Возвращение римлянина
Бытует мнение, что эпоха великих открытий в науке прошла. Что интересного или сенсационного для широкой публики может быть представлено скажем на конгрессе химиков? Ни много, ни мало – необозримая перспектива новых открытий… в искусстве!
Одним из 12000 докладов и презентаций на последнем 245-м общенациональном собрании Американского Общества Химиков (ACS), объединяющего более 163000 членов, стал доклад именно на эту тему. Речь идет о технологии обнаружения изображения под живописным слоем фресок.
В станковой живописи специалисты давно уже пользуются всевозможными сканерами, позволяющими обнаружить скрытое под слоем красок изображение. Это нужно не только для обнаружения записанных сверху элементов, подписей автора, для обнаружения подделок. Иногда это представляет и огромный художественный интерес. Подчас, так можно проследить историю полотна, определить как создавался шедевр, менялся замысел автора и пр.
Художники, в том числе и великие, иногда повторно использовали полотна, уничтожая исходное изображение. Часто это делали для того, чтобы избежать расходов на покупку нового холста или для усиления цвета и формы предыдущей версии картины. Еще чаще это происходило с фресками. Фрески переписывали для того, чтобы отреставрировать поврежденные фрагменты, «освежить» потускневший со времени колорит или просто по желанию нового владельца.
Технология создания классической фрески уникальна и используется еще с античных времен. Автор должен успеть нанести изображение красками по сырой штукатурке до тех пор, пока она не просохла. Такое соединение краски и штукатурки создает удивительно долговечное изображение, ведь картина становится частью самой стены. Самые ранние известные фрески датируются примерно 1500 г. до н.э. и были найдены в Греции на острове Крит. Огромное количество шедевров в мировом искусстве исполнены именно в виде фрески. И очень часто бывает так, что под видимым посетителю изображением скрывается несколько слоев предыдущих вариантов росписи.
Для исследования ученые выбрали фреску XIX века Trois homes armés de lances (Трое мужчин с копьями), из коллекции Кампана в Лувре. Итальянский коллекционер Жанпьетро Кампана был известен не только тем, что приобретал произведения искусства и реставрировал, но часто полностью перерабатывал оригинал. Искусствоведы считают, – эта фреска, после того, как ее сняли со стены, была переписана. Задача ученых была исследовать слой фрески под «новоделом».
Терагерцовая технология
Ни одна из известных науке технологий обнаружения скрытых изображений под картинами не выявила утерянные изображения на этой фреске. Успех был достигнут только при использовании терагерцового излучения. Этот метод основан на электромагнитном излучении, лежащем в диапазоне между микроволнами, на которых работают обычные бытовые микроволновки, и инфракрасными лучами, которые используются в пульте дистанционного управления ТВ. Это излучение относительно слабое и не подвергает картины какой-либо опасности.
Терагерцовая технология в последнее время используется в области контроля качества в фармацевтической промышленности для обеспечения целостности таблеток и капсул. Самое удивительное, что та же самая технология используется и при сканировании пассажиров и багажа в аэропортах. Использование же этой технологии в изучении артефактов и произведений искусства является абсолютно новым и многообещающим опытом.
Группа исследователей под руководством доктора Дж. Бьянка Джексон из Рочестерского университета под живописным слоем «новодела» обнаружили изображение лица римлянина. «Мы не могли поверить своим глазам, когда образ материализовался на экране. Под верхним слоем картины из-под складок туники, мы увидели глаз, нос, и затем появился рот. Мы видели то, что, скорее всего, было частью древней римской фрески, возрастом в тысячу лет», – сказала Дж. Бьянка Джексон.
Но кто тот человек на фреске? Правитель, который изменил ход истории? Римский сенатор или патриций, плебей или великий оратор? Или просто богатый землевладелец, заказавший увековечить свое изображение? Это задача уже искусствоведов и историков античного искусства.
Команда же ученых приступила к новым исследованиям с помощью технологии терагерцового излучения. Одной из предстоящих задач исследователи видят изучение с помощью этого метода старинных русских икон.