ТУРИЗМ
ТУРИЗМ (tourism) – 1). потребление людьми материальных благ и услуг в местах, не являющихся местами их проживания и не связанных с их трудовой деятельностью; 2). отрасль хозяйства, связанная с организацией туристических поездок и обеспечением туристов необходимой инфраструктурой (транспортными средствами, питанием, культурно-бытовыми услугами); 3). массовый вид спорта, направленный на поддержание здоровья и восстановление работоспособности.
Туризм является особой разновидностью отдыха, который возникает и развивается в процессе роста у людей возможности переезжать из одних мест в другие. Он удовлетворяет естественное стремление людей к не только пассивному, но и активному отдыху, который связан с личным знакомством со знаменитыми памятниками природы, истории и культуры, с обычаями и традициями разных народов.
Туристами называют людей, которые с целью отдыха временно переезжают за пределы их обычных мест проживания. Таким образом, при определении туризма используют три критерия:
– изменение места пребывания. Нельзя, например, считать туристами лиц, ежедневно совершающих поездки между домом и местом работы или учебы, так как эти поездки не выходят за пределы их обычной среды;
– кратковременность пребывание в новом месте. Это не должно быть местом постоянного или длительного проживания. За критерий оценки длительности пребывания принято, что приезжающий должен находиться в посещаемом им месте сутки и более, но менее 12 месяцев подряд. Тот, кто живет (или планирует жить) один год и более в определенном месте, считается постоянным жителем и поэтому не может называться туристом;
– отдых как цель переезда. Целью поездки не должна быть трудовая или любая иная деятельность, оплачиваемая из какого-либо источника в посещаемом месте. Любое лицо, переезжающее на новое место для работы, оплачиваемой из любого источника в этом новом месте, считается уже не туристом, а мигрантом. Это относится не только к международному туризму, но и к туризму в пределах одной страны (См. МИГРАЦИЯ НАСЕЛЕНИЯ МЕЖДУНАРОДНАЯ).
Часто понятие «туризм» понимают в более широком смысле слова, включая в него временные выезды за рубеж не только ради отдыха, но и с деловыми целями (на научные конференции, для встреч с коллегами по бизнесу и т.д.). Однако «деловой туризм» имеет многие принципиальные отличия от обычного и должен рассматриваться, скорее, как форма деловых коммуникаций.
Современная организация туристического бизнеса.
Туристический бизнес становится возможным при формировании массового спроса и предложения на рынке туристических услуг.
Спрос на туристические услуги формируется за счет трех факторов.
Во-первых, потребность в организации индустрии досуга растет по мере повышения благосостояния, поскольку полноценный отдых (часто с элементами спорта) становится важной частью жизни обеспеченных людей. Вплоть до середины 20 в. туристические поездки могла себе позволить только немногочисленная элита (аристократы и бизнесмены, высокооплачиваемые наемные работники и государственные служащие). По мере развития «общества всеобщего благосостояния» туризм стал доступен представителям не только высшего, но и многочисленного среднего класса.
Во-вторых, между условиями жизни в разных районах есть существенные различия с точки зрения возможности для отдыха. С одной стороны, важную роль играют различия в погодных условиях: работать можно и при холодном климате, но отдыхать лучше при теплой погоде. С другой стороны, те люди, которые любят активный отдых, стремятся совместить отсутствие физического труда с получением новых знаний и впечатлений в наиболее приятной форме – путем личного осмотра различных достопримечательностей. Поэтому большой популярностью пользуются турпоездки, например, в те районы и страны, где сохранились старинные памятники архитектуры.
В-третьих, туристические поездки (особенно, на дальние расстояния) становятся возможными лишь при удешевлении транспортных расходов и при минимизации затрат на оформление документов, связанных с выездом в другой регион. До эпохи Первой мировой войны оформление документов для переезда из одной страны в другую происходило достаточно быстро и легко, но сама оплата поездки была достаточно дорогой. Можно вспомнить Филеаса Фогга из романа Ж.Верна В 80 дней вокруг Земли, который в ходе кругосветной «турпоездки» потратил целое состояние, но ни разу не сталкивался с административными ограничениями при переезде из одной страны в другую. С начала 20 в., по мере развития транспорта, стоимость проезда стала быстро дешеветь, но зато все страны стали ужесточать визовый режим – затруднять выдачу разрешений на пересечение границ. Поэтому в наши дни кругосветная «турпоездка» по карману едва ли любому представителю среднего класса, но за 80 дней ее совершить нельзя из-за неизбежных бюрократических трудностей с оформлением виз.
Таким образом, после Второй мировой войны сложились предпосылки для формирования уже не элитарного и стихийного, как ранее, а массового и организованного туризма. Желающие полноценно отдохнуть представители среднего класса нуждались в специалистах, которые помогли бы им организовать оформление виз, переезд к местам возможного отдыха и сам отдых. Высокий спрос на туристические услуги породил и их высокое предложение.
По мере развития массового организованного туризма сформировались две категории фирм, участвующих в организации туризма, – туроператорские фирмы и туристические агентства.
Туроператорские фирмы (туроператоры) – это оптовые фирмы, выступающие посредниками между предприятиями туристической индустрии в одних регионах и группами людей, желающих стать туристами и живущих в других регионах. Для организации туристических поездок туроператоры устанавливают связи с предприятиями размещения, питания, транспорта, культурно-просветительскими учреждениями и экскурсионными бюро, действующими в местах, куда едут туристы. Часто туроператоры арендуют на основе долгосрочных контрактов гостиницы и другие средства размещения, самолеты, автобусы, обеспечивая их максимальную загрузку и получая значительные скидки.
Туроператорские фирмы в зависимости от используемого вида транспорта подразделяются на специализирующиеся в организации туров с использованием специально оборудованных самолетов; автобусных экскурсий; железнодорожных экскурсий; морских круизов.
Эти фирмы могут организовывать путешествия в какую-либо одну страну или специализированные туры по нескольким странам.
Туристические агентства (турагенства) – это розничные фирмы, играющие роль посредников между туроператорскими фирмами и обслуживающими предприятиями, с одной стороны, и индивидуальными клиентами-туристами, с другой. Турагенства либо организуют туры, предлагаемыми туроператорскими фирмами, либо занимаются предоставлением отдельных видов услуг индивидуальным туристам или группам лиц, устанавливая непосредственные связи с транспортными организациями, гостиничными корпорациями, экскурсионными бюро. Продажа туров осуществляется по ценам, устанавливаемым туроператорами и указанным в их проспектах. За реализацию турагенства получают фиксированное комиссионное вознаграждение от туроператоров.
Реализация отдельных видов услуг осуществляется по ценам, устанавливаемым их производителями, а за оказание разрозненных услуг турагенства могут устанавливать определенные наценки к розничным ценам производителя. Большинство турагенств находится в сфере влияния крупных туристических оптовых фирм, авиационных компаний, гостиничных корпораций и торговых фирм.
Новой тенденцией в развитии туристического бизнеса стало формирование туристических корпораций – крупных предприятий, которые объединяют широкий круг фирм, представляющих различные виды туристических услуг. Они в значительной степени монополизировали рынок и превратились в мощные межотраслевые производственно-хозяйственные комплексы, включающие предприятия различных отраслей промышленности, обслуживающих туристический бизнес, а также банковские, страховые и другие компании, и реализующие туры через широкую сеть туроператоров и турагенства в разных странах.
Спрос на туристические услуги приурочен ко времени массовых отпусков, что ведет к аритмии туристического бизнеса (например, пик во время летних отпусков и «мертвый сезон» зимой). Чтобы снизить сезонную неравномерность, туристические фирмы используют разные приемы. Во-первых, они стремятся вести свою деятельность одновременно в разных странах с различными пиками отпусков (во Франции – осенью, в Болгарии – летом, в Индии – весной). Во-вторых, туристические фирмы предлагают клиентам большие скидки во внесезонное время, чтобы повысить спрос на свои услуги во время спада отпусков.
Международный туризм как часть мирового хозяйства.
На рис. 1 показаны все основные виды деятельности, которые в своей совокупности образуют туристический бизнес (экономику туризма).
Туристический бизнес – одна из наиболее быстро развивающихся отраслей современного мирового хозяйства. Международный туризм входит в число трех крупнейших экспортных отраслей, уступая лишь нефтедобывающей промышленности и автомобилестроению (по некоторым прогнозам, к 2005 туризм выйдет на первое место).
В основе широкого развития международного туризма во 2-ой половине 20 в. лежат следующие факторы.
Экономический рост и социальный прогресс привели к расширению объема деловых поездок и поездок с познавательными целями.
Совершенствования всех видов транспорта удешевило поездки.
Увеличилось число наемных рабочих и служащих в развитых странах, произошло повышение их материального и культурного уровня.
С ростом интенсификации труда трудящиеся получают более продолжительные отпуска.
Развитие межгосударственных связей и культурных обменов между странами привело к расширению межличностных связей между и внутри регионов.
Наблюдается тенденция к ослаблению ограничений на вывоз валюты во многих странах и упрощению пограничных формальностей.
Туристический бизнес привлекателен для предпринимателей по следующим причинам:
он требует относительно небольших стартовых инвестиций;
по мере роста уровня жизни постоянно растет спрос на туристические услуги;
в этой отрасли высокий уровень прибыли (порядка 20% годовых);
в туристическом бизнесе низкий срок окупаемости затрат (всего несколько лет);
в этом бизнесе используются практически неисчерпаемые «естественно данные» ресурсы (теплый климат, исторические памятники), дающие так называемую туристическую ренту.
В экономике стран, принимающих зарубежных туристов, этот вид бизнеса выполняет ряд важных функций:
является источником валютных поступлений для страны;
способствует диверсификации экономики, стимулируя отрасли, обслуживающие сферу туризма;
с ростом занятости в сфере туризма растут доходы населения и повышается уровень благосостояния нации.
В современном мире на международный и внутренний туризм приходится около 10% мирового валового внутреннего продукта.
Помимо значительной статьи дохода туризм является еще и одним из мощных факторов усиления престижа страны, роста ее значения в глазах мирового сообщества и рядовых граждан.
Международный туризм развит в разных странах современного мира крайне неравномерно. Это объясняется, во-первых, разными уровнями социально-экономического развития отдельных стран и регионов, а во-вторых, различиями в обеспечении безопасности для туристов.
Наибольшее развитие международный туризм получил в западноевропейских странах. На долю этого региона приходится свыше половины мирового туристического рынка, в то время как на Азию и Африку вместе взятые – менее четверти (Табл. 1). Важно отметить, что европейские страны не только являются родиной большинства туристов, но и регионом поездок большинства из них (Табл. 2). Иначе говоря, основной турпоток – это поездки европейцев из одних стран в другие европейские страны.
ТАБЛИЦА 1. СТРУКТУРА ТУРИСТСКИХ ПРИБЫТИЙ В ОСНОВНЫЕ РЕГИОНЫ ПЛАНЕТЫ В 2000, ПО ДАННЫМ ВСЕМИРНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ПО ТУРИЗМУ | |
Регионы | Доля прибытий туристов, в % |
Европа | 58 |
Америка | 18 |
Восточная Азия, Тихоокеанский регион | 16 |
Африка | 4 |
Ближний Восток | 3 |
Южная Азия | 1 |
Всемирная организация по туризму в своей классификации выделяет страны, являющиеся в основном «поставщиками» туристов (США, Германия, Великобритания, Япония, Канада, Нидерланды) и страны, являющееся в основном принимающими сторонами (Австралия, Греция, Кипр, Италия, Испания, Мексика, Турция, Португалия, Франция, Швейцария, Египет, ОАЭ, ЮАР). Легко заметить, что поставщиками туристов являются преимущественно развитые страны, а принимают туристов как развитые, так и развивающиеся страны. В будущем многие страны «третьего мира» могли бы усилить свою специализацию на приеме туристов, сделав эту отрасль важным источником экономического роста. Что касается «поставщиков» туристов, то в ближайшие годы первенство, видимо, сохранится за странами европейской цивилизации, хотя будет расти количество туристов из Японии и новых индустриальных стран.
ТАБЛИЦА 2. СТРУКТУРА ТУРИСТСКИХ ПРИБЫТИЙ ПО РЕГИОНАМ ПРОИСХОЖДЕНИЯ ТУРИСТОВ В 2000, ПО ДАННЫМ ВСЕМИРНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ПО ТУРИЗМУ | ||||
Направления прибытия туристов |
Регионы происхождения туристов |
|||
Тот же регион | Другие регионы | Тот же регион | Другие регионы | |
Млн. человек |
% от общего числа прибытий | |||
Всего в мире | 698, 8 | 136,9 | 80 | 20 |
Африка | 27,6 | 14,8 | 46 | 54 |
Северная и Южная Америка | 129,0 | 34,4 | 73 | 27 |
Восточная Азия и Тихоокеанский регион | 111,9 | 24,0 | 79 | 21 |
Европа | 403,3 | 46,4 | 88 | 12 |
Ближний Восток | 20,6 | 12,5 | 39 | 61 |
Южная Азия | 6,4 | 4,9 | 24 | 76 |
Привлекательность стран для туризма зависит от многих факторов (см. примеры в Табл. 3). Одни из них (природно-климатические условия, наличие исторических достопримечательностей) являются «естественно данными». Другие же (гостиничное обслуживание, организация экскурсий, строительство пляжей, безопасность) сильно зависят от деятельности туристических фирм и от правительств тех стран, куда могли бы приехать туристы.
Следует учитывать, например, что туризм может развиваться только в мирных условиях. Страх туриста за свою безопасность – серьезный сдерживающий фактор при выборе им места отдыха. Например, рост в 1990-е терроризма в мусульманских странах привел к резкому сокращению туристических поездок в Египет и в страны Ближнего Востока. Многие страны «третьего мира» с древней культурой и с хорошим климатом (Иран, Колумбия, Бирма) могли бы стать центрами международного туризма, но местные власти не могут гарантировать приезжим европейцам безопасности, а потому они фактически закрыты для туристов. Сокращение потока туристов может быть связано даже с событиями в совсем других странах: так, после взрыва 11 сентября 2001 Всемирного торгового центра в США объем международного туризма сразу резко сократился (предварительные заказы на турпоездки в октябре оказались примерно на 15% ниже уровня предыдущего года).
ТАБЛИЦА 3. ФАКТОРЫ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТИ ДЛЯ ТУРИСТОВ ОТДЕЛЬНЫХ СТРАН МИРА | |
Популярные среди туристов страны | Факторы привлекательности для туристов |
Бразилия | Широкое развитие экологических туров по Амазонии. Экзотическая природа. Современная архитектура и дизайн столицы страны |
Франция Англия |
Высокая концентрация исторических и культурных достопримечательностей. |
Германия Финляндия |
Упрощённый визовый режим (возможность широкого спектра комплексных туров). |
Израиль | Многочисленные «священные места». Наличие широкого спектра оздоровительных центров. Наличие молодёжных лагерей. Развитая инфраструктура туризма. Высокий уровень обслуживания. Комфортный климат. Большая продолжительность туристского сезона. Сочетание отдыха у моря с осмотром достопримечательностей. |
Объединённые Арабские Эмираты | Низкие цены на электронику и бутовую технику хорошего качества. Высокий уровень сервиса. Упрощённая система визового режима. |
Пример Кубы показывает, что широкое привлечение туристов возможно даже при сохранении глубоких различий между социально-экономическими системами. В 1990-е эта страна осталась едва ли не единственной страной мира, открыто выступающей за доктрину коммунизма, и в эти годы Куба, чтобы преодолеть тяжелый экономический кризис, сделала ставку на привлечение иностранных туристов. Именно туризм стал основной отраслью, приносящей стране валюту, что помогло «острову свободы» переломить неблагоприятные последствия ослабления экономического сотрудничества с Россией.
Широкое развитие международных туристических связей повлекло создание многочисленных международных организаций, содействующих улучшению работы этой сферы мировой торговли услугами. В их число входят: специализированные учреждения системы ООН; неправительственные специализированные, международные коммерческие, национальные и региональные организации по туризму. Ведущей среди них является созданная в 1925 Всемирная организация по туризму, ВОТ (World Tourism Organization, WTO), – межправительственная организация, которая по поручению ООН занимается продвижением и развитием туризма как средства экономического развития и международного взаимопонимания.
Эволюция туризма за рубежом.
В истории развития туризма за рубежом нет плавного течения. За последние два века он прошел три этапа (Табл. 4). Дважды, в начале и в середине 20 в., в организации туризма происходили революционные изменения. Они связаны с усилением роли государства в предоставлении гарантий туристического обслуживания и с демократизацией социального состава туристов при резком расширении их числа.
В современном мире существует много разновидностей туризма. Его основные виды систематизированы в Табл. 5.
Потребности и желания клиентов постоянно меняются. В результате происходят изменения и в географии туризма, и в его типах.
Например, в начале прошлого века весьма популярными и престижными курортами считались Ницца и Баден-Баден, где можно было встретить весь цвет европейского (в т.ч. петербургского и московского) общества. А в наши дни Ницца известна в основном как оздоровительный курорт и уже не является столь престижным местом отдыха, каковым она была в те времена.
ТАБЛИЦА 4. ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ ТУРИЗМА В ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЕ | |
Период | Характеристика |
Начало 19 – начало 20 века | Развитие элитарного туризма. Зарождение специализированных предприятий по производству туристических услуг. |
Начало 20 века – до Второй мировой войны. | Начало становления социального туризма |
После Второй мировой войны. | Развитие массового туризма. Формирование туристической индустрии как межотраслевого комплекса по производству товаров и услуг для туристов. |
С изменением потребностей зажиточных людей появляются новые виды туризма. Некоторые из них носят полузаконный или откровенно незаконный характер – как, например, секс-туризм в страны Юго-Восточной Азии (для педофилов) или нарко-туризм в Нидерланды (для желающих легально покурить «травки»).
Тяга к здоровому образу жизни стимулировала наряду с пассивным (оздоровительным) отдыхом развитие спортивного туризма (альпинизм, лыжный туризм, походы по горам, велосипедный туризм, парусный туризм и т.д.), который официально признан видом спорта. Интересным примером такого туризма является совершенное в 1997–1999 новосибирским ученым Владимир Лысенко кругосветное путешествие на легковом автомобиле (от Аляски через всю Америку, Австралию, Африку и Евразию до Магадана). Большинство поклонников спортивного туризма, конечно, не стремятся к подобным рекордам, ограничиваясь умеренными нагрузками для поддержания здоровья
На развитие индустрии туризма влияет рост числа т.н. «деловых путешественников», которые совершают поездки вовсе не ради отдыха, а для деловых целей, но часто пользуются той же инфраструктурой, что и обычные туристы. Уже сейчас на долю «делового туризма» приходится свыше половины выручки от продаж гостиничных номеров. Особой разновидностью делового туризма считается инсентив-туризм – поездки, которыми фирма награждает своих сотрудников за высокие показатели в работе. В отличие от массовых туров инсентив-программы разрабатываются под конкретного корпоративного заказчика и, как правило, предполагают первоклассное размещение и обслуживание на маршруте.
ТАБЛИЦА 5. КЛАССИФИКАЦИЯ ТУРИЗМА | ||
Принципы классификации | Виды туризма | Подвиды туризма |
Цели туристов | Рекреационный | Оздоровительный |
Спортивный | ||
Деловой | Бизнес-поездки | |
Конгрессно-выставочный | ||
Инсентив-туризм | ||
Шоп-туры | ||
Хобби-туры | ||
Познавательный | Экскурсионный | |
Паломнический | ||
Обучающий | ||
Экологический | ||
Форма и организация поездок | Организованный | |
Неорганизованный («дикий») | ||
Индивидуальный | ||
Групповой | ||
Происхождение туристов | Международный | |
Национальный | ||
Тип оплаты поездок | Коммерческий | |
Социальный |
По данным Всемирной организации по туризму на 2000, 62% международных туристских поездок совершались для отдыха, на деловой туризм приходилось 18%, остальные 20% – это посещение знакомых и родственников, религиозные цели/паломничество, лечение и т.д.
Помимо коммерческого во 2-ой половине 20 в. активно стал развиваться социальный туризм. Его можно коротко охарактеризовать как гарантированный государством минимум в сфере отдыха, когда небогатые граждане совершают путешествия, субсидируемые государством из средств, выделяемых на социальные нужды. Задачей социального туризма является обеспечение качественного отдыха всем членам общества путем широкого вовлечения в сферу туризма малоимущих. Эта концепция наиболее активно используется сейчас во Франции и в Швейцарии, где фактически у всех граждан есть «право на туризм».
Развитие туризма связано с развитием глобализации – туризм является одновременно и ее порождением, и фактором ее дальнейшего развития. Возрастающий интерес туристов к другой культуре, доступность информации способствуют увеличению возможностей общения между народами, что позволяет людям лучше понимать друг друга. Чтобы стимулировать развитие туризма, многие страны взяли курс на упрощение визового режима: например, в западноевропейских странах Шенгенской зоны действует единый визовый режим – получение визы в одну из этих стран дает туристу возможность «заехать» и в любые другие страны этой зоны.
По данным ВОТ, за последние 15 лет доходы от международного туризма увеличивались в среднем на 9% в год, достигнув в 2000 почти 500 млрд. долл.; несколько медленнее росло количество международных турпоездок – они росли в среднем примерно на 4,5% в год, составив в 2000 около 700 млн. человек. Прогнозируют, что к 2020 количество международных турпоездок превысит 1 млрд. человек, а доходы – 1,5 млрд. долл.
Эволюция туризма в России.
Развитие туристической отрасли в России (Табл. 6) имело некоторые существенные отличия от ее развития за рубежом.
До 1917 развитие туризма в нашей стране происходило примерно так же, как и на Западе. Еще в 18 в. стало модным посылать молодых аристократов в ознакомительную поездку по Европе, это рассматривалось как желательный элемент их воспитания. Сам будущий император Павел I, будучи наследником престола, совершил поездку по ряду европейских стран под именем «графа Северного». К началу 20 в. состав путешествующих несколько демократизировался, но по прежнему выезжать на отдых за рубеж (и вообще переезжать куда-либо ради временного отдыха) могла в основном лишь «богатая публика».
В советское время туристическая индустрия оказалась постепенно практически полностью национализированной. Поскольку произошло огосударствление труда, то государство присвоило себе право «одаривать» правом на полноценный отдых не всех, имеющих деньги на приобретение путевки, а лишь тех, кто «заслужил» это. В результате стоимость поездок в различные государственные дома отдыха и пансионаты была, как правило, невысокой: цена профсоюзной путевки составляла примерно 1/10 цены, по которой аналогичную путевку могли приобрести туристы-иностранцы. Однако распределением дефицитных путевок занимались государственные и профсоюзные органы, в результате чего путевки стали, по существу, особой формой премирования. Таким образом, если на Западе социальный туризм был дополнением к коммерческому, то в СССР он стал главной формой развития туристической индустрии.
ТАБЛИЦА 6. ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ ТУРИЗМА В РОССИИ | |||
Период | Название | Характеристика | Развитие туристических организаций |
До 1890-х | Просветительский | Путешествия связаны с познавательными, торговыми, политическими и религиозными целями. Поездки совершали для расширения кругозора и знакомства с достижениями разных народов, а также для лечения и оздоровления. | Отсутствуют |
1890-1917 | Предпринимательский | Познавательно-экскурсионная направленность. Становление и развитие разных видов спортивного туризма. | Образовались Русский туринг-клуб (Петербург, 1895), Русское горное общество (Москва, 1901). |
1917-1930 | Туристско-экскурсионный | Формирование рынка туристических услуг и туристической инфраструктуры. Появление туристических бюро и обществ с целью активизировать массовый отдых трудящихся и удовлетворить их потребности в изучении культурных ценностей и природы России. | В 1920 появилось Объединенное лекционно-экскурсионное бюро, в 1925 – Государственное АО «Советский турист», в 1929 – ВАО «Интурист» |
1930-1990 | Административно-нормативный | Создание материальной базы для рекреационного туризма, лимитирование выездного туризма. С 1970-х туристско-экскурсионное дело прочно вошло в быт советских людей. Характерной чертой советского туризма является жесткое нормирование и планирование. | В 1958 создано Международное молодежное бюро «Спутник». |
С 1990 | Переходный | Переход от административного распределения к коммерческой торговле. Невостребованность и разрушение старой материальной базы. Рост внешнего (выездного) туризма при сокращении внутреннего. | На рынке РФ работает около 8 тыс. фирм, 6 тыс. из которых имеют лицензии на международную туристскую деятельность |
Выезд за границу «дозировался» особенно строго, зато широкое развитие получил туризм внутри границ СССР. Главными здравницами страны стали черноморское побережье Крыма и Кавказа, куда постепенно многие стали ездить отдыхать не только по государственным путевкам, но и самостоятельно, «дикарями».
В последние годы существования СССР, когда отпали ограничения на выезд за границу, все туристские организации (и государственные, и вновь возникшие коммерческие) переживали расцвет – ежегодный прирост их деятельности достигал 15%. Однако в 1990-е темп развития этой отрасли замедлился в связи, прежде всего, с резким падением доходов многих россиян в сравнении с советскими временами.
В постсоветской России туристический бизнес развивается с преимущественной ориентацией на выезд за границу. Внутрироссийский туризм резко сократился из-за потери курортов Крыма и Кавказа, высоких цен на транспорт и приватизации значительной части материальной базы старых домов отдыха. Участники прений о возрождении социального туризма отмечают, что сейчас выгоднее без особых забот продать две индивидуальных путевки на Кипр или в Турцию, чем с массой хлопот и с заметно меньшей прибылью организовать одну автобусную экскурсию школьников в Подмосковье. Поэтому подавляющее большинство действующих в России туристических фирм предпочитают заниматься направлением своих соотечественников за рубеж, и лишь небольшая их часть работает на привлечение гостей в нашу страну. Этот резкий дисбаланс между развитым внешним и неразвитым внутренним туризм коренным образом отличается от международных тенденций: в целом в мире внутренний туризм составляет более 80% всех туристских потоков, а расходы на внутренний туризм превышают расходы на международный туризм примерно в 10 раз.
Россия имеет колоссальный туристический потенциал, но занимает скромное место на рынке туристических услуг. В конце 1990-х на нее приходилось менее 1% мирового туристического потока.
В условиях, с одной стороны, полной открытости национального туристского рынка перед мировым рынком туристских услуг и, с другой стороны, сохранением заметных различий между ценами на потребительские товары в России и за рубежом, российский туристский рынок стал не столько элементом индустрии досуга, сколько «челночной» формой международной торговли и средством перекачки валютных доходов за границу. Поскольку туристические поездки из России за рубеж многократно превосходят туристические поездки иностранцев в Россию, то современная отечественная экономика туризма выступает как одна из форм миграции капитала из России за рубеж.
Юрий Латов, Дмитрий Преображенский, Анастасия Пузочкина
Папирян Г.А. Международные экономические отношения. Экономика туризма. М., «Финансы и статистика», 2000
Александрова А.Ю. Международный туризм: Учебное пособие для вузов. М., «Аспект Пресс», 2001
Менеджмент туризма. Экономика туризма. – Учебник. М., «Финансы и статистика», 2002
Умнов А. Из тени в свет перелетая… – Туризм: практика, проблемы, перспективы. 2003, № 4
Интернет-ресурсы: Информация о Всемирной организации по туризму –
http://www.world-tourism.org/ruso/about_wto/general_info_wto_updated2003.htm;
(http://www.itravel.ru/biblio/book5.html);
Туризм после 11 сентября 2001 г.: Анализ, восстановительные меры и перспективы (Доклад Всемирной туристической организации.)
(http://www.world-tourism.org/ruso/news_release/2002/tourism_crisis_report.htm)
Ответь на вопросы викторины «Спорт»