устанавливаемые независимыми организациями, вроде автоклубов. Каковы бы ни были классификации в деталях, отели «люкс» предлагают гостям наиболее просторные номера (порядка 37 кв. м), максимальные услуги (круглосуточное обслуживание в номерах, прислуга) и роскошные удобства. В отелях первого класса номера поменьше (в среднем 33 кв. м) при аналогичном наборе услуг, но без личного внимания к каждому гостю и художественных излишеств. Отели средней ценовой категории по набору услуг могут поспорить с более роскошными, номера в них немногим меньше (в среднем 30 кв. м), но в них скромнее декорированы интерьеры и отсутствует обслуживание с доставкой в номер и вызов прислуги. Экономические мотели предлагают номера средних габаритов (23–28 кв. м) без без излишеств и завтрак.
Мотели возводят свою родословную к караван-сараям древности. В 1910–1930 фермеры начали строить домики для туристов вдоль первых американских хайвеев вместо почтовых станций предшествовавшего столетия. С 1930 несколько таких домиков стали объединять под одной крышей. Предприниматели 50-х годов создали сети гостиниц для автомобилистов и по мере своего разрастания увеличили габариты номеров, установили стандарт меблировки и оборудования, добавили места общественного пользования и бассейн. В таких мото-гостиницах с фирменным именем имелось от 75 до 125 или более номеров в двух- или трехэтажном корпусе с рестораном, гостиной, многофункциональным залом, бассейном и небольшим спортивным залом. Второе поколение девелоперов создало новые экономические мотели, расположенные, как правило, подальше от главных перекрестков хайвеев, с номерами меньших габаритов, простой меблировкой и ограниченным набором услуг. Эти учреждения на 50–100 мест предоставляют гостю приличную комнату и скромный завтрак в том же месте, где размещена регистрация. Путешественников во всех видах мотелей привлекают умеренные или низкие цены, близость к хайвею, бесплатная парковка и необходимые удобства.
Курортные отели, отели при аэропортах.
Пригородный отель представляет собой гибрид мотеля и городской гостиницы, обслуживая новые деловые и торговые центры, возникшие вне городской черты и потому удобные для автовладельцев. Гостиница при аэропорте также являет собой смешанную форму, принимая и пассажиров авиалиний и бизнесменов. Возникнув вначале по аналогии с железнодорожными отелями 19 в. для обслуживания пассажиров перед и после путешествия, эти отели превратились прежде всего в деловые центры, наличие которых исключает необходимость в поездке в город. Пригородные отели и гостиницы аэропорта, как правило, помещаются в 8–20-этажных зданиях и насчитывают от 250 до 400 номеров, имеют полный набор услуг, ресторан, бары, гостиные, конференц-залы и фитнес-центры. Они входят в состав более крупных корпораций. Группы отелей при аэропорте нередко становятся местом проведения больших конгрессов, объединяя ресурсы, чтобы обеспечить проживание тысяч человек и набор обширных конференционных залов.
Центральные отели.
Отель с полным набором услуг в центре города развился из коммерческой гостиницы середины 20 в. Городской отель, построенный чаще всего на небольшом земельном участке, имеет, как правило, немного возможностей для устройства конференц-залов и устройства официальных обедов, соответственно ориентируясь скорее на индивидуального путешественника, чем на обслуживание больших групп. Приезжающий по делам может рассчитывать здесь на весь необходимый ему спектр услуг, включая быструю систему регистрации и расчетов, деловой центр, круглосуточное обслуживание в номере и сверхсовременное оснащение номера, включая факс. Отели в центре относятся как правило к группе от средней ценовой категории до «люкс», поскольку возросшая стоимость земли и строительства в городе не оставляет шансов для экономических отелей.
Курортные отели.
Первоначально возникнув как места здоровой передышки от городской суеты в жаркие летние месяцы, курорты в наше время можно встретить в любых местах: традиционные морской берег или горы, пустыня и джунгли, минеральные источники и морской заповедник, сафари и тематический парк. Если в 19 в. богатые семейства проводили на курорте до трех месяцев, располагаясь там со всеми домочадцами и слугами, то в современных условиях пребывание длится обычно уик-энд или неделю. Курорты были узко сезонными, но теперь они соблазняют достаточное число отдыхающих вне сезона за счет сниженных цен. Спектр услуг на курортах варьирует больше, чем в любых других отелях: от маленьких сельских гостиниц до огромных комплексов с теннисными кортами и полями для гольфа, ориентированных прежде всего на конгрессы и съезды; от недорогих пансионов, обслуживаемых одной семьей, до роскошных курортов на островах. За исключением недорогих небольших гостиниц, курортные отели располагают, как правило, номерами больших размеров (двухместные или семейные), несколькими ресторанами и барами, обширными спортивными и развлекательными заведениями, крупными и хорошо оснащенными конгресс-центрами.
Конгресс-отели.
К концу 20 в. процветание крупнейших гостиничных сетей, вроде «Хилтон», «Мариотт», «Хайат» или «Шератон», зависит прежде всего от проведения конференций и конгрессов. Последние устраиваются уже не только в городских отелях, но и в отелях при аэропортах и на курортах, что делает поездку более привлекательной и расширяет круг предоставляемых клиентам услуг. В этих отелях, насчитывающих от 500 до 2000 номеров, организуются также многие главные светские мероприятия городской жизни. Конгресс-отели проектируются в расчете на единовременное обслуживание массы людей: увеличены вестибюли, холлы, отдел регистрации (reception), предусмотрены дополнительные лифты, множество ресторанов и баров, большие бальные и конференц-залы а также выставочные залы, способные вместить несколько тысяч гостей.
Жилые отели.
Жилые отели, во многом сходные с многоквартирными домами, обслуживают ту категорию потребителей, которая ранее предпочитала снимать апартаменты в классическом коммерческом отеле на продолжительный срок. Небольшие, обычно двухкомнатные номера пользуются популярностью у командировочных в рабочие дни, у путешествующих семей – в выходные. Жилые отели первого класса имеют, как правило, 200–300 двухкомнатных номеров площадью от 42 до 56 кв. м и располагаются как в городе, так и в пригороде, ориентируясь на командировочных, туристов на уик-энд и остающихся на длительный срок. Чтобы уравновесить увеличенные габариты номеров, в большинстве жилые отели располагают достаточно скромными общими местами: один ресторан и бар, небольшая рекреация и маленький фитнес-центр. Номера квартирного типа, наряду со спальней и гостиной, оснащены небольшой кухней.
Отели-кондоминиумы
Отели-кондоминиумы – еще одна смешанная форма, тесно связанная с жилыми отелями прошлого, привлекавшими постоянных и состоятельных обитателей, которым нравилось круглосуточное гостиничное обслуживание. Эти учреждения предлагают и роскошные апартаменты гостиницы и квартиры кондоминиума, обеспечивая обитателям и тех и других высокий уровень услуг. Относительно небольшие (в среднем 200 гостиничных номеров и 100 квартир кондоминиума), эти отели расположены как правило в дорогих районах города, где в каждом квартале есть и жилье и офисы, вроде Бак Бей в Бостоне или Ист-Сайд в Нью-Йорке.
Конференц-центры. Рост внимания к технологии управления и постоянному обучению ответственного персонала вызвали к жизни специализированные конференц-центры, т.е. отели, ориентированные прежде всего на обслуживание небольших семинарских групп. Эти учреждения чаще всего находятся в пригороде, размещаясь на больших лесистых участках, что обеспечивает и отдаленность от отвлекающего воздействия города и легкую доступность аэропорта и хайвея. Имея от 100 до 250 номеров, деловые и курортные конференц-центры располагают широким набором помещений для учебных занятий и семинаров и в большинстве оснащены всеми видами новейшего аудиовизуального и компьютерного оборудования. Предоставляя клиентам полный объем услуг, эти отели имеют в своем составе кафетерии и рестораны, помещения для спортивных занятий и развлечений, прочие вспомогательные помещения. Хотя гостевые номера ничем не отличаются от обычного номера отеля (30–33 кв. м в среднем), сами конференц-центры занимают примерно на треть больше площади, чем обычные отели, так как для проведения конференций и семинаров требуется большое пространство. Естественно, собственные затраты такого рода отелей весьма высоки.
Прочие специализированные отели.
По мере обострения конкуренции в гостиничном бизнесе владельцам отелей и девелоперам приходится искать незаполненные ниши спроса. Отели при казино ориентированы на клиентов, все внимание которых обращено на азартную игру. Оздоровительные курорты специализируются на диете, специальной гимнастике и прочих фитнес-программах. Отель-бутик это всегда небольшой и дорогой отель, предлагающий клиентам полное уединение наряду с сервисом класса люкс. Гостиницы «ночлег и завтрак», как правило обслуживаемые владельцем и его семьей, ориентированы обычно на туристов, внимание которых обращено на осмотр исторических или природных достопримечательностей.
Гостиничный менеджмент.
По мере того, как большие гостиничные сети разрастались и занимали ведущее положение в бизнесе, характер управления отелем все более стандартизировался. В 1900 такого рода сетей еще не было: Статлер открыл первую гостиницу в 1907, а Конрад Хилтон приобрел первый отель в 1919. Ситуация радикально изменилась: за четверть века с 1970 по 1995 произошел сдвиг, и если в начале периода лишь треть отелей принадлежала той или иной сети, то в конце его – свыше 70% так или иначе были связаны с сетями.
Управление отелем или мотелем осуществляется разными способами. Владелец может руководить им независимо, никак не будучи связан с сетью или известной в бизнесе фирмой. В других случаях владелец приобретает лицензию у сети, принимая на себя полноту ответственности за предприятие в соответствии со стандартами сети, но приобретая при этом фирменное название, доступ к системе резервирования мест, рекламе, оптовым закупкам. Владелец может воспользоваться услугами менеджерской фирмы, которая берет на себя ответственность за повседневное функционирование отеля, либо отдать свою собственность в аренду оператору, который принимает на себя всю финансовую и управленческую ответственность.
Менеджмент отеля, как правило, организован по отделам. Генеральный менеджер надзирает над коллегиальным руководством, образованным из руководителей различных отделов – обслуживания номеров, ресторана и баров, продажи и маркетинга, бухгалтерии, технического отдела и отдела кадров. Каждый из таких менеджеров отвечает за работу отдельных бригадиров и персонала. В крупнейших отелях нередко и руководители подотделов, вроде службы организации банкетов, главного стюарда или домоправителя, могут быть включены в круг высшего руководства. Генеральный менеджер несет ответственность за определение общей стратегии и политики маркетинга, направляет действия подчиненных, отчитывается перед владельцами за финансовое и функциональное состояние гостиницы.
Плата за номера составляет почти весь объем дохода в небольших мотелях и от 55% до 60% – в крупных; от 25% до 35% денежных поступлений средних и крупных отелей дают рестораны и бары; оставшиеся 5-10% доходов складываются из оплаты телефонных счетов, резервирования номеров, оплаты автостоянки, бассейна, фитнес-центра и т.п.
Менеджер, ответственный за номера, следит за функционированием жилого сектора отеля, включая резервирование мест, работу регистрации, швейцаров, портье, за качеством уборки и безопасностью. По тому, как функционирует все это хозяйство, постоялец формирует представление об отеле, а значит качество управления в этой области имеет первостепенное значение для его репутации. Различные отделы находятся в постоянном взаимодействии. Менеджер пищи и напитков несет ответственность за приготовление блюд, санитарное состояние и обслуживание на кухне, в барах, игровых салонах и за качества обслуживания в номерах. И это, наряду с состоянием номеров, существенно влияет на имидж отеля или курорта. Все подотделы внутри этой службы должны функционировать без сбоев, что особенно существенно в конгресс-отелях, где единовременно необходимо обслуживать множество клиентов.
Деятельность других, не менее существенных отделов, незаметна для гостей. Бизнес и маркетинг принципиально важны для общего функционирования предприятия и фактически в наибольшей мере предопределяют его прибыльность. Менеджер по продажам должен находить баланс между предпродажей большого числа номеров по сниженным ценам на четыре-пять лет вперед и резервированием достаточного количества номеров для срочного найма по высоким ценам. Подобно авиалиниям, большинство отелей передают задачу управления политикой цен и резервирования на годы вперед специализированным компаниям.
Бухгалтерский отдел регистрирует все финансовые приходно-расходные и балансовые операции, контролирует расходование продуктов и напитков и готовит регулярные отчеты для руководства. Расчетные операции, контроль над ценами, страховка и обеспечение против риска имеют все большее значение.
Хотя в целом генеральный менеджер наблюдает за штатами отеля, отдел кадров несет прямую ответственность за набор персонала, предварительную проверку, обучение и повышение по службе. Усложнение государственного регулирования, сложность пенсионных программ и программ здравоохранения, страховки и трудовых конфликтов сделали отношения между сотрудниками ключевым аспектом четкого функционирования гостиниц. Наконец, технический отдел несет ответственность за бесперебойное функционирование систем жизнеобеспечения отеля, состояние конструкций, профилактический и капитальный ремонт здания и его инженерных сетей.
За исключением самых маленьких гостиниц и мотелей, во всех остальных используются стандартизованные компьютерные управленческие программы. Они охватывают все отношения клиента с отелем, включая резервирование мест, заполнение номеров и расчеты. Дополнительные программы связывают воедино расчеты в ресторанах и барах, расчеты за телефонные переговоры, управление энергосистемой и, наконец, электронную систему замков и ключей.
Планирование на будущее. История гостиничного дела – это история постоянных перемен, – соответственно, владельцы и менеджеры отелей должны быть готовы приспосабливаться к ним. Гостиницы устаревали, когда люди делали выбор в пользу более новых и более скорых транспортных средств. Новое поколение сверхзвуковых пассажирских самолетов скорее всего повлияет на то, каким будет спрос на гостиничные номера по всему миру. Возрастающая глобализация означает, что продукты и услуги будут продаваться на новых рынках, увеличится количество переездов и, возможно, возникнет потребность в новых типах бизнес-центров в отелях. С другой стороны, новые компьютерные и видеокоммуникационные системы изменят формы ведения деловых операций и, возможно, сократят потребность в перемещениях, либо подтолкнут менеджеров отелей полностью переосмыслить концепцию оснащенности обычного гостиничного номера или конференц-зала.
Существование отеля зависит от качества персонала – иной раз гостиницы оказываются не в состоянии обеспечить тот уровень сервиса, к которому привыкли клиенты. Для сохранения прибыльности отелей их менеджерам приходится считаться с постоянной нехваткой персонала, улучшать систему его обучения и повышения квалификации, расширять возможности карьеры внутри системы управления.
Гостиничное дело переживало пики и спады, тесно сопряженные с состоянием национальной и мировой экономики. Менеджерам приходится смягчать воздействие колебаний экономики, разрабатывая новые специализации и осваивая новые потребности клиентов. Хотя каждый спад экономики резко ударяет по владельцем и арендаторам гостиниц, он в то же время создает условия для перехода собственности из рук в руки и новых инвестиций. С середины 1980-х произошла резкая консолидация гостиничных сетей, многие из которых оказались во владении европейцев и граждан азиатских стран.
Жмулина Д.А. Правовое регулирование деятельности по оказанию гостиничных услуг: Монография. М., 2010